Интересную инфу нашёл на сайте "female single combat club":
- В 11 в н.э. сенатский декрет (senatus consultum) запретил свободным женщинам до 20 лет появляться на аренах (так же как и свободным мужчинам до 25 лет).
- В 18 г. н.э. этот эдикт был заменен сенатским декретом (senatus consultum) Ларинуса, которых предусматривал дополнительные наказания для мужчин и женщин сенаторского и всаднического званий за участие в боях на арене. Этот декрет был высечен на серебранной дощечке, которую сейчас называют Tabula Larinas - на ней записан запрет принимать в гладиаторы дочерей, внучек и правнучек сенаторов или всадников в возрасте до 20 лет.
- В конце концов, в 200 г. н.э. император Септимий Север полностью запретил женщинам участвовать в деятельности, связанном с насилием. Он издал указ, запрещающий женское единоборство на аренах, как дурной пример женщинам высших классов, вызывающий насмешки у зрителей.
Римский историк Кассий Дион (ок. 150-235г. н.э.) описал фестиваль, который император Нерон (правл. 54-68г. н.э.) устроил в честь умершей матери (которую сам же и убил). Такие фестивали обычно продолжались несколько дней; представления давались одновременно в пяти или шести амфитеатрах, в них участвовали женщины, в том числе и гладиаторши. "Было еще одно представление, еще более позорное и шокирующее, когда мужчины и женщины не только всаднического, но и сенаторского звания появлялись на арене, не уважая себя - они скакали на лошадях, убивали диких зверей и дрались как гладиаторы, некоторые по собственной воле, а некоторые - против воли". Дион Кассий позже описал гладиаторское сражение с участием эфиопок, которое устроил Нерон в 66г. н.э. Марциал также писал о
женщинах-венаторах (гладиаторы, сражающиеся с дикими животными).
Римский биограф и историк Светоний (ок. 69г. н.э. - 122г. н.э.) рассказал о гладиаторских играх, организованных императором Домицианом, в которых активно участвовали женщины. Домициан устраивал много экстравагантных развлечений в Колизее и Цирке. Помимо обычных представлений, там были гладиаторские бои женщин при свете факелов. Дион Кассий писал: "Он часто устраивал бои в ночное время и иногда стравливл женщин с карликами и друг с другом. "
В "Сатириконе" Петрония упоминается женщина-эсседарий (боец на колеснице), которая готовится биться с карликами: "…уже готовы карлики и женщина-боец на колеснице".
Римский поэт Статий написал поэму о гладиаторских боях при императоре Домициане, в которых участвовали "мавры, женщины и пигмеи". "Пол, неприспособленный к владению оружием, соперничает с мужчинами в битве! Можно подумать, что сражается банда амазонок".
Как и в современных спортивных соревнованиях, наиболее популярные состязания римляне оставляли "на закуску". Тот факт, что женские состязания проводили поздно, свидетельствует о том, что они считались одними из главных событий фестиваля.
Римский сенатор и историк Тацит (ок. 56г. н.э. - 177г. н.э.) писал о знатных богатых женщинах, участвующих в гладиаторских представлениях, причем поводом для этого было что угодно, только не деньги.
Интересно-а какой повод был у женщин выступать на арене, если не деньги?