Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Musica. » Музыка древнего мира


    Музыка древнего мира

    Сообщений 21 страница 40 из 185

    21

    Если мы думаем, что только в наше время культивировалось невосприятие новых жанров и направалений в музыке-то мы глубоко ошибаемся. В Древней Греции даже невинное усовершестование музыкального инструмента с целью расширить диапазон звучания вызывало активное сопротивление власть имущих. В подтверждение этих слов-вот этот рассказик:
    ...Предания повествуют о том, что государственные чиновники в Древней Греции противились всему, что могло хотя бы чем-то нарушить установленную издавна традицию. Даже увеличение общепринятого числа струн лиры также не проходило мимо внимания тех, кто призван был следить за художественной жизнью. Здесь стоит вспомнить историю, связанную с Фринидом.
    Он родился в Митилене около 475 г. до н. э. и, согласно словарю «Суда», начал свою творческую деятельность как авлод. Но вскоре Фринид обратился к кифаре и после многих лет усиленных занятий приобрел репутацию выдающегося кифариста своего времени. В 446г. до н. э. он стал победителем на Панафинейских играх, что еще больше укрепило его славу. Его замечательное мастерство инструменталиста сочеталось с новаторством в музыкальном творчестве. Традиционный и некогда строгий кифародический ном Фринид превратил в своеобразную концертную вокально-инструментальную пьесу с обилием орнаментики и с яркими необычными модуляциями.
    И вот этот музыкант, искусство которого не могло существовать без свободы мышления и свободы творческого духа, по неизвестным нам причинам, оказывается в тоталитарной Спарте, где все строго упорядочено и приведено в соответствие с издавна существующим укладом. Плутарх («Агид и Клеомен» 10) передает, что спартанский эфор Экпрепа отсек топором две струны от лиры Фринида, когда тот выступил перед публикой не с обычной семиструнной, а с девятиструнной лирой.
    Нужно отдать должное античным цензорам. Они прекрасно понимали, что две дополнительные струны расширяют художественные и технические возможности инструмента, а отсюда прямой путь к новшествам более глубокого порядка. То, что это было именно так, доказывает знаменитый декрет спартанских эфоров против другого величайшего новатора — Тимофея Милетского (450—360 гг. до н. э.), который также осмелился увеличить количество струн своей лиры с семи до одиннадцати.
    По-видимому, Тимофей учился в Афинах под руководством Фринида и в начале своего творческого пути он безуспешно принимал участие во многих музыкальных состязаниях. Фортуна словно не замечала его. Наконец, в 420 г. до н. э., поддержанный великим Еврипидом, он вновь выступил на состязании и на этот раз оказался победителем. Причем он «обошел» даже своего учителя Фринида, который участвовал в этом соревновании. Тимофей вошел в историю древнегреческой музыки как знаменитый кифарод и автор дифирамбов. Все, к чему бы ни прикасалась рука Тимофея, приобретало совершенную художественную форму.
    Вскоре вокруг него сформировалась целая школа художников-новаторов. Среди них был и афинянин Кинесий (ок. 450—390 гг. до н. э.), который отказался от использования хора в комедии, так как хористы, воспитанные на традиционной музыке, не в состоянии были петь его необычные мелодические обороты. Поэтому среди приверженцев старого искусства, считавших, что мелодии Кинесия не приемлемы для хорошего вкуса, за ним закрепилось прозвище «хороктонос» (χοροκτόνος — убийца хора). Распространялись также слухи о его распутстве и неуважении к богам. Если к этому добавить описание его почти карикатурной внешности (очень высокий и слишком худой), то перед нами возникнет портрет типичного «античного авангардиста».
    Другим соратником Тимофея был Меланиппид (480—414 гг. до н. э.) с острова Мелос (из группы Киклад). Ему также приписываетсявведение многих новшеств. Считается, что он первый сочинил инструментальное вступление к дифирамбу, так называемую анаболу (αναβολή) и превратил дифирамб в свободное по форме произведение, без обязательного традиционного противопоставления строф и антистроф. К тому же говорят, что он играл на двенадцатиструнной лире.
    Такова была «группа Тимофея». Ее творчество вызывало постоянные нападки ретроградов. Судя по всему культурная Эллада в V—IV вв. до н. э. разделилась на два лагеря: защитников и противников нового. Споры шли везде — и на сцене, и на пирах, и на улице. Общество знакомилось с новыми произведениями, где смело использовался необычный музыкальный язык. Кто-то принимал эти новшества, кто-то стремился понять их смысл, а кто-то отрицал их полностью.
    И вот неофициальный глава древнегреческих «авангардистов» — Тимофей попадает в ту же Спарту, куда в свое время занесла судьба и его учителя Фринида. Как было воспринято в Спарте его искусство? История не сохранила реакции слушателей, но мнение государства было доведено до сведения всех граждан в виде декрета спартанских эфоров. Этот декрет — древнейшее из сохранившихся постановлений тоталитарного режима, направленное против свободы художественного творчества, — представляет особый интерес. Он чудом уцелел и приведен в трактате Боэция «О музыкальном установлении». Вот его полный перевод с лаконского наречия:
    «Поскольку Тимофей Милетский, прибыв в наше государство, пренебрег древней музой и, отклоняясь от игры на семиструнной кифаре [и] вводя многозвучие, портит слух юношей, [а также] из-за многозвучия и новизны мелоса делает музу неблагородной и сложной, а вместо простого и упорядоченного устанавливает строение мелоса хроматическим, вместо энгармонического (и слагает [его] беспорядочно), вместо соответствия с антистрофой, а вызванный на соревнования в честь Элевсинской Деметры, сочинил [произведение ], не соответствующее содержанию мифа о родах Семелы [и] неправильно обучал молодежь — было постановлено, в добрый час: царю и эфорам выразить порицание Тимофею и заставить [его] из одиннадцати струн отрезать лишние, оставив семь, чтобы каждый, видя строгость государства, остерегался вносить в Спарту что-либо не прекрасное, чтобы никоим образом не нарушалась слава состязаний».
    А мы говорим-джаз...рок... :dontknow:

    0

    22

    Геннадий Бордуков написал(а):

    государственные чиновники в Древней Греции противились всему, что могло хотя бы чем-то нарушить установленную издавна традицию

    Эта практика прекрасно вписывается в канву притчи о мудром властитиле, много лет умудрявшемся не допускать в своих владениях бунтов и смут и на вопрос-в чём секрет, властитель отвёл вопрошающего в пшеничное поле и, показав выступающие над основной массой колоски, сорвал их... :smoke:

    0

    23

    Продолжаем знакомиться с античными музыкальными инструментами-форминга.

    Форминга (phOrminx) - близкая родственница лиры, имевшая с ней параллельное хождение в период архаики и классики (после второй половины IV века до н.э. вышла из обихода). Отличалась от лиры как некоторыми внешними особенностями, так и назначением: форминга была излюбленным инструментом странствующих и придворных певцов и сказителей (аэдов и рапсодов); в этом качестве упоминается у Гомера и Гесиода.
    На первой картинке представлена реконструкция форминги.

    На форминге, видимо, играл и сам Гомер, что отразилось в его изваяниях, выполненных художниками XIX века, имевшими классическое образование и знавшими, почему в данному случае уместна именно форминга, а не лира или кифара.
    На второй картинке-памятник Гомеру у Баварской библиотеки в Мюнхене.

    Форминга отличалась от лиры, во-первых, правильной полукруглой формой корпуса, во-вторых, материалом (она строилась из дерева; черепаший панцирь не присутствовал здесь даже в качестве стилизации), в-третьих, прямыми или почти прямыми "плечами", не напоминавшими изогнутые коровьи рога - как видно на реконструированном экземпляре, плечи делались составными.
    Струн у древней форминги было чаще всего четыре (у совсем архаической - три), позднее стало пять и даже семь, как на лире.
    Очень заметной особенностью форминги было наличие на ее корпусе двух или больше, чем двух, круглых отверстий либо рисованных окружностей, которым часто придавался вид больших человеческих глаз.
    О смысле этих украшений можно строить разные догадки. Отверстия, разумеется, могли иметь функциональное предназначение и служить для усиления резонанса (как "эфы" у нынешней скрипки). Однако оформление их в виде глаз, вероятно, имело магический смысл: аэды, как и пророки, обычно были слепыми, однако боги наделяли их внутренним зрением (об этом говорил сам Гомер, описывая в "Одиссее" певца Демодока). Видимо, "зрячая" форминга намекала на особый дар богов и на то, что этот инструмент - живой, и у него есть собственная душа (так же, как у корабля, носовую часть которого также часто украшали огромные глаза).
    На форминге играли не только аэды, но и женщины, в том числе Музы и благородные жены и девушки (картинка 3).

    0

    24

    Несмотря на шаблонные фразы о "римлянах-грубых вояках"  :glasses: , профессия учителя музыки и танца была почетна и популярна в древнем Риме. Большим успехом пользовались публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров, например певец Тигеллий при дворе Августа, актер-певец Апеллес — любимец Калигулы, кифареды Менкрат — при Нероне и Месомед Критский при Адриане.
    Кстати, тут обнаружился кусочек из Квинта Горация Флакка о Тигеллии:
    Общий порок у певцов, что в приятельской доброй беседе,
    Сколько ни просят их петь, ни за что не поют; а не просят -
    Пению нет и конца! - Таков был сардинец Тигеллий.
    Цезарь, который бы мог и принудить, если бы даже
    Стал и просить, заклиная и дружбой отца и своею,
    Все ни во что бы! - А сам распоется - с яиц и до яблок
    Только и слышишь: "О Вакх!" то высоким напевом, то низким,
    Басом густым, подобным четвертой струне тетрахорда

    Не очень-то Гораций жаловал римских певцов.  :glasses:

    0

    25

    Зато римляне любили маршевую музыку (что обьяснимо  ;) ). . Маршевая музыка медных труб была им больше по вкусу. Эти трубы были как прямые (туба), так и изогнутые (корнет). Не существует латинского слова, обозначающего барабан, но картинку из Помей с изображением бубна я видел. . Флейты и свирели, тамбурины и цимбалы использовались в основном на религиозных процессиях и церемониях, таких как церемония почитания Исиды. В древнеримской религии ранней республики имелись свои гимны или псалмы, но их музыкальное сопровождение вовсе не было выдающимся. Стихи обычно читались нараспев под аккомпанемент на лире, и в поздней империи, как мы видели, хозяева, дающие пиры, имели обыкновение развлекать своих гостей приятной музыкой на всем протяжении празднества.
    Кроме как от уличных музыкантов и на некоторых театрализованных представлениях, религиозных праздниках, процессиях на играх и по великим торжествам государственного масштаба, римляне редко имели возможность слышать хорошую музыку, поскольку не было организованных концертов или музыкальных фестивалей.
    Уличные музыканты и музыкальные инструменты: 1 – свирель; 2 – кимвал (тарелки); 3, 4 – флейта; 5 – труба

    0

    26

    А что известно о римской лютне?

    0

    27

    Artemis написал(а):

    А что известно о римской лютне?

    Если лютня была известна в Древнем Египте и Греции, то наверняка и у римлян использовался этот музыкальный инструмент.
    Музыканты из Фив, играющие на двойном гобое, лютне и арфе. Древнеегипетская фреска. Эпоха Нового царства.

    0

    28

    Немного информации о римской лютне есть на CD "Атлас древнего мира".

    Лютеция Лупата с римской лютней.

    http://s08.radikal.ru/i181/1108/ac/06e71af1baec.bmp

    Реконструкция римской лютни и небольшое описание

    http://s57.radikal.ru/i157/1108/05/06d4fb8bd5c5.bmp

    Атлас древнего мира - хороший диск, рекомендую, у кого нет. Можно скачать на рутрекере, но на Вин7 не устанавливается, на ХР работает.

    +1

    29

    Судя по тому, что покрытие корпуса найденной в Пантикапее лютни было изготовлено из серебра, вряд ли это принадлежало простолюдину.
    Также хочу заметить, что упоминаний о лютне (а соответственно, и изображений) значительно меньше, чем той же лиры или форминги. Отсюда можно предположить (с некоторой долей вероятности), что лютня не имела такого массового распространения.  :dontknow:

    Отредактировано Непростая (2011-08-19 08:48:56)

    0

    30

    Не помню где читала про лютню уже средних веков. Из-за большого количества струн на ней не каждый мог научиться играть. 14 струн пантикапейской лютни - по-моему, тоже немало. Может, причина меньшего распространения этого муз. инструмента кроется здесь?

    Кроме лютни древние использовали еще пандуру, предка современного греческого бузуки. К сожалению, рунет не богат на хорошие статьи в этой области. http://en.wikipedia.org/wiki/Pandura  Видела еще в Ютубе произведения австралийских, кажется, реконструкторов с использованием пандуры, но сейчас, к сожалению, не могу найти  http://yapro.ru/javascript/jquery.lebnik.Comments/smiles/12.gif

    0

    31

    Artemis написал(а):

    Кроме лютни древние использовали еще пандуру

    Классные иллюстрации по ссылкам с изображениями лютни и пандуры:

    0

    32

    По таким изображениям легко судить и о размерах муз. инструмента относительно человеческой фигуры. Спасибо.

    0

    33

    Наверняка в этом клипе использовались обсуждаемые нами инструменты-Ancient Greek Music, Macedonia is Greek .
    http://www.youtube.com/watch?v=cSaGjZKmEag

    0

    34

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Ancient Greek Music, Macedonia is Greek .

    Энергичная музыка, но ударные превалируют местами. Хотя, если представить, что под эту музыку греческие воины, положив руки на плечи друг другу, исполняют некий символический танец, то ударные вполне удачно задают ритм.  http://s61.radikal.ru/i174/1005/29/606e8da4d6a3.gif

    0

    35

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Наверняка в этом клипе использовались обсуждаемые нами инструменты-Ancient Greek Music, Macedonia is Greek .http://www.youtube.com/watch?v=cSaGjZKmEag

    Жаль, что не показаны исполнители. Легче было бы судить.
    Музыка танцевальная без сомнений. Собственно и название у нее "Танец сатиров". А так, перекликается с современной греческой народной музыкой. Мне из реконструкций античной музыки больше всего нравятся работы греч. композитора Христодулоса Халариса.
    Вот одна из них - http://www.youtube.com/watch?v=1v3fJSn- … re=related Особенно голос исполнителя http://s004.radikal.ru/i205/1005/ff/334f3394a110.gif

    +1

    36

    Artemis написал(а):

    Вот одна из них

    Да, замечательно!  И картинки соответствующие. Партитуры собраны со всего мира-видел там египетскую 300-го года н.э. Правда сомнения в использовании греками водяного органа, это всё больше Египет-Рим, хотя и в Коринфе он был известен.

    0

    37

    Пожарного спрашивают:
    - Чем отличается скрипка от рояля?
    Пожарный (немного подумав):
    - Рояль дольше горит...   :)
    ___________________________________

    Вот и у меня немного отвлеченный вопрос:

    Из чего изготовляли струны на античных инструментах?
    И как добивались разной тональности звучания?   :question:

    0

    38

    Лодочник написал(а):

    Из чего изготовляли струны на античных инструментах?
    И как добивались разной тональности звучания?

    Как выражались герои ирландского эпоса:  Не трудно ответить (с) :)
    Струны на античных музыкальных инструментах делали из бычьих жил. Различной тональности добивались как и сейчас - закручивая колки.
    Если кого-то смутит "звонкость" жильных струн, то замечу, что до конца XIX века для большинства струнных инструментов, в том числе таких популярных, как гитара и скрипка, использовались в основном жильные (кишечные) струны. Конечно, применялись также медные и шелковые струны, но гораздо реже (в античности, которая не знала проволоки, это наряд ли).

    0

    39

    AVL написал(а):

    Струны на античных музыкальных инструментах делали из бычьих жил

    Но они же наверное недолговечны? Потеря эластичности либо
    необратимые растяжения - и надо новые струны?  :hobo:

    0

    40

    Отсюда небольшая цитата:

    Струны древних видов музыкальных инструментов изготовлялись из природных, доступных человеку материалов, не требовавших сложной обработки: это были нити и жгуты из древесной коры и луба, волоса животных, кишки и жилы, наконец, шнуры и нити, свитые из шелка. При прочих достоинствах и удобствах изготовления, обусловленных примитивной техникой, струны из этих материалов обладали достаточной для того времени прочностью, позволяющей их довольно сильно натягивать. Однако их сопротивляемость разрыву была все же довольно ограниченной, а звуки, издаваемые такими струнами, были относительно слабыми и быстро затухающими.

    Именно слабыми и быстро затухающими они и звучат в некоторых реконструкциях, в частности на том же диске "История древнего мира".

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Musica. » Музыка древнего мира