В.А.Чудинов
Расшифровка славянского слогового и буквенного письма
Неявные надписи на римских монетах. Буква А.
До сих пор я читал надписи на древних греческих и этрусских монетах. Однако римские монеты не привлекли моего внимания, хотя их большинство. Существуют ли и на них неявные надписи? Естественно, речь идёт не о всём корпусе. Так что поставлю вопрос более корректно: если на каких-то греческих и этрусских монетах имеются неявные надписи по-русски, то существуют ли они и на римских монетах?
Более точная формулировка замысла. Некоторые мои читатели были убеждены, что, поскольку я читаю прориси ряда артефактов, в том числе и монет (хотя так поступают все эпиграфисты, такова традиция), я совершаю ошибку, поскольку прорись некоторыми своими деталями может отличаться от оригинала. И если явные надписи передавались довольно крупно, и ошибка в их передачи графикой минимальна, то неявные надписи, о существовании которых граверы, составлявшие прорись, не подозревали, были переданы с гораздо большими искажениями. Хотя эти искажения, вполне возможные и не очень существенные, действительно могут быть, и не по моей вине, это дало повод моим оппонентам полагать, будто я читаю как раз искажения, то есть, псевдоинскрипции, а не реальные надписи. Поэтому я решил читать надписи с фотографий, и именно таких, какие приводят сами нумизматы. Причём сначала увеличить изображение примерно вдвое, чтобы все мельчайшие детали на них были видны, а затем показать, что эти же детали имеются и на исходных изображениях, только очень мелкие, которые именно в силу своей малости и не были заметны исследователям. Причём я усложняю задание и стараюсь прочитать максимальное число монет, опубликованных автором нумизматической статьи.
Теперь я выполняю все условия моих оппонентов: 1) рассматриваю заведомо хорошие фотографии монет, опубликованные именно нумизматами, а не простыми любителями; 2) после рассмотрения с увеличением перехожу к нормальным размерам фотографий, чтобы показать, что выявленные мною надписи видны (хотя и мелко) и в таком случае; и 3) что основная масса надписей (если мне таковые удастся выявить) повторяются, вне зависимости от конкретного изображения, то есть, представляют собой традицию, а не особенность именно данной монеты.
В таком случае будет предельно ясно, что 1) не только греческие и этрусские, но и римские монеты имеют русские надписи; а тем самым можно будет говорить о принципе, лежащим в основе хотя бы некоторых античных монет; 2) поскольку монеты являлись наиболее массовым и публичным артефактом, можно будет утверждать, что русские надписи являлись непременным элементом античной культуры.
Обращение к словарю. Поскольку в этой области я новичок, я обратился к словарю фирмы «Андрей Пятыгин» (ИСН).Открываю словарь на букве А и читаю первое слово» Аверс. Не потому, что я не знаю, что это такое. Но всегда интересно расширить свои знания. «Аверс (лат. Adversus - обращенный к чему-либо, кому-либо; фр. Avers; англ. Obverse; нем. Vorderseite) лицевая сторона монеты, а также медали. На аверсах ранних римских денариев изображалась богиня Рома. Аверсы медных монет украшали головы двуликого Януса, Меркурия, Сатурна и других богов, но уже к концу II в. до н.э. появилось большое количество монет с различными изображениями на лицевой стороне. Некоторые монетные магистраты стали чеканить портреты своих прославленных предков, которые к этому времени уже умерли. Первым прижизненным портретом на римской монете было изображение Юлия Цезаря. На императорских золотых, серебряных и медных монетах постоянно помещался портрет императора или членов правящей семьи. Портретное сходство с сохранившимися скульптурными изображениями позволяет в ряде случаев даже опознавать неподписанные бюсты, как например это делается в работе Г. Хафнера. Начиная с Диоклетиана, портрет на аверсе перестает передавать внешнее сходство с императором, выступая как обобщенное изображение идеального правителя».
Итак, на римской монете классического типа изображается Цезарь. В качестве примера приводится изображение одной из монет (рис. 2). Я специально увеличил это изображение вдвое, чтобы рассмотреть мелкие детали, рис. 1.
Рис. 1. Монета с изображением Цезаря и моё чтение неявных надписей
Первая монета. Рассмотрим внимательно венок на голове Цезаря. Если принять его листочки, а также ухо за буквы, то, читая от пряди волос под венком к уху, а затем по часовой стрелке листья венка, получим имя CAESAR, то есть, ЦЕЗАРЬ. Особенно хорошо выписаны 4-я и 5-я буквы. Иными словами, неявная надпись, хотя и латинскими буквами, всё-таки существует, что и требовалось доказать. Замечу, однако, что надпись листьями выполнена не линейно, не в строку, а расположена по кругу, что сильно отличается от обычного расположения надписей. Кроме того, буквы стилизованы под листья венка или под ухо, что непривычно. Однако, отметив, что для латинской надписи применена стилизация и написание по окружности, поёдём дальше.
Теперь рассмотрим листья венка, упирающиеся в явную надпись. Наиболее передние листы под явной надписью образуют букву G, затем правее между листьями читается буква А и, наконец, буква i латинская с кружочком наверху вместо точки. Это - имя GAI, также написанное по-латыни. Это уже вторая неявная надпись, также по-латыни, но линейная и не стилизованная под какие-то предметы.
Теперь рассмотрим выпуклые буквы более мелкого шрифта между явной надписью и листами венка. Они образуют русское слово ЦАРИ, причем вторую букву лучше читать в обращенном цвете. А под буквой R явной надписи GERMANICUM можно прочитать продолжение: слово РИМА. Таким образом, по-русски написано пояснение: ЦАРИ РИМА. Так что среди неявных надписей имеются и русские, причём в строку (хотя и неровную) и нестилизованными буквами. В одной из предыдущих статей я показал, что русское слово «царь» переводилось на латинский язык как «император». Так что если бы римский гравер хотел написать по-латыни, то слова ЦАРЬ РИМА выглядели бы как IMPERATOR DE ROMA. Но такой неявной надписи нет. Видимо, потому, что она была бы непонятна грекам, этрускам или варягам. А надпись по-русски была понятна всем жителям Западной Европы.
Волосы на затылке образуют хорошо видимую надпись, расположенную в столбец и образующую слово ТРИ. А на находящейся под венком розочке (или на другом цветке) верхний лепесток содержит в себе слово ЛИКА, тогда как центр розочки есть написанное крупными буквами слово ЯРА, причем букву Я невозможно спутать ни с какой другой. Это - явно русская буква. Надпись ТРИ ЛИКА ЯРА, видимо, относится к реверсу, где мы видим три фигуры юношей. А по границам лепестков этого цветка читается надпись: МИР И РУСЬ ЯРА. Это - название страны чеканки. Римская империя продолжала входить в Русь Яра (Западную Европу). Таковы 9 неявных русских слов аверса.
Что касается реверса, то под левой ногой левого юноши имеется надпись ХРАМ ЯРА. Обычно именно храмы Яра являлись местом чеканки монеты. Во всяком случае, так было в Арконе.
Рис. 2. Нормальное воспроизведение монеты и моё чтение надписей
Мои оппоненты могут придраться к тому, что я увеличил изображение, поэтому я показываю его именно так, как оно дано в исходном словаре. Попутно я показываю, насколько мелкими становятся даже крупные надписи, а уже мелкие вообще почти невидимы. Этим я объясняю тот факт, что до меня эти надписи прочитаны не были. Заодно на аверсе правее уха можно прочитать буквы между листьями венка и за головой, начертанные черным цветом и образующими слово МАРС. Оно написано русскими буквами и обозначает римское наименование русского бога Яра. Это - десятое русское слово аверса, поясняющее, что речь идёт именно о боге Яре.