Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Книга Десятая. Заключительная.

    Сообщений 1 страница 8 из 8

    1

    ГЛАВА I
    (1) Причина того, что мужчина и женщина, [находясь] в цветущем возрасте, сходясь, не рождают друг от друга[1], иногда лежит в них обоих, иногда же в одном из них. Прежде всего следует рассмотреть у женщины, как обстоит дело с маткой, чтобы, если причина лежит в ней, лечить ее; если же не в ней, обратить внимание на какую-нибудь другую из [возможных] причин. Здесь [дело обстоит], как и относительно какой-нибудь другой части: ясно, что она здорова, когда удовлетворительно выполняет свое дело, безболезненна и после работы не испытывает тягости. Например, глаз здоров, когда не выделяет никакого гноя, видит, после смотрения не расстраивается и снова готов смотреть. Так и здоровая матка не причиняет боли, работу, которая ей свойственна, выполняет в достаточной мере и после работы не слабеет и не утомляется.
    (2) Говорят, что и матка, находящаяся в плохом состоянии, может тем не менее выполнять свое дело хорошо и не испытывать боли, если только она не хуже справляется со своей работой, так же как ничто не препятствует глазу видеть хорошо, когда не все его части находятся в хорошем состоянии, или на нем имеется какая-нибудь шишка. Равным образом и матка, если надлежащее место находится в порядке, в этом отношении нисколько не пострадает. Для хорошего состояния матки необходимо, прежде всего, чтобы она не находилась то в одном, то в другом месте, но в одинаковом положении, [по возможности отдаленном], если только более отдаленное положение будет без страдания и боли, и не была бы чувствительной к прикосновению, - судить об этом не трудно. Если она не подойдет близко, она не будет тогда способна втягивать в себя, ибо место, откуда она должна брать, будет от нее далеко; если же она остается не близко и не в состоянии подвигаться дальше, она всегда будет менее чувствительна к прикосновению, и следовательно, не будет быстро открываться, а она должна делать это очень хорошо и быть послушной. Итак, вот что должно быть: а те, у которых этого нет, нуждаются в известном лечении.
    (3) И месячные, если тело здорово, должны идти хорошо, то есть через равные времена и не беспорядочно: это показывает, что матка находится в хорошем состоянии, что она открывается и воспринимает влагу из тела, когда тело отдает ее. Если же месячные выделяются чаще, реже или беспорядочно, причем остальное тело не является одной из причин этого, но здорово, то по необходимости это происходит от матки. Вследствие нечувствительности матка не открывается в надлежащее время, так что воспринимает небольшое количество, или же вследствие какого-нибудь воспаления сильнее притягивает влагу, так что очевидно нуждается в лечении, так же, как глаза, мочевой пузырь, кишечник и прочее, так как все воспаленные места притягивают ту влагу, которая по природе выделяется в каждое место, но не такого качества и не в таком количестве.
    (4) Подобным образом и матка, выделяющая больше, обнаруживает какое-то воспалительное состояние, если выделяет хотя и то же, но в большем количестве. Если же выделение не такого качества и более загнившее, чем бывает у здоровых женщин, то это уже болезнь и явная; у имеющей не надлежащее выделение должны появиться и бели. У здоровых бели и загнившее выделение выходит или в начале, или, у большинства, в конце месячных. Итак, у кого появляется более загнившее выделение, чем у здоровых, или нормальное в большем или меньшем количестве, те более нуждаются в лечении ввиду препятствий к деторождению. У кого же ненормальности появляются только по временам, а не постоянно, то это страдание служит препятствием в меньшей степени, однако указывает на подвижное и не всегда одинаковое состояние матки. Это состояние может повредить зачатию у хорошо сложенных женщин, однако есть не болезнь, а страдание такого рода, которое может восстанавливаться и без лечения, если сама женщина не погрешит в чем-либо.
    (5) Если же месячные изменяются в отношении порядка или количества, когда прочее тело не остается в одинаковом состоянии, а иногда становится влажнее, иногда суше, то причина лежит совсем не в матке, которая должна следовать за состоянием тела, соответственно принимая в себя и выделяя. Итак, если матка делает это в здоровом, но меняющемся теле, она совсем не нуждается в лечении; если же в болезненном, то выделяет меньше, или потому, что выделение расходуется где-нибудь в другом месте, или от страдания тела. Если же матка выделяет больше, потому что сюда опорожняется тело, то и это показывает, что не матка нуждается в лечении, а тело. У кого месячные изменяются вместе с состоянием тела, у тех на непричастность матки указывает то обстоятельство, что она остается здоровой.
    (6) Сама она иногда бывает слабее [обычного], иногда крепче, иногда влажнее, иногда суше, и выходит из нее больше, когда тело ее больше, меньше, когда [оно] меньше, и если оно влажно, выходит водянистее, если сухо - кровянистее. Начинаются месячные с белых выделений, похожих на молоко, остающихся без запаха; сами они пурпурные, когда кончаются, белеют от последнего смешения. Эти белые выделения имеют запах не гнили, а более острый и тяжелый, и не гноя; и выходят без расплавления[2], однако с теплотой, когда таков характер признаков. У кого дело происходит таким образом, те имеют матки, какие необходимы для деторождения.

    ГЛАВΑ II
    (7) Прежде всего надо исследовать, находится ли женщина в хорошем состоянии, затем - как обстоит дело с устьем матки. Оно должно быть расположено в прямом направлении, в противном случае матка не будет втягивать в себя семя; ибо в место перед маткой испускает семя и женщина, что совершенно ясно, когда у них бывают поллюции. Тогда это место нуждается в гигиеническом уходе, будучи увлажнено, как при сношении с мужчиной, так как сюда, в это же самое [устье матки], изливается и семя мужчины, а не во внутреннюю [часть] матки. Но когда сюда произойдет излитие, отсюда матка втягивает семя, подобно ноздрям, при помощи пневмы; потому и беременеют женщины, сходясь всяческим образом, что при их [сближении с] мужчинами во всяком положении извержение семени происходит в переднюю часть; если бы оно происходило внутрь матки, то не при всяком положении женщины бы зачинали.
    (8) Если же матка смотрит не прямо, а или к бедрам, или к пояснице, или к подчревию, то зачать невозможно в силу указанной причины, потому что восприятие семени невозможно. Если это происходит в сильной степени от природы или от болезни,[3] страдание неисцелимо; если же будет рубец от природы или от болезни[4] вследствие стягивающего воспаления, исход страдания может быть в ту или другую сторону. У тех, которые способны забеременеть, устье, как сказано, должно быть направлено прямо и, кроме того, хорошо открываться. Хорошо открывающимся я называю такое, чтобы, когда начнутся месячные, на ощупь устье было мягче, чем прежде, и явным образом не зияло; но при таком состоянии первые знаки месячных должны быть белыми.
    (9) Когда же месячные получат более мясную окраску, станет ясно, что матка открыта без боли, будешь ли ее ощупывать или нет, что она чувствительна, и что устье ее не отличается от обычного. Когда же месячные окончатся, следует, чтобы полтора или два дня оно было сильно открыто и сухо, но не твердо. Если дела идут таким образом, то это показывает, что матка находится в хорошем состоянии и делает свое дело, тем что она не открывается тотчас же, а только устье ее становится мягким, что она расслабляется* вместе с расслаблением прочего тела и не составляет препятствия, а отдает сначала выделение от самого устья; когда же тело испускает большое количество, раскрывается, что служит признаком здорового состояния устья.
    (10) Когда же месячные прекращаются, то тем, что не сразу спадается, матка показывает, что по прекращении притока она становится пустой, сухой и жаждущей, и не содержит остатка около выхода. Итак, хорошо притягивающая матка показывает, что она расположена к зачатию после сближения, когда дело идет таким образом, без боли и с нечувствительностью. Если устье не уклоняется от нормы, это хорошо, так как это показывает, что нет препятствий для смыкания матки, когда это понадобится.

    0

    2

    ГЛАВА III
    (11) Итак, относительно устья матки рассмотрение следует вести исходя из того, находится ли оно в надлежащем состоянии, или нет. Что же касается самой матки, то после очищения с ней должно происходить следующее. Прежде всего, во сне женщина как бы имеет сношение с мужчиной и испускает, как при действительном сближении, легко; и если она часто испытывает это, тем лучше. И когда она встанет, то иногда требует гигиенического ухода такого же, как после сближения с мужчиной, иногда же бывает сухость; причем сухость эта не на все время, а после пробуждения, иногда раньше, иногда позже, до половины короткого дня, наступает увлажнение, и влажность эта будет такого же рода, как после сближения с мужчиной. Все это указывает, что матка воспринимает предоставляемое ей; что котиледоны[5] втягивают и удерживают то, что получили, и неохотно отдают это.
    (12) Кроме того, ветры должны возникать в ней без страдания, как в кишечнике, и отходить, будь матка больше или меньше обычного, безболезненно. Это указывает, что матка не тверже надлежащего и не бесчувственна ни от природы, ни от болезни, но в состоянии, когда воспримет, дать место растущему зародышу; способна также к растяжению. Если же этого не будет, то матка плотнее или нечувствительнее от природы или от болезни[6]; поэтому она не может питать зародышей, но губит их: в случае сильного изменения, когда те еще малы, в случае менее сильного - более взрослых. Если же изменение совсем небольшое, матка дает потомство, но хуже [чем в нормальных случаях], как бы выкормленное в плохом сосуде.
    (13) Далее, при ощупывании с правой и с левой стороны части матки должны быть равными, а остальные соразмерны им; и при сношении с мужчиной иногда увлажняются, однако не часто и не сильно. Последнее состояние представляет собой как бы потение этого места. Как во рту часто появляется слюна, и когда приносят кушанья, и когда говорим, и когда больше работаем, и как из глаз у нас текут слезы, когда смотрим на блестящее, а также от сильного холода и тепла, преодолеваемых этими частями, когда [они] оказываются в более влажном состоянии, так и матка, работая, увлажняется, когда [попадает в] состояние, [предрасполагающее] к большей влажности. Это страдание испытывают и наиболее здоровые женщины, поэтому женщины всегда нуждаются в большем или меньшем гигиеническом уходе, как рот в полоскании, но у некоторых бывает такое обилие влаги, что они не могут в чистом виде втянуть в себя семя мужчины, вследствие смешения с отходящей от женщины влажностью.
    (14) Кроме того, при этих страданиях, если они в определенной степени имеют место, следует принимать во внимание [следующее]: когда женщине привидится во сне сближение с мужчиной, то в каком состоянии она встает, например, слабеет ли, и всегда ли, или когда слабеет, когда нет, или иногда становится крепче; в противном случае, бывает ли сначала более сухой, а затем увлажняется; ибо это должно происходить с женщиной, способной рожать. Ведь расслабление означает, что тело всегда готово излить семя, и делающую это приводит в такое состояние; и чем гуще излияние, тем больше слабости. То, что она испытывает это безболезненно, указывает, что выход влаги совершается согласно природе и надлежащим образом; в противном случае слабость была болезненной. А что иногда женщина становится крепче, и матка бывает сухой, а потом увлажняется, это показывает, что все тело захватывает и скрывает влагу и что не только матка, но и тело крепнет. Ведь при помощи пневмы втягивается то, что подходит к ней извне, как сказано раньше, так как она изливает не в себя, а туда же, куда и мужчина; а все, что делается пневмой, делается силой: ясно, таким образом, что и тело такой женщины тянет к себе это.
    (15) Есть женщины, которые испытывают нечто подобное тому, что называют "выветриванием"; желательно, чтобы и этого не было. Страдание это таково: когда сходятся с мужчиной, явно не испускают семени и не беременеют, почему и называются выветрившимися. Причиной этого страдания является чрезмерная сухость матки, ибо притянувши к себе влагу, [она] выпускает ее наружу, часть же ее свертывается, и то немногое, что получается из нее, незаметно выпадает, вследствие малой величины. Когда матка испытывает это в сильной степени и становится чересчур сухой, она скоро выкидывает и [тогда] через некоторое время обнаруживается, что беременности нет. Если же она [выкидывает] не очень скоро, то в промежутке женщина кажется беременной, пока не выбросит то, что в ней есть. В таких случаях подчас появляются признаки, схожие с теми, которые бывают при нормальной беременности, и если это продлится долгое время, матка поднимается, так что беременность кажется очевидной, пока матка не опадет; тогда она становится такой же, как была. Это страдание считают делом божественным, а его можно вылечить, если только не от природы матка такова, что сильно страдает. Признак того, что она не [свободна от этого страдания]: если она явным образом не испускает семени, если получает от мужчины и [после этого] не зачинает.

    ГЛАВА IV
    (16) Препятствуют [зачатию] также надрывы, имеющиеся на матке; они образуются в том случае, когда матка растягивается воспалением, или когда во время родов большая наполняющая ее масса внезапно надавливает, а устье еще не открыто, тогда от растяжения делается надрыв. Признак отсутствия надрыва, если матка при своей работе не доходит до воспаления, ибо имея надрыв, она рано или поздно воспалится. Далее, если имеется опухоль на устье, сильно изязвляясь, она препятствует зачатию. Признак ее отсутствия: если оказывается, что матка хорошо открывается и замыкается, когда идут месячные и во время сношений с мужчиной.
    (17) Далее бывают женщины, у которых устье срастается, у одних от рождения, у других вследствие болезни; это страдание также бывает либо излечимым, либо неизлечимым. Не трудно узнать сращение, когда оно имеется, ибо матка тогда не может ни воспринять, ни выбросить того, что нужно. Таким образом, если оказывается, что женщина может воспринимать от мужа и отдавать, ясно, что это служит доказательством отсутствия страдания. У кого нет ни одного из перечисленных препятствий, но имеется все, что требуется, как о том сказано, и если муж не является виновником бесплодия, то оба способны порождать; но если оба не соответствуют друг другу в отношении одновременного извержения семени, а значительно расходятся, тогда детей у них не будет.

    ГЛАВА V
    (18) Что причина бесплодия исходит от мужа, это можно узнать и по другим признакам: легче всего можно проверить это, [выяснив], производит ли он [детей], сближаясь с другими женщинами. Что по отношению друг к другу нет соответствия, можно узнать из того, что при наличии всего указанного раньше, они не рождают; ясно, что это одно только является причиной, ибо если женщина привносит что-либо к семени и возникновению, то ясно, что от обоих должно приходить в одно и то же время. Если один скоро исполнит свое дело, а другая с трудом (в большинстве случаев женщина медленнее), то это составляет препятствие; поэтому и супруги порождают друг с другом, не порождая, когда случайно встречаются с другими, одинаково сильно стремящимися к совокуплению. Если она была возбуждена, подготовлена и имеет подходящие мысли, а он был перед этим огорчен и холоден, то по необходимости они тогда достигнут соответствия друг с другом[7].
    (19) Кроме того, иногда и женщины после поллюций и мужчины после сношений становятся крепче, не силой, а здоровьем; это бывает тогда, когда много семени скопляется в том месте, откуда оно изливается. Таким образом, если оно в это время убудет, от этого [они] нисколько не станут слабее; ибо не всегда отход обессиливает, раз остается достаточное количество семени, или вышедшее становится негодным, а вместе с тем становится легче, как после избавления от излишка; поэтому не от силы люди становятся крепче, но от облегчения. Но когда семя будет выходить [уже] из того количества, которое необходимо телу, тогда его выход ослабляет.
    (20) В скором же времени прекращается [выход семени], когда вообще тело здорово и находится в том возрасте, когда быстро образует семя. А совершается это быстро у растущих и способных расти. И тогда беременность в особенности [легко] остается незамеченной, ибо женщины не думают, что они зачали, если не почувствуют это; испуская же, полагают, что должно получиться совпадение у обоих, у женщины и у мужчины. Чаще всего не замечают этого те, которые думают, что невозможно зачать, если они не будут сухи, и явным образом не исчезнет полученное семя; а иногда случается и ей самой и мужчине излить большое количество, в котором может исчезнуть то, что является достаточным; когда таким образом достаточное количество будет втянуто, а много еще останется, тогда беременность [до известного момента] протекает незамеченной.
    (21) Что подобное может иметь место и не из всего количества возникает это состояние, показывают животные, которые от однократного спаривания рождают многих, и возникновение близнецов от одного раза. Ясно, таким образом, что зачатие происходит не от всего количества семени, а известное место взяло отсюда какую-то часть, причем многократно [большее] количество осталось. Далее, если от однократного спаривания рождается несколько, что происходит у свиней, а иногда и в случае близнецов, ясно, что семя происходит не от всего тела и что оно разделилось на части соответственно форме каждого. Ибо от целого возможно отделение, и целое может разделиться на много частей, но быть одновременно в каждой части оно не может[8]. Далее, женщина изливает в место, находящееся перед маточным устьем, куда изливает и мужчина во время сношения, ибо отсюда она втягивает в матку при содействии пневмы, как ртом или носом. Ведь все, что не введено [туда с помощью специальных] инструментов, либо имеет сращение [с маткой], находясь в верхней части ее полости, либо будет исторгнуто из этого места пневмой[9]; поэтому и заботятся о том, чтобы место это стало сухим, прежде чем это произойдет.
    (22) Путь, по которому идет [семя] у женщин, таков: они имеют стебель, так же как мужчины - половой член, только находящийся в теле; они выдувают пневму через него и небольшой проток в нем, выше того места, которым женщины мочатся; поэтому когда они возбуждены, место это становится иным, чем до возбуждения. От этого стебля происходит выбрасывание семени, а часть, находящаяся перед маткой, намного шире, чем та, откуда выбрасывается семя в это место. В этом отношении часть эта подобна ноздрям, ибо и ноздри имеют внутри какой-то проход в глотку, а снаружи - в воздух. Так и указанное место имеет снаружи проход настолько малый и узкий, что [он пригоден только] для выхода пневмы, а перед маткой широкий, легко проходимый, так же, как у ноздрей проход в воздух больше прохода в рот и глотку. Равным образом и у женщин шире тот проход, который идет в часть, расположенную перед маткой, а [у этого прохода] шире его наружная часть.
    (23) Что попадает в него, вызывает такие же ощущения, как будто женщина изливает плодоносную влагу. Одни и те же причины вызывают это. Ибо если причиной болезни или смерти кажется разное, рассматривают напоследок то, на что надлежит смотреть как на начало, ибо в одних случаях первые причины эти, в других - ни одна из них, в третьих - одни имеют место, другие нет. Соответственно этому и вытекают следствия, и у одних одни и те же ощущения происходят от всех причин, у других - от многих причин, у кого их много, у третьих - от немногих, у кого мало, у четвертых при отсутствии причин ничего не получается.

    0

    3

    ГЛАВА VI
    (24) Самки животных проявляют себя, когда требуют, чтобы их покрыли. Они преследуют самцов, как, например, куры преследуют петуха и садятся на него сами, если он не возбуждается. Сходно ведут себя и другие животные. Если же у всех животных проявляются одни и те же стремления к спариванию, ясно, что и причины совпадают. Однако птица имеет желание получить, но также излить. Доказательство этому: если нет самца, курица падает сама по себе, зачинает и родит ветреные яйца, как бы желая в то же время испустить, и испуская, наподобие того, как мужчина сходится с мужчиной. Делают это и прочие животные, как было однажды с поющими акридами, когда одна женщина попыталась выкормить их, взявши еще в раннем возрасте, а они сами собой сделались беременными.
    (25) Из этого ясно, что самка все приносит в семя, если даже это было констатировано [только] у одного рода: ведь ветреное животное[10] ничем не отличается, разве только не порождает [другое] животное, но это бывает и когда оно произошло от обоих родителей; поэтому не все рожденные от самца оказываются способными порождать, но некоторые бывают бесплодными, когда ненадлежащим образом составлены из обоих[11]. Далее, женщины видят любовные сны, и им приходится, как при сношении с мужчиной, испытывать после сна то же самое расслабление и бессилие: ясно, таким образом, что во время сна они испускают семя, и к этому присоединяется, что после снов то же место увлажняется и требуется для них тот же гигиенический уход, как после сношения с мужчиной. Очевидно, следовательно, что излияние семени происходит от обоих, если оно должно быть плодотворным.
    (26) Матка изливает не в себя, а вовне, куда и мужчина, отсюда затем она втягивает в себя, и некоторые самки из [своих маток] порождают сами собой, например, птицы - ветреные яйца, другие ничего не порождают, например, лошади и овцы - Или это потому, что птица изливает в матку, и вне ее нет места для излияния, даже и для самца? Поэтому если некому покрывать, она изливает на землю. У четвероногих же существует особое место вне матки, в которое изливают и самка, и самец. У [животных] помимо [птиц излияние самки, не встретив мужского излияния], смешивается с другими жидкостями и не образует в матке зачатка; так как не входит туда; у птиц же матка, взявши, подвергает варению и выходит известного рода тело, подобное прочим, но не животное. Поэтому животное должно возникать при участии обоих [полов].

    ГЛАВА VII
    (27) Можно оспаривать, правду ли говорят утверждающие, что когда бывают сны, женщины встают сухими. Ясно ведь, что матка тянет вверх, так что почему самки не рождают сами по себе, раз они втягивают это даже смешанное с выделением самца? Почему бы козам не втягивать свое выделение, которое выходит в наружную часть? У них возникает такое страдание, от которого они много лет остаются беременными; именно, они родят то, что называется заносом, что случилось [также] с одной женщиной. У нее после сношения с мужем и видимого зачатия объем матки стал увеличиваться и все прочее сначала шло по порядку. Когда же наступило время родов, она не родила, и объем не уменьшился, но в таком состоянии она оставалась три или четыре года, пока, заболев дизентерией и подвергшись смертельной опасности, она не родила мясо большой величины, называемое заносом. Некоторые даже состариваются с этим страданием и умирают с ним вместе.
    (28) Возникает ли это страдание от теплоты, когда матке случится быть горячей и сухой, а вследствие этого притягивать к себе настолько сильно, чтобы быть в состоянии удержать в себе? При таком состоянии матки, если она воспримет не смешанное от обоих семя, а как бы ветреное, от одного, тогда возникает так называемый занос; не животное, так как не происходит от обоих, и не неодушевленное, так как получено было в одушевленном [виде], как ветреные яйца. Долгое время остается занос в матке вследствие ее особого предрасположения и потому, что птица, порождая в себе много яиц, когда матка растянется, продвигает их вперед и рождает, а если один раз матка раскроется, из нее выходит и все остальное: ведь нет ничего, что задерживало бы, и когда предназначенное к выделению, возникнув в теле, переполнит его, оно лишает матку притягивающей способности. А у живородящих вследствие того, что сила растущего зародыша изменяется и каждый раз он нуждается в другой пище, матка, воспалившись известным образом, производит такие же роды.
    (29) Мясо же, не будучи животным, всегда оказывает одинаковое действие (ведь то, что отягощает матку, способно производить воспаление), так что у некоторых это страдание длится до смерти, если по счастливой случайности не произойдет ослабление тела, как у той, которая заболела дизентерией. Происходит ли это страдание, как сказано, от теплоты, или больше от влажности, так как существует такое переполнение, которое замыкает [устье матки], или матка не настолько холодна, чтобы вывести, и не настолько тепла, чтобы вызвать варение? Поэтому и страдание является хроническим, подобно тому как одна вещь требует для варения продолжительного времени, тогда как другая скоро варится до конца; а матки такого рода, занимая крайнее положение, делают это очень долго. Далее, не будучи животным, а следовательно, не двигаясь, занос не вызывает родовых болей, так как родовые боли суть движение связок, которое производит зародыш, потому что [он] живет. И твердость, появляющаяся в этом образовании, есть результат недостаточного варения; оно настолько делается твердым, что его нельзя разрубить топором. Кушанье и все сваренное делается мягким, а все недоваренное [делается] сырым и твердым.
    (30) Не зная этого, многие врачи, руководствуясь сходством, называют болезнь заносом, если только увидят вздутый живот без водянки, с задержкой месячных, когда эта болезнь длится долго. Это неверно, и возникновение заноса происходит редко. В одних случаях происходит скопление излишних выделений холодных, влажных и водянистых, в других - более густых, в месте около кишки, смотря по природе и состоянию, но это не причиняет ни болей, ни жары, вследствие холодности. Увеличиваясь в одних случаях больше, в других меньше, это не влечет за собой никакой другой болезни, но как некое уродство пребывает в покое.
    (31) А задержка месячных происходит вследствие того, что излишки истрачиваются здесь; как бывает и при кормлении грудью. Ибо и у них месячных или совсем нет, или бывает мало. Бывает также, что истечение из мяса скапливается в месте между маткой и кишкой, и это называется заносом, не будучи им. Не трудно определить, занос ли это, для той [акушерки], которая будет ощупывать матку: если она правильна по форме и не увеличена, ясно, что болезнь не в ней. Если же она такова, как при беременности, в ней занос; она будет горячей и сухой вследствие того, что жидкость внутри сгустилась, и устье такое же, как у беременных. Если же будет какая-нибудь другая опухоль, матка на ощупь будет холодна и не суха, и устье всегда останется таким же.

    0

    4

    Примечания:
    [1] Причина того, что мужчина и женщина... не рождают друг от друга... — это основная тема кн. десятой, которую некоторые издатели текста так и озаглавливали "О (мужском и женском) бесплодии". Явного перехода от кн. девятой здесь нет, тематика приобретает чисто медицинский, а не биологический характер, и появляются термины, которые Ар. не только в других книгах ИЖ, но и вообще нигде не употребляет: есть немало свидетельств профессионального знакомства автора с понятийным аппаратом Гиппократовой медицины (Siwek, s. XVI). Все это заставляло многих издателей исключать кн. десятую (к тому же отсутствующую в ряде списков) из канонического текста ИЖ. В. П. Карпов, неоднократно возвращавшийся в своих опубликованных и неопубликованных работах к вопросу о подлинности кн. десятой, пришел к выводу: "Что книга эта написана врачом, в этом не может быть сомнения: там дается дифференциальная диагностика различных страданий матки не только на основании внешних признаков, например, месячных, но главным образом ручного исследования матки, ее консистенции, чувствительности, положения. А что она не может принадлежать никому иному, кроме Аристотеля, совершенно очевидно для того, кто знаком с его другими сочинениями в подлинниках. Ни один из признаков, на основании которых филологическая критика устанавливает подлинность произведения, в этой книге не отсутствует: те же слова, те же обороты, та же конструкция фраз, термины, которые принадлежат только ему, и, наконец, та же строгая систематичность изложения" (Карпов, 1940, с. 33-34).
    Здесь слова о "совершенной очевидности" принадлежности кн. десятой Ар. несколько противоречат сказанному чуть выше о том, что эта книга "по традиции считается подложной" (там же, с. 33): такая традиция не удержалась бы (раз она "совершенно очевидно" неверна). Однако с сутью вывода В. П. Карпова можно согласиться: если кн. десятая является гиппокра-товской по своей терминологии и медицинской специфике, то это ничуть не противоречит раннеперипатетическому характеру ее биологического научного аппарата (определяющая роль оппозиций "теплое — холодное", "влажное — сухое", природные части организма и "противоприродные" компоненты: выделения, расплавление — см. примеч. 2; вообще различения свойств, данных "от природы", и отклоняющихся, и т.д.). Впрочем, одно отличие есть: вся кн. десятая ИЖ построена на тезисе о выделении семени женщиной, в то время как в специальной работе Ар. по этой тематике, в ОВЖ, само существование женского семени категорически отрицается и аналогом семени у женщины признаны менструальные выделения, на которые и тратится, по Αρ., та материя, из которой у мужчин складывается семя. Но и это различие говорит не об "антиперипатетичности" кн. десятой, но лишь о ее (вместе со всей ИЖ) более раннем времени составления. Начиная с кн. первой ИЖ (§ 20: самка есть живое существо, "изливающее семя в себя"), ее автор нигде не отвергает идеи женского семени. Несомненно, что ИЖ и без кн. десятой представляет собой законченное целое, тем более что традиция канона "в девяти книгах" была в Элладе прочной. Но ведь и кн. седьмую по сходным причинам с десятой (медицинская направленность) нередко отвергают, в рукописях же и та и другая представлены вполне регулярно.
    [2] ...выделения... выходят без расплавления... — оба эти понятия определены в ОВЖ (724Ь): "Я называю выделением остаток от пищи, расплавлением — то, что выделяется из увеличенного места в результате противоприродного разложения".
    [3] ...происходит... от природы или от болезни... — формула, соответствующая этическому "от природы или по установлению". Первое противопоставление конституирует специфический план бытия, которому обязана своим существованием медицина; второе — другой план, порождающий общественную деятельность.
    [4] ...рубец от природы или от болезни... — см. предыдущее примеч. Не совсем ясно, что имеется в виду под рубцом от природы. Возможно, переписчик просто более или менее механически повторил одну формулу дважды.
    [5] ...котиледоны... — см. примеч. 11 к кн. третьей.
    [6] ...от природы или от болезни... — см. примеч. 3.
    [7] ...достигнут соответствия друг с другом — характерный для аристотелевского стиля глагол isodromeo употреблен здесь, так же как и дважды выше в данном параграфе (где он переведен "приходить в одно и то же время" и "одинаково сильно стремящимися"), в значении согласованного, гармоничного действия друг с другом.
    [8] ...целое может разделиться на много частей, но быть одновременно в каждой части оно не может — тезис, характерный для раннего Αρ.; его необходимо учитывать для понимания как концепции ИЖ, так и процесса формирования убеждений Ар. В § 21 данный тезис применен для опровержения демок-ритовско-гиппократовской "генетики", согласно которой "семя исходит от всего тела". Глава 20 первой книги ОВЖ почти текстуально воспроизводит рассуждение § 21, но основывается уже не на невозможности целому быть в каждой части, а на том, что "в семени нет различия в отношении формы" (1940, с. 83).
    [9] ...исторгнуто из этого места пневмой... — стихийной силой, совмещающей в себе (в современных терминах) механическое воздействие струи воздуха, пониженного и повышенного давления (атмосферного, кровяного), отчасти и нервно-мышечных спазм. Ср. примеч. 33 к кн. пятой.
    [10] ...ветреное животное... — в главе VI Ар. развивает и обобщает идеи, сформулированные во II главе кн. шестой ИЖ. В этих двух главах проблема партеногенеза — формирования яйца из одного лишь материнского организма — рассмотрена с той подробностью, как это вообще возможно было на уровне знаний IV в. до н.э.
    [11] ...ненадлежащим образом составлены из обоих — отсюда явствует внутренняя близость обоих основных понятий, которыми Ар. объяснял совместимость порождающих начал: понятий "смешение" и "гармония".

    0

    5

    Эту книгу нужно разрешить читать только с 18 лет.  :crazyfun:

    0

    6

    да ладно!
    это пример того, как даже ПРО ЭТО можно написать СКУЧНО  :crazyfun:

    тем не менее  эти "записки земского врача по-древнегречески" очень познавательны!  всячески приветсвую!

    0

    7

    Про половую жизнь животных-это ж опытным путём всё: наблюдал, документтровал, расспрашивал. Про животных-ладно, но откуда такие знания про рыб?  :rolleyes:

    0

    8

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Про животных-ладно, но откуда такие знания про рыб?

    У древних было очень развито разведение рыбы, уж чего-чего а наблюдать рыбную физиологию возможности у них были большие :)
    Это кстати отражено в романе Харриса "Помпеи"...

    0