Статья из "National Geographic, Россия".
Подпрыгивая на кочках пыльной лесной дороги в Баварии, археолог Клаус-Михаэль Хюссен не сводит глаз с деревьев по левой стороне, чтобы в густой чаще не пропустить знакомый ориентир. Вот он съезжает на обочину и вылезает из фургона, не забывая набить трубку табаком и взглянуть на карту, прежде чем двинуться дальше, уже пешком.
Пригнув голову и сжав в руке трубку, Хюссен – исследователь из Германского археологического института – пересекает дорогу и пробирается сквозь заросли кустарника. Преодолев пять десятков метров, Клаус едва не проходит мимо внушительного – около метра в высоту и метров шесть в ширину – земляного вала. Усыпанный плоскими белыми камнями, вал неестественно прямой линией прорезает лес.
В пору расцвета Римской империи во II веке н. э. солдаты несли дозор на ее границах, простиравшихся от Ирландского до Черного моря и через всю Северную Африку.
Почти 2 тысячи лет назад этот вал отделял Римскую империю от всего остального мира. Метровая насыпь в баварском лесу – все, что осталось от стены, которая когда-то, возвышаясь на три метра, тянулась на сотни километров. Можно себе представить, какое это было грандиозное зрелище – в лесной глуши, за тысячу километров от Рима. «Стена здесь была оштукатурена и расписана, – рассказывает Хюссен. – Вся конструкция основывалась на точных расчетах». Студенты-инженеры, измеряя фрагмент стены, обнаружили один участок длиной 50 километров, который отклонялся от идеальной прямой всего лишь на 92 сантиметра.
Рубежи Римской империи оплетала колоссальная заградительная сеть – стены, реки, пустынные крепости и горные сторожевые башни. В пору расцвета империи во II веке н. э. солдаты несли дозор на ее границах, простиравшихся от Ирландского до Черного моря и через всю Северную Африку.
Вал Адриана в Великобритании – пожалуй, самый известный участок оборонительных укреплений – в 1987 году был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2005-м ЮНЕСКО объединила его с подобными рубежами на территории Германии (немецкие валы растянулись на 550 километров). Специалисты надеются отыскать фрагменты пограничных стен еще в 16 странах. Быть может, международные усилия помогут ответить на сложный и запутанный вопрос: зачем римлянам понадобилось возводить валы? Ученые задают этот вопрос не ради отвлеченных научных дискуссий.
Современные государства стремятся проводить границы и защищать их. Политикам, например, пришло в голову построить стену между Мексикой и США, а на границе между Северной и Южной Кореей лишь узкая полоска земли, начиненная минами, разделяет войска соседей-неприятелей. Что и говорить, наш мир не сильно изменился со времен римских императоров. Если мы сумеем понять, почему римляне были одержимы строительством оборонительных сооружений и не стала ли эта одержимость одной из причин упадка империи, быть может, мы лучше поймем самих себя.
С начала V века до н. э. Рим непрерывно расширял свои границы. За шесть столетий он превратился из небольшого италийского города-государства, со всех сторон окруженного враждебными племенами, в мощную империю, самую большую за всю историю Европы.
В период со 101-го по 117 годы римский император Траян вел завоевательные войны на территории современных Румынии, Армении, Ирана, Ирака. Его победы увековечила знаменитая колонна Траяна в Риме.