Моя последняя прелесть - Аретуза. Нимфа, которую во время купания заметил речной бог Алфей. Как принято было выражаться до 1917 года, любвеобильный Алфей купальщицу возжелал. Он долго преследовал ее, и по просьбе беглянки Артемида открыла проход под морем, через который и скрылась Аретуза, чтобы в виде родника выйти на поверхность лишь на островке Ортигия близ Сиракуз. Впрочем, Алфей отстал ненадолго, и вскоре тоже появился на Сицилии, смешав в конце концов свои воды с водами ключа Аретузы. Впрочем, изначально Ортигия - маленький остров в гавани Сиракуз - был посвящен Артемиде. Дельфийский оракул, выданный коринфянину Архию, предводителю колонистов, гласил: «Остров некий лежит, Ортигия, в море туманном, против страны Фринакийской , где устье Алфея пенит воды свои, смешав их с прекрасно текущим ручьем Аретузы». Собственно «Аретуза» - частое название для источников в Древней Греции. Оно происходит от слова «ардо» - поливать. Под этим именем известны источники в Элиде на Пелопоннесе и в Халкиде. В частности, имя сицилийскому источнику могли дать именно халкидцы, которые первыми стали осваивать Сицилию,- в честь источника в своем родном городе. Что касается Алфея, то эта река была известна своей особенностью на некоторых участках течь под землей, и потому считалось вполне вероятным, что она может течь и по дну Ионийского моря. Таким образом, оракул для коринфян – основателей Сиракуз (735 г. до н.э.) - служил как бы подтверждением того, что их родная земля простирается от Пелопоннеса до самой Сицилии, где текут те же Алфей и Аретуза, что и дома, которые, кроме того, еще и связывают колонию с метрополией. Не случайно поверье о том, что лепешка, брошенная в источник Аретузы в Олимпии, через некоторое время всплывает в бассейне источника уже на Ортигии. И когда в Олимпии во время жертвоприношений закалывали ягнят, их кровь окрашивала воды родника на Ортигии. Эта легенда дожила аж до 397 года н. э., - якобы, когда Стилихон нанес поражение варварам у реки Алфей, то на Сицилии узнали об этом, увидев, как воды Аретузы окрасились кровью.
В Сиракузах образ Аретузы часто сливался с образом Артемиды. В Элиде существовало предание, что Алфей преследовал именно богиню-охотницу. Близ устья Алфея находилось святилище Артемиды Алфеусы. В самой Олимпии Алфей и Артемида делили один алтарь. Пиндар называет Ортигийскую богиню «рекой Артемис». Изначально главными героями источника на Ортигии были именно Алфей и Артемида, а популярность романтической погони за Аретузой стала набирать обороты лишь в эпоху Августа – благодаря Овидию. Таким образом, не исключено, что со временем почитание Аретузы на Ортигии просто выросло из почитания Артемиды. Собственно, ранние сиракузские монеты представляют женскую голову в свастико-образном инкузе – при том, что свастика – издавна считалась символом Артемиды. И лишь к началу V в. до н.э. изображение фокусируется именно на Аретузе – ее изображают в окружении дельфинов, подчеркивая тем самым природный парадокс, когда пресная вода источника окружена соленой морской. Кстати, рыбы, жившие в источнике, считались священными, ловить их запрещалось.