Первоисточник-то один - трезубец Посейдона...
Поясню отрывком из своей статьи, которая готовилась в Альманах...
Изначально таран (ростр) делался как продолжение килевого бруса, окованного медью или бронзой. Однако с увеличением массы и скорости судов, изменилась и форма тарана. Она становится более практичной, исчезает заострение оконечности. Это значит, что сила удара становится достаточной, чтобы пробить борт любой толщины. Кроме того, при проникновении внутрь корпуса «тупая» форма, безусловно, вызовет более значительные разрушения. В сечении таран эллинистического периода имеет ребра, образующие своеобразные полозья. Вероятно, это помогает снизить сцепление поверхностей тарана с частями повреждённого судна и быстрее высвободить его после удара. Дело в том, что специфика движения гребного судна такова, что в момент гребка нос корабля как бы приподнимается, поэтому удар тарана наносится по наклонной снизу вверх, таким образом, вражеский корабль оказывается как бы разломанным и насаженным на ростр атакующего судна. Немаловажную роль при этом играет высокий отогнутый вперёд нос корабля. Такую форму форштевня (акростоля), в отличие от более древней, прямой, начали широко применять в классическое время (и часто воспроизводили на многих медных монетах Селевкидов). В момент удара он наползает на борт корабля противника, подминая его под себя и проламывая порадос (выносную галерею для вёсел), а за ним и планшир. Когда же инерция удара иссякает вес атакующего судна и сила плавучести поверженного корабля, действуя противоположно друг другу, помогают расталкиванию. Корпус таранившего судна как бы соскальзывает вниз, таран при этом высвобождается и открывает пробоину для потока воды. Однако, очень часто ростр застревал, и тому есть масса свидетельств. Именно для этой цели крепление тарана делается с таким расчетом, чтобы от него можно было легко избавиться. Ростр крепится к килевому брусу с помощью втулки (ее отлично видно на фото), и дополнительно удерживается гвоздями или заклепками. Если такой таран застрянет и реверсный ход будет не в силах освободить атакующее судно, сброс тарана происходит автоматически. Заполняясь водой, корабль противника накреняется и под собственным весом просто выламывает таран из килевого бруса, как это видно на рисунке. Вероятно, этого времени должно хватить на то, чтобы зачистить палубу от вражеского экипажа и захватить корабельную казну.
Сравним теперь ростры, представленные на селевкидских монетах города Тир с тараном, поднятым со дна моря в том же регионе и хранящимся в Национальном морском музее (Хайфа, Израиль). Сразу же бросается в глаза поразительное сходство. Найденный таран относится к III-II вв. до н.э., его вес 400 кг, длинна 1, 7 м. На монетах детально переданы ряды заклепок, а также структурное украшение в форме трезубца. Последнее, с отсылом на Посейдона, лишний раз подтверждает статусный характер тарана, как символа морского могущества – талассократии. Учитывая большое значение Тира как исторически сложившегося центра кораблестроения, появление на селевкидских монетах имперского орла, сжимающего в когтях ростр, имело программное значение. Отныне не Селевкия Пиерийская, с мемориальной могилой Селевка Никатора и гербом-якорем, а именно Тир мыслился как главная военно-морская база Сирии.
Отредактировано AVL (2011-06-21 22:50:04)