ХОРОШИЙ ПОДАРОК
В 2010 году Даррен Уэбстер получил, наверное, свой лучший в жизни подарок на Рождество: жена положила ему под ёлку новый металлоискатель. В тот момент Уэбстер мог только мечтать о будущих увлекательных поисках и необыкновенных находках.
В полной мере он оценил полезность подаренного устройства только в середине сентября 2011 года. В обычный осенний день Даррен Уэбстер ушёл с работы, чтобы встретить сына после школы, и собирался снова идти на работу. Но вместо этого он почему-то решил ещё раз пройти с металлоискателем по полю возле деревни Силвердейл, хотя этот участок он уже исходил вдоль и поперёк. Ничего особенно интересного ему там не попалось – всего-навсего двухпенсовая монетка эпохи Тюдоров, XVI век.
На этот раз, едва только Уэбстер ступил на поле, металлодетектор подал сигнал. Кладоискатель копнул разок и разочарованно вздохнул – ему показалось, что на глубине нескольких сантиметров лопата наткнулась на старую жестяную консервную банку. Но это была не банка, а край ящика. Уэбстер откопал ящик, разгрёб землю и взял в руки найденный предмет.
Донышко ящика отвалилось, и прямо на ноги кладоискателя посыпалось серебро. Потом он сосчитал, сколько всего было: 27 монет, десять браслетов, два кольца, 14 слитков, шесть фибул, плетёная гривна из серебряных нитей, 141 штука серебряных отрубов – отрубленных кусочков браслетов, а также маленьких слитков. Отрубы и слитки, наряду с монетами, служили платёжным средством.
В тот же вечер законопослушный Уэбстер позвонил археологу из Отделения малых находок Британского музея. В эту организацию необходимо сообщать о всех ценных находках в Великобритании. Подлинную значимость содержимого старого ящика смог оценить по достоинству специалист по старинным монетам Гарет Уильямс, сотрудник Британского музея.
Одна из 27 монет оказалась уникальной – такой монеты ещё никогда не видел ни один нумизмат. На лицевой стороне монеты стоит имя правителя, по приказу которого она отчеканена – AIRDECONUT. Правитель с таким (или подобным) именем исторической науке совершенно неизвестен. «Вероятно, местный мастер, чеканивший монеты, такими буквами пытался передать чуждое ему имя викинга – Хартхакнут», – объясняет Гарет Уильямс.
Король Кнут III (или Хартхакнут) правил в Дании с 1035-го по 1042 год. После 1040 года и до самой своей смерти он был также властелином земель викингов в Англии. Но монета не соответствует этому периоду. Она имеет такой же вид, как монеты короля Сигфрида и короля Кнута Нортумбрийского, которые правили на полтора столетия раньше. Клад в Сильвердейле был зарыт около 900 года или несколькими годами позже, то есть за сто лет до того, как будущий король Кнут III ещё только появился на свет.
О ЧЁМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ХРОНИКИ?
«Речь идёт о неизвестном до сих пор короле викингов из Нортумбрии», – радуется открытию Гарет Уильямс. Но где его место в Хрониках? У нумизмата возникла идея: «Был такой король Гутфрит, который правил Нортумбрией с 883 года до самой своей смерти в 895 году. Из Хроник мы знаем имя его отца – Кнут (или Хартхакнут)».
У викингов существовал обычай передавать родовое имя только через поколение, то есть внука нарекали именем его деда. «Наш «новый» Кнут может быть сыном Гутфрита, которого назвали так по имени деда».
Но маленькая серебряная монетка с неправильно написанным королевским именем интересна не только указанием на этого неизвестного короля. В ней запечатлелась захватывающая история английских земель в те времена, когда христианство активно вытесняло там древние верования викингов.
На оборотной стороне монеты стоят буквы «DNS» (сокращённое латинское слово «dominus») и REX в форме креста: «dominus rex» – «господин – король». Исследователи считают, что таинственный Airdeconut, очевидно, был монархом, который особенно настойчиво подчёркивал свою принадлежность к христианству.
Он хотел, чтобы об этом узнал каждый человек, которому попала в руки его монета с крестом. Предшествующее поколение викингов пришло на земли Англии в качестве захватчиков. Викинги разграбили поместья и разорили не один христианский монастырь. Однако по прошествии всего нескольких десятилетий из буйных скандинавских язычников получились благочестивые христиане.
Клад, который откопал кладоискатель Уэбстер, зарыли в землю в грозное кровавое время. Викинги захватили львиную долю королевств Мерсия, Нортумбрия и большую часть восточной Англии. Они основали свои поселения в стране, которая позднее получила название Данелаг – Область датского права, и усердно занимались торговлей.
В качестве платёжного средства использовались монеты, которые часто имели определённый вес, а также серебряные отрубы. Если не хватало монет, отрубали кусок серебра соответствующего веса. Эти отрубы ходили наравне с монетами и на Руси, и на Ближнем Востоке – повсюду, где викинги вели торговлю.
РАЗНООБРАЗИЕ СТИЛЕЙ
Серебряные украшения из клада в Силвердейле выполнены в ирландском, англосаксонском и каролингском стилях. Многообразие отделки предметов клада показывает широту торговых связей викингов и подтверждает ближайшие направления их грабительских набегов. Часть монет отчеканены для скандинавских королей Нортумбрии, остальные монеты франкские и с Ближнего Востока.
Украшения тоже имеют пёстрое происхождение. Особенно интересен один браслет, богато декорированный орнаментами с ирландскими, англосаксонскими и франкскими элементами. Разумеется, не все викинги в Нортумбрии стали богобоязненными христианами и мирными торговцами. Разбой и убийства были частью повседневной жизни.
О бурных событиях рассказывает другая монета из клада, в частности та, на которой стоит имя Эвальд. Этот Эвальд был племянником Альфреда Великого, короля Уэссекса. После смерти Альфреда Великого началась большая смута из-за вражды между претендентами на его трон.
Эвальд бежал в Нортумбрию за поддержкой, и викинги объявили его королём Уэссекса. Сохранить надолго почётный титул ему не удалось. Мастера поспешно отчеканили монеты с именем короля Эвальда, а сам он успел собрать войско для похода в Уэссекс и вскоре пал на поле битвы, не достигнув своей цели – не утвердившись на королевском троне.
КЛАДОИСКАТЕЛЬ ПОЛУЧИТ ДЕНЬГИ
Согласно британским законам, клад, выкопанный на поле возле деревни Силвердейл, принадлежит герцогу Ланкастерскому, то есть королеве Елизавете II, которая в настоящее время носит этот титул. Королева уступает право собственности музею, если музей интересуется находкой и готов выплатить удачливому кладоискателю причитающуюся ему по закону сумму.
Закон о вознаграждении поощряет всех английских кладоискателей, которым действительно выгодно сообщать о находках, а не утаивать их от властей. Музей города Ланкастера охотно поместил бы в своей экспозиции клад с поля Силвердейл. Уэбстер получит вознаграждение за клад не полностью, ему придётся поделиться с владельцем участка земли, где найден клад.
Условия раздела вознаграждения заранее оговорены в договоре, по которому хозяин земли разрешил кладоискателю обследовать его участок. Сумма будет немалая, так что Уэбстер не останется в накладе. Он уже придумал, как использует часть суммы, которая ему достанется: сделает своей жене дорогой подарок (ремонт сантехники киев). В конце концов, без подаренного ею металлоискателя он, может быть, никогда не нашёл бы ничего ценного и интересного.