Итак, Кипр становится в результате распада Империи Александра Македонского провинцией Египетского государства Птолемеев, которые в 294 г до нэ делают Пафос административным центром Кипра. Выбор объясняется просто - Пафос ближайший порт острова по отношению к Александрии. Естественно в Пафосе остается и центральный монетный двор острова.
В начале правления Птолемеев местный чекан Пафоса какое-то время сохраняет традиционные черты культа Афродиты. Например, ее изображение на медной монете Птолемея I (310-306 гг до нэ) очень походит на дистатер Никоклеса, только на реверсе уже надпись - Птолемей и орел Лагидов:
Затем Пафос переходит на стандартный чекан Полеемеев, но и тут не обходится без шедевров нумизматики. Ниже представлена известная всего лишь в трех экземплярах золотая октодрахма Арсиное II жены Птолемея II, чеканенная в Пафосе в 261-253 гг до нэ:
В 58 г до нэ после самоубийства царя Пафоса Птолемея Кипрского Кипр переходит под власть римлян и получает статус одной из провинций Римской Империи, а Пафос становится резиденцией римских проконсулов. Некоторое время в 51 г нэ одним из проконсулов в Пафосе был знаменитый римский политик и оратор Марк Туллий Цицерон. В ту же пору он занимался ловлей киликийских пиратов и налаживанием дипломатических контактов с Ариобарзанидами - правителями Каппадокии.
В 12 либо 15 г нэ Пафос практически полностью стирается с лица земли сильнейшим землетрясением. Город восстанавливается под личным контролем, как сейчас говорят, императора Августа. Возрождённый Пафос переименовывают в Август-Клавдий.
После прихода римлян Пафос остается единственным кипрским городом, сохранившим право чеканить собственную монету. И здесь на кипрских монетах мы снова сталкиваемся с сохранившимся культом Афродиты и изображением храма в Палео-Пафосе, начиная с монет Августа:
За подобную монету на CNG на прошлой неделе я схлестнулся с Clio, но он оказался быстрее меня "на кнопке", эх, жалко
Обратите внимание на последнюю строчку описания приведенной на фото монеты, в которой утверждается, что бетиль, находившийся в храме Афродиты, является метеоритом. Это очень интересное и смелое утверждение, ставящее "карандаш" из храма Афродиты на одну доску с черным камнем Эмесы, обсуждение которого уже было здесь на форуме в теме о метеоритах на монетах. Самое интересное, что камень из храма Афродиты единственный из дошедших до наших дней бетилей, поэтому его метеоритное или земное происхождение может быть легко проверено. А это может дать и некоторые доводы в пользу или не в пользу теорий метеоритного происхождения иных каменных идолов античности.
Когда я отправлялся на экскурсию в святилище Афродиты, первым делом мне конечно хотелось посмотреть на камень, хотя я уже и так знал ответ по поводу его происхождения. Но для тех, кто там еще не бывал и не читал о камне, сохраню пока интригу и умолчу о природе камня.
Ну и чтобы закончить с иконографией римских провинциальных монет Пафоса, скажу лишь, что пожалуй самой значимой и красивой монетой с изображением камня и храма Афродиты является знаменитая тетрадрахма Веспасиана, чеканенная в 75 г нэ:
Завершим теперь рассказ об истории Пафоса, чтобы дальше перейти уже к фоторепортажу наконец
Итак... В 47 г нэ апостолы Павел и Варнава обратили в христианство римского проконсула Сергия Павла, и остров, как считается, стал первой территорией, управляемой христианином, хотя еще на протяжении нескольких веков киприоты продолжали поклоняться мифическим греческим богам.
В 342 г Пафос снова сильно пострадал во время землетрясения. Хотя к концу IV века большая часть Неа-Паофоса была восстановлена, город утратил столичные функции: административный центр острова был перенесён в Констанцию (бывший Саламин). Пафос стал резиденцией епископа (первое упоминание об этом относится к Никейскому собору 325 года).
В VII в побережье Кипра начинает страдать от набегов арабов. Пафосу, в отличие от ряда других портовых поселений, удалось избежать разрушения. В течение трех столетий арабы контролируют территорию острова; с того периода на Кипре сохранилось несколько мечетей, однако в районе Пафоса арабское наследие незначительно. В X в Византия возвращает себе Кипр.
В 1191 году Пафос сдался войскам крестоносцев под предводительством английского короля Ричарда I Львиное Сердце. В 1192 году Кипром стал править вассал Ричарда Ги де Лузиньян, основатель династии Лузиньянов. С 1192 по 1571 г католические епископы, пришедшие на остров с Лузиньянами, избирают Пафос своей резиденцией. Последний верховный католический пастырь Пафоса Франческо Контарини погиб в Никосии погиб во время ее штурма турецкими войсками.
В 1222 году Пафос разрушает очередное землетрясение. Ещё в период Лузиньянов Неа-Пафос, подверженный нападениям с моря, начал пустеть (жители уходили в более безопасный Верхний Пафос), а окончательный упадок наступил во времена венецианского, а затем турецкого правлений. Древний порт был занесён песком, а подъём уровня дна гавани вследствие заиливания сделал гавань Пафоса недоступной для крупных кораблей. Побережье опустело, город в очередной раз поменял свое месторасположение, а Верхний Пафос получает турецкое название Ктыма.
Дальше начинается уже новая история города, но она нам, пожалуй, гораздо менее интересна.