Александра Македонского.
Инфа про его могилу:
Могила Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.), несомненно, где-то существует, но где? Версий на этот счёт накопилось за века превеликое множество, одна правдоподобнее другой, но могила до сих пор так и не найдена, что оставляет широкое поле деятельности для новых искателей.
Много славных побед совершил полководец, после разгрома финикийцев он бескровно завоевал Египет — народ встречал его с радостью, как избавителя от персов. В331 г. до н.э. он основал Александрию Египетскую, но затем совершил несколько неожиданное путешествие в отдалённый оазис Сива —300 кмпо безжизненной пустыне. Воды отряду Македонского, разумеется, не хватило, но они всё же из последних сил добрались до оазиса, посреди которого возвышался древний храм, в который стремился Александр. Что нужно было Александру в древнем храме? По словам хрониста Арриана, царь хотел больше узнать о самом себе. Помогали ли боги ему одерживать победы? Станут ли они помогать ему и в дальнейших завоеваниях? Он долго беседовал со жрецами храма, о чём — неизвестно, но Арриан написал, что верховный жрец, облачённый в белые одежды, провозгласил со ступеней храма: «Благословен будь, сын Амона!»После этого Александр, окончательно уверовавший в своё божественное происхождение, отправился в Месопотамию, разбил персидского царя Дария и взял Вавилон, после чего его армия вторглась в Индию, где одержала множество лёгких побед. В Индии Александр был тяжело ранен, солдаты были измотаны бесконечными переходами и сраженьями, и в 325 году до н.э. Александр возвратился в Вавилон — отдохнуть, полечиться и составить новые планы покорения мира, на этот раз Северной Африки. Но в 323 году до н.э. он неожиданно скончался в возрасте 32 лет. И вот тут начинаются загадки.
По одной из версий, он выпил яд, тем самым совершив древний ритуал, по которому самые великие из людей должны умереть в зените славы, что представляется несколько сомнительным, хотя отравить его действительно могли. Римские историки обратили внимание на то, что в обратном походе из Индии до Вавилона Александр впадал в обмороки на целые сутки, страдал от физического бессилия и потери голоса, что напоминает отравление ядом медленного действия.
Историки Арриан, Диодор и Плутарх писали, что великий завоеватель был насильственно убит (отравлен) по тайному приказу наместника Македонии Антипатра. Хотя, по мнению других, глубокое разочарование итогами похода в Индию, распутство и беспробудное пьянство, отягчённое малярией, довели Александра до прободения язвы желудка.
Прибывшие из Египта жрецы набальзамировали тело полководца, и два года оно пролежало в дворцовых покоях Вавилона, пока его сподвижники диодохи боролись за власть. Наконец, диодох Птолемей завладел телом и получил статус главного наследника.
Тело Александра повезли в Египет. Траурная процессия представляла собой невообразимое зрелище. 64 мула везли огромную колесницу, построенную греческим инженером Филиппом, с колоннами из слоновой кости и балдахином, украшенным драгоценными камнями, как звёздное небо, на колеснице покоился мраморный саркофаг с телом, на золотой крышке которого лежали оружие Александра и щит из Трои. Впереди отряды строителей прокладывали дороги, а позади колесницы шло многотысячное войско, состоявшее из конницы, пехоты и солдат на боевых слонах.
Биограф Александра Македонского Кальсиниас писал, что Александр завещал похоронить себя в Египте, в оазисе Сива. Полководец Пердика обещал Александру сделать это, но решил увезти тело царя в Македонию, на родину Александра. Его замысел не удался. Птолемей, встретив колесницу в Дамаске, отвез саркофаг в321 г.до н.э. в свои владения в Мемфисе, а спустя два года перевез его в Александрию, похоронив в подземной усыпальнице. Его могила стала местом массового паломничества людей. Спустя три столетия римский император Октавиан Август (43—14 гг. до н.э.) в30 г. до н.э. захватил Александрию и «осмотрел тело Великого Александра, гроб которого вынесли из святилища: в знак преклонения он возложил на него золотой венец и усыпал тело цветами», пишет Светоний. Тело лежало в стеклянном саркофаге, а мавзолей находился на центральной площади.
По словам Светония, у могилы Александра побывал и Калигула (37—41 гг. н.э.), который «иногда надевал панцирь Александра Великого, добытый из его гробницы». Наконец, солдатский император Септимий Север (193—211 гг. н.э.) повелел замуровать священную усыпальницу, и с тех пор неизвестно, где она находится. Правда, по утверждению киевского архимандрита Константина, пытавшегося в1803 г. найти могилу Александра, до 15 столетия местоположение её было хорошо известно.
В 1850 году появилось сообщение, что переводчик из русского консульства в Каире, грек Скилитсис проник в подвал мечети Наби Даниель (пророка Даниила) в Александрии. Он спустился в узкий и тёмный подземный проход и увидел деревянную, съеденную червем дверь. Заглянув в трещины досок, он увидел тело в стеклянном гробу. На голове была золотая диадема. Вокруг были рассыпаны папирусы, свитки и книги. Он попытался остаться дольше в хранилище, но был выгнан одним из монахов мечети, и, несмотря на его повторные попытки возвратиться, ему запретили посещать область склепа. Скилитсис, очевидно, сделал письменный отчёт российскому консулу и греческому патриарху Александрии. (Интересно, что история пророка Даниила очень сильно напоминает историю Александра Македонского, только немного смещена во времени).
Существует также письменный отчёт Махмуда Бея эль Фалаки. Этот египетский астроном и инженер посетил склепы под Мечетью Наби Даниель спустя несколько лет после Скилитсиса. В его задачу входило составление карты древнего города по заказу Хэдайва Исмаила в1865 г. В отчёте Махмуд Бей сообщает: «Во время моего посещения хранилищ под зданием мечети я вошёл в большую комнату с арочной крышей на уровне земли города. Из этой комнаты начинались наклонные коридоры в четырёх различных направлениях. Из-за их длины и плохого состояния я не мог рассмотреть их полностью. Большое качество камней, используемых в строительстве, и многие другие признаки подтвердили мою уверенность, что эти подземные проходы, должно быть, вели к могиле Александра Великого. Поэтому я возвратился, чтобы возобновить мои исследования, но, к сожалению, мне это было запрещено».
В1879 г. каменщики по приказу шейха мечети Ниби Даниель вели каменную кладку в подвале и достигли наклонного подземного прохода. Они прошли некоторое расстояние и уже могли различить памятники, сделанные из гранита. Когда они хотели пойти дальше, шейх приказал им возвратиться и не рассказывать об увиденном (похоже, что каменщики всё же не очень усердно хранили тайну).
Профессор каирского исламского университета Абдель Азиз в 1990 году также заявил, что, по его расчётам, гроб с телом Александра скрыт под развалинами мечети Ниби Даниель в старой части Александрии. Эта мечеть находится в районе современной улицы пророка Даниила, на пересечении с авеню Гамаля Абдель Насера в центре города, спланированного ещё прославленным архитектором Динократом. Многие современные исследователи считают, что мечеть пророка Даниила построена на месте мавзолея Александра. Некоторые ранние арабские историки сообщали, что они сами посещали гробницу Александра и молились в его мечети, которой мусульмане приписывали особую святость.
Итак, мечеть есть, версия о захоронении также есть, но… Мечеть уже давно находится в полуразрушенном состоянии, и для египетских мусульман она священна. Чтобы исследовать мечеть, необходимо разрешение местного духовенства, которое получить практически невозможно, так что историкам придётся подождать.