Исследование разветвленной сети дорог по всем регионам, вошедшим в «Галльскую империю», дает дополнительную информацию об оборонительной системе Постума.
В первую очередь Постум обратил внимание на рейнский лимес, которому была необходима хорошая связь между отдельными участка¬ми. Жизненно важной в плане обороны считалась дорога Могонтиак- Аргенторат, поэтому она была полностью реконструирована вместе со всеми ее ответвлениями, связывающими обе Германии .
На Юге Постум стремился связать Аквитанию с ущельями западных Пиренеев. Дорога Agen-Dax была отреставрирована его заботами1. Он занялся также реставрацией и строительством сети аквитано-испанских дорог, связывавших регионы. Дело в том, что в Leon (Испания) базировался VII легион Gemina, и в случае тревоги, воинское подразделение должно было иметь возможность быстро перебраться к центру Галлии для защиты региона . Другая дорога шла из Бордо на юг. К ней примыкали Вазаты (совр. Базас) с территорией в 4 га, но, скорее всего, дорога Galien была продлена до Ажена или Донзейля . Вполне возможно, что Постум соединил этот перекресток с дорогой из Лиона .
Деятельность первого галльского императора по восстановлению и расширению сети дорог являлась, по большей части, продолжением уже начатого. Так, он завершил проект Галлиена по обновлению дорог в сторону Рейна. Можно предположить, что сам Постум начал восстановление этих дорог, будучи еще наместником этих провинций, а впоследствии продолжил, перенеся на этот участок свое основное внимание.
Осер (ант. Autessiodurum) являлся дорожным центром первосте-пенной важности. Город располагался на пересечении двух стратегических дорог, восстановленных Постумом. Одна из них шла из Энтре- нов и направлялась на восток к Труа, Буржу и Сансу . Милевой столб из Прежилберта свидетельствует о том, что дорога Осер-Отен была также восстановлена в этот период .
Лион, являющийся одним из крупнейших городов Галлии, был соединен с Бордо (ант. Burdigala) посредством дороги, проложенной вдоль южной границы1. Множество милевых столбов свидетельствуют об интересе Постума к этой области. Две дороги протянулись к Жа- вольсу, еще одна к Сент-Жан-де-Ней , соединяя дорогу Ажен-Де, и от¬туда шла в Испанию . Пути сообщения были также связаны с задачами VII легиона Gemma, подразделения которого в случае необходимости должны были иметь возможность быстро передислоцироваться в любой район Галлии.
Из высокой стены города Ренны археологи извлекли около 14-ти милевых камней галльских императоров, три принадлежали Постуму . К сожалению, нет никакой возможности уточнить, какую дорогу они размечали. Скорее всего, милевые камни были особо необходимы для дорог стратегической важности.
Однако города и поселения, находящившиеся внутри региона, имели совсем иные оборонительные укрепления, чем города и поселения прирейнской линии обороны: Тонгерен, Арлон, Треверы, Бавы , а так-же Августа Треверов, защищенная, благодаря укрепленным поселениям: Неумаген, Битбург и Заарбург . Расположенные чаще всего на перекрестках дорог, они являлись убежищем для населения близлежащих деревень и одновременно выступали, как центры местной администрации «Галльской империи» и как узлы связи. Падение одного из них означало не только исчезновение центра снабжения и оперативной базы, но, особенно, разрыв связи между участком, которым он командовал, и другими регионами.
Характерным примером вышеуказанных укреплений могут служить Бурж, Санс и поселение Юбланс1. Бурж и Санс располагались на перекрестке дорог, связывавших соседние виллы и форт, находившие¬ся на некотором расстоянии от города, на возвышенности . Территория Буржа достигала 40 га. Юбланс являлся дорожным центром первостепенной важности, также восстановленым Постумом, по времени реставрации являлся современным Буржу и Сансу . Дороги из этого поселения соединяют Север Галлии с Юго-западом и Аквитанией. Из Юбланса можно было легко добраться: на северо-востоке — до Амьена (ант. Samarobriva Ambianorum) и Арраса; на востоке — до Шартра; на юге и юго-востоке — до Ле Мана и Тура; на западе — до г. Ренны; на юге юго-запада — до г. Авранша; на севере — до г. Котентен . Вся система вместе с дорогами была восстановлена и построена Постумом, о чем свидетельствуют археологические исследования.
К подобному типу можно отнести и укрепленные поселения: Тон- герен, Бавы, Арлон, Треверы, Ремы (совр. Реймс), Отен и сельское по-селение Сент-Лорен-сюр-Отен, на севере от Санса. При этом площадь поселений значительно различалась. Тур имел площадь в 6 га, Реймс — 35 га, Отен — около 20 га.
Вдоль дорог между укрепленными городами возводятся небольшие форты, имевшие свое особое назначение, например, почтовой станции. Подтверждение этому можно видеть на дороге Бавы — Тонгерен — Колония-Агриппина1: Бавы — Руверой — 18 км; Руверой — Морлан- вельз — 17 км; Морланвельз — Либершиз — 15 км; Либершиз — Жемб- ло — 18 км; Тонгерен — Маастрих — 16 км, а также г. Ним на дороге Вермонт — Колония-Агриппина, Нант и Эправы на дороге Динан — Арлон, Эпарель на дороге Вормс (ант. Borbetomagus) — Мец (ант. Divodurum Mediomatricorum)2.
Авзоний утверждает, что подобные «поселения» были характерны для Белгики3. Это были демилитаризированные лагеря с сохраненными оборонительными укреплениями, ставшие в мирное время складами. Однако во время войны или набегов варварских племен такие поселения становились крепостями и принимали на себя функции охраны дорожной развязки и окрестных деревень. Во время вторжений гарнизон такой крепости должен был наблюдать за грабителями и сигнализировать об их движении в штаб-квартиру командующего. В случае, если нападавших было не очень много, гарнизон пытался сделать все, чтобы лишить врага преимущества и замедлить их продвижение. Эта гипотеза кажется справедливой. Как известно, для своих вторжений германцы использовали дороги. Таким образом, сеть дорог была неразрывно связана с защитой территории, и нельзя понимать ее устройство без объ-единения с оборонительной системой.
Другим типом дорожной системы был центр, располагавшийся у морского побережья. Дорога от него проходила по побережью и имела функцию кольцевой дороги, объединявшей различные пункты, включая портовые города с гаванями и локальные пункты. Примером такого типа могут служить три центра на участке северо-запад Кассель,
Булонь и Бавы1. Дорога проходила через Булонь, Ондшот, Уденбург, Варсенаре, Мальдегем, Бёкут, Анверс, Брехт и Нимек . Оборонительные пункты располагались в Булони, Марцисе, УДенбурге, Варсенаре . Дороги проходили следующим образом:
Центр Кассель: Кассель — Рюмст, Кассель — Булонь, Кассель — Уденбург.
Центр Бавы: Бавы — Булонь, Бавы — Уденбург, Бавы — Ганд, Бавы — Рюмст.
Весь участок отличался тем, что вновь созданная дорожная систе¬ма накладывалась на сеть более древнюю, но не смешивалась с ней . В рейнском регионе — наоборот, вновь созданная сеть сливалась со ста-рой. На левом берегу Рейна дорога выходит из Нимека и идет вплоть до Швейцарии, выходя на маршрут старой дороги первого века . Лучшим примером может служить пролет дороги от центра — от Касселя к Бергу и Oye (территория совр. Швейцарии). Точно известно, что сектор дороги от г. Бинген до г. Альцай (в районе совр. Франкфурта) был полностью восстановлен Постумом.
По всей длине течения Рейна были расположены оборонительные сооружения . Они были предназначены для того, чтобы защищать ли-нию границы, проходящую по р. Мозель. Расквартирование легио¬нов и военных соединений проводилось так, чтобы они были связаны с внутренней частью региона, дорогами, которые оканчивались стра-тегически важными перекрестками: Тонгерен, Треверы, Арлон, Лион
и т. д.1. Августа Треверов являлась к тому же центром настоящей дорожной «паутины» .
Основных линий обороны было три: на Юге речь идет о времен¬ной границе двух противников: Галлиена, идущая с Юга и Юга-востока на северо-запад, и Постума с Севера на юго-восток, существовавшая в период первого противостояния с 259 г. до 260-261 гг. . Вторая линия обороны проходила между Северной Италией и «Галльской импери¬ей» с 266 г. Однако, если ранее считалось, что ущелья Альп укреплялись Галлиеном, то теперь это ставится под сомнение, поскольку Реция принадлежала юрисдикции Постума. Теперь понятно, каким образом Постум сумел закрыть во время военного противостояния 264-265 гг. проход и не допустить переправы римского императора через Альпы (Dio Cass., IX. 238; Anonym, 6).
Наиболее важной в стратегическом отношении оставалась третья линия обороны — германская граница, включавшая в себя рейнский лимес и северо-западное побережье. Постум стремился, в первую очередь, восстановить сектора, которые позволили бы отражать набеги германцев: побережье между Булонью и Нимеком, лимес между Нимеком и Во¬гезами и, наконец, перевал Белфорт .
Особое место в борьбе против германцев, разбойников и пиратов заняли морские кампании Постума. Первые три года власти галльско¬го узурпатора были посвящены укреплению флота и активным военным действиям на море. Согласно предположениям исследователей и археологов , Постум должен был иметь опорную крепость на побережье. Местонахождение крепости Marcis неизвестно , поэтому ничего не¬льзя сказать о ее оборонительных сооружениях. Однако укрепления г.
Булонь (ант. Bononia), скорее всего, были построены Постумом1, по-скольку при Караузии 30-ю годами позднее оборонительная стена уже существовала, и Констанций Хлор хотел сделать здесь в 293 г. резиден¬цию для подавления бунтовщиков (Paneg., VIII.4).
Береговая система будущего litus saxonicum защищала с Запада ; остров обладал своим флотом — classis Britannica (CL BR) — одна из стоянок которого находилась, судя по археологическим данным, в Булони-сюр мер ; ее армия, состоящая, как минимум , из трех alae, мог¬ла значительно усилить войска Постума. Центральная база располагалась в порту Гезориак на побережье Ла-Манша и в Дюбре на побережье Британии. Задачами classis Britannica было патрулирование берега Британии и охрана пролива. Нумизматические источники свидетель-ствует о значительной роли, которую играл флот в правление первого галльского императора. Они же указывают на связь между большими портами: Булонь, Уденбург, Рюмст, Арентсбург . На этом же побережье находился ряд фортов, в которых были расквартированы пехотинцы, кавалерия и моряки . Причем, эти форты находились близ городов: Булонь, Уденбург, Варсенаре, Рюмст, Катвийк . Дорога соединяла форты один с другим и связывала с внутренней частью лимеса через дорожную развязку Булонь, Кассель, Бавы и Тонгерен1. Катвийк и Арент- сбург были заняты войсками Постума в самом начале его правления и сохранили свое значение при его преемниках .
В Рюмсте были найдены кирпичи и черепицы с клеймом C G P F — знака морской службы Постума — «classis Germanica», известной так¬же по монетам . Флот был необходим Постуму не только для охраны приморских рубежей и контроля за судоходными реками, включая мос-ты и переправы, торговлю и навигацию торговых судов, но и для борь¬бы с пиратами . Флот Рейна также обеспечивал безопасность торговым судам, идущим с товарами в Британию . Базы морской службы располагались по берегам рек и были связаны с легионами. На Рейне подобные базы находились в городах Vetera, Novaesium, Colonia Agrippina, под контролем легиона XXII Primigenia, дислоцированного в Moguntiacum, другой сектор Рейна — Neumagen, Noviomagus, Katwijk, Arentsburg — и дельта реки с выходом в море контролировался легионом VI Victrix .
В Галлии подобные базы морской службы располагались, обычно, в городах вдоль морского побережья, таких как: Булонь, Кале, Ла
Пенн, и городах вдоль всего русла рек1. Основные базы располагались в Северной Галлии и были тесно связаны с подобными базами в Бел- гике и Германии, а также с теми, которые располагались на побережье современной Голландии . Помимо этого, в других городах располагались ремесленные корпорации, обслуживающие флот — корабельщики. Согласно эпиграфическим данным, самые известные корпорации корабельщиков и мастера-корабельщики жили в Арелате (Нарбонская Галлия), Лугдуне, по течению Роны и Арара, Мозеля; здесь же подчас проживали судовладельцы и патроны корпораций корабельщиков .
Основной базой считалась пойма Рейна, а командующий флотом этого региона — командующим всем флотом; обычно им был наместник или прокуратор . Согласно подсчетам С. Старра, с которым соглашается и Э. Бирли, в общей сложности, флот Постума составлял около 30 тыс. человек .
Благодаря археологическим данным известно, что пираты проника¬ли на территорию Галлии и обеих Германий по рекам: Сена, Луара, Гаронна и более маленьким — Орн, Изер, Эско, Лис, Сомма и притокам больших рек, грабя прибрежные города и поселения . Морская служба
наносила удары по судам пиратов, обеспечивая защиту городам и населенным пунктам и благоприятствуя развитию торговли1. Таким образом, становится понятна неразрывная связь каждого отдельного звена оборонительной системы «Галльской империи».
* * *
Для стратегически важных дорог Постумом была предусмотрена защита оборонительными сооружениями и укрепленными поселениями различных типов (от обычного укрепленного поселения, лагеря, форта или поселения-хранилища): Колония-Агриппина — Бавы; Нимек — Арлон; Арлон — Реймс; Арлон — Динан; Колония-Агриппи¬на — Арлон; Колония-Агриппина — Треверы; Майнц — Треверы; Вормс — Реймс и др. . Отдельно от обычной системы стояли укреплен¬ные контрфорсами города, например, Вогезы. От Нимека до Страсбур¬га шла пограничная дорога, продолжаясь на юг, она достигала Базеля и Лугдунской Галлии, обеспечивая более быструю связь с центром Галлии . Отдельные участки дороги были снабжены менее значительны¬ми укреплениями. От кольца отходили дороги, направлявшиеся вглубь территории и укрепленные оборонительными сооружениями. Они за-
канчивались стратегически важными перекрестками: Тонгерен, Треве- ры, Ремы и т. д.1.
Особое место занимает правый берег Рейна. В 259 г. Постум (никак не Галлиен!) захватил часть Трансрейнской Германии, где в результате опустошительных набегов германцев были разрушены многие города и поселения. Постум пытался восстановить эту территорию, создавая некую оборонительную систему. Две крепости были созданы для обо-роны моста через р. Рейн: Кастелль и Заальбург . Мост имел двойное значение: защищал Майнц и р. Мозель в случае вторжения варваров и давал возможность контратаковать. Без сомнения, Постум вел сражения за эту территории, еще будучи наместником, по приказу Галлиена (SHA. Tyr. Trig., V, 6).
Оборонительные сооружения Постума, продолжая начатое Галли еном (или по приказу Галлиена он же и начинал), строились так, что¬бы укрепить изгиб Рейна: Августа Треверов, Виндиш (ант. Vindonissa), Иргенозен, Авенш, Отен . Одновременно казалось, что Постума мало интересуют другие сектора обороны. Эта небрежность была лишь видимой. По-видимому, Постум имел свои планы в отношении Трансрейнской Германии.
Строительство системы защитных сооружений происходило мето-дично, сектор за сектором, но, к сожалению, Постум не успел закон¬чить ее. Оставались широкие незащищенные зоны в Эльзасе и Швейца¬рии . После смерти Постума варвары воспользовались ими для новых вторжений на территорию Галлии.
Некоторые археологи сомневаются, что идея такой оборонитель¬ной системы принадлежала Галлиену . На основании имеющихся в на¬шем распоряжении данных, можно утверждать, что Постум стал исполнителем этого проекта. Обладая военным талантам, он не пренебрег наступательной стороной в своем проекте, в отличие от своих преемников, слишком доверявшим защите лимеса. Создавая оборонительную зону на правом берегу Рейна, первый галльский император сохранил возможность отбросить германцев дальше, вглубь территории.