Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Враги древнего Рима. » Галльская империя и ее основатель - полководец Постум


    Галльская империя и ее основатель - полководец Постум

    Сообщений 21 страница 40 из 42

    21

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Для меня показатель уровня развития общества-наличие качественных дорог

    Да... Тогда, похоже в России нам еще далеко до цивилизации, особенно в провинции, где вообще нет дорог, а есть "направления".
    А как же великая русская литература, например. Во многих странах, где прекрасные дороги, вообще нет писателей мирового уровня. А потом, ракеты летают и без дорог 8-)

    0

    22

    Doctor03 написал(а):

    Тогда, похоже в России нам еще далеко до цивилизации, особенно в провинции, где вообще нет дорог, а есть "направления".

    Не хочу обсуждать тему в этом направлении. Извините.

    Doctor03 написал(а):

    ракеты летают и без дорог

    Думаю, это не показатель. Превалирование военного комплекса над гражданскими институтами-не есть гуд. В Сев. Корее тоже ракеты и всяко-разно, а народ голодает.
    Римляне дороги строили не только для быстрой и комфортной передислокации войск, но и для активизации торговых путей. Раз уж в этой теме мы вспомнили о дороге Траяна в Аравии, то напомню, что римляне хотели изменить направление торговых путей из глубины континента, лишив Набатею монопольного права на взимание пошлины с торговцев.

    0

    23

    Doctor03 написал(а):

    А как же великая русская литература, например. Во многих странах, где прекрасные дороги, вообще нет писателей мирового уровня. А потом, ракеты летают и без дорог

    Прекрасные дороги есть в США, Германии, Великобритании, Франции и в странах Скандинавии. Там представителей мировой литературной классики в избытке. Так что Ваше утверждение весьма спорно.  Да и просто с точки зрения обывателя, которому всё равно под каким флагом жить, главное, чтобы жить хорошо - тема дорог для меня важнее темы ракет.

    Отредактировано AVL (2015-10-09 17:30:28)

    +1

    24

    Все же вернемся к Постуму и Галльской империи. Постум продолжил дело Галлиена по развитию дорог - те дороги, что были начаты, достраивались, но было начато строительство и совсем новых путей. Главная цель ьыла - связать воедино все части новой империи, так как ранняя системы была основана на том, что "Все дороги ведут в Рим", теперь же была система закольцовывания путей сообщения (Ну просто Лужков какой-то - "властелин колец". Такая система связывала воедино все провинции с новой столицей - Августой Треверов (Трир)и служила, прежде всего, оборонительным целям - была возможность быстрой переброски войск. Поэтому дороги соединяли все оборонительные сооружения и "укрепрайоны".
    Впрочем, обратимся к источнику

    Свернутый текст

    Исследование разветвленной сети дорог по всем регионам, вошедшим в «Галльскую империю», дает дополнительную информацию об оборонительной системе Постума.
    В первую очередь Постум обратил внимание на рейнский лимес, которому была необходима хорошая связь между отдельными участка¬ми. Жизненно важной в плане обороны считалась дорога Могонтиак- Аргенторат, поэтому она была полностью реконструирована вместе со всеми ее ответвлениями, связывающими обе Германии .
    На Юге Постум стремился связать Аквитанию с ущельями западных Пиренеев. Дорога Agen-Dax была отреставрирована его заботами1. Он занялся также реставрацией и строительством сети аквитано-испанских дорог, связывавших регионы. Дело в том, что в Leon (Испания) базировался VII легион Gemina, и в случае тревоги, воинское подразделение должно было иметь возможность быстро перебраться к центру Галлии для защиты региона     . Другая дорога шла из Бордо на юг. К ней примыкали Вазаты (совр. Базас) с территорией в 4 га, но, скорее всего, дорога Galien была продлена до Ажена или Донзейля . Вполне возможно, что Постум соединил этот перекресток с дорогой из Лиона .
    Деятельность первого галльского императора по восстановлению и расширению сети дорог являлась, по большей части, продолжением уже начатого. Так, он завершил проект Галлиена по обновлению дорог в сторону Рейна. Можно предположить, что сам Постум начал восстановление этих дорог, будучи еще наместником этих провинций, а впоследствии продолжил, перенеся на этот участок свое основное внимание.
    Осер (ант. Autessiodurum) являлся дорожным центром первосте-пенной важности. Город располагался на пересечении двух стратегических дорог, восстановленных Постумом. Одна из них шла из Энтре- нов и направлялась на восток к Труа, Буржу и Сансу . Милевой столб из Прежилберта свидетельствует о том, что дорога Осер-Отен была также восстановлена в этот период .
    Лион, являющийся одним из крупнейших городов Галлии, был соединен с Бордо (ант. Burdigala) посредством дороги, проложенной вдоль южной границы1. Множество милевых столбов свидетельствуют об интересе Постума к этой области. Две дороги протянулись к Жа- вольсу, еще одна к Сент-Жан-де-Ней   , соединяя дорогу Ажен-Де, и от¬туда шла в Испанию . Пути сообщения были также связаны с задачами VII легиона Gemma, подразделения которого в случае необходимости должны были иметь возможность быстро передислоцироваться в любой район Галлии.
    Из высокой стены города Ренны археологи извлекли около 14-ти милевых камней галльских императоров, три принадлежали Постуму . К сожалению, нет никакой возможности уточнить, какую дорогу они размечали. Скорее всего, милевые камни были особо необходимы для дорог стратегической важности.
    Однако города и поселения, находящившиеся внутри региона, имели совсем иные оборонительные укрепления, чем города и поселения прирейнской линии обороны: Тонгерен, Арлон, Треверы, Бавы , а так-же Августа Треверов, защищенная, благодаря укрепленным поселениям: Неумаген, Битбург и Заарбург . Расположенные чаще всего на перекрестках дорог, они являлись убежищем для населения близлежащих деревень и одновременно выступали, как центры местной администрации «Галльской империи» и как узлы связи. Падение одного из них означало не только исчезновение центра снабжения и оперативной базы, но, особенно, разрыв связи между участком, которым он командовал, и другими регионами.
    Характерным примером вышеуказанных укреплений могут служить Бурж, Санс и поселение Юбланс1. Бурж и Санс располагались на перекрестке дорог, связывавших соседние виллы и форт, находившие¬ся на некотором расстоянии от города, на возвышенности     . Территория Буржа достигала 40 га. Юбланс являлся дорожным центром первостепенной важности, также восстановленым Постумом, по времени реставрации являлся современным Буржу и Сансу . Дороги из этого поселения соединяют Север Галлии с Юго-западом и Аквитанией. Из Юбланса можно было легко добраться: на северо-востоке — до Амьена (ант. Samarobriva Ambianorum) и Арраса; на востоке — до Шартра; на юге и юго-востоке — до Ле Мана и Тура; на западе — до г. Ренны; на юге юго-запада — до г. Авранша; на севере — до г. Котентен . Вся система вместе с дорогами была восстановлена и построена Постумом, о чем свидетельствуют археологические исследования.
    К подобному типу можно отнести и укрепленные поселения: Тон- герен, Бавы, Арлон, Треверы, Ремы (совр. Реймс), Отен и сельское по-селение Сент-Лорен-сюр-Отен, на севере от Санса. При этом площадь поселений значительно различалась. Тур имел площадь в 6 га, Реймс — 35 га, Отен — около 20 га.
    Вдоль дорог между укрепленными городами возводятся небольшие форты, имевшие свое особое назначение, например, почтовой станции. Подтверждение этому можно видеть на дороге Бавы — Тонгерен — Колония-Агриппина1: Бавы — Руверой — 18 км; Руверой — Морлан- вельз — 17 км; Морланвельз — Либершиз — 15 км; Либершиз — Жемб- ло — 18 км; Тонгерен — Маастрих — 16 км, а также г. Ним на дороге Вермонт — Колония-Агриппина, Нант и Эправы на дороге Динан — Арлон, Эпарель на дороге Вормс (ант. Borbetomagus) — Мец (ант. Divodurum Mediomatricorum)2.
    Авзоний утверждает, что подобные «поселения» были характерны для Белгики3. Это были демилитаризированные лагеря с сохраненными оборонительными укреплениями, ставшие в мирное время складами. Однако во время войны или набегов варварских племен такие поселения становились крепостями и принимали на себя функции охраны дорожной развязки и окрестных деревень. Во время вторжений гарнизон такой крепости должен был наблюдать за грабителями и сигнализировать об их движении в штаб-квартиру командующего. В случае, если нападавших было не очень много, гарнизон пытался сделать все, чтобы лишить врага преимущества и замедлить их продвижение. Эта гипотеза кажется справедливой. Как известно, для своих вторжений германцы использовали дороги. Таким образом, сеть дорог была неразрывно связана с защитой территории, и нельзя понимать ее устройство без объ-единения с оборонительной системой.
    Другим типом дорожной системы был центр, располагавшийся у морского побережья. Дорога от него проходила по побережью и имела функцию кольцевой дороги, объединявшей различные пункты, включая портовые города с гаванями и локальные пункты. Примером такого типа могут служить три центра на участке северо-запад Кассель,     
    Булонь и Бавы1. Дорога проходила через Булонь, Ондшот, Уденбург, Варсенаре, Мальдегем, Бёкут, Анверс, Брехт и Нимек   . Оборонительные пункты располагались в Булони, Марцисе, УДенбурге, Варсенаре . Дороги проходили следующим образом:
    Центр Кассель: Кассель — Рюмст, Кассель — Булонь, Кассель — Уденбург.
    Центр Бавы: Бавы — Булонь, Бавы — Уденбург, Бавы — Ганд, Бавы — Рюмст.
    Весь участок отличался тем, что вновь созданная дорожная систе¬ма накладывалась на сеть более древнюю, но не смешивалась с ней . В рейнском регионе — наоборот, вновь созданная сеть сливалась со ста-рой. На левом берегу Рейна дорога выходит из Нимека и идет вплоть до Швейцарии, выходя на маршрут старой дороги первого века . Лучшим примером может служить пролет дороги от центра — от Касселя к Бергу и Oye  (территория совр. Швейцарии). Точно известно, что сектор дороги от г. Бинген до г. Альцай (в районе совр. Франкфурта) был полностью восстановлен Постумом.
    По всей длине течения Рейна были расположены оборонительные сооружения . Они были предназначены для того, чтобы защищать ли-нию границы, проходящую по р. Мозель. Расквартирование легио¬нов и военных соединений проводилось так, чтобы они были связаны с внутренней частью региона, дорогами, которые оканчивались стра-тегически важными перекрестками: Тонгерен, Треверы, Арлон, Лион
    и т. д.1. Августа Треверов являлась к тому же центром настоящей дорожной «паутины»   .
    Основных линий обороны было три: на Юге речь идет о времен¬ной границе двух противников: Галлиена, идущая с Юга и Юга-востока на северо-запад, и Постума с Севера на юго-восток, существовавшая в период первого противостояния с 259 г. до 260-261 гг. . Вторая линия обороны проходила между Северной Италией и «Галльской импери¬ей» с 266 г. Однако, если ранее считалось, что ущелья Альп укреплялись Галлиеном, то теперь это ставится под сомнение, поскольку Реция принадлежала юрисдикции Постума. Теперь понятно, каким образом Постум сумел закрыть во время военного противостояния 264-265 гг. проход и не допустить переправы римского императора через Альпы (Dio Cass., IX. 238; Anonym, 6).
    Наиболее важной в стратегическом отношении оставалась третья линия обороны — германская граница, включавшая в себя рейнский лимес и северо-западное побережье. Постум стремился, в первую очередь, восстановить сектора, которые позволили бы отражать набеги германцев: побережье между Булонью и Нимеком, лимес между Нимеком и Во¬гезами и, наконец, перевал Белфорт .
    Особое место в борьбе против германцев, разбойников и пиратов заняли морские кампании Постума. Первые три года власти галльско¬го узурпатора были посвящены укреплению флота и активным военным действиям на море. Согласно предположениям исследователей и археологов , Постум должен был иметь опорную крепость на побережье. Местонахождение крепости Marcis неизвестно , поэтому ничего не¬льзя сказать о ее оборонительных сооружениях. Однако укрепления г.
    Булонь (ант. Bononia), скорее всего, были построены Постумом1, по-скольку при Караузии 30-ю годами позднее оборонительная стена уже существовала, и Констанций Хлор хотел сделать здесь в 293 г. резиден¬цию для подавления бунтовщиков (Paneg., VIII.4).
    Береговая система будущего litus saxonicum защищала с Запада   ; остров обладал своим флотом — classis Britannica (CL BR)  — одна из стоянок которого находилась, судя по археологическим данным, в Булони-сюр мер ; ее армия, состоящая, как минимум , из трех alae, мог¬ла значительно усилить войска Постума. Центральная база располагалась в порту Гезориак на побережье Ла-Манша и в Дюбре на побережье Британии. Задачами classis Britannica было патрулирование берега Британии и охрана пролива. Нумизматические источники свидетель-ствует о значительной роли, которую играл флот в правление первого галльского императора. Они же указывают на связь между большими портами: Булонь, Уденбург, Рюмст, Арентсбург . На этом же побережье находился ряд фортов, в которых были расквартированы пехотинцы, кавалерия и моряки . Причем, эти форты находились близ городов: Булонь, Уденбург, Варсенаре, Рюмст, Катвийк . Дорога соединяла форты один с другим и связывала с внутренней частью лимеса через дорожную развязку Булонь, Кассель, Бавы и Тонгерен1. Катвийк и Арент- сбург были заняты войсками Постума в самом начале его правления и сохранили свое значение при его преемниках   .
    В Рюмсте были найдены кирпичи и черепицы с клеймом C G P F — знака морской службы Постума — «classis Germanica», известной так¬же по монетам . Флот был необходим Постуму не только для охраны приморских рубежей и контроля за судоходными реками, включая мос-ты и переправы, торговлю и навигацию торговых судов, но и для борь¬бы с пиратами . Флот Рейна также обеспечивал безопасность торговым судам, идущим с товарами в Британию . Базы морской службы располагались по берегам рек и были связаны с легионами. На Рейне подобные базы находились в городах Vetera, Novaesium, Colonia Agrippina, под контролем легиона XXII Primigenia, дислоцированного в Moguntiacum, другой сектор Рейна — Neumagen, Noviomagus, Katwijk, Arentsburg — и дельта реки с выходом в море контролировался легионом VI Victrix .
    В Галлии подобные базы морской службы располагались, обычно, в городах вдоль морского побережья, таких как: Булонь, Кале, Ла
    Пенн, и городах вдоль всего русла рек1. Основные базы располагались в Северной Галлии и были тесно связаны с подобными базами в Бел- гике и Германии, а также с теми, которые располагались на побережье современной Голландии   . Помимо этого, в других городах располагались ремесленные корпорации, обслуживающие флот — корабельщики. Согласно эпиграфическим данным, самые известные корпорации корабельщиков и мастера-корабельщики жили в Арелате (Нарбонская Галлия), Лугдуне, по течению Роны и Арара, Мозеля; здесь же подчас проживали судовладельцы и патроны корпораций корабельщиков .
    Основной базой считалась пойма Рейна, а командующий флотом этого региона — командующим всем флотом; обычно им был наместник или прокуратор . Согласно подсчетам С. Старра, с которым соглашается и Э. Бирли, в общей сложности, флот Постума составлял около 30 тыс. человек .
    Благодаря археологическим данным известно, что пираты проника¬ли на территорию Галлии и обеих Германий по рекам: Сена, Луара, Гаронна и более маленьким — Орн, Изер, Эско, Лис, Сомма и притокам больших рек, грабя прибрежные города и поселения . Морская служба
    наносила удары по судам пиратов, обеспечивая защиту городам и населенным пунктам и благоприятствуя развитию торговли1. Таким образом, становится понятна неразрывная связь каждого отдельного звена оборонительной системы «Галльской империи».
    * * *
    Для стратегически важных дорог Постумом была предусмотрена защита оборонительными сооружениями и укрепленными поселениями различных типов (от обычного укрепленного поселения, лагеря, форта или поселения-хранилища): Колония-Агриппина — Бавы; Нимек — Арлон; Арлон — Реймс; Арлон — Динан; Колония-Агриппи¬на — Арлон; Колония-Агриппина — Треверы; Майнц — Треверы; Вормс — Реймс и др.   . Отдельно от обычной системы стояли укреплен¬ные контрфорсами города, например, Вогезы. От Нимека до Страсбур¬га шла пограничная дорога, продолжаясь на юг, она достигала Базеля и Лугдунской Галлии, обеспечивая более быструю связь с центром Галлии . Отдельные участки дороги были снабжены менее значительны¬ми укреплениями. От кольца отходили дороги, направлявшиеся вглубь территории и укрепленные оборонительными сооружениями. Они за-
    канчивались стратегически важными перекрестками: Тонгерен, Треве- ры, Ремы и т. д.1.
    Особое место занимает правый берег Рейна. В 259 г. Постум (никак не Галлиен!) захватил часть Трансрейнской Германии, где в результате опустошительных набегов германцев были разрушены многие города и поселения. Постум пытался восстановить эту территорию, создавая некую оборонительную систему. Две крепости были созданы для обо-роны моста через р. Рейн: Кастелль и Заальбург   . Мост имел двойное значение: защищал Майнц и р. Мозель в случае вторжения варваров и давал возможность контратаковать. Без сомнения, Постум вел сражения за эту территории, еще будучи наместником, по приказу Галлиена (SHA. Tyr. Trig., V, 6).
    Оборонительные сооружения Постума, продолжая начатое Галли еном (или по приказу Галлиена он же и начинал), строились так, что¬бы укрепить изгиб Рейна: Августа Треверов, Виндиш (ант. Vindonissa), Иргенозен, Авенш, Отен . Одновременно казалось, что Постума мало интересуют другие сектора обороны. Эта небрежность была лишь видимой. По-видимому, Постум имел свои планы в отношении Трансрейнской Германии.
    Строительство системы защитных сооружений происходило мето-дично, сектор за сектором, но, к сожалению, Постум не успел закон¬чить ее. Оставались широкие незащищенные зоны в Эльзасе и Швейца¬рии . После смерти Постума варвары воспользовались ими для новых вторжений на территорию Галлии.
    Некоторые археологи сомневаются, что идея такой оборонитель¬ной системы принадлежала Галлиену . На основании имеющихся в на¬шем распоряжении данных, можно утверждать, что Постум стал исполнителем этого проекта. Обладая военным талантам, он не пренебрег наступательной стороной в своем проекте, в отличие от своих преемников, слишком доверявшим защите лимеса. Создавая оборонительную зону на правом берегу Рейна, первый галльский император сохранил возможность отбросить германцев дальше, вглубь территории.

    +1

    25

    Очень познавательно.Предположу что всеми этими чудесами строительства занималась армия,не исключен наверное и труд рабов....напомню что Проба убили якобы из-за пристрастия к строительным работам...что не очень нравилось армии...

    0

    26

    Doctor03 написал(а):

    Поэтому дороги соединяли все оборонительные сооружения и "укрепрайоны".

    Да, военная составляющая всегда превалировала над хозяйственными нуждами. А вот и цитата из текста:

    Две дороги протянулись к Жа- вольсу, еще одна к Сент-Жан-де-Ней   , соединяя дорогу Ажен-Де, и от¬туда шла в Испанию . Пути сообщения были также связаны с задачами VII легиона Gemma, подразделения которого в случае необходимости должны были иметь возможность быстро передислоцироваться в любой район Галлии.

    auau написал(а):

    напомню что Проба убили якобы из-за пристрастия к строительным работам...что не очень нравилось армии...

    Любой римский военачальник понимал, что если легионерам не занимать голову и руки ежедневным трудом, то в головах некоторых их них могут появиться дурные мысли.  :hobo:
    И потом, римский легион-довольно автономная хозяйственная единица, со своими мастерскими, производственными и транспортными службами. Строительство для них-привычное дело.

    0

    27

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Любой римский военачальник понимал, что если легионерам не занимать голову и руки ежедневным трудом, то в головах некоторых их них могут появиться дурные мысли

    Ну это любой военачальник знает, не только римский. На заре своей военно-медицинской карьеры я тоже поручал фельдшеру-прапоршику проводить в команде выздоравливающих сеансы трудотерапии. Правда, траву не красили (я вообще за всю службу этого не видел).

    теперь, как обещал ранее, покажу свой антониан Постума (а то картинок в посте мало).

    http://savepic.ru/7953144m.jpg
    http://savepic.ru/7941880m.jpg

    +1

    28

    как видите, Постум чеканил полноценную серебряную монету, которая сильно отличалась по содержанию серебра от монеты Галлиена. Это было причиной того, что монеты Постума ходили и в областях, которые контролировал Рим.
    Ниже - традиционное цитирование проф.Куликовой на эту тему

    Свернутый текст

    Первому галльскому императору необходимо было правовое обоснование для существования его «государства», а также юридическое оформление полученной власти. Монеты являлись тем инструментом, которые лучше всего позволяли это сделать. Прежде всего, сама чеканка монеты, право на которое имел и мог дать только император — носитель высшей власти.
    На своих первых монетах Постум носит титул Цезаря, а сами монеты выходили с буквами SC — Senatus Consultum, или обозначением Senatus et Romae , а сами монеты выходили с обозначением Рима, как главенствующего города, и Римского Сената . Очевидно, этим первый галльский император так же стремился подчеркнуть как неразрывную
    связь своего государства с Римской империей, так и главенствующее положение Рима.
    Вместе с титулом императора Постум принимает консульские полномочия, которые возобновлялись через каждые два года в течение 10 лет его правления1, а tribunitia potestate — ежегодно. На аверсе одной из монет сохранилась четкая надпись TRIB POT X COS V PP.    . Полное имя Постума известно нам из античных письменных источников, но подтверждено надписями на его монетах: M C L P, а также эпиграфическими данными . Юридическое обоснование его власти выражалось и в титулатуре, которая указывалась на монетах в различных вариациях. Полный первоначальный титул — Imperator Caesar Marcus Cassianius Latinius Postumus Pius Augustus — постепенно видоизменяется, приобретя форму, отличающуюся от титулатуры Галлиена (CIL. XIII, 9086) — Imperator Caesar Marcus Cassianius Latinius Postumus, pius felix, invictus Augustus, pontifex maximus, Germanicus maximus, tribunicia potestate, consul, pater patriae, proconsul . На монетах первой эмиссии чеканится аббревиатура: IMP C M CASS LAT POSTVMVS P F AVG. . На сестерциях и антонинианах 2-й серии первой эмиссии титул выбивается: IMP C POSTVMVS P F AVG. Обычно сестерции имеют короткую титулатуру: IMP C POSTVMVS PIVS FE AVG. . Другие эмиссии несут титулы: IMP C M CAS LATI POSTVMVS P F AVG , POSTVMVS P F AVGVSTVS T P (tribunicia potestas) .
    По мере того, как отдельные регионы входили в состав «Галльской империи», определялись и монетные дворы1. Для стабилизации экономического положения в новом государстве особо важно было наладить финансовые дела. Монета должна была приобрести вес на рынке, чтобы тем самым дать возможность завязать торговые связи и восстановить циркуляцию внутренней торговли.
    Первый галльский император чеканил свои монеты на официальных монетных дворах Лугдуна (совр. Лион), Нарбона, Августы Треверов, Колонии-Агриппины (совр. Кельн), а с середины 60-х гг. Медиолана (совр. Милан)   . Первые эмиссии монет Постума были отчеканены в Лугдуне, монетный двор которого довольно быстро отреагировал на изменение политической ситуации в регионе и переориентировал свою работу для нужд нового властителя . Всего за время правления можно насчитать 26 крупных эмиссий на официальных монетных дворах .
    Монетный знак двора в Лугдуне выглядел как L, LN, LVG или LVGD. Первые монеты Постума были как перечеканенные монеты Галлиена, так и монеты новой чеканки: ауреусы, ауреусы-квинарии, антонинианы, денарии, квинарии, сестерции, дупондии, ассы. Найденных монет Лугдуна насчитывается более двухсот пятидесяти. Исследователи предполагают, что, видимо, монетный двор Лугдуна продолжал действовать даже после переезда основного монетного двора в Колонию-Агриппину. Произошло это между третьим и четвертым консулатами Постума. Монет этого монетного двора найдено более сотни во Франции, вдоль русла Рейна, как на левом, так и на правом берегу реки1, а также в Северной Италии и Британии: Кент, Корнуолл, Ремсгейт, Йоркшир, Хеслингтон, Сомерсет и других городах     , а также в Испании и Португалии . Они отличаются видоизмененной титулатурой первого галльского им-
    ператора. Четвертый консулат включен в легенду монет из Колонии-Агриппины: COL. CL AGRIP. COS IIII и C. C. A. A. COS IIII и монетный штамп CIA. Также появились различия и в диаметре монет: монеты Колонии-Агриппины периода четвертого и пятого консулатов Постума больше по диаметру, чем монеты Лугдуна. Сравнение изображений обо¬ротной стороны приводит к выводу, что в Колонии-Агриппине использовались лишь отдельные общие типы.
    Причины перемещения монетного двора не совсем понятны. Возможно, это стало необходимым из-за недостатка охраны на юге. Исследователи ведут дискуссию по вопросу, был ли перевод монетного двора из Лугдуна в Колонию-Агриппину окончательным, или монеты чекани¬лись и на том и на другом дворе. Гипотезу о продолжении функционирования монетного двора в Лугдуне поддерживают исследователи старой школы — А. Альфёльди, Р. Дельбрюк, П. Вебб, Дж. Элмер, Гарольд Мат- тинли1, а также ряд современных исследователей, таких как П. Бастьен   .
    Другой монетный двор находился для удобства в резиденции императора в его новоотстроенном дворце в Августе Треверов. Его монетный знак был TR, TRE. Некоторые исследователи ставят под сомнение не только интенсивную работу монетного двора Августы Треверов, но и само его существование на том основании, что надпись, в которой упомянут официальный представитель монетного двора Августы Треверов, датирована 273 г. . Тем не менее, очевидно, что этот монетный двор функционировал (или начал функционировать?) при Постуме. Серебряная монета улучшенного качества чеканилась именно на монетном дворе Августы Треверов.
    В 263 г. Постум праздновал пятилетие правления . Данный факт отражен в нумизматических источниках: монеты — QVINQVENNALES
    POSTVMI AVG., QyINQVENNALES AVG — было отпраздновано и отмечено на монетах Лугдуна, на аверсах которых помещен бюст им¬ператора в шлеме и доспехах1.
    К этому времени он окончательно освободил подвластные ему территории от германских племен, приурочив успех к столь знаменательной дате   . Чеканятся монеты с легендами VICTORIA GERMANICA, VICTORIA AVG. . В это же время он получает повторные клятвы вер¬ности от провинций в качестве знака доверия , что отразилось в монетных легендах этого периода: FIDES MILITVM, FIDES EXERCITVS, INDVLG PIA POSTVMI AVG, FELICITAS TEMP, RESTITVTOR ORBIS  и серия монет, посвященная Гераклу .
    Монеты Постума по сравнению с монетами его преемников и монетами римского императора Галлиена были полновеснее по качеству металла . Так, среднее содержание золота в монетах Постума составляет 92,1 грана (у Викторина — 77, а у Тетриков — 65 грана). Первый галльский император никогда не прибегал к порче монеты. Монетные эмиссии стали регулярными, а вес монет стабильным и высоким. Вес золотых монет Постума варьируется от 4.47 г до 6.09 г, а серия ауреусов, посвященная Гераклу, — от 5.75 г до 6.85 г.
    В правление Постума чеканились последние сестерции, почти в точности сохраняющие вес, хотя они и чеканились зачастую уже без
    обозначения монетной стоимости1. Некоторые из сестерциев Галлиена были перечеканены Постумом на его собственные, очевидно, в целях экономии металла   . Ранние монеты первого галльского императора по стилю соответствуют монетам императора Галлиена: GERMANICVS MAX., MINER. FAVTR., SPEI PERPETVAE, NEPTVNO REDVCI, PAX AVG., FELICITAS AVG., MONETA AVG., PROVIDENTIA AVG., SALVS AVG.
    Выпуск первых бронзовых монет был произведен во время третьей эмиссии Постума в конце 260 г. и в период четвертой эмиссии в начале 261 г.  В это же время была произведена третья монетная эмиссия сестерциев регулярной серии с легендой FELICITAS AVG. В 260 г. состоялась первая эмиссия антонинианов и ауреусов галльского императора, которые условно можно разделить на две категории: с длинной титула- турой IMP C M CASS LAT POSTVMVS P F AVG. , и короткой титула- турой IMP C POSTVMVS P F AVG.
    В Колонии-Агриппине был возобновлен выпуск относительно крупной бронзовой монеты. До Постума бронза выпускалась нерегулярно, а достоинство монет определить подчас очень сложно ввиду неустойчивости ее веса . Содержание меди в бронзовых монетах Постума достигает 72-87 %, свинца 3-20 %, а олова 3-12 %. Вес бронзовых монет варьируется от 20,08 г. до 26,88 г. Более мелкие бронзовые монеты достигают всего 7-8 г. Диаметр достаточно стабилен — 28-32 мм . Отдельные экзампляры достигают в диаметре 35 мм. Некоторые из бронзовых монет Постума содержат ошибки в надписях. Возможно, речь идет
    об имитации монет Постума или существовании второстепенного монетного двора, где они производились: IMP C PSTVMVS AVG.1, IMP C M CSS LAT POSTVMVS P F AVG.   , LAEITIA вместо LAETITIA , имитация сестерция Постума с легендой RESTITVTOR GALLIAP .
    В 265/266 гг. Постум выпустил монеты, провозглашавшие его победу над всеми внешними врагами . Галльский император одержал несколько побед над германцами, грабительские набеги которых не только разрушали рейнский лимес, но и стали одной из причин социально-политического и экономического кризиса III в. н. э. в Римской империи. В надписи 259 г. Постум уже назван »Germanicus [/align]Maximus» , что, возможно, было связано не только с его активной деятельностью в качестве наместника Галлии и обеих Германий, но и помощью соседней провинции Реции в разгроме одного из племен. Ряд монет, отчеканенных во второй и третий консулат Постума, отмечают его победы над германцами именно вышеуказанным титулом, а также титулами INVICTO AVG , и легендами, восхваляющими Постума: LIBERALITAS AVG , PROVIDENTIA AVG , AEQVITAS AVG   , FORTVNA AVG.11. Сам тип монет с этими легендами является несомненной копией подобных монет Галлиена.
    К этому же времени относятся многочисленные монеты с легендой Felicitas и изображением пленных или триумфальной аркой; монеты с легендой Indulgentia pia Postumi Aug(usti) и с изображением Постума, поднимающего коленопреклоненную Галлию. То же изображение имеется на монете с легендой Restitutor Galliarum . Видимо, этим показывалось,что первый галльский император не только одержал победы, но и позволил стране обрести политическую и экономическую стабильность

    +1

    29

    Doctor03 написал(а):

    радиционное цитирование проф.Куликовой на эту тему

    Прочитал с превеликим интересом.  ;)

    0

    30

    Doctor03 написал(а):

    В 260 г. состоялась первая эмиссия антонинианов

    Кстати, вот расклад именно для этого года по антонинианам Галлиена:
    Вес-около 3 гр., проба-180, количество серебра-0,54 гр.

    0

    31

    Вот еще антониан Постума - был на последнем Номосе 8 октября сг с эстимейтом в 2000 шв франков
    Вес 4.23 гр. Это тот самый вариант где Постум поднимает с колен Галлию
    http://savepic.ru/8043007m.jpg

    Отредактировано Doctor03 (2015-10-12 17:47:32)

    0

    32

    http://s7.uploads.ru/t/udTb3.jpg
    Такой двойной сестерций найден видимо в кислотно болотной почве галлии...

    +1

    33

    На 6 аукционе Roma Numismatics Limited в марте этого года за 18 тысяч бр фунтов ушел двойной сестерций чеканки Лугдунума (15.9 г, 32 мм) - зацените
    http://savepic.ru/8005932m.png

    Отредактировано Doctor03 (2015-10-12 22:23:44)

    +2

    34

    auau написал(а):

    Такой двойной сестерций найден видимо в кислотно болотной почве галлии...

    Эта монета "местной" или "лимесной" чеканки - сравните с официальным портретом Постума на Лугдунумской монете. Местная монетная чеканка проводилась в маленьких мастерских там, где монет, по какой-либо причине, не хватало. Резчики штемпелей были низкой квалификации, поэтому качество этих монет было ниже.

    0

    35

    Doctor03 написал(а):

    двойной сестерций чеканки Лугдунума (15.9 г, 32 мм) - зацените

    Красавец! Но вес маловат, имхо.

    0

    36

    Проверил еще раз аукционник, да вес этого двойного сестерция именно такой. Нашел и показанный выше - с точкой под глазом - его вес еще меньше (а тоже двойной), то есть, - Куликова явно ошиблась

    В Колонии-Агриппине был возобновлен выпуск относительно крупной бронзовой монеты. До Постума бронза выпускалась нерегулярно, а достоинство монет определить подчас очень сложно ввиду неустойчивости ее веса . Содержание меди в бронзовых монетах Постума достигает 72-87 %, свинца 3-20 %, а олова 3-12 %. Вес бронзовых монет варьируется от 20,08 г. до 26,88 г. Более мелкие бронзовые монеты достигают всего 7-8 г. Диаметр достаточно стабилен — 28-32 мм . Отдельные экзампляры достигают в диаметре 35 мм.

    Отредактировано Doctor03 (2015-10-13 22:44:32)

    0

    37

    Как же закончилась жизнь Постума? 10 лет его правления созданная им империя процветала и города готовились пышно отпраздновать эту дату. Однако Лелиан, правитель Могонтиака (Майнц — город, адм. ц. земли Рейн ланд Пфальц, Германия. Упоминается в I в. н. э. как город Могонтиак (Mogon tiacurn); название связывают с кельтским языческим божеством Могон) поднял мятеж. Постум с войсками поспешил к Могонтиаку и жители приняли решение сдаться. Однако легионеры жаждали положенных по обычаю трех дней грабежа, а Майнц был богатым городом. Постум заявил, что не допустит грабежей и был убит науськиваемыми Лелианом солдатами. Подробностей его убийства история не сохранила.
    Так окончилась жизнь Марка Кассиана Латиния Постума  - полководца, общественного деятеля и реформатора. Но созданная им империя просуществовала еще пять лет - об этом в другой раз

    А теперь, как обычно - текст монографии Куликовой

    Отредактировано Doctor03 (2015-11-03 15:20:20)

    +1

    38

    Doctor03 написал(а):

    он считал, что обязан обеспечить защиту всем своим подданным, даже если они оказались вовлечены в мятеж.

    Настоящее имперское (государственное) мышление. Уважаю!  http://s39.radikal.ru/i085/1005/59/3b7d4b4c6b05.gif

    0

    39

    Еще бы. Правильный император был!

    0

    40

    И как эффективно Рим от германцев прикрыл.  http://s2.uploads.ru/Ogjte.gif

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Враги древнего Рима. » Галльская империя и ее основатель - полководец Постум