«Зачать на орбите можно. Родить нельзя».
На Международном фестивале рекламы Red Apple в Москве космонавт и популярный блогер Олег Артемьев рассказал о сексе, алкоголе и еде в космосе и о том, за сколько дней можно долететь до Марса и обратно.
Я долго отрицательно относился к социальным сетям. Нам ими вообще пользоваться раньше запрещалось. А потом от Роскосмоса поступило задание. Я сначала не очень интересовался, больше наблюдал за американскими коллегами, которые как раз соревновались в количестве подписчиков в «Твиттере». Позже, конечно, тоже стал проверять, сколько там мне лайков поставили. Но я это в себе убил, когда понял, что оно надо мной довлеет. Сейчас больше 15–20 минут в день на социальные сети не трачу.
В детстве у меня вообще не было ни одной мысли стать космонавтом. Вырос я на Байконуре, нас там выставляли на дорожке и в холод, и в жару, чтобы мы космонавтов встречали. А они еще опаздывали постоянно! Так что мы их недолюбливали.
Я 11 лет готовился к первому полету в космос. Я попался на удочку! Если бы знал, что 11 лет буду учиться, вряд ли пошел. Больше бы пользы принес! А то берешь, берешь, а отдаешь только в конце.
Сложно сказать, кто круче. Станция у нас с США общая. Пока, пожалуй, лучше у нас. Сейчас только у нас корабли есть. Но американцы планируют новую ракету скоро сделать, вот это будет круто!
Питание русское и американское сильно отличается. Наше точно вкуснее! Мы его даже используем как валюту. Мы свой творог меняем на креветки. По креветкам они, конечно, впереди.
Алкоголь в космосе возможен. Но запрещен. Провозим ли мы? Не могу сказать.
Изначально женщин было в космосе меньше, так как традиции морские переняли: «Женщина на корабле…» Да и желающих среди женщин меньше. У нас сейчас две активных космонавтки. Лена Серова как раз недавно отлично слетала, все правильно делала. И вторая — Анна Кикина, которая по некоторым параметрам и мужчинам может фору дать.
Секс в космосе технически возможен. Поверьте, «Камасутра» там вообще отдыхает. Зачать на орбите тоже можно. Но родить нельзя, и вообще для развития плода должна быть хотя бы искусственная гравитация. Невесомость — коварная вещь.
К стрессовым ситуациям нас готовят с помощью специального парашютного курса. До 40 прыжков с парашютом делаем, чтобы научиться бороться со страхом. Тебя выкидывают пинком с самолета или вертолета, а потом нужно успеть в воздухе до определенной высоты сделать репортаж. Первый репортаж обычно такой: «А-а, э-э-э» — и все. Так как барахтаешься в воздухе, ищешь, где небо, где земля. А потом уже с каждым разом лучше, стихи начинаешь в воздухе читать, приходит хладнокровие, и страх улетучивается.
Человек на станции нужен обязательно. Она без него долго не проработает. Максимум шесть-семь месяцев. Там блоки есть, которые нужно периодически заменять.
Теми средствами, которые у нас сейчас есть, программу полета на Марс можно осуществить за 500 дней. Это туда и обратно.
Самый главный сейчас вопрос: сможет ли человек выжить на Марсе при отсутствии магнитного поля? Скоро будет эксперимент.