Вавилонская башня .
Исторические зарисовки.
Сообщений 21 страница 40 из 45
Поделиться262014-10-25 12:19:12
"Брокенский эксперимент".
В 1932 году весь просвещённый мир праздновал столетия со дня смерти великого Гете. Примерно за полтора года до описываемых событий знаменитый английский "охотник за привидениями" Гарри Прайс вдруг объявил, что нашел старинную немецкую рукопись XV века, которая якобы послужила для Гете первоисточником для описания ведьмовского шабаша на горе Брокен. Среди прочего манускрипт содержал описание некромантского ритуала превращения белого козла в юное человеческое создание «непревзойденной красоты». Узнав об открытии Прайса, организаторы мероприятий в ознаменование 100-летия смерти Гете стали настойчиво приглашать его в Грац, дабы там, вблизи горы Брокен, провести сеанс черной магии. Прайс тянул время, искал благовидные предлоги для отказа. И все же в июне ему пришлось приехать в Грац. Вслед за ним туда съехались из разных стран журналисты, съемочные группы киностудий и энтузиасты паранормальных явлений. Сеанс закончился полным конфузом. Невзирая на замысловатые латинские заклинания, козел не пожелал превращаться.
Поделиться272014-10-26 08:15:19
Невзирая на замысловатые латинские заклинания, козел не пожелал превращаться.
Не понимал латынь.
Поделиться282014-10-26 17:27:37
ХАТШЕПСУТ и СЕНЕНМУТ .
Правление единственной в истории Древнего Египта женщины-фараона Хатшепсут (Мааткара Хенеметамон Хатшепсут — в переводе с древнеегипетского «Первенствующая достоинствами своими») относится к эпохе Нового царства (примерно 1575–1085 г. до н. э.)
Царица была дочерью фараона Тутмоса I из XVIII династии и после смерти отца вступила на престол вместе со своим сводным братом Тутмосом II, который стал её супругой. Тутмос, поражённый неизвестной болезнью, умер в 1479 году до н. э., однако его тридцатилетняя сестра не собиралась отдавать кому-либо власть. Наследником престола являлся двенадцатилетний пасынок будущей царицы, сын от младшей жены Тутмоса II Исиды Тутмос III. Он и стал фараоном, но его регентшей была назначена мачеха Хатшепсут, которая оставалась вторым лицом в Фивах на протяжении нескольких лет. Такое положение не устраивало властную женщину. Она мечтала о единоличной власти и делала для этого всё возможное. Регентшей Хатшепсут считалась до 1473 года до н. э., пока неожиданно не провозгласила себя фараоном.
Так как по египетским законам женщина не могла быть фараоном, хитрая Хатшепсут стала выдавать себя за юношу — отныне везде она появлялась в облике мужчины: в мужских одеждах, с наклеенными усами и бородой.
Чтобы окончательно утвердиться у власти, царица велела всюду распространять следующую легенду. Якобы сам бог Амон ночью спустился с небес и, приняв облик Тутмоса I, вошёл в покои её матери. Познав бога, царица родила дочь.
Хатшепсут называла себя божественной и добивалась, чтобы жрецы признали её таковой. С египетскими жрецами у мудрой владычицы сложились довольно дружеские отношения: жрецы словно не замечали, что год за годом на престоле Египта, вопреки всем законам, оставалась единственная повелительница страны — женщина-фараон.
Годы правления Хатшепсут отмечены расцветом страны. Были возведены огромные храмы и иные постройки, укреплялся военный флот, развивалась торговля с другими государствами. Почти не было войн, так как мудрая женщина предпочитала решать все вопросы миром и ей это вполне удавалось. На девятом году своего правления она отправилась с дипломатической миссией в страну Пунт (где эта страна находилась, до сих пор остаётся загадкой, однако многие исследователи считают, что, вероятнее всего, на территории современного Сомали, по другой версии — в Палестине), а после возвращения решила возвести огромный храм, на стенах которого были бы запечатлены сцены из её путешествия в далёкие земли, и тем самым увековечить в истории собственное имя.
Храм, руины которого находятся сейчас в Дейр-эль-Бахри, царица назвала «священным из священнейших» и построила его «из любви к отцу своему Амону».
«Руководителем всех работ» был назначен любовник царицы, придворный архитектор Сененмут, который за пятнадцать лет возвёл у подножия высокой скалы погребальный храм. Он сделал его с такой любовью, что восхищённая работой любовника царица назвала сооружение «маленьким Пунтом». Храм был расположен на западном берегу Нила, в месте, которое считалось священным: сюда приходили люди в надежде излечиться от болезней и обрести успокоение.
Царица столь приблизила к себе Сененмута, что тот получил возможность вмешиваться в важные политические дела государства. Он был умён, проницателен и обладал прекрасными организаторскими способностями. О себе архитектор писал так: «Я был величайшим из великих во всей стране. Я был хранителем тайн царя во всех его дворцах, частным советником по правую руку владыки… Я был полезен царю, верен богам и беспорочен перед народом…» Родом Сененмут был из бедняков, а стал вторым человеком в государстве. Впрочем, для царского Египта это было естественным. Там умели ценить ум.
Царица отличалась также великой страстностью. Она имела нескольких фаворитов, которым разрешала участвовать в государственных делах и преподносила каждому щедрые дары. Но самым близким другом и любовником Хатшепсут считался архитектор Сененмут, который одновременно был назначен воспитателем дочери египетской царицы маленькой Нефрур. Девочка и любовник её матери были очень привязаны друг к другу, о чём свидетельствуют рисунки на стенах храма. Однако Нефрур умерла ещё в юном возрасте (предположительно в 1474 г. до н. э.). У царицы осталась вторая дочь, Меритра, которая, по предположениям учёных, могла родиться у Хатшепсут от архитектора. Она была выдана замуж за Тутмоса, и пасынок царицы стал к тому же и её зятем.
При храме, под нижней террасой, Сененмут тайно начал строить гробницу и для себя, чтобы после смерти быть ближе к возлюбленной. Однако свою усыпальницу он так и не закончил. Рисунки с изображением царского архитектора находились в самых секретных и недоступных уголках храма. Вероятнее всего потому, что фаворит создавал их втайне.
Царица-фараон Хатшепсут умерла в 1458 году до н. э. Смерть её по сей день остаётся загадкой. Гробница мудрой правительницы, которая находилась в Долине царей в «городе мёртвых» близ Луксора, оказалась пуста. Неподтверждённым является и тот факт, что царицу убили по приказу её пасынка. Некоторые исследователи считают, что в год восшествия на престол следующего египетского фараона Тутмоса III, царица вовсе не была мертва, а её лишь изгнали из страны. Остаётся таинственным и тот факт, что официальная гробница любимого архитектора женщины-фараона также при вскрытии была пуста. Возможно, они вместе были изгнаны из Египта.
Так или иначе, Тутмос III вернул себе титул фараона. Он сразу же велел стереть все рисунки и отколоть лица тех скульптур, на которых изображалась его мачеха, отнявшая у него престол на долгие двадцать лет. К тому же новый царь постарался изменить все летописи, в которых имя царицы Хатшепсут было заменено на его собственное имя, а все достижения и заслуги великой царицы отныне приписывались Тутмосу III.
Однако мечта мудрой правительницы о том, чтобы люди помнили её имя, вопреки всему исполнилась. Храм, возведённый по приказу женщины-фараона и посвящённый богине любви и танца Хатхор, был найден в 1891 году. Спустя несколько десятилетий его изучение и раскопки опять возобновились, на этот раз польскими учёными, которые обнаружили на территории Дейр-эль-Бахри множество памятников, рассказывающих о жизни египетской царицы Хатшепсут, тайны которой продолжают раскрываться и по сей день.
А.Сардарян
Поделиться292014-10-26 18:11:18
Удивлен, что Хатшепсут названа единственной женщиной-фараоном. Официально считается - 5 до римского вторжения.
Не менее был удивлен, увидев ее изображения с обнаженной грудью. С полотном разобрался быстро - испанский художник Damnans, год создания картины 2000. Он себе и не такие вольности позволяет
А вот есть ли какая нибудь информация о скульптурном изображении?
Поделиться302014-10-27 00:30:13
Официально считается - 5 до римского вторжения.
И кто эти женщины-фараоны (кроме Клеопатры)?
А вот есть ли какая нибудь информация о скульптурном изображении?
Не-а, картинка эта растиражированна с подписью "Хатшепсут", а кто и где-
Поделиться312014-10-27 01:44:35
"...Помимо Хатшепсут, среди полновластных правителей Древнего Египта до завоевания Александром Македонским можно встретить всего четырёх женщин — Мернейт (Меритнейт), Нитокрис (Нейтикерт) в конце Древнего царства, Нефрусебек (Себекнефрура) в конце Среднего царства и Таусерт в конце XIX династии..." (Википедия (R))
Да, второе скульптурное изображение похоже, что оригинальное, но откуда и где находится, пока не нашел.
Мумия Хатшепсут была идентифицирована только в 2007 году:
27.06.2007
Египтологи совершили находку века, открытие, какого не было с 1922 г., когда была обнаружена гробница Тутанхамона. Ученые утверждают, что им удалось опознать мумию, чей возраст насчитывает 3 тыс. лет. Они установили, что одна из мумий, которую не могли идентифицировать почти 100 лет, принадлежит знаменитой царице Хатшепсут, которая правила Египтом 3 тыс. лет тому назад. Главный археолог Египта, глава Высшего совета по делам древностей Захи Хавасс сделал по этому поводу официальное заявление на пресс-конференции в Каире. Мумию, которая сейчас находится в Каирском музее, обнаружили в Долине царей. Левая рука женщины была согнута в локте, а лицо прикрыто маской - именно так хоронили королевских особ. Однако все точки над "і" удалось поставить только сейчас. Исследователи обнаружили в музее ларец, в котором хранился зуб с выгравированным именем царицы. Он идеально подошел одной из безымянных мумий. Возле египетского музея была развернута лаборатория для определения ДНК усопшей. Исследование финансировалось американским телевизионным каналом Discovery, который в июле этого года покажет документальный фильм, посвященный этому открытию. Над тайной мумии трудился целый международный коллектив ученых. Исследователи надеются, что мумия позволит развеять загадку смерти и последующего исчезновения-забвения влиятельной и жестокой правительницы из 18-й династии фараонов. Хатшепсут, как свидетельствует история египетского искусства, одевалась как мужчина и носила накладную бороду. Ее царствование пришлось на XV век до нашей эры, она была более могущественной, чем Нефертити и Клеопатра, после смерти царицы власть в стране узурпировал ее пасынок, Тутмос III. Новый фараон приказал уничтожить все напоминания о Хатшепсут. Но пирамида Хатшепсут до сих пор - одна из главных достопримечательностей Египта.Погребальный храм Хатшепсут – одно из наиболее посещаемых мест в некрополе фараонов, расположенном в Долине царей в Верхнем Египте в Луксоре. Историки полагают, что стирание имени Хатшепсут со всех надписей было своеобразной местью приемного сына. Долгое время считалось, что мумия Хатшепсут была либо уничтожена, либо перенесена в другое место в последние годы правления Рамессидов. Тогда разграбление гробниц стало массовым явлением и мумии выдающихся правителей Нового царства были перезахоронены. Обнаруженная в долине Царей Говардом Картером гробница Хатшепсут (номер гробницы – KВ 20) оказалась пустой. Впоследствии Г.Картер нашёл довольно скромную гробницу KВ 60, в которой нашли две мумии (в 1906 г. их перевезли в Каир). Захоронение определили как гробницу кормилицы Хатшепсут Сатра Ин. При этом одна из женских мумий, принадлежавшая массивной женщине с большой грудью, лежала в "царской" позе с согнутой поперек груди правой рукой. По мнению главного археолога Египта, массивная женщина является кормилицей Сатра Ин, согнутая рука – не знак царской власти, а дань уважения от действующего правителя. А вот вторая мумия – маленькой изящной женщины (египетский идеал красоты того времени), и есть настоящая Хатшепсут.
Поделиться322014-10-27 11:12:53
Nero\Wolfe
Интересный материал!
Поделиться332014-10-27 15:08:50
Исследователи обнаружили в музее ларец, в котором хранился зуб с выгравированным именем царицы. Он идеально подошел одной из безымянных мумий.
И знали же, что зуб сохранится лучше всего.
Поделиться342014-10-28 00:19:09
Еще немного о Хатшепсут и ее изображениях...
БЕРЛИН, 20 июля 2009 г
Редкое скульптурное изображение царицы Хатшепсут в Египетском музее Берлина может оказаться подделкой - результаты нового исследования говорят о том, что камень, из которого сделана голова женщины-фараона, похож на искусственный строительный материал, пишет в понедельник журнал Spiegel.
Хатшепсут, пятый правитель 18-й династии эпохи Нового царства, является первой известной женщиной в мировой истории и наряду с Тутмосом Третьим, Рамсесом Вторым, Эхнатоном, Тутанхамоном и Клеопатрой, одним из самых известных египетских правителей.
Согласно официальному описанию Египетского музея Берлина, голова Хатшепсут высотой 16,5 сантиметра выполнена из "бурого гранита". Вес скульптуры - примерно 3 килограмма. Бюст был куплен в 1986 году почти за миллион немецких марок, половину из которых предоставил культурный фонд Эрнста фон Сименса. Для Берлина покупка изображения была большим событием. "У Берлина появилась новая королева!", - писали в то время газеты.
Результаты нового исследования, проведенного специалистами Технического университета Берлина (TU Berlin), говорят следующее: голова Хатшепсут изваяна из "породы, богатой магнезитом и сидеритом". До сих пор не известно ни одной подобной статуи с берегов Нила, сделанной из похожего материала, отмечается в исследовании. В мире существует несколько бюстов Хатшепсут, но все они сделаны из розового гранита, песчаника или известняка.
Кроме того, при исследовании проб материала изображения была обнаружена странная "волокнистая" субстанция.
"Материал может быть синтетическим, - говорится в заключении университета. - В строительной индустрии похожие материалы находят применение в виде известково-песчаного камня или строительного раствора".
Редкое изображение одной из самых могущественных женщин, когда-либо правивших Египтом, относится к числу ценнейших экспонатов музея. Если бюст действительно окажется подделкой, то самой дорогой, когда-либо купленной Египетским музеем Берлина.
Как рассказал директор музея Дитрих Вильдунг, изображение Хатшепсут было приобретено у известного лондонского торговца антиквариатом Робина Саймса. "Саймс в течение многих лет считался одним из самых уважаемых антикваров Лондона", - сказал он. В то же время в январе 2005 году Саймс был приговорен к тюремному заключению. Во время следствия он признал, что скупал редкие предметы у "черных археологов". На момент ареста Саймс владел 33 магазинами с ценностями на общую сумму порядка 180 миллионов евро.
Как вспоминает бывший главный хранитель музея Йоахим Кариг, когда голова Хатшепсут появилась в музее, она была сильно загрязнена.
"После очистки мы поняли: материал нам неизвестен", - сказал он. Когда реставраторы начали сверлить изображение для того, чтобы установить его на штифт, их ожидало новое удивление - сверло проникало в камень очень легко. Другие немецкие эксперты также не смогли определить происхождение камня.
Когда в 1997 году голова царицы была отправлена на выставку в Национальный музей Варшавы, куратор выставки Ядвига Липинска написала в каталоге следующее: "Идентификация камня, из которого вырезан этот королевский портрет, представляет сложности... Таким образом, существует сомнение в подлинности этой скульптуры. Знатоки искусства этого периода, однако, придерживаются мнения, что если бы эта голова была фальшивкой, то это была бы самая гениальная фальсификация в истории".
В любом случае, как пишет Spiegel, работники музея не могут снять экспонат с полки. Согласно договору с фондом Эрнста фон Сименса, музей "обязан постоянно выставлять в своих собраниях, доступных широкой публике", этот спорный экспонат. Более 20 лет назад фонд предоставил 500 тысяч марок для покупки головы царицы Хатшепсут.
Поделиться352014-10-28 00:30:35
21 июля 2009
Берлинский университет отрекся от знакомства с Хатшепсут
Берлинский Технический университет (TU Berlin) распространил заявление, в котором опроверг свою причастность к анализу небольшой гранитной головы древнеегипетской царицы Хатшепсут, хранящейся в Египетском музее германской столицы, сообщило агентство DPA. В воскресенье, 19 июля 2009 года, журнал Der Spiegel опубликовал материал, в котором было высказано предположение, что бюст - современная подделка, и что эта гипотеза подтверждена экспертами TU Berlin.
Согласно заметке в Der Spiegel, темный гранит, из которого изваяна голова царицы, содержит много магнезита и сидерита. Ученым неизвестны другие древнеегипетские статуи или изображения, выполненные из такого же материала. Следовательно, бюст может быть подделкой. В TU Berlin утверждают, что в 2007 году им на анализ приносили очень мелкие каменные сколы, найденные на бюсте. Крошки действительно содержали сидерит и магнезит, однако их происхождением исследователи не занимались.
Дитер Вильдунг, занимавший пост директора музея с 1989 по 2009 год и ушедший в отставку, сообщил DPA, что не знал об исследовании материала, из которого сделан бюст Хатшепсут. Заодно он осудил СМИ, распространяющие информацию без согласия музея.
Поделиться362014-10-28 09:01:38
Непонятная история. Возможно что это-подковёрные игры музейщиков или спонсоров музеев.
Поделиться372014-11-03 11:17:06
Ковчег Завета.
Ковчег Завета, или ковчег Откровения, Свидетельства, согласно Библии - ковчег, в котором хранились каменные скрижали Завета с Десятью заповедями, - величайшая святыня всех, кто почитает Библию. Библия гласит, что во время исхода евреев из Египта ковчег располагался в святая святых Иерусалимского храма. Там же подробно описан его внешний вид: «И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом» (Исх. 25:10-11).
Дерево ситтим, о котором упоминает Святое Писание, - очень прочный вид акации, которая произрастала в пустыне вокруг Красного моря.
Ковчег имел 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в ширину и высоту (египетский малый локоть равен 44,4 см, то есть размер ковчега составлял 66,6 х 66,6 х 111 см).
Собственно библейских ковчегов - ящиков, ларцов, в которых хранились скрижали Завета, - могло быть три, по крайней мере, так повествует Талмуд. Согласно этому источнику, внутренний ларец был сделан из золота. Он пребывал внутри большего, деревянного ящика, который, в свою очередь, помещался внутри самого большого из трех, золотого ящика. Другое мнение гласит, что ковчег был лишь один, но покрытый снаружи и изнутри золотом. Возможно, у ковчега имелись четыре ножки. Он переносился вручную на двух специальных шестах, также из акации, крепившихся к его боковым стенкам.
Сверху он был покрыт золотой крышкой: «Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе» (Исх. 25:17-21).
Сверху на крышке находились изображения двух литых из золота херувимов лицом друг к другу, с распростертыми, прикрывающими ковчег крыльями.
Ковчег был важнейшим библейским свидетельством - видимым напоминанием Завета - союза между Богом и народом Израиля. Господь обещал Моисею являться в облаке над крышкой ковчега и говорить между двумя херувимами (Исх. 25:22; Лев. 16:2). С ковчегом связывают особую силу, исходящую от Бога, - Шехину, Божественное присутствие. Над ковчегом Бог общался с Моисеем, сообщая ему заповеди для израильтян.
Внутри самого ларца находились скрижали Завета, а также считалось, что там содержалось непроизносимое имя Бога. Рядом с ковчегом сохранялся и свиток Торы, написанный рукой Моисея. Поблизости, в святая святых скинии, а позже - храма, стоял сосуд с манной, падавшей с неба во время скитаний евреев по пустыне, и расцветший жезл Аарона, брата Моисея. Приближаться к ковчегу было разрешено лишь первосвященнику и лишь раз в году, на Йом Киппур. Переносить его могли только священники-левиты на плечах. Ковчег был надежно укрыт тканями от взоров людей, поскольку смотреть на него было опасно для обычного человека. Народ Израиля по пути в Святую землю кочевал в пустыне с места на место, водимый Богом.
Перед тем как отправляться в путь и нести ковчег, Моисей взывал: «Восстань, Господь, и рассеются враги Твои, и побегут ненавистники Твои от лика Твоего». Когда же народ, построенный «по станам и ополчениям», останавливался, Моисей провозглашал: «Вернись, Господь, к десяткам тысяч тысячей Израилевых» (Чис. 10:35, 36; ср. Пс. 132:8).
При вхождении израильтян в Землю обетованную ковчег переносился несколько раз из одного населенного пункта в другой: сначала он находился в стане евреев у горы Гевал, позже - в Бет-Эле и в Шило. В битве близ города Мицпа святыню захватили филистимляне. Но города, в которые они перевозили его, постигли бедствия, и филистимлянам ничего не оставалось, кроме как вернуть ковчег где взяли, то есть евреям. После завоевания Иерусалима царь Давид решил перевезти святыню в новую столицу Израиля, однако сначала ковчег простоял три месяца в доме одного из левитов. Царь Давид построил в Иерусалиме новую скинию - шатер, куда и была помещена святая реликвия. Для ковчега Завета царь Израиля Давид также задумал строительство храма, однако Бог не разрешил ему этого сделать. Храм построил сын Давида, царь Соломон. И ковчег был установлен в святая святых построенного в Иерусалиме храма. Согласно агадическому преданию Соломон заранее предусмотрел специальный тайник в подвалах Храма, куда можно бы было спрятать ковчег, и в этот тайник его спрятал пророк Иеремия.
Последнее свидетельство о ковчеге относится к эпохе правления иудейского царя Иосии в VII веке до нашей эры. Перед разрушением Иерусалимского храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до нашей эры ковчег Завета исчез. Среди сокровищ, вывезенных вавилонянами из захваченного Иерусалима, он не был упомянут.
Что случилось с этой святыней в дальнейшем - одна из наибольших загадок истории. Известно, что во Втором Храме ковчега уже не было.
Библейская Вторая Книга Маккавеев приводит сведения, что пророк Иеремия, руководствуясь повелением Бога, спрятал ковчег на горе Нево: «Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк. 2:4-8).
Гора Нево - одно из важных мест, в которых разворачивались библейские события. Гора, которая находится к востоку от северной оконечности Мертвого моря, расположена на высоте 817 метров над уровнем моря, на территории современной Иордании. В старозаветной Книге Второзакония описывается последний день земной жизни пророка Моисея. По велению Господа Моисей взошел на гору Нево, чтобы взглянуть на Землю обетованную, в которую Бог не позволил ему войти. Там же, на горе Нево, Моисей умер, «приложившись к народу своему», то есть к сообществу Божьих праведников, там он и был похоронен Богом.
На горе сохранились следы позднейших построек, призванных сохранить память об этом событии, - остатки церкви, построенной в конце IV века, как считается, на месте кончины Моисея, и остатки монастыря IV-VI веков.
Другое место локализации ковчега нам подсказывает книга, именуемая иудеями устной Торой. Талмуд говорит о том, что ковчег был спрятан по указу царя Иосии под краеугольным камнем мироздания, расположенным в святая святых храма Соломона или в другом месте храма. Есть и другое мнение - что ковчег все же попал в Вавилон вместе с пленными израильтянами.
Еще одно авторитетное мнение - свидетельство Эфиопской православной церкви о том, что ковчег сохраняется священниками собора Святейшей Девы Марии Сиона в городе Аксуме. Копии реликвии имеются в каждом эфиопском храме. Они выносятся ежегодно во время одного из церковных праздников. О том, как ковчег попал в Эфиопию, рассказывает эфиопский литературный источник XIV века «Кебра Нагаст» - «Слава царей». Согласно этому тексту, сын царя Соломона и царицы Савской, Македы,
Байна-Легкем, позже ставший царем Менеликом и основателем династии эфиопских негусов, тайно перенес ковчег в Эфиопию, в один из храмов бывшей столицы страны, Аксума. Это не единственная версия того, как ковчег Завета попал в Эфиопию. Есть мнение, что святыню вынесли из храма сами храмовые священники - когены. Случилось это в правление царя Манассии. Когены опасались, что царь может осквернить святыню.
Опасаться было чего: царь Манассия впал в идолослужение, поставил идолов, подражая кровавым жестоким языческим культам Ближнего Востока, которые предусматривали человеческие жертвоприношения, отступив от простых и ясных заповедей Торы. Он даже установил жертвенники Ваалу и Астарте - языческим божествам, и жертвенники небесным светилам в самом святом месте Израиля - в Храме Господнем.
Это уже совсем переполнило чашу терпения священников единого Бога, и они вынесли ковчег из оскверненного храма в Египет, где он оказался на острове Ив, более известном как Элефантина. Там был сооружен новый храм, в котором ковчег пребывал следующие двести лет. Однако этот храм был разрушен. Со временем ковчег попал в Эфиопию, на остров Тана-Киркос. Как и когда-то, во времена скитаний евреев по пустыне, он был установлен в шатре и восемь столетий служил местом поклонения. После обращения эфиопского царя в христианство ковчег перенесли в собор Святейшей Девы Марии Сиона в Аксуме.
Согласно еще одной версии, ковчег был найден и содержится в тайном месте, где будет пребывать до восстановления храма в Иерусалиме.
В синагогах ковчег Завета символизирует арон-а-кодеш - шкаф, где хранятся свитки Торы. В христианских храмах подобным символом ковчега служат дарохранительницы, размещенные в алтарной части храмов. В дарохранительнице содержатся святые дары - Тело и Кровь Христова, как символы Нового Завета Бога с человеком. В библейском Откровении (Апокалипсисе) Иоанна Богослова говорится о возращении ковчега во время второго пришествия Иисуса Христа: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Отк. 11:16-19).
Не менее ценные сведения о ковчеге мы получаем из исламских источников. Коран также указывает, что в ковчеге хранились каменные скрижали Завета, дарованные Аллахом, которые Моисей принес с горы Синай, жезл пророка Моисея (Муссы) и митра (головной убор) пророка Аарона (Харуна). Мусульмане именуют ковчег «Табут Сакина» - «Хранилище Благодати». Коран повествует о том, как ковчег был утрачен израильтянами в ходе войн.
Мусульмане знали о походе на иудеев вавилонского царя Навуходоносора, о завоевании им после тяжелой битвы Иерусалима, о последующем его разрушении и уводе в плен иудеев, о возвращении иудеев через сорок лет из вавилонского плена. После плена иудеи восстановили Храм, однако зал, где пребывал ковчег Завета, оставался пустым.
Куда же он исчез, по версии мусульман? У последователей пророка Мухаммеда есть ответ на этот вопрос. Священные тексты сторонников этой религии, как известно, включают в себя не только Коран, но и хадисы - достоверные высказывания основателя исламской религии - пророка Мухаммеда. Согласно хадисам, ковчег спрятан в городе Антакья, на землях современной Турции, примыкающих к границе с Сирией. Туда он мог попасть вместе с последователями другого интересного религиозного течения - ессеями. Ессеи - одна из общин иудеев рубежа нашей эры, оппозиционная господствовавшим в Иерусалиме фарисеям. Ессеи покинули Иерусалим вскоре после захвата города римлянами в 70 году до нашей эры и поселились в знаменитых Кумранских пещерах на северо-западном побережье Мертвого моря. Там они сохраняли и переписывали Священное Писание - Тору, их тексты были найдены в середине XX века. Другая группа ессеев нашла приют в районе города Антакьи. Они бережно хранили принесенную с собой величайшую святыню, прервав все контакты с окружающим миром. Местность, где расположена Антакья, богата многочисленными пещерами, в одной из которых ессеи могли надежно спрятать ковчег. В Коране, в суре «Пещера», речь идет о семи верующих юношах, укрывшихся в пещере от своего преследователя - безбожного правителя. По мнению многих знатоков Корана, эта пещера находилась в Антакье. Возможно, ковчег Завета хранится в этой пещере и по сей день, ожидая своего часа.
Когда же, по мнению мусульман, он будет найден? Согласно исламскому учению, святыня будет вновь обретена в конце времен, когда все человечество станет жить по Корану. Это событие будет означать близость прихода Махди - Мессии, который установит справедливое правление на Земле, царство морали и заповедей Господа.
«Его будут называть Махди, ибо он укажет путь к тому, что сокрыто. Он обнаружит Табут (ковчег Завета) в месте, именуемом Антакья» - так гласят священные тексты общины Аллаха.
Нужно сказать, что воззрения мусульман, в частности и в этом вопросе, удивительно схожи на взгляды иудеев и христиан. Иудеи убеждены, что ковчег будет найден с приходом посланного Богом Машиаха - Мессии. Христиане придерживаются мнения, что ковчег буден обретен перед вторым пришествием Иисуса Христа.
Поделиться382014-11-03 11:20:10
Ковчег Завета.
А что говорят исторические хроники?
Следы ковчега теряются после 70 года до нашей эры. К тому времени относится последнее упоминание об этой святыне в исторических источниках. По этим сведениям, римский император Тит, разрушивший Иерусалим и сжегший храм царя Соломона, нашел там потайную комнату, где был спрятан ковчег, и увез его вместе с другими реликвиями в столицу своей империи - Рим. С тех пор все предпринимавшиеся поиски ковчега Завета оставались безуспешными.
Одной из важных целей крестовых походов европейских рыцарей в Святую землю являлся поиск ковчега Завета. В завоеванном ими Иерусалиме был основан тайный орден Рыцарей Храма, более известный как орден тамплиеров, рыцари которого и занимались подобными поисками. Храмовники вели раскопки в древней столице Иудеи, на горе, где стоял храм Соломона. Поиски велись членами ордена на протяжении нескольких веков.
XX век с его научными открытиями сделал тему поиска ковчега Завета вновь актуальной.
Знаменитые кумранские пещеры, вернувшие миру важнейшие библейские тексты, подарили надежду и на обретение потерянного ковчега. В 1952 году группа археологов под руководством профессора Джеральда Хар-динга раскапывала одну из пещер Кумрана, которую местные жители назвали «Две Луны», и в ходе этих раскопок ученые обнаружили медный свиток с текстом на гебрайском языке. Он отличался от всех найденных там свитков тем, что был выполнен на необычном материале (найденные ранее сотни свитков были изготовлены из пергамента), а также тем, что текст был выгравирован на нем в обратном порядке: начинался на задней стороне, а заканчивался на лицевой. Находку отправили в Манчестер, где свиток с трудом развернули и с помощью усилий многих исследователей прочитали его текст. Он оказался крайне сложным, как будто специально запутанным, и, чтобы его понять, нужно было иметь немалые познания в области древнееврейского языка и литературы. Этот текст состоял из хаотичного перечисления географических названий и описаний некоей местности. Предварительный вариант расшифрованного текста был опубликован спустя целых четыре года с начала его исследования. Интерпретировал текст исследователь по имени Вендил Джонс. По мнению ученого, в тексте содержались сведения о сокровищах иерусалимского храма Соломона, спрятанных в тайниках перед нашествием вавилонян в 422 году до нашей эры. Один из фрагментов текста гласит: «В основании холма в пустынной долине Анкор с его восточной стороны есть камень, закрывающий вход в пещеру. От входа нужно спуститься по сорока каменным ступеням, и там стоит засыпанный землей серебряный ларец с облачением первосвященника, а рядом погребена священная дарохранительница с бесценными сокровищами из золота и серебра». В остальной части текста приводятся ориентиры на местности, по которым можно отыскать тайник со спрятанным сокровищем. Однако, как установил Вендил Джонс, этими указаниями можно воспользоваться лишь с помощью специального кода, который пока что не обнаружен.
Тут-то в поле зрения ученых попал трактат раввина Нафтали Гертца Элшанона, написанный им в 1648 году в Амстердаме. Этот трактат примечателен тем, что он включает в себя полный текст одного утерянного древнееврейского произведения, состоящего из двенадцати глав. Там перечисляются сосуды, ларцы и ящики с сокровищами, которые были спрятаны пророком Иеремией в тайных местах в 429 году до нашей эры, за семь лет до вавилонского нашествия. О спрятанных сосудах с сокровищами речь идет в первой главе, а во второй говорится о нанесении надписей на медный свиток!
Как мы помним, в Талмуде имеются сведения о том, как Иеремия, с помощью пророческого дара предсказавший нашествие вавилонян, спрятал ковчег Завета, а также сосуд с маслом для помазания, жезл Аарона и ларец с драгоценностями, присланными филистимлянами.
История с поисками ковчега Завета, как и фамилия ученого, этими поисками занимающегося, легла в основу знаменитого приключенческого фильма «Искатели потерянного ковчега», снятого Стивеном Спилбергом. Но сами поиски великой святыни иудеев, христиан и мусульман, с обнаружением которой верующие этих религий связывают наступление конца времен, еще не завершены.
Автор: А.В.Дзюба
Источник: "Тайны и загадки истории и цивилизаций"
Поделиться392014-11-03 15:42:39
Интересный факт. В брачном контракте Наполеона и Жозефины неправильно указаны годы брачующихся: