Лимарев В.Н.
«Курильская экономика» привела к гибели Римскую цивилизацию.
История Римской империи:
http://rom-history.LimarevVN.ru
В то время когда в 3 веке в Римской империи была «военная анархия» сформировался определенный тип экономики. Центральное место в которой занимали курилы.
Кто такие курилы? Это люди ответственные перед властью за жизнь в каком-либо городе или общине. И в первую очередь они отвечали за сбор установленных властью налогов. Власти при военной анархии менялись, а курилы оставались, и новая власть возлагала на курил ответственность за снабжение армии и правителей всем необходимым.
Курилы отвечали перед государством за порядок в городе или общине, и должны были удовлетворять требования, которые государство выражало по отношению к населению.
На курилов возлагалась не только материальная, но и персональная ответственность. Они были обязаны оставаться в своем родном городе или общине, любая попытка уклониться от гнета требований с помощью смены места жительства была им запрещена, а если они умирали, то все обязанности передавались их детям. Целая толпа чиновников постоянно была занята наблюдением над ними и всегда была готова применить насилие, если кто-нибудь делал попытку вырваться из заколдованного круга. Принудительная система лишала человека творческой энергии, и заставляло его беспомощно подчиняться существующей на тот момент практики.
Император, ставленник армии или сената, претендующий на всю полноту власти в империи, своей опорой считал армию, обеспечение армии продовольствием, обмундированием, оружием и т.д. была его главный задача. Ибо он, опираясь на армию, стремился навести порядок в стране, расправится с другими претендентами на престол и сдержать натиск грабивших Римскую империю варваров. Для обе6спечения армии император имел большой штат чиновников, разветвленную сеть шпионов и доносчиков и репрессивный аппарат.
Принимая во внимание низкую стоимость и крайнею нестабильность валюты, налоговую систему невозможно было построить на принципе денежных выплат, повсеместно был натуральный налог.
Император Диоклетиан, придя к власти в конце 3 века, не стал менять установившуюся при военной анархии экономическую систему хозяйствования. Империя возвращалась к мирной жизни, но по-прежнему империи угрожали внешние враги, и внутреннее положение никак нельзя было назвать спокойным. Реорганизация и увеличение численности армии требовало больших денег, и налоговой гнет не уменьшался.
Диоклетиан принял законодательство своих предшественников, в котором ставилась задача превратить курилов в группу неоплачиваемых, наследственных государственных служащих.
Государственный чиновник, отвечающий на сбор налогов в данном регионе, действовал через курила ремесленников, и тот предоставлял для нужд государства продукцию своих мастерских в качестве налога или за очень умеренную плату.
Землевладелец, став курилом, расплачивался с налоговым чиновником продукции произведенной на его землях, при этом у него оставляли его продукции, которой хватало для того чтобы влачить жалкое существование.
Курил судовладелец бы обязан предоставлять суда для транспортировки грузов для нужд государства или бесплатно или установленную низкую плату.
Были курилы и среди солдат, отвечающие за порядок в солдатском поселении.
Встав во главе империи, Диоклетиан предпочел пойти по проторенному пути, опробованному предшественниками, этот путь вел к разорению и рабству. Государство в духе Диоклетиана было принудительным насилием, а организация означала организованное насилие. Эта система вела к параличу экономической жизни, поскольку каждый человек был закован в цепи принуждения.
Ещё во времена Сиптимия Севера землевладельцы, купцы, владельцы промышленных предприятий купались в своем богатстве и многие неимущие мечтали оказаться на их месте. Теперь, когда власть превратила их в курилов, от принудительных обязанностей быть землевладельцем-курилом мечтали избавиться.
Если крестьянину удавалось успешно провести мелиорацию свой земли и расширить её плодородные площади, то это тут же попадало под внимание государства, его назначали куриалом, со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Лучше было производить ровно столько, сколько нужно, чтобы прокормить семью, и не делать никаких усилий для продвижения вперед.
Солдат хорошо знал, что, пока он остается солдатом и прочит туже участь детям, все будет идти сравнительно неплохо. Как только он попытается разорвать заколдованный круг, он должен будет учесть, что его заставят стать курилом или эта участь ждет его детей.
Господствующим настроением в обществе был пессимизм. Главной особенностью экономической жизни поздней Римской империи было постепенное обнищание. Чем беднее становился народ, тем приметившие делалась экономическая жизнь поздней империи. Приходила в упадок торговля, не только из-за нападения морских разбойников и набегов варваров, но прежде всего потому, что со сбытом дело обстояло хуже некуда. Число выгодных закупщиков, представителей городской буржуазии, становилось все меньше, к тому же их покупательная способность все время уменьшалась. Крестьяне жили в крайней нужде, они возвращались к « домашнему хозяйству» в почти неограниченных масштабах, т.е. крестьянское хозяйство обеспечивало свои нужды собственными продуктами.
В государстве любая попытка развернуть масштабную предпринимательскую деятельность была обеспечена на провал. Как только предприниматель покупал судно и завязывал торговые отношения, его тут же принуждали работать на государство, перевозить для него грузы, разумеется, за низкую плату.
Жизненные силы народа были парализованы и не в меньшей степени, чем во время гражданской войны. Безразличие, распространившиеся в империи, было всеобщим. Бороться было бесполезно, лучше было подчиниться и безропотно влачить бремя жизни в надежде на лучшую жизнь после смерти. Это настроение было неизбежно, поскольку благие усилия были заранее обречены, и чем больше человек производил, тем больше у него отнимало государство.
Торговля и перевозки превратились в наследственную обязанность, которой нельзя было избежать, это относится и к сельскому хозяйству и промышленности. Потребителей становилось все меньше, как и возможность сбыта товаров, а давление государства на торговцев все сильней.
Экономическая политика Диоклетиана это почва, на которой расцвело христианство.
Основной источник:
М. И. Ростовцев: «Общество и хозяйство в Римской империи».