Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Pictura. » Античные сюжеты в изобразительном искусстве.


    Античные сюжеты в изобразительном искусстве.

    Сообщений 381 страница 400 из 460

    381

    Karl von Piloty.
    Туснельда на триумфе Германика.
    http://savepic.su/6261147.jpg
    Туснельда (ум. после 26 мая 17 г. н. э.) — дочь высокородного херуска Сегестеса, супруга вождя племени херусков Арминия.
    Отец Туснельды и ее муж были непримиримыми врагами. Арминий во главе союза херусков и других германских племен одержал выдающуюся победу над римлянами в Тевтобургском лесу (сентябрь 9 г. н. э.), которая положила предел продвижению римлян на восток Германии. Сегестес же был преданным другом римлян и поддерживал римскую экспансию в германские земли.
    Единственным надежным источником информации о Туснельде является Публий Корнелий Тацит. Год ее рождения неизвестен.
    Туснельда была обещана своим отцом в жены другому, но приблизительно в конце 14 г. или в начале 15 г. Туснельда убежала с Арминием и стала его женой. Этот дерзкий поступок обострил и без того напряженные отношения между двумя знатными фамилиями и привел к кровавым столкновениям между ними.
    Сегестес организовал похищение своей беременной дочери и запер ее в своем замке. Арминий осадил Сегестеса, но безуспешно. Сегестесу удалось послать гонца за помощью к римлянам в Кёльн и Ксантен. В то время римская армия Германика, племянника императора Тиберия, была послана в Германию, чтобы отомстить за поражение Публия Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу. Таким образом, призыв о помощи Сегетеса пришелся римлянам как нельзя кстати. Германик совершил глубокий рейд в германские земли, пришел на помощь к Сегетесу и снял осаду Арминия. Сегестес передал Туснельду Германику как пленницу. Тот отправил ее в Равенну. Там в плену она родила единственного сына Арминия — Тумелика.
    Пленение Туснельды стало сильным ударом для Арминия. С удвоенной энергией стал он собирать разрозненные германские племена на борьбу против Рима. В результате ему удалось собрать достаточно сил для того, чтобы нанести римской армии два серьёзных поражения в сентябре и августе 15 г. В битве при Идиставизо Германик нанес поражение Арминию, но римляне понесли такие большие потери, что были вынуждены отступить.
    Пленение Туснельды, а также возврат двух из трех штандартов, потерянных Варом в Тевтобургском лесу - таковы были результаты усилий огромной армии Германика в кампании 15-16 гг.поражение Вара посчиталось римлянами отомщенным и 26 мая 17 г. Туснельда и ее малолетний сын Тумелик шли среди почетных трофеев перед колесницей победителя в триумфальном шествии, устроенном в Риме в честь Германика. Причем отец Туснельды Сегестес наблюдал этот спектакль, сидя среди почетных римских гостей. В награду за свою безоглядную верность Риму Сегетес получил в управление спокойную область на левом берегу Рейна. О дальнейшей жизни Туснельды ничего не известно.

    +2

    382

    Николай Ге. Любовь весталки. 1857 г.
    http://savepic.ru/10893109m.jpg

    +1

    383

    Artemis написал(а):

    Любовь весталки

    Убийственно. Для обоих.

    0

    384

    Лоуренс Альма-Тадема, "Женщины Амфиссы", 1887 год.
    http://savepic.ru/11689935.jpg
    Сюжет таков-типа, женщин не пускали на Игры, посвящённые Аполлону. Не пускали (ахтунг!)-за болтливость! Вот они и зависали на улицах города.  :hobo:

    +2

    385

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Сюжет таков-типа, женщин не пускали на Игры, посвящённые Аполлону. Не пускали (ахтунг!)-за болтливость! Вот они и зависали на улицах города.

    Сидяче-лежачая забастовка? Парализовали движение у какой-то там колоннады? Нарушают, короче... Ничего, счас придет омон и их вынесут вместе с бубнами  :D

    0

    386

    AVL написал(а):

    Сидяче-лежачая забастовка?

    На расслабоне, пока мужей нет.  http://s3.uploads.ru/Xd1W9.gif

    0

    387

    Мне кажется, что они не один лекиф уже опорожнили.

    Правда как пустой, так и полной тары я на картине не наблюдаю. Скорее возлияния происходили в другом месте.

    Но, как известно, вино всегда "язык развязывает". Поэтому они и не прошли фейс-контроль на мероприятие. И им осталось только слушать на улице бурные возгласы празднующих.

    0

    388

    Ant Venetus написал(а):

    Правда как пустой, так и полной тары я на картине не наблюдаю.

    Прямо по центру картины черный кувшинина подносе у дамы, обмотанной синей паллой.

    На самом деле очень красивая картина. В бежево-коричневых и синих тонах. Почти отсутствует зеленый. И некоторые девушки напоминают танагрские статуэтки. Не удивлюсь, если Альма-Тадема, увлекавшийся археологией, кого-нибудь с них срисовал.

    0

    389

    Artemis написал(а):

    Прямо по центру картины черный кувшинина подносе у дамы, обмотанной синей паллой.

    Верно, кувшинов там очень много, одна барышня даже наливает прямо в кадре  :D

    Artemis написал(а):

    Не удивлюсь, если Альма-Тадема, увлекавшийся археологией, кого-нибудь с них срисовал.

    Да, художник активно пользовался данными археологии  :yep:

    0

    390

    Artemis написал(а):

    Прямо по центру картины черный кувшинина подносе у дамы, обмотанной синей паллой.

    У неё огуречный рассол, наверное... :rofl:

    0

    391

    Геннадий Бордуков написал(а):

    У неё огуречный рассол, наверное...

    И она собирается налить его девушке, сидящей у ее ног?

    0

    392

    Ну да. она же страдает... %-)

    0

    393

    Попалась статья о художнике Михаиле Потапове.
    Привожу ее здесь под спойлером.

    Михаил Потапов

    На днях опять столкнулся с печальной историей из бесконечного сериала «Наследие и Наследнички». Кое-что расскажу.

    Возможно, кому-то из вас известно имя Михаила Михайловича Потапова (1904-2007) – русского художника, страстного любителя Древнего Египта и человека трагической судьбы. Родился в дворянской семье русского генерала медицинской службы в Варшаве и с раннего детства увлекся личностью фараона-реформатора Эхнатона, буквально заболев его эпохой. Работы молодого художника высоко оценил академик В.В. Струве, однако дворянское происхождение не позволило М.М. Потапову поступить в университет и учиться на египтолога. В 1929 году художник работает, как практикант, в Египетском отделе Эрмитажа, где, однако, задержаться ему по неизвестным причинам не удалось.

    Впрочем, увлечение эпохой Эхнатона для Потапова всегда было чем-то большим, чем научное призвание. Попавшиеся на пути теософы втолковали ему, что страсть вызвана ярким переживанием в прошлой жизни, во что дальше художник страстно верил, считая себя перерождением либо одной из дочерей Эхнатона, либо его придворного скульптора. К мистическим опытам все относятся по-разному, но в Потапове не было ни единой попытки как-то использовать свою веру в прошлое, не было самовозвеличивания и попыток гуруизма: он просто воплощал и воплощал свое переживание, свою страсть к Египту в десятках замечательных полотен и набросков. Теософия привела его в 1935-м на скамью сталинских лагерей, где хрупкий юноша чудом выжил, делая наброски портретов тюремщиков и их родни: так за пять лет мучений он сохранил руки, талант и, собственно, жизнь.

    Прожить, рисуя портреты Эхнатона, было нельзя. Потапов становится иконописцем, занимается изучением и возрождением византийской школы иконописи, расписывает большое число церквей в Закарпатье, где он живет на чердаке дома старшего брата, а также в Одессе и Евпатории. В 1945 году был рукоположен в сан дьякона РПЦ, а за иконописные работы был награжден орденом Александрийского патриархата. Отношения с церковью сложились плохо, Потапов был слишком самобытным, индивидуальным, публично критиковал начальство, постоянно продолжал поиски основ византийского стиля, а по ночам, тайно, писал свою «Эхнатониану». Вдумайтесь: дьякон, по ночам пишущий портреты египетских фараонов, перед этим изучая их сохранившиеся подлинные скульптурные портреты! Египетская тема была для него главной, однако именно она не была востребована: позже в церковной среде о нем рассказывали, снисходительно улыбаясь. Совершенно очевидно, что уход в церковное творчество был для него, надевавшего египетские одежды и певшего Великий Гимн Атона, созданный Эхнатоном в 14 в. до н.э., способом выжить, адаптацией в мире, где он не стал египтологом из-за своего происхождения.

    В 1981 году М.М. Потапова приглашают с выставкой в Соликамск, где он, как автор, приглянулся продвинутой местной директрисе музея. Ряд его работ покупают за весьма солидные по тем временам 5 тыс. рублей для местного краеведческого музея. Помимо этого горисполком, пораженный судьбой художника, прошедшего через лагеря и фашистскую оккупацию Крыма, дает ему квартиру в городе, который и стал последней географической координатой его жизненного пути. Здесь он также много работал, как иконописец, в местном музее «Эхнатониана» то появлялась в экспозиции, то скрывалась в запасниках – все зависело от позиции дирекции. В Москве выставок было мало. Первая – в теософской библиотеке, на месте которой теперь работает Библиотека им. М.А. Волошина ЦБС ЦАО, потом – в Международном центре Рерихов и в Дарвиновском музее, где Потапов недолго работал в 1930-х перед арестом. Он много и настойчиво писал руководству ГМИИ им. А.С. Пушкина с просьбой принять в дар ряд работ, но ему не ответили. Эти письма я видел лично.

    В Соликамске по церковной линии у художника появляется ученик – Сергей Лапин. Тоже иконописец, но, увы, отнюдь не такой яркий и самобытный, как М.М. Потапов. М.М. Потапов и С.И. Лапин - фигуры вообще несопоставимые. За счет учителя, которого тогдашний посол Египта и, позже, мой большой друг д-р Реда Шехата пригласил в Египет, ученик побывал и на берегах Нила и, позже, в Египетском музее Берлина. Потапов, боявшийся, что умрет, увидев самую драгоценную землю своей жизни, таким образом, побывал в Египте совсем уже на склоне лет, набрал песочку в кулек у подножия пирамид Гизы и был очень разочарован увиденным – наполненного светом Солнца мира Эхнатона, которым грезил художник и который он нещадно идеализировал, не было: он давно угас в веках.

    Александрийской библиотеке М.М. Потапов подарил несколько специально созданных портретов великих деятелей истории Древнего Египта. Это Имхотеп, Аменхотеп сын Хапу, Сененмут. Эти работы много хуже, чем «Эхнатониана», видно, что в них художник вкладывал душу много меньше, они выглядят как просто раскрашенные статуи из музеев мира.

    Именно С. Лапину одинокий художник завещал свою квартиру и то имущество, включая работы, которое в ней было. Квартира превратилась в частный музей, стала коммерческим ИП. Наверное, это очень современно, но это стыдно, потому что теперь, чтобы выставить работы М.М. Потапова на месяц, вы должны заплатить «хранителю» 40 тысяч рублей. Собственно, идея выставки исходила не от нас, а от самого «ученика», который прочитал в сетевой дискуссии, где я принял участие, о том, что очень гнусно – не показывать в столице самого необычного и самобытного русского художника-«египтянина» более 15 лет. Не покажут и теперь – алчность помешала, а я в вопросах оплаты воздуха непонятному персонажу очень принципиален. По нашему времени сорок тысяч – небольшие деньги. Но почему мы должны их тратить, делая при этом то, что должен делать сам наследничек, при котором память о М.М. Потапове скатилось до странной провинциальной диковинки-байки? Я специально поспрашивал молодежь, увлеченную Египтом, знакома ли им фамилия Потапова? Нет, не знакома. Да и может ли быть знакома, если коммерческая жилка, косность и откровенная местечковость православного иконописца С. Лапина откровенно удушила все, что смогла? Печально.

    И, пожалуй, постскриптум. Когда мы с Сергеем Куприяновым начинали проект «Волошинки» - яркой, городского уровня восточной библиотеки, то разбирая в подвалах дикое количество мусора и грязи, оставшихся от предыдущего, теософского руководства библиотеки, мы нашли поврежденную работу, которая валялась среди мусора. Арфист, копия-реконструкция росписи из гробницы Рамсеса III в Долине царей. Подпись: М. Потапов. 1991 год. Очень изящная и красивая работа едва не сгинула там, брошенная за ненадобностью. Позже выяснил, что художник отдал ее «теософской библиотеке» за ту самую первую свою выставку в Москве. Уже давно мусор бывших хозяев-невежд из библиотеки выметен, работа отреставрирована, висит в библиотеке на почетном месте в кабинете директора.

    Прочитав все это, подумайте внимательно, друзья мои, кому и как вы завещаете свое наследие. Или, если наследия нет, просто свои любимые вещи, чтобы ими после вашей смерти не завладели торгаши вашим именем.

    Фото М.М. Потапова и его работ - из открытых источников в сети
    Большая галерея его работ есть тут - http://www.xpam.org/showthread.php?t=762

    и тут - http://www.selinaportal.net/potapov/gallery_egipet.htm

    Если интересно, посмотрите замечательный фильм о М.М. Потапове "Египтянин" (1989 г.), после которого он и стал известен в СССР - https://youtu.be/R24NUbNdAcQ

    https://m.facebook.com/victor.solkin/posts/pcb.1335871139768898/?photo_id=1335866226436056&mds=/photos/viewer/?photoset_token=pcb.1335871139768898&photo=1335866226436056&profileid=100001628906904&source=49&refid=17&_ft_=top_level_post_id.1814496585465386%3Atl_objid.1814496585465386%3Athrowback_story_fbid.1814496585465386%3Athid.100007151859277%3A306061129499414%3A2%3A0%3A1485935999%3A-2706960265949842350&cached_data=false&ftid=u_9_1h&mdf=1

    И несколько работ художника.

    Портрет царицы Нефертити. 1995 г.
    http://s0.uploads.ru/Hicht.jpg

    Парадный портрет фараона Эхнатона. 1977 г.
    http://s5.uploads.ru/FElcI.jpg

    Портрет царицы Тейи. 1973 г.
    http://sa.uploads.ru/6SrLG.jpg

    Портрет старшей дочери Эхнатона Меритатон. 1977 г.
    http://sa.uploads.ru/GvhR5.jpg

    Портрет третьей дочери Эхнатона Анхсенпаатон. 1978 г.
    http://s5.uploads.ru/eS3tL.jpg

    +3

    394

    Artemis написал(а):

    Попалась статья о художнике Михаиле Потапове.
    Привожу ее здесь под спойлером.

    Тема в статье поднимается конечно провокативная: кому мол всё это потом достанется.. Думаю, вообще не вопрос, т.к. человек творит или собирает что-то в первую очередь для себя. Даже если это материальные накопления с прицелом на профит. Поэтому его по идее не должно волновать, ч то будет с его работами или коллекцией "потом". Ну а если кого волнует - есть вариант - презентовать всё, что нажито непосильным трудом какому-нибудь музею (и быть приятно удивленным, когда там скажут, что вы, батенька, насобирали копий  :D  ).
    По поводу самих картин. Странный он конечно был, этот Эхнатон. Своеобразная эстетика была в его правление, не удивительно, что не прижилась...  :smoke:

    0

    395

    По поводу самих картин: для марок египетских или сувенирных наклеек-высший класс. Но как портрет отдельно взятого человека-мне не понравилось, всё мимо, безжизненно и не цепляет.
    Всё это ИМХО, конечно.

    +1

    396

    AVL написал(а):

    Своеобразная эстетика была в его правление, не удивительно, что не прижилась...

    Мне лично очень нравится амарнское искусство. Это изображение  даже на рабочем столе:
    http://s9.uploads.ru/t/Uw3s4.jpg
    Это,конечно, была настоящая творческая революция. Впервые так выражено упор делается не на символизм или натурализм, а на чувственное восприятие изображения.
    Картины Потапова даже какое-то отталкивающее впечатление произвели, как ренессансные подделки античных монет в сравнении с оригиналами.

    +2

    397

    Юст написал(а):

    амарнское искусство

    Безусловно, это новаторство. Однако мне фигуры в таком стиле напоминают каких-то насекомых.. Возможно, Гигера именно они вдохновляли..

    0

    398

    AVL написал(а):

    Возможно, Гигера именно они вдохновляли.

    Эхнатон - Чужой?  :D 
    Обычно искусствоведы Амарну с экспрессионизмом сравнивают, с поправкой, что египетский вариант настраивает на позитивные эмоции, а не депрессуху.

    Отредактировано Юст (2017-01-28 15:56:13)

    0

    399

    Юст написал(а):

    Эхнатон - Чужой?

    Ну, Гигер только к "чужому" не сводится. Там скорее некая такая эротика своеобразная... больная что-ли... Вот и Эхнатон такой же...

    0

    400

    http://cdn.fishki.net/upload/post/2017/02/12/2216895/tn/cole-thomas-the-course-of-empire-the-savage-state-1836.jpg
    http://cdn.fishki.net/upload/post/2017/02/12/2216895/tn/14-0.jpg
    http://cdn.fishki.net/upload/post/2017/02/12/2216895/tn/cole-thomas-the-consummation-the-course-of-the-empire-1836.jpg
    http://cdn.fishki.net/upload/post/2017/02/12/2216895/tn/000.jpg
    http://cdn.fishki.net/upload/post/2017/02/12/2216895/tn/cole-thomas-the-course-of-empire-desolation-1836.jpg

    +4


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Pictura. » Античные сюжеты в изобразительном искусстве.