Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » История в монетах. » Монета плюс рассказик.


    Монета плюс рассказик.

    Сообщений 41 страница 53 из 53

    41

    Инересный рассказ,красивые теории...

    0

    42

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Возможно, это просто была казна какого-то провинциального храма.

    Казна храма в виде бронзы 500-летней давности? Как-то это маловероятно на мой взгляд. Скорее находка при сломе какого-нибудь здания, приходит на ум клад талеров Киево-Печерской лавры. Да собственно не обязательно здания, вон у нас в Самаре в 80-х при строительстве дороги нашли казну одного из полков сражавшихся с Пугачевым - несколько сот килограмм медных пятаков. Пустили в переплавку - исторической ценности у них немного, а стране медь нужна  :D .

    Геннадий Бордуков написал(а):

    И здесь у меня есть своё ИМХО: незначительность находок может говорить о том, что обнаружены "кошельки купцов".

    Моррисон говорит что находки в основном одиночные, по большей части из района Рима, но также Падуа, Ливорно, Бергамо и еще нескольких мест. С другой стороны в Палестине и Арабии (может и других восточных провинциях, но про эти я знаю из личного опыта) находят весьма много как вандалов так и остроготов, так что вопрос о месте чеканки я бы оставил открытым поставив пока, скажем, 70 на 30 на остроготов.

    0

    43

    Вот еще одну приобрел из той же серии, на этот раз на JUDAEA CAPTA. Мне особенно интерена тем что объединяет две интересующие меня темы - Иудею и вандалов  http://s3.uploads.ru/WXBAa.gif .
    http://sf.uploads.ru/t/uJDHQ.jpg
    http://s6.uploads.ru/t/n2mlN.jpg

    +4

    44

    Монетке посчастливилось быть платёжным средством двух государств.  ;)

    0

    45

    Юра-76 написал(а):

    Может это не совсем то что имел ввиду ТС, тем не менее поделюсь, сентиментальный рассказ на тему "Последний....".
    трудно себе представить римскую нумизматику без денариев, но я никогда не задумывался, когда же их перестали чеканить, так вот, разыскивая на днях, на "диких ветрах" один денарий Гордиана третьего, прочел фразу, что на этом чекан денариев в римской империи практически прекращается..... Речь идет о серии из 6 денариев, в честь женитьбы на Транквилине. Я не поверил своим глазам, даже как то грустно стало, сентиментальный я :blush: , пролистал несколько следующих императоров и не увидел денариев, за небольшим очень редким исключением.
    Получается действительно, на этой серии, эра Великого Денария заканчивается.

    Вроде бы считается, что последние денарии, сестерции и ассы чеканил Аврелиан.

    0

    46

    Коллеги, кто наткнётся на просторах форума на пост по этой тематике (монета+рассказик)-отпишитесь мне, я перенесу сюда. Жаль, что информативные посты утонут в остальной массе сообщений. Начну со своего поста, уж извините.  :hobo:
    Вот такая вот интересная тетра залетела в наши края:
    Каракалла, Антиохия, 215-217 гг.. н.э., 11.8 гр., 27 мм.
    http://se.uploads.ru/t/Rt5sU.jpg
    Описание аверса: Голова Каракаллы в лавровом венке вправо, одна из лент лаврового венка проходит по плечу.
    Легенда аверса: AVT KMA ANTWNEINOC CEB
    Описание реверса: голова орла и хвост вправо, крылья отчеканены из отдельных точек (серия "Dotten Wings"). Между лап орла рог изобилия влево, окруженный двумя точками, звезда с шестью лучами, лавровый венок в клюве у орла.
    Легенда реверса: DHMAРХ EZ YPATOCTOД-консул в четвертый раз.
    Комментарий к этой тетрадрахме: Prieur 244 характеризуется, помимо присутствия рога изобилия между ногами орла, особым стилем изображения орлуши, когда перья на крыльях орла отчеканены только маленькими точками. Но есть ещё одна особенность этих тетрадрахм: все монеты этой серии (Prieur от 240 до 245) имеют рог изобилия, окруженный двумя маленькими точками. На эту деталь раньше не обращали внимания-подумаешь, мало ли точек в легендах провинциальных монет.  ^^ 
    Стабильность их положения и относительное положение рога изобилия и звезды, имеющей 6 лучей, напоминают астрономическую или астрологическую конфигурацию.
    Действительно, мы уже знаем два примера таких конфигураций в символах тетрадрахм:
    Во-первых, юбилейные выпуски окончания работ работ великих храмов Баальбека около 179/180 года н.э. (номера от 160 до 176 Аврелий-Коммод  для чеканки с головой барана, звездой и молнией (Меркурий, Венера, Юпитер, храмы были посвящены этим трем божествам)).
    Во-вторых, чеканка Гелиополиса (Prieur номера 1193/1202) со звездой Регулуса в созвездии Льва.
    Итак, что мы знаем о древней астрологии в свете современных астрономических знаний? Ну, у всех на слуху цивилизации, первыми обратившие свой взор к ночному небу: это шумеры, ассирийцы и египтяне. Какие-то знания, безусловно, перешли и к римлянам. Особенно, учитывая тот факт, что Сирийско-финикийский регион в обговариваемый исторический момент был кузницей научных и околонаучных кадров Римской Империи.
    Наша нехватка знаний в древней астрологии, к сожалению, не позволяет нам идентифицировать эту астрологическую позицию, но она есть в созвездии Козерога (миф утверждает, что это созвездие является обожествлением козы Амальтеи, вскормившей своим молоком Зевса, чей рог, сломанный божественным ребенком, превратился в рог изобилия). Что и почему мы, вероятно, никогда не узнаем, точно так же, как мы не знаем, почему Гелиополис использовал астрономическую конфигурацию в качестве символа на своих тетрадрахмах (одна из версий озвучена R.P. Mouterde, который объясняет эту астрономическую конфигурацию на монетах наличием идентичного барельефа на алтаре великого храма Юпитера в Гелиополисе, но почему эта астральная конфигурация в этом храме и почему именно в Гелиополисе-не известно).
    Чеканка этого типа весьма специфична и не встречается в другом месте.
    Эта тетрадрахма была отчеканена в 215-17 гг.., последний период правления Каракаллы, времена Парфянской кампании. Не смотря на то, что и Приёр и Беллинджер формально относят эту тетрадрахму к чеканке Антиохии, но оба учёных считают , что эта атрибуция неверна. Лучшим доказательством является исчезновение с реверсов тетрадрахм этой группы букв "Д" и "Е", столь характерных для Антиохии. И как только начинается антиохийская чеканка Макрина и Диадумениана, эти буквы благополучно возвращаются на своё законное место. И я вот думаю-а с какого-такого перепуга? Объяснение напрашивается само собой-обсуждаемая тетрадрахма не относится к чеканке Антиохии.  Тогда какой город чеканил эти тетры? Думаю, точного ответа мы так и не узнаем. Скорей всего, имели место передвижные военные монетные дворы, следовавшие в арьергарде армии. Возможно, для работы на этих передвижных военных монетных дворах привлекались гравёры и с  других крупных монетных дворов.  Каждый гравёр привносил что-то своё на вырезаемый штемпель, по-этому монеты этой (5-ой группы) так трудно поддаются точной атрибуции.
    Макрин, наследовавший Каракалле, прекратил войну. И сразу же на антиохийские тетры возвращаются буквы "Д" и "Е", всё опять становится ясно и легко атрибутируется. Времена военной чеканки с их балаганами закончены...не надолго.  :hobo:

    +5

    47

    Макрин.
    Марк Опеллий Макрин (Marcus Opellius Macrinus).
    https://i.imgur.com/ju0j2A3l.jpg
    Немного предыстории. Император Каракалла (Антонин) после Парфянского похода находился в Месопотамии и весной 217 года находился на пути из Эдессы — места зимних квартир его войска — в Карры.
    https://i.imgur.com/NRJLdb6l.jpg
    https://i.imgur.com/HGZXvIAl.jpg
    Каракалла, тетрадрахма, Карры.
    Слишком любопытный, Антонин хотел знать не только все то, что касается людей, но и заглянуть также и в область божественного и сверхъестественного. Вечно подозревая во всех заговорщиков, он непрестанно вопрошал оракулы, посылал повсюду за магами, звездочетами, гадателями по внутренностям животных, так что не пропустил ни одного из тех, кто берется за такую ворожбу. Он пишет некоему Матерниану, которому он тогда вверил все дела в Риме  и который слыл вернейшим его другом и единственным, кто был посвящен в его тайны. Он велит Матерниану разыскать лучших магов, чтобы вызвать умерших и разузнать о конце его жизни, а также не покушается ли кто на его власть. Матерниан без всяких опасений выполняет повеление государя и сообщает, что на власть покушается Макрин  и что необходимо убрать его. Это письмо, запечатав вместе с другими, он, как всегда, вручает для доставки людям, не знающим, какую  весть они несут.  Те, с обычной скоростью проделав путь, прибывают к Антонину как раз, когда он в снаряжении возницы  поднимался на колесницу, и передают ему всю связку, где было и письмо против Макрина.  Антонин, сосредоточенный и захваченный предстоящей скачкой, велит Макрину отойти в сторону и, уединившись, просмотреть письма, если там есть неотложные дела, доложить ему, если же таких нет, то обычными заняться самому как префекту (Антонин часто обращался к нему с таким поручением). Так распорядившись, он вернулся к своему занятию.  Макрин же, оставшись один, вскрывая письмо за письмом, прочитывает и то, смертоносное, и сразу понимает, какая опасность ему грозит. Представляя себе кровожадную ярость Антонина от такого письма, которое станет для него прекрасным предлогом, он уничтожает это письмо, а об остальных сообщает, что они обычные.  Боясь, как бы Матерниан не написал того же во второй раз, он предпочел действовать, а не ждать. Так вот, прошло всего несколько дней после того, как Антонин казнил брата  Марциалия по клеветническому и оставшемуся недоказанным обвинению; и над самим Марциалием Антонин издевался, говоря, что он не мужчина, что он трус и Макринов дружок. Зная, что он скорбит об убитом брате и задет издевками Антонина, Макрин посылает за ним; совершенно в нем уверенный (Марциалий давно уж служил у Макрина и получил от него немало благодеяний), он убеждает его выждать удобный случай и нанести удар Антонину. И Марциалий поддается на уговоры Макрина.  
    Итак,  Антонин, живший в то время в Месопотамии, захотел выехать из своего дворца  и отправиться в храм Луны. На середине пути у Антонина заболел живот, и он, распорядившись, чтобы все стали подальше, берет одного слугу и отходит в сторону, чтобы освободиться от того, что его беспокоило; так что все повернулись и отошли как можно дальше, проявляя почтительность и стыдливость перед происходящим.  Марциалий, выжидавший первого удобного случая, видя, что Антонин остался один, бежит к  нему, будто бы по знаку государя, чтобы сказать или выслушать что-то; подойдя к нему сзади как раз в то время, когда тот снимал с бедер одежду, он наносит удар кинжалом, который незаметно держал в руках. Удар под ключицу был верный; так Антонин оказался беззащитным и был неожиданно убит.  Когда он упал, Марциалий, прыгнув на коня, бежал. А всадники-германцы, которых Антонин любил и держал в своей личной охране, стоя сейчас ближе всех других, первые заметили происшедшее, бросились в погоню за ним и убили его, кидая свои дротики. Когда о случившемся узнало и остальное войско, все сбежались сюда, и первым сам Макрин, стоя над трупом, рыдал, будто пораженный горем. Макрина никто и не подозревал в коварстве, все считали, что это Марциалий отомстил за свою обиду.  Потом все разошлись по своим палаткам; а Макрин, предав огню останки, заключив прах в сосуд, послал его для погребения матери, жившей в Антиохии. А та, видя схожую судьбу своих сыновей, уморила себя голодом — то ли добровольно, то ли по принуждению. Вот как умерли Антонин и его мать Юлия. После смерти Антонина воины оказались в растерянности и недоумении, как им быть дальше. Два дня  они оставались без государя и раздумывали, кого выбрать правителем, а уже известно было, что на них идет Артабан с большим и сильным войском, намереваясь покарать их и отомстить за вероломно убитых в мирное время. 
    https://i.imgur.com/mavxHEsl.jpg
    Сначала они выбирают государем Адвента как настоящего воина и дельного префекта, но он отказался, ссылаясь на старость. Тогда выбор падает на Макрина. Вот так  Макрин стал государем.
    Император Цезарь Марк Опеллий Север Макрин Август.
    https://i.imgur.com/hdiviPQl.jpg
    Став императором, Макрин тут же провозгласил своего 9-летнего сына Диадумениана соправителем и Августом. Правда, Геродиан считает, что он был только Цезарем, т. е. не разделял власть с отцом на равных правах. На монетах Диадумениан имеет титул Цезаря, но на одном серебряном денарии из Антиохии есть и титул Августа. Одновременно с этим Диадумениан получил имя Антонин. Говорили, что Макрин, по приказу которого Диадумениан стал именоваться Антонином, желал этим уничтожить подозрения в своей причастности к убийству Антонина Каракаллы. Другие же считали, что это было сделано вследствие печали, овладевшей легионами из-за того, что во главе государства не стоит больше Антонин, поскольку это имя было очень популярно в войсках и в народе, и императорским не считалось то имя, в котором не было имени Антонина; так что Макрин испугался, что войско может склониться к кандидатуре кого-нибудь из Антонинов — родственников Антонина Пия, которых было много среди командиров. Однако нельзя отрицать и той возможности, что это было сделано для того, чтобы закрепить императорскую власть за Диадуменианом на случай смерти Макрина. До нас дошло описание внешности Диадумениана: он "превосходил всех красотой, отличался очень высоким ростом, у него были русые волосы, черные глаза, орлиный нос, подбородок прекрасной формы, уста, созданные для поцелуев; от природы он был крепким, благодаря упражнениям приобрел лоск. Получив алые и пурпурные одеяния и прочие носимые в лагере знаки императорской власти, он сразу заблистал как небесное светило, своей прелестью привлекая к себе всеобщую любовь" (SHA, Diad., III, 2—3).
    https://i.imgur.com/m6TKh00l.jpg
    Итак, Макрин направляется к Нисибине, главному городу Забдицены — месопотамского княжества северо-восточнее Осроены, где начинаются переговоры с Артабаном (Дион сообщает о борьбе за колодцы с водой, свидетельствующей о том, что две армии ожидали, чем закончатся переговоры). Переговоры провалились, начались военные действия, произошла битва при Нисибине, которая, по-видимому, и описана у Геродиана: "На рассвете показался Артабан с огромным своим войском. Поклонившись солнцу, как это у них принято, варвары с необыкновенно зычным криком бросились в атаку на римлян, несясь на конях и стреляя из луков. Римляне встретили варваров, четко и надежно построив фаланги, по обеим сторонам расположив конницу и мавританцев  и заполнив промежутки воинами, которые могли легко и свободно выбежать вперед.  Благодаря множеству лучников и длинным копьям латников варвары сначала действовали успешно, поражая римлян с коней и верблюдов. Зато римляне легко одолевали в рукопашном бою, а когда кони и верблюды, которые были у варваров в огромном количестве, стали давить их, римляне, сделав вид, что отступают, начали бросать на землю трезубцы и другие железные предметы с острыми концами, которые не видны были в песке. С коней и верблюдов всадники не замечали их, себе на погибель: у коней и особенно  верблюдов копыто мягкое: острия, на которые они ступали, ранили их, они начинали хромать и сбрасывали с себя седоков. А тамошние варвары дерутся хорошо, пока они на конях или верблюдах, а как сойдут или окажутся сброшенными с них, легко попадают в плен, не умея вести рукопашного боя. Если же приходится бежать или преследовать, их длинные, путающиеся в ногах одежды препятствуют этому. В первый и второй день сражались с утра и до вечера; пришла ночь и приостановила битву, и те и другие ушли к себе в лагерь, равно уверенные в своей победе. На том же поле они сошлись и на третий день. Имевшие значительное превосходство в числе варвары предприняли попытку окружить римлян и взять их в мешок. Тогда те перестали располагать свои фаланги в глубину, а растягивали их в ширину, тем самым предотвращая окружение.  Здесь погибло столько людей и животных, что все поле было покрыто целыми горами трупов, особенно потому, что падали друг на друга верблюды. Это мешало сражающимся свободно передвигаться; невозможно было разглядеть врага, потому что посредине образовалось что-то вроде большого и непроходимого вала из тел; поэтому, не имея возможности идти друг на друга, те и другие вернулись в лагерь."
    В результате Артабан отвел свои войска за Тигр, а Макрин вернулся в Антиохию. Но Артабан угрожал вновь начать войну и захватить Месопотамию. В результате были вновь начаты переговоры, длившиеся вплоть до 218 г. Макрин, оказавшись слабее Артабана, сначала пытался сопротивляться, но потом отправил послов и просил мира. Макрин выплатил парфянам 200 млн. сестерциев (50 млн.денариев) контрибуции, которые  несомненно, рассматривались в качестве репараций за разрушенные крепости, города и храмы. 
    Макрин, прожив в роскоши как император один только год, утратил вместе с жизнью и власть, когда случай предоставил воинам очень маленький и ничтожный повод к исполнению того, что они хотели.  Была некая женщина по имени Меса, родом финикиянка, из города Финикии, носящего название Эмес, она приходилась сестрой Юлии, жене Севера, матери Антонина. В продолжение всей жизни сестры она прожила много лет, пока Север и Антонин царствовали, в императорском дворце. Этой Месе после смерти ее сестры и убийства Антонина Макрин приказал, возвратившись на родину, проживать у себя, владея всем своим имуществом. Она накопила огромное состояние, так как долгое время содержалась в условиях императорского дворца.  Возвратившись, старуха жила в своих владениях. Были у нее две дочери: старшая называлась Соэмия, вторая — Мамея. Были сыновья: у старшей по имени Бассиан (будущий император Гелиогабал), у младшей — Алексиан (будущий император Александр Север).
    Поговаривали, что у Месы груды денег, что она все охотно отдала бы воинам, если бы они помогли вернуть ее семейству императорскую власть. После того, как они согласились ночью, если те тайно придут, открыть ворота и принять в лагерь все семейство и провозгласить Бассиана государем и сыном Антонина, старуха уступила, предпочитая подвергнуть себя всяческой опасности, нежели жить частным человеком и слыть впавшей в ничтожество; ночью она тайком вместе с дочерьми и внуками выбралась из города.  Когда воины из клиентов привели их, приведя к стене лагеря, и они без труда были приняты внутрь, тотчас же весь лагерь назвал  юношу Антонином.
    Узнав об этом, Макрин, собрав все имевшееся у него войско, пошел, чтобы осадить тех, кто присоединился к Антонину. Последний вследствие того, что его воины не хотели подвергнуться осаде, но решились со всей готовностью выступить и, встретившись с Макрином, сразиться в открытом бою, выводит свою силу.  Войска встретились друг с другом на границе Финикии и Сирии, причем сторонники Антонина сражались с готовностью, боясь в случае поражения подвергнуться мщению за то, что они содеяли; сторонники же Макрина нерадиво принимались за дело, убегая и переходя к Антонину. Видя это и устрашившись, что, совершенно лишенный силы и взятый в плен, он мог бы потерпеть позорнейшее поругание, Макрин во время сражения уже с наступлением вечера, сбросив короткий плащ и всю бывшую на нем императорскую одежду, тайно убегает с немногими центурионами.
    Дион  говорит, что Макрин вернулся в Антиохию, заявляя о победе. Когда до него дошла весть об измене преторианцев, он бежал, пересек Киликию, Каппадокию, Галатию и Вифинию и прибыл в Эриболон, порт Никомедии, откуда отплыл в Халкедон. Арестованный в Халкедоне, Макрин был отправлен обратно, но был убит одним из своих стражников в Каппадокии. Можно предположить, что смерть Макрина случилась примерно через месяц после битвы 8 июня.
    Когда все войско, перейдя к Антонину, объявило его государем, он принял на себя власть,  получив от воинов имя  Марк Аврелий Антонин.
    https://i.imgur.com/d8QkNqul.jpg
    Но это сюжет для совсем другой истории...

    +7

    48

    По таким истории можно фильмы делать.

    0

    49

    Вряд ли. Главные герои-личности не медийные и не раскрученные. Хотя история за ними стоит великолепная.

    0

    50

    Да. Это не Август и не Нерон.

    0

    51

    Да и не надо их снимать. Подавляющее большинство фильмов по античной истории сплошное убожество по сравнению с оригиналом. Почему-то про средние века гораздо больше атмосферных фильмов.

    Отредактировано Юст (2020-12-16 11:00:44)

    0

    52

    Юст написал(а):

    Да и не надо их снимать. Подавляющее большинство фильмов по античной истории сплошное убожество по сравнению с оригиналом. Почему-то про средние века гораздо больше атмосферных фильмов.

    Отредактировано Юст (Сегодня 11:00:44)

    Надежда умирает последней :crazyfun:

    0

    53

    Юст написал(а):

    Подавляющее большинство фильмов по античной истории сплошное убожество по сравнению с оригиналом

    Вот здесь полностью согласен. Такое впечатление, что сценаристы просто Википедию почитали.
    И это-в лучшем случае.  :hobo:

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » История в монетах. » Монета плюс рассказик.