Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Эры и летосчисления.

    Сообщений 1 страница 20 из 56

    1

    Актуально не только для нумизматов, занимающихся провинциальными монетами, где присутствует датировка, отличная от юлианского календаря. Хочется поговорить о системах летоисчисления Древнего мира.
    Информации много, инет забит всякой чепухой и измышлениями, постараемся систематизировать этот массив информации. Один из основных источников-Э. Бикерман "ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА". Но хочется собрать в одной теме хронологические таблицы соответствия буквенных датировок провинциальных систем летоисчисления столь привычным для нас годам по юлианскому календарю.
    Юлий Цезарь:

    0

    2

    ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ - система исчисления больших промежутков времени. Во многих системах летосчисления счет велся от какого-либо исторического или легендарного события.
    Современное летоисчисление – "наша эра", "новая эра" (н.э.), "эра от Рождества Христова" (Р.Х.), Anno Domeni (A.D. – "год господа") – ведется от произвольно выбранной даты рождения Иисуса Христа. Поскольку ни в одном историческом документе она не указана, а Евангелия противоречат друг другу, ученый монах Дионисий Малый в 278 г. эры Диоклетиана решил "научно", на основе астрономических данных вычислить дату эпохи. В основу расчетом была положены: 28-летний "солнечный круг" – промежуток времени, за который числа месяцев приходятся точно на те же дни недели, и 19-летний "лунный круг" – промежуток времени, за который одинаковые фазы Луны приходятся на одни и те же дни месяца. Произведение циклов "солнечного" и "лунного" круга с поправкой на 30-летнее время жизни Христа (28 х 19 + 30 = 572) дало начальную дату современного летоисчисления. Счет лет согласно эре "от Рождества Христова" "приживался" очень медленно: вплоть до XV века (т.е. даже 1000 лет спустя) в официальных документах Западной Европы указывалось 2 даты: от сотворения мира и от Рождества Христова (A.D). Сейчас эта система летосчисления (новая эра) принята в большинстве стран.

    0

    3

    ЭРА.
    Начальная дата и последующая система летоисчисления называются эрой.
    У народов, исповедующих ислам, летосчисление ведется от 622 н.э. (от даты переселения Мухаммеда — основателя ислама — в Медину).
    В Древней Греции счет времени велся по олимпиадам, с эпохи 1 июля 776 г. до НЭ.
    В Древнем Вавилоне "эра Набонассара" началась 26 февраля 747 г. до НЭ.
    В Римской империи счет велся от "основания Рима" с 21 апреля 753 г. до НЭ и с дня воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. НЭ.
    Одна из древнейших эр относится к дате — среда 26 февраля 747 г. до н. э. В этот день вступил на престол вавилонский царь Набонассар. Его имя давно бы забыли, если бы вавилонские жрецы не отмечали свои астрономические наблюдения по эре Набонассара. Позже эту эру использовал ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) для составления своего «канона царей». Этот хронологический список охватил около 900 лет: от воцарения Набонассара до современника Птолемея — римского императора Антония Пия (138—161). Птолемеев канон продолжали римские историки до 29 августа 284 г., когда римским императором был провозглашен Диоклетиан.

    0

    4

    Эра Диоклетиана
    В действительности начало эры Диоклетиана предшествует его восшествию на престол. Он был провозглашен императором 20 ноября 284 г. н.э. Юлианский же год начинался в Египте 29 августа. Таким образом, второй год правления Диоклетиана начался 29 августа 285 г. н.э., и поэтому годы его правления стали отсчитываться в Египте от 29 августа 284 г. н.э. Из Египта счисление по этой эре проникло на Запад, так как она использовалась для вычисления сроков пасхи; но все же более широкое применение эта эра нашла лишь в Египте начиная с VI в. н.э. Коптская церковь до сих пор пользуется счислением времени по этой эре.
    Диоклетиан:

    0

    5

    Новая эра
    В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство. Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник — пасху — следует начинать в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату. Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
    При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Так продолжалось до 247 г. по эре Диоклетиана, когда ученого монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили, что их бог Солнца — Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают увеличиваться, — значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака. Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а в каком году он родился, никто не интересовался.
    Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. — «от рождения Христа». Дионисий выбрал это число потому, что начало пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4 апреля до 8 мая. Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 — как во втором году, и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для пасхальных расписаний. И прошло более 1000 лет, прежде чем Дионисиева (как ее следовало бы называть) эра была принята всеми европейскими государствами. Это так называемая новая эра (н. э.), которой пользуемся мы в настоящее время.
    Дионисий Малый:

    0

    6

    Эра Селевкидов
    Эра Селевкидов началась в 312/1 г. до н.э. по юлианскому летосчислению. Завоевав вновь Вавилон в августе 312 г. до н.э., Селевк I в следующий год своего правления (седьмой год Александра Македонского) начал счислять время по годам своего наместничества. В этом он следовал примеру Антигона и других наместников Вавилонии. Согласно вавилонскому календарю, седьмой год Александра начался 2 апреля 311 г. до н.э. Македонцы, однако, счисляли годы правления Александра  от смерти Филиппа Арридея осенью 317 г. до н.э. Таким образом, для них второй год правлении наместника Селевка начался осенью 311 г. до н.э., в то время как для вавилонян этот же год начался 22 апреля 310 г. до. н.э. Став царем, Селевк продолжал считать и годы своего наместничества. Для двора год селевкидской эры начинался между 1—м числом месяца лоос и 1—м числом месяца диос, т.е. поздним летом или же ранней осенью.
    Начало года селевкидской эры менялось в зависимости от календаря соответствующего города. По юлианскому календарю Антиохии год начинался 1—го числа месяца диос (1 октября). Счисление по годам селевкидской эры использовалось позднее арабскими астрономами. Арабы называли селевкидскую эру «эрой Александра», хотя ал-Беруни понимал, что это ошибка.
    Селевк I Никатор:

    0

    7

    Коллеги, если кто-то запостит таблицу соответствия годов селевкидской эры юлианскому календарю-буду признателен. И вообще, может кто какиой-нибудь инфой дополнит.  :writing:

    0

    8

    Счисление по селевкидской эре употреблялось в некоторых районах Ближнего Востока вплоть до настоящего времени, ему подражали некоторые восточвые династии.
    Эра Аршакидов-Аршакиды в Парфии счисляли годы своего правления начиная с весны 247 г. до н.э.; хотя в греческих городах Парфянского царства  счисление эры начиналось с осени 248 г. до н.э., они также использовали и «старый стиль»  — эру Селевкидов.
    Эра царей Понта и Вифинии(297/6 г. до н.э.) использовалась также и в Боспорском царстве. По Синцеллу (Syncellus), эта эра началась в 283/2 г. до н.э.
    Фарнак I, царь Понта, считал годы своей эры начиная с 337/6 г. до н.э. — даты восшествия на престол Митридата Киосского, основателя династии, но его преемник Митридат II перешел к счету годов правления по эре, начавшейся в 297/6 г. до н.э.
    Монета Фарнака I:

    0

    9

    Города, которые отложились от Селевкидов или других монархов, начинали пользоваться своими собственными эрами, обычно отсчитывавшимися с года освобождения. Так, например, список должностных лиц г. Амизона имел заглавие: Hoi gegonótes aph` hoŷ kâres ēleytherthēsan* (167 г. до н.э.).
    В 126/5 г. до н.э. Тир объявил другим городам, что стал независимым, начал считать время по новой эре и в ознаменование своего нового положения стал чеканить собственные монеты. Самым древним примером подобных эр свободных городов является эра Тира, начавшаяся в 275/4 г. до н.э. и знаменовавшая, вероятно, конец какой-то местной династии.
    Эра Арада, начавшаяся в 259 г. до н.э., когда этот город завоевал независимость от Селевкидов.
    Так называемая помпейская эра (64 или 63 г. до н.э.) также относится ко времени освобождения соответствующего города от владычества Селевкидов или Маккавеев. В Антиохии «помпейская» эра началась в 66 г. до н.э.
    Так называемые провинциальные эры, такие, как македонская (148 г. до н.э.), ахейская (146 г. до н.э.) или же эра «Суллы» в Малой Азии (85/4 г. до н.э.), счисляли годы римского владычества в соответствующей провинции или городе. В Египте с завоеванием Октавиана началась эра (с 1 августа 30 г. до н.э.), которая продолжалась до первых лет правления Тиберия.
    Аналогичные эры счислялись греками от дат побед и использовались в Греции, Малой Азии и Сирии. Так, эра Фарсала (июнь 48 г. до н.э.)***** и эра Акция***** (2 сентября 31 г. до н.э.) указывают на переход власти соответственно от Помпея к Цезарю и от Антония к Августу.
    Все священные эры принадлежали к этому же типу и в конечном счете строились по образцу эры в честь победы при Акции.
    Октавиан-Август:

    0

    10

    Следует отметить, что многие эры ошибочно выведены современными учеными по датам на монетах. Хотя нумизматы продолжают развивать остроумные теории о предполагаемых эрах Александра в Финикии, интерпретируемые таким образом даты на монетах из Акко относятся к местным правителям. В Сидоне пользовались буквами алфавита для пометы последовательных (ежегодных?) выпусков монет. После 24—го выпуска счет по буквам алфавита начинался сначала. В Сидоне легенда на монетах серии "N" ( = 13) изменяется с «Александр» на «Филипп», что позволяет отнести эту серию к 317/6 г. до н.э. В выпусках серии «18» имя «Филипп» заменено «Александром»: Сидон подпал под власть Птолемея, который не чеканил монет с именем Филиппа Арридея.
    Числа на монетах Тира (для которого нумизматы придумали вымышленные эры) также истолкованы неправильно.
    Нумизматы также полагают, что монеты Александрии Троадской,, имеющие даты от «137» по «235», свидетельствуют об эре, начавшейся после переименования этого города Лисимахом примерно в 300 г. до н.э. В действительности неизвестно, когда город получил название Александрия, да и вряд ли его правители отсчитывали годы не от основания города  Антигоном, а от даты переименования. Александрия Троадская в 280 г. до н.э. стала частью империи Селевкидов, и возможно, что в городе продолжало употребляться счисление по эре Селевкидов и тогда, когда он стал независимым. Аналогичным образом, никогда не существовала эра Эвмена II, начинавшаяся в 188 г. до н.э.

    0

    11

    Нумерация олимпиад была впервые введена Тимеем или же Эратосфеном. Другие общие греческие празднества, такие, как Пифийские игры, также иногда нумеровались. Достоверность более ранней части списка победителей олимпийских игр, который начинается с 776 г. до н.э., остается сомнительной.
    Начиная с Эратосфена вся греческая хронология строится на датах олимпиад. Все остальные датировки синхронизируются по олимпиадам. Византийские историки продолжали ссылаться на олимпиады. Счет лет внутри периода между олимпиадами восходит к Эратосфену, но «олимпийский» год, как таковой, не существовал: игры устраивались каждые четыре года (776, 772 гг. до н.э. и т.д.; 1, 5 гг. н.э. и т.д.) в разгар лета. Более точную дату установить невозможно. В связи с этим хронологи для удобства приравнивали каждый год четырехлетнего периода к соответствующему аттическому году, который также начинался летом. По-видимому, автор Парийской хроники в 264 г. до н.э. уже пользовался этим методом. Разумеется, никого не заставляли считать годы внутри олимпийского периода в соответствии с афинским календарем. Многие ученые использовали для этой же цели год македонского календаря, начинавшийся осенью. По-видимому, Порфирий, следуя своим источникам, пользовался то афинским, то македонским годом. Полибий отождествлял олимпийский год с официальным ахейским годом, который начинался в день осеннего равноденствия.
    Использование олимпийских лет в хронографии вызвало необходимость их соотнесения с годами, выраженными в иных системах датирования. Так,римский консульский год, который со 153 г. до н.э. начинался 1 января, соответствует частям двух олимпийских лет. Таким образом, 1-й год 180-й олимпиады у Диодора отождествляется с консульским годом, соответствующим 59 г. до н.э., а у Дионисия Галикарнасского — с консульским годом, соответствующим 60 г. до н.э. По одному способу счисления, которым пользовался и Полибий, годом отсчета олимпиад считается 775 г. до н.э., а по другому способу, которому обычно теперь следуют, отправным пунктом счисления является 776 г. до н.э. Применение же македонского года дает в качестве отправной даты 777 г. до н.э.
    Полибий:

    0

    12

    Точно так же перевод афинских дат в римские и наоборот может производиться двумя способами. Диодор, например, заканчивает свой хронографический список консульским годом 59 г. до н.э., который у него соответствует году архонтства Герода в 60/59 г. до н.э. Кастор же заканчивает свой исторический труд 61—м годом, но отождествляет этот год с годом архонта Теофема в 61/0 г. до н.э.
    Эра ab urbe conditaв действительности не существовала в древнем мире, и подобный способ отсчета лет принят лишь в наше время. Римляне пользовались такой датировкой только для обозначения удаленности во времени от этого события какого-либо последующего события: например, Ливий пишет, что коссульские трибуны появились через 310 лет после основания города. Точно так же в надписи утверждается, что император Нерва восстановил свободу «через 848 лет после основания города» . Такой способ относительной датировки применялся уже во времена Римской республики. Например, надпись из Путеолы дает дату: «90 лет ab colonia deducta» (от вывода колонии, т.е. 105 г. до н.э.). Относительные даты такого рода неправильно называются эрами.
    Система отсчета ab urbe condita не использовалась в основном потому, что возраст Рима оставался спорным. В римской историографии даты основания Рима, исключая самые крайние мнения [например, дату Цинция Алимента у Дионисия Галикарнасского: 729/8 г. до н.э.], колеблются между 759 и 748 гг. до н.э. Долгое время дата Полибия — 751/0 г. до н.э. — являлась нормой для Цицерона, Ливия и Диодора; затем Аттик в своей "Liber annalis" («Летописи») передвинул дату основания Рима назад, к 753 г. до н.э. Эта дата была принята и популяризировалась Варроном. Список должностных лиц Римской республики, составленный при императоре Августе (Fasti Capitolini), указывает на годы ab urbe condita, которые, однако, отсчитывались от 752 г. до н.э. По народной традиции празднества Парилии 21 апреля справлялись как день появления Рима на свет. Таким образом, год ab urbe condita, продолжавшийся с 21 по 20 апреля, соответствовал частям двух консульских лет, и его отождествление с одним из них зависит от избранной системы перевода лет.
    Варрон:

    0

    13

    Лично у меня большой интерес вызывает буквенная датировка египетских монет и их конвертация в юлианский календарь.
    Может, у кого есть внятная информация?

    0

    14

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Коллеги, если кто-то запостит таблицу соответствия годов селевкидской эры юлианскому календарю-буду признателен. И вообще, может кто какиой-нибудь инфой дополнит.

    Судя по тому, что вышеизложенный материал взят из книги Э. Бикермана "Хронология древнего мира", позволю себе процитировать оттуда же: 

    Отсутствие нулевого года в христианском летосчислении должно учитываться и при переводе годов различных эр. Так, например, первым годом селевкидской эры (по македонскому стилю) является 312/1 г. до н. э. Это означает, что нулевым годом этой эры следует считать 313 г. до н. э. Следовательно, для того чтобы определить соответствующий юлианский год для селевкидского года в период до н. э., необходимо вычесть число искомого селевкидского года из 313. Например, 200-й год по селевкидской эре равен 313-200 = 113 г. до н. э., а 312-й год по селевкидской эре равен 313-312 = 1 г. до н. э. Но 313-й год по селевкидской эре соответствует уже 1 г. н. э. В связи с этим для отождествления годов селевкидской эры в период н. э. из рассматриваемого числа селевкидских лет необходимо вычитать уже 312 юлианских лет. Так, 522-й год селевкидской эры равен 522-312  = 210 г. н. э., или, точнее, равен периоду между 1 октября 210 и 30 сентября 211 г. н. э.

    А вообще мне вот подумалось - интересна роль эллинов на востоке. Люди (в явном меньшинстве) пришли, установили свою власть, законы, летосчисление, поменяли все географические названия (причем управились лет за 30) - и все это приняли, и НИКТО НЕ ВОЗНИКАЛ (если брать в расчет Ближний Восток) в течение почти тысячи лет!!!  Это сравнимо лишь с завоеванием Нового света. Такая вот античная конкиста. И в дальнейшем жители Эллады ехали в Сирию так же, как в XIX-XX вв. европейцы ехали в США - от нужды на родине - по приглашению правительства (Селевкиды всячески привлекали эллинов-переселенцев) - устраивать новую жизнь на новом месте...  Сейчас представить невозможно, что европейцы придут, скажем в тот же Ирак или Иран, всё там поменяют, а местные жители - промолчат  :offtop:

    +1

    15

    Может, залог успеха эллинов в успешной попытке унификации творившегося в этом регионе балагана?

    0

    16

    AVL написал(а):

    Следовательно, для того чтобы определить соответствующий юлианский год для селевкидского года в период до н. э., необходимо вычесть число искомого селевкидского года из 313

    Может быть, есть возможность показать это на примере какой-либо конкретной монеты? И по буквам какую-нибудь таблицу желательно бы запостить.
    Я чуть позже нечто подобное по чекану Антиохии сделаю.

    0

    17

    В чекане Антиохии с буквенной нумерацией проще-это не год какой-то эры, а год правления императора. И обычно присутствует всего одна буква.

    0

    18

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Может быть, есть возможность показать это на примере какой-либо конкретной монеты? И по буквам какую-нибудь таблицу желательно бы запостить.

    Инструкция к уходу и обращению:

    В верхней строке находим нужную цифру, колибруем по шкале десятков и сотен (если надо) - смотрим на перекрестье - какая буква число обозначает - всё просто  8-)

    Отредактировано AVL (2011-09-13 22:37:15)

    0

    19

    AVL написал(а):

    Я для своей книжки делал, если на дисках сохранилось - переведу в джипег и вывешу в этом посте (посту?) И по монете тоже покажу как...

    Было бы здорово!

    0

    20

    Теперь пример с монетой.
    Берем что угодно, ну например тирскую тетру А.Баласа.
    Смотрим дату в поле справа - Стигма, Кси, Ро.
    Греки (в данном конкретном случае) записывали даты по принципу единицы, десятки, сотни (если читать слева направо).
    Т.о. получаем (по таблице - кстати - там опечатка - не дигамма это, конечно...) - 6, 60, 100, т.е. - 166. Это год Селевкидской эры.
    Переводим ее пользуясь любезной помощи г-на Бикермана - 313-166= (где калькулейтор?)=147 г. до н.э.  Однако, поскольку новый год наступал у эллинов (опять таки в данном конкретном случае) осенью, то получится, что корректнее указывать год через дробь со следующим: 147/146 г. до н.э.
    Всего.. и.. делов.. та (с)

    Отредактировано AVL (2011-09-13 22:52:05)

    +1