Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Arma et tela. » Холодное оружие Востока и Запада.


    Холодное оружие Востока и Запада.

    Сообщений 41 страница 60 из 90

    41

    Редкий китайский "мачете", 19 век.
    http://se.uploads.ru/t/U0WqD.jpg
    http://se.uploads.ru/t/wgzsd.jpg

    +1

    42

    Из оазиса Бу-Саада, известном так же под названием Ходми , происходит нож, тип которого называется так же, как и регион из которого он происходит.
    В очертаниях этого ножа нет ничего необычного. У него стальной, прямой, плавно сужающийся к острию клинок с чуть расширенной (относительно ширины рукояти) пятой. Любопытную особенность имеет обух: на расстоянии одной четверти длины от рукояти он имеет прямоугольную форму, а далее – клиновидную, то есть остриё ножа получается двулезвийным. Пята клинка украшалась геометрическим орнаментом, выполненным в технике насечки либо травлением. Рукоять ножа бу-саади округлая, либо с едва намеченными гранями, изготавливалась из дерева. Она могла быть гладкой, либо украшенной резным геометрическим орнаментом. Нижняя часть рукояти примерно до середины обматывается стальной проволокой, а в верхней части рукояти (где- то на расстоянии одной трети длины от навершия либо посередине) просверлено круглое отверстие.
    Ножны кожаные и имеют несколько округлую форму, потому что нижняя часть рукояти утапливается в них. В верхней части располагается металлическая либо кожаная обоймица, к которой крепится кольцо, к которому, соответственно, подвязывается ремень. В зависимости от желаний заказчика или мастера ножны могли иметь металлический прибор, либо декоративные металлические накладки.
    Как и многие национальные типы оружия, нож бу-саади практически не менялся с течением времени: ножи, относящиеся к 19 и к 20 веку, мало отличаются друг от друга, что иногда затрудняет определение времени производства ножа. Бу-саади распространён практически на всей территории Алжира.
    http://se.uploads.ru/t/VUadM.jpg
    http://se.uploads.ru/t/TPwln.jpg

    0

    43

    Индийский меч "тега" - изготовлен в Индии, в XVII веке. Общая длина меча - 820 мм, длина клинка - 700 мм, ширина клинка у основания - 43 мм, ширина елмани - 70 мм.
    http://se.uploads.ru/t/TdDig.jpg

    0

    44

    Конголезский кинжал (характерен для африканских племён санго, якома, нгбанди). 19 век
    Общая длина 43 см.
    http://se.uploads.ru/t/ZrH1K.jpg
    http://se.uploads.ru/t/7vbq4.jpg

    0

    45

    Абордажный тесак. Германия. Начало 17-го века.
    Размеры:
    Общая длина клинка с рукоятью - 865 мм;
    Длина клинка - 735 мм;
    Ширина клинка у пяты - 43 мм.
    http://se.uploads.ru/t/eVnG1.jpg
    http://se.uploads.ru/t/Z58ki.jpg

    0

    46

    Леворучный кинжал с раскладывающимся клинком, для захвата шпаги противника. Германия конец 17-го века.
    http://se.uploads.ru/t/NYeiE.jpg
    http://se.uploads.ru/t/haCRo.jpg

    0

    47

    Парные тесаки - худедао. Дизайн данных ножен имеет сильное Бирманское влияние. Мечи 56 см в ножнах и 49 см без ножен. Клинки сидят раздельно в ножнах благодаря деревянной перегородке.
    Это нарядное и дорогое оружие. Деревянные накладки на костяной рукояти резные и закрепляются через хвостовик медными шурупами с фигурными круглыми шляпками, которые были штампованы кругом. Эти шурупы не только держат деревянные накладки на самой рукоятке, но держат и 3 серебряные эмблемы. И рукоять также имеет две даосские монеты между эмблемами.
    Дуга железной гарды крепится через пуговку в которой продето кольцо, тыльная сторона дуги гарды заканчивается, как представляется, стилизованным драконом.
    Клинки имеют четкие и живые изображения, два дола с обеих сторон окружены символикой в виде полукруга, у основания клинка по три круга, ближе к острию символ солнца со спиральными лучами. Клинки насквозь пробиты даосскими монетами. Сами острия плавно скошены к кончику острию.
    Оба коротких палаша или больших ножа положены в деревянных ножнах, которые оформлены в одиннадцать серебряных листов и четыре серебряные кольца, все различного дизайна.
    Очень легкие и опасные парные мечи превосходного качества.
    Они не являются типичными Худедао.
    http://se.uploads.ru/t/nlr8M.jpg
    http://se.uploads.ru/t/HM4uZ.jpg

    0

    48

    Кпинга представляла собой метательный нож, который использовали опытные воины нубийского племени азанда. Кпинга имел такую своеобразную особенность, как 3 клинка, которые были направлены каждый в свою сторону, а основание оружия находилось посередине.
    Примечательно, что клинки различались между собой не только направлением, но и формой. Клинок, больше остальных приближенный к рукоятке, был выполнен в форме мужских гениталий. Логично, что именно этот клинок являлся символом мужской силы своего владельца. Остальные клинки не несли какой-либо ассоциации. Однако дизайн каждого клинка разрабатывался с расчётом, чтобы как можно сильнее задеть врага во время схватки.
    Кпинга применялся в ближнем бою, но чаще использовался массово для «обстрела» противостоящей группы противника. Метался горизонтально. Большая площадь поверхности обеспечивала вращающемуся оружию дальний планирующий полёт (как у не возвращающегося бумеранга). Наиболее действенным способом противостоять ей были уклонения и прыжки, так как попав в щит кпинга мог поразить, зацепившись за край щита, самого владельца щита или, отскочив, попасть в рядом стоящего воина.
    Общая длина ножа составляла чуть больше полуметра.
    Считают, что кпинга появился на территории Судана около 1000 года н. э. Хотя в Ливии имеются похожие изображения, датируемые 1350 годами до н. э.
    У воинов, обладающих кпинга, имелась такая традиция, как раздаривание своего оружия. Во время свадебных торжеств воин должен был отдать свой клинок кпинга в дар семье выбранной им невесты.
    http://se.uploads.ru/t/Vp3lj.jpg
    http://se.uploads.ru/t/5cjzL.jpg
    http://se.uploads.ru/t/kA2Ir.jpg

    0

    49

    Двуручный меч, принадлежавший баварскому курфюсту Максимиллиану II. 1689 год, Бавария. Общая длина 212 см, длина клинка 148 см.

    Костяной клинок целиком изготовлен из носа рыбы-пилы. В первой трети клинок укреплён при помощи стальных продолговатых накладок, идущих по центру по обеим сторонам и мощной стальной пластиной по всей окружности у пяты. Данная стальная накладка богато украшена гравированным растительным орнаментом, а также изображением баварского герба под короной и двумя львами по бокам в окружении военных трофеев и девизом на латыни «IN TAV VAST // 1689». С оборотной стороны накладки имеется изображение вооруженного рыцаря на коне под короной. Крестовина рукояти неправильной изогнутой формы, имеет несколько «зубцов», а также широкую чашку, состоящую из двух половинок. Плоскость каждой из половинок чашки украшена изображениями герба Максимиллиана, нанесёнными краской. Крестовина рукояти украшена растительным орнаментом. Рукоять округлая в сечении, стальная. Ножны с этим церемониальным мечом не использовались.

    Материалы: Сталь, кость; ковка, роспись красками, гравировка, чернение.

    Из истории:
    Максимилиан II (Эммануил) — курфюрст баварский (1679-1726), сын и преемник курфюрста Фердинанда-Mарии, родился в 1662 г. Участвовал в освобождении Вены от турецкой осады (1683); отличился в борьбе с турками при взятии Грана, Офена (1686) и Белграда (1688) и немало содействовал победе при Могаче (1687). В 1690 г. он командовал на Рейне имперской армией против французов, а в 1691 г. отправился испанским наместником в Нидерланды.
    http://se.uploads.ru/t/2YxER.jpg
    http://se.uploads.ru/t/jIBlF.jpg

    0

    50

    Палаш в ножнах. Венгрия. Середина 17-го века.
    http://se.uploads.ru/t/BwiCO.jpg
    http://se.uploads.ru/t/V9Ezd.jpg

    0

    51

    Хайберский кинжал (Khyber knife). Длина этого короткого афганского меча в ножнах - 73 см. Без ножен - 72 см, с длиной клинка чуть менее 59 см. Рукоять резная, из рога, снабжена подвижной пряжкой. Половина рукоятки, наконечник и обоймица ножен изготовлены из серебра. Лезвие очень острое, обух клинка имеет утолщение в виде буквы Т. Под T-образным обухом находится дол, продолжающийся по всей длине клинка. Сам клинок из мелкоузорчатого булата. Деревянные ножны покрыты толстой коричневой кожей. Медные кольца покрыты серебром. Обоймица и наконечник ножен покрыты цветочной инкрустацией.
    http://se.uploads.ru/t/O4G3w.jpg
    http://se.uploads.ru/t/Y8QAe.jpg

    0

    52

    Однажды...

    Однажды в Германии 16-го века заезжий мастер меча вызывал на бой местного булочника. Тот не мог отказаться от поединка из-за своего положения в обществе, вышел на бой и зарубил к чертям заезжего мастера меча. Прежде чем стать булочником он проходил 10 лет в ландскнехтах. На двойном жаловании.
    А все потому что надо осторожнее выбирать объект для насмешек.

    Однажды в Италии 17-го века заезжий фехтовальщик вызвал на бой местного портного, тот не мог отказать от поединка из-за своего социального статуса, поэтому благодаря своим связям нанял 10-к местных бандитов, те подкараулили заезжего фехтовальщика на выходе из борделя, отлупили и ограбили. Он провалялся в койке 3 недели и был вынужден уехать из города без гроша в кармане, потому что все что осталось после ограбления отдал врачу.
    А все потому что прежде чем ссориться с человеком надо узнать кто у него друзья.

    Однажды в германии 15-го века заезжий фехтовальщик вызвал на бой молодого художника, тот не мог отказаться от поединка. Вышел на бой и пырнул заезжего фехтуна мечом, а после поймал за вооруженную руку и бросил на землю оставив руку в захвате. Рана от меча зажила, но больше он уже не с кем не фехтует. Руку то в трех местах сломали, со смещениями.
    А все потому что прежде чем затевать ссору узнай как звать твоего противника и над чем он работает. А то вдруг это Альбрехт Дюрер, который как раз составляет иллюстрации к учебнику фехтования и борьбы.

    Однажды во франции 18-го века заезжий фехтовальщик вызвал на бой местного винодела, тот не мог отказаться от поединка и пошел за советом к мастеру фехтования которые держал зал неподалеку. Принес ему бочок отличного вина и рассказал о проблеме. Фигня война, сказал маэстро фехтования, главное маневры. Я пойду погляжу на твоего противника. И сняв колет и поменяв тупую рапиру на острую, пошел искать заезжего фехтуна. Выцепил его в кабаке, затеял ссору, поединок и проткнул ему обе руки. Довольный вернулся в зал где его поджидал грустный винодел.
    Нее, сссы, братуха сказал он ему, теперь этот урод не сможет фехтовать, а если решится выйти на поединок то ты без проблем справишься с ним, просто сбивай его клинок в бок и коли его в корпус вот так. Пару часов винодел поупражнялся выполнять батман с уколом.а на след день узнал что заезжий фехтун уехал нафиг из города.
    Но с тех пор маэстро фехтования бесплатно пил хорошее вино, а винодел 3 раза в неделю упражнялся в фехтовании.
    А все потому что не грех спросить помощи у опытных друзей.

    Однажды в Польше заезжий фехтовальщик вызвал на бой местного колбасника, тот не стал отказываться от поединка но по доброте душевной предложил гостю поужинать, подсыпал в колбасу отравы и тихонечко похоронил его за сараем.
    А все потому что не все будут играть по придуманным тобой правилам.

    Одного итальянского архитектора и художника 16-го века вызвал на бой заезжий фехтовальщик. Но как только узнал что задумал драться с самим Камилой Агриппой офигел от собственной наглости, три раза извинился и уехал домой.
    А все потому что полезно читать книги, иначе мог бы не узнать автора фехтбука.

    Однажды на Руси заезжий фехтовальщик вызвал на дуэль местного плотника. Тот не дослушал до конца и разбил заморскому гостю рожу кулаками.
    А все потому что не в почете у нас были дуэли на мечах, зато кулаками в рожу совать умели.

    http://se.uploads.ru/t/nF1S6.jpg

    0

    53

    Дага-кинжал под левую руку

    Дага – кинжал под левую руку

    Во все времена решение различных споров и выяснение законов чести и морали знатные люди осуществляли в судебных, рыцарских и дуэльных поединках. В эпоху ренессанса становятся очень частыми и даже модными дуэли среди представителей благородного сословия. Вспомогательным или отвлекающим оружием в подобных поединках были вторая шпага, или дворянский плащ-кап либо маленький кулачный щит. Но в основном фехтовальные школы отдавали предпочтение использованию кинжала в качестве дополнительного вооружения. А в процессе развития дуэльного оружия появляется специальный кинжал под левую руку – дага, или даг. Разновидности этого кинжала и ранее использовались, но до начала XV века это было оружие простолюдинов. Но уже с XV в. дага распространяется по всей Европе как оружие рыцарей или дуэльный кинжал для левой руки. В описании Битвы при Азенкуре в 1415 г. упоминается использование даг.

    Обычно дагу носили за поясом без ножен с правой стороны. В поединке она выставлялась острием вперед, нацеливаясь на уровень шеи неприятеля, дага никогда не бралась обратным хватом. Во время боя ей парируются удары противника шпагой, в этом очень помогает гарда кинжала, а оружием в правой руке наносятся ответные выпады. Кроме защитных действий применяется как атакующее оружие в ближнем бою. Случалось, что тяжело раненый шпагой соперника дуэлянт все же успевал поразить дагой зазевавшегося противника. Также нередки были случаи, когда шпага ломалась или отбрасывалась и дуэлянты сходились в бою на одних дагах. Также, ввиду узкого клинка, даг мог использоваться как кинжал «милосердия» для поверженного или смертельно раненого врага.

    Клинок у даги прямой и длинный, в основном предназначенный для колющих ударов. Форма клинка может быть трехгранной, плоской или четырехгранной. Узкое лезвие имеет ширину всего лишь 1-2 см, иногда могло быть волнистым. Длина кинжала не превышает 50-60 сантиметров. У обычной европейской даги рукоять имеет прямую широкую гарду. По испанской моде с XVI века от крестовины шла защитная листовидная дужка, которая защищала кисть руки и огибала ее кольцом. Вначале этот щиток имеет форму изогнутого треугольного листа, а потом их делали в виде круглой чаши. Эта металлическая пластина часто делалась ажурной, украшалась гравировкой, резьбой, травлением. Также на клинке могло быть специальное приспособление для захвата и излома оружия противника: пружинные язычки, крючки, исходящие от гарды, продольные дужки, пластина между рукоятью и клинком с изогнутыми концами к острию. Например, немецкая дага имеет подобную ловушку в виде боковых клинков, которые расходятся в стороны под действием специальной пружины. Это две шарнирно соединенные с клинком детали, которые откидываются в стороны благодаря пружине. Нажатием на кнопку в рукояти эти захваты возвращались на исходное место. Если шпага врага попадала в такой своеобразный трезубец, то при определенном движении ее можно было сломать. А у японской даги под названием «сай» (круглый или многогранный клинок) сама гарда представляла собой узкие дужки, которые были направлены от рукояти к клинку. Они также служили для захвата оружия неприятеля. Швейцарцы носили даг в одних ножнах вместе с несколькими другими ножами. Но, конечно, самой распространенной являлась испанская дага с защитным листовидным щитком. Клинок этого кинжала плоский и прямой, однолезвийный, с широким основанием у рукояти.

    Но прошло время дуэлей, закончилась эпоха, когда дага или стилет являлись необходимым предметом в облачении людей благородного сословия. Теперь подобный кинжал служит достойным экспонатом среди ценностей любого музея или частного коллекционера.

    http://se.uploads.ru/t/8H9MB.jpg
    http://se.uploads.ru/t/oi8Yx.jpg

    0

    54

    Шпага

    ШПА́ГА холодное оружие колющего, реже колюще-режущего действия; состоит из прямого, узкого, длинного (1 м и более) однолезвийного или двулезвийного, плоского с долами или граненого, сужающегося книзу клинка и эфеса.

    В Западной Европе шпага получила широкое распространение в шестнадцатом веке, где она стала отличительным оружием дворян. В первой четверти шестнадцатого века холодное оружие еще оставалось господствующим, но наиболее широкое распространение получили те его виды, которыми удобнее было нанести укол, так как владельца лат легче всего можно было поразить, проникнув острием клинка в отверстия и щели между их пластинами. Это обстоятельство заставляло сужать клинок меча к острию и, в конечном счете, привело к появлению шпаги, которая во второй половине шестнадцатого века окончательно вытеснила меч.

    Первоначально шпага была приспособлена для нанесения как колющих, так и рубящих ударов. Эфес у шпаги обычно симметричный, с сильной защитой руки в виде большой чаши из переплетающихся под крестовиной и нередко поднимающихся над ней дужек. Форма клинка шпаги неоднократно изменялась, была граненой и опять плоской, получала одно лезвие и тупой обух.

    В начальный период своего развития шпага имела две разновидности: кавалерийскую и пехотную. Кавалеристы имели длинную и тяжелую седельную шпагу, которая преобразовалась позднее в палаш. Первые образцы палаша носили название валлонской шпаги. В пехоте получила распространение более короткая и легкая шпага, схожая с рапирой или бреттой, у которой гардой служила полукруглая чашка. Пехотная шпага стала чисто колющим оружием, и получила широкое распространение во всех европейских странах. Однако совершались попытки приспособить ее и для рубки. Венецианский вариант колюще-рубящей шпаги получил название чиавона.

    В России шпага появилась в семнадцатом веке в полках нового строя у рейтар и копейщиков. В 1708 году Петр Первый вооружил шпагами всю пехоту. В 1741 году у рядового состава пехоты прямая шпага была заменена полусаблей. Шпаги были оставлены только офицерскому составу всех родов войск и на некоторое время гвардейским мушкетерам. В 17 и 18 веках русские шпаги обоюдоострый клинок, в девятнадцатом веке клинок становится однолезвийным, с широким долом. В восемнадцатом веке шпаги с однолезвийным клинком встречались лишь как исключение на вооружении рядового состава гвардейских полков.

    Эфесы русских шпаг обычно делались медные, у офицерского состава золоченые. Носились шпаги на портупее — особого рода поясе с широкой лопастью, в которую вкладывались шпажные ножны, пристегивающиеся крючком. Портупеи обычно изготавливались из лосиной или простой кожи; у офицерского состава обшивались по краю узким золотым галуном. Позднее офицерские портупеи делались из золотой парчи. Рукоять шпаги, как и всего офицерского оружия, обтягивалась кожей и обвивалась проволокой. Головка была круглая, овальная или в виде вазы. Под рукоятью находилась чашка, сердцевидная или из двух овальных пластин. В восемнадцатом века чашка не вплотную примыкала к рукояти, и между ними находились перекрестья или небольшие стальные завитки. Гарда шпаги состояла из одной дужки с костыльком, прикрывавшим запястье. Ножны, обтянутые кожей, имели наконечник и устье с крючком, который цеплялся за лопасть портупеи.

    В 19 веке шпаги вытесняются саблями и начинают приобретать значение внестроевого оружия. Уже в начале 19 века кавалерийские офицеры носили шпаги вне строя, а в 1826 году русский офицерский корпус был вооружен исключительно саблями. Шпага осталась оружием только генералитета. Одновременно шпага активно вводится как принадлежность формы гражданских чиновников, причем не только в России. В конце 19 века шпага на Западе и в России перестала быть боевым оружием, но в ряде случаев сохранилась как принадлежность военной формы, преимущественно парадной, а в начале 20 века исчезает из армии и из гражданских ведомств. Ныне шпага сохранилась как составная часть парадной формы высших дипломатических чиновников в отдельных страна

    http://se.uploads.ru/t/cDHr4.jpg
    http://se.uploads.ru/t/z5lae.jpg

    0

    55

    Нагината

    Нагината известна в Японии как минимум с XI в. Тогда под этим оружием подразумевалось длинное лезвие длиной от 0,6 до 2,0 м, насаженное на рукоять длиной 1,2-1,5 м. В верхней трети лезвие слегка расширялось и изгибалось, но у самой рукояти кривизны не было вовсе или она была едва намечена. Работали нагинатой в то время на широких движениях, держа одну руку почти у самого лезвия. Древко нагинаты имело сечение овальной формы, а лезвие с односторонней заточкой, как и лезвие японского копья яри, обычно носили в ножнах или чехле.

    Позднее, к XIV-XV вв., лезвие нагинаты несколько укоротилось и обрело современную форму. Сейчас классическая нагината имеет древко длиной 180 см, на которое крепится лезвие длиной 30-70 см (стандартным считается 60 см). Лезвие отделяется от древка кольцеобразной гардой, а иногда еще и металлическими поперечинами - прямыми или загнутыми кверху. Такие поперечины (яп. хадомэ) использовались и на копьях для парирования вражеских ударов. Лезвие нагинаты напоминает лезвие обыкновенного самурайского меча, иногда на такое древко насаживалось именно оно, но обычно лезвие нагинаты более тяжелое и более изогнутое.

    Техника боя нагинатой требует очень хорошо разработанных кистей и запястий для выполнения самых разнообразных рубящих и режущих движений. Нагинатой можно описывать разнообразные круги и восьмерки, держа ее одной рукой и периодически подхватывая другой в различных местах для усиления удара; можно наносить фиксированные мощные удары, сходные по технике с подобными ударами в классическом кэндо. Руки свободно скользят по древку, и нагинатой можно выполнять выпускающие удары, активно перехватывать ее из руки в руку и даже переводить на обратный хват, что делало ее особенно эффективной в ближнем бою. Надо помнить, что нагината тяжелее копья, лезвие ее больше, чем его наконечник, и поэтому в нагината-дзюцу большое внимание уделяется "ха-гаэси" - искусству быстрого вращения и перехватов оружия, позволяющему работать нагинатой с такой же скоростью, с какой работаю копьем. Но несмотря на это, в позднем средневековье нагинату считали оружием скорее оборонительным, чем наступательным (ведь японским копьем тоже можно выполнять рубящие удары). Об этом, в частности, говорит и такой выдающийся теоретик и практик воинских искусств, как Миямото Мусаси, в своей "Книге пяти колец".

    При этом активно использовался и второй конец, которым выполнялись и тычки, и отбивы, и рубящие удары. Работая вторым концом, легко отвлечь противника, пока он не раскроется, и ему можно будет нанести удар лезвием. Подрубить человеку ноги этим оружием или перерезать горло не представляло особого труда.

    В Японии нагината была основным оружием, имеющим древко, и в раннее средневековье она практически затмевала собой копье. Когда же последнее все-таки стало основным древковым оружием, нагината осталась главным оружием женщин из самурайских родов и любимым оружием буддийских монахов-воинов "сохэй". Бэнкэй, один из легендарных героев японского эпоса и первый соратник полководца Минамото Есицунэ, происходивший из буддийских монахов, прекрасно владел этим видом оружия. Жены и дочери самураев уделяли тренировке с нагинатой столько же времени, сколько их мужья и братья мечу. Понятно, что женский вариант нагинаты был легче и короче. Современная спортивная нагината, применяемая в нагината-до, происходящая от этого варианта, имеет длину 195-210 см.

    Приблизительно в XV-XVI вв. в Японии появляется "нагамаки". Это оружие было подобно ранним формам нагинаты и представляло собой древко длиной 90-120 см, на которое было насажено почти прямое лезвие длиной 90 см с односторонней заточкой, которую имеют все виды японского оружия, за исключением копья. Как и нагината, нагамки носился в чехле-ножнах. Древко его, которое в данном случае правильнее было бы назвать рукоятью, могло иметь такую же характерную обмотку, как рукоять самурайского меча. Этим оружием вооружались обычно воины, стоящие в первых рядах пехоты, "косившие" ими первые линии вражеского боевого порядка. Но оружие это было не очень хорошо сбалансировано и употреблялось реже, особенно с появлением огнестрельного оружия.

    Еще реже в Японии встречается "бисэнто", напоминающий китайские "большие мечи" без дополнительных элементов. Он больше нагинаты, и работают им достаточно широким хватом, используя оба конца и держа ведущую руку недалеко от гарды. Более активно, чем при работе нагинатой, в бою бисэнто применяется спинка клинка, которой выполняют не только отбивы и отводы, но и надавливание и контролирование. Бисэнто отличается от нагинаты и гораздо большим весом. Поэтому рубящие удары им в большой степени проносные, чем фиксированные, и наносятся со значительно большим размахом. Зато его удар может легко отрубить голову не только человеку, но и лошади, что сделать нагинатой сложнее. Большой вес "играет" и при толчковых, давящих ударах, когда большая масса оружия компенсирует невысокую скорость удара в ближнем бою...

    К.В.Асмолов. История холодного оружия: Восток и Запад

    http://se.uploads.ru/t/FTS5Z.jpg

    0

    56

    Японский меч тати

    История японского меча начинается в самую древнюю эпоху, так называемый «Век богов» в японской культуре. И уже с этого времени для японцев, как и у других народов, меч приобретает и символическое значение. О нем тоже слагали легенды и стихи, в семьях воинов передавали по наследству. Первые мечи в Японии изготовляли из бронзы и вначале их клинки были прямыми с двухсторонней заточкой. А с III века японский меч стали затачивать лишь с одной стороны. С начала IX века он вновь изменяется: становится изогнутым и увеличивается в длине. Такой меч получил название тати. Существует мнение, что название меча произошло от «тати-киру» — «рубить надвое». Но есть и другое название меча – дайто, что переводится как «большой меч». А в связи с путаницей в чтении японских иероглифов в западных источниках это название ошибочно читается как «дайкатана».

    В XII веке тати имел короткую рукоятку, немного загнутую кверху. Его клинок был тонким, с большим изгибом и односторонней заточкой как раньше было у прямых японских мечей. Изгиб тати был очень удобен для всадника, чтоб рубить им на скаку, а его длина позволяла достать припавшего к земле противника. Гарда тати (цуба) была четырехлепестковой формы (не круглой), ставшей позже традиционной. В большинстве случаев длина клинка больше 75 см, но нередко встречаются клинки с длиной чуть более 60 см.

    Ножны и рукоять покрывались лаком, богато украшались. Известно больше десяти видов оправы тати, отличных по форме и украшениям гарды, орнаменту лакированных ножен и их цвету, а также общему стилю деталей рукояти и ножен. Такое разнообразие было обусловлено японским этикетом, регламентировавшему тип оправы меча в соответствии с рангом вельможи или виду придворных церемоний. Высшая знать и сам император богато украшенный син-но-тати – «настоящий тати». Его рукоять покрывалась кожей ската, инкрустировалась полудрагоценными и драгоценными камнями, металлические детали полностью выполнялись из золота или покрывались золочением. Сейчас тати с рукояткой, отделанной кожей ската считаются наиболее дорогими и редкими. Вельможи средних рангов и самураи-феодалы носили эфу-но-тати – «меч дворцовой гвардии», такой же как «син-но», только без украшения драгоценностями. К боевым доспехам обыкновенно прилагался итомаки-но-тати, что буквально означает «меч, обмотанный нитью». Этот вид оправы подразумевал обмотку шелковым шнуром не только рукояти, но и части ножен, которую придерживали рукой при вытаскивании меча. А меч с обмоткой в нижней части ножен мехом тигра, медведя или кабана назывался сиридзая-но-тати.

    Носили тати лезвием вниз. Он не засовывался как катана за матерчатый пояс лезвием вверх. В кольца или петли ножен пропускался шнур и тати подвешивался у бедра. Так он размещался лезвием вниз и обнажался движением снизу вверх. Это было больше удобно для всадника, чем для пехотинца. В XIV – XV веках ношение тати на перевязи стало считаться церемониальным. Если катана использовалась самураями больше в повседневной жизни, то меч тати носился как часть военного доспеха. В паре с ним мог быть танто – кинжал самурая.

    В период Хэйан (с VII по XII век) кузнецы ставили на изготовленных мечах подписи. И самый древний сохранившийся тати имеет подпись мастера и дату — 1159 год. Существуют и другие разновидности тати. Это одати, то есть «большой тати»; длина его клинка от 1 метра, а с XVI века – от 75 см. Также известен кодати (кодачи) – «малый тати», использовавшийся с X по XVII век. Длина его клинка не превышает 60 см. Носили кодати чаще всего с коси-гатаной, тоже небольшим мечом, но без гарды.

    В начале эпохи Муромати в XIV – XVI веках еще изготавливали большое количество тати. Но к середине XV века этот японский меч на полях боя был практически полностью вытеснен мечом ути-гатаной, позднее ставшим известным как катана. Но тати еще долгое время использовались исключительно для церемоний и военных парадов.

    Тати. Интересные факты:

    Во время подъема оружейного мастерства существовали и фальшивые тати – мечи с бутафорскими клинками. Эти подделки – «кадзари-тати» обильно разукрашивались лаком и золотом. Создатели таких мечей обманывали неразборчивых аристократов, покупавших плохие клинки для парадов и церемоний.

    http://se.uploads.ru/t/7OpFc.jpg
    http://se.uploads.ru/t/icHQn.jpg

    0

    57

    Айкути

    Айкути или аигути – японский тип ножа без цубы, общими чертами напоминающий нож танто. Сами японцы классифицируют айкути как кинжал. Также он относится к боевым кинжалам более позднего времени, которые имели общее название «ёрой доси» — «протыкатели доспехов». В переводе с японского языка его название означает «подогнанное устье» или «раскрытый рот». Как и европейский мизерикорд в ближнем бою японский айкути использовался самураями для добивания поверженного на землю противника. Согласно бусидо, кодексу самураев, воинам запрещалось добивать противника мечом, если тот оказывался лежащим на земле. А так как в отличие от танто и вакидзаси айкути не считался мечом, им не возбранялось нанести последний удар по лежачему врагу. Как и меч айкути носился за поясом. Длинные ножи – сбоку, средние – ближе к животу, а совсем маленькие носили скрытно за пазухой, в рукавах.

    Еще считалось, что айкути носили самураи, вышедшие в отставку (танто – для тех, кто состоял на службе) в качестве доказательства их боевых способностей. При отсутствии по какой-либо причине ножа кайкэн женщина при случае использовала для самоубийства айкути. Так что айкути являлся гражданским оружием тоже.

    Как и большинство японского клинкового оружия Айкути имеет одностороннюю заточку и небольшой изгиб клинка. Характерной особенностью является отсутствие гарды – цубы. В качестве перехода от рукояти к клинку имеется тонкий ободок из металла, или выполненный из материала рукоятки. Длина клинка варьируется от 10 до 30 см, стиль исполнения рукояти и ножен также может быть самым разнообразным. Как правило, обмотка на рукояти отсутствует (хотя тоже встречается), ее поверхность чаще всего гладкая – обтянутая кожей ската, отполированная, покрытая лаком или украшенная резьбой. Довольно часто ножны и рукоятка выполнялись в одном стиле так, что стык был практически незаметен и иногда не сразу можно было отличить с какой стороны находится рукоятка. Особенно это было присуще приборам из полированного дерева и кости, в сборе которых отсутствовали металлические детали кроме клинка. Некоторые экземпляры айкути в своих ножнах имеют специальные гнезда для помещения в них ко-гатана – малых ножей.

    Примерно с 1600 года, после окончания эпохи войн айкути больше носится как деталь костюма и имеет больше декоративный характер, чем боевой. В XX веке, когда восточные единоборства произвели большой бум в Европе и США, оружейные компании обращают свой взор на японское клинковое оружие. Популярны стали и современные вариации на тему айкути.

    http://se.uploads.ru/t/vShlq.jpg

    0

    58

    Стилет

    Стилет (от итал. stiletto или от лат. stilus, палочка для письма, острый стержень) – разновидность кинжала с тонким узким клинком и прямой крестовиной. Появляется стилет в XV веке в Италии и распространяется по всей Европе с начала XVI века, в эпоху Ренессанса. Предполагается, что он ведет свое происхождения от кинжалов «под левую руку» или, возможно, его предком является «кинжал милосердия» (мизерикордия) — также узкое граненое оружие, предназначенное для уколов. Стилет являлся клинком широкого применения: им можно было колоть противника в доспехе, отражать удары шпаги и рапиры. Но наибольшую известность он получил, пожалуй, больше как оружие самообороны, которое могло использоваться как мужчиной, так и женщиной и как кинжал, которым можно нанести внезапный удар из-за угла, в стенах дворцовых интриг. Стилет использовался в различных слоях общества: зажиточным горожанином, убийцей из подворотни, придворной дамой, дворянами, офицерами. Иногда он служил в качестве парадного оружия и богато украшался полудрагоценными и драгоценными камнями, гравировкой, чеканкой и травлением.

    В классическом варианте стилет не имеет режущей кромки. Как правило, он имеет трехгранный клинок. Но кроме этого, сечение может быть также овальным, круглым, четырехгранным, с ребрами жесткости и долами. Рукоять обычно металлическая, может еще изготовляться из рога, кости, дерева, имеет короткую крестовидную гарду. В среднем его длина составляет 20-25 см, но может варьироваться в зависимости от страны изготовления и века, например, общая длина испанского стилета XVII века – 27 см, немецкого – 39 см, а длина французского того же века достигала 47,5 см.

    Носили стилет по-разному. Небольшой размер позволял скрытно держать его в складках одежды, в небольших ножнах за голенищем сапога. Чаще всего этот кинжал не прятали и носили не скрывая на правом боку, ведь для эпохи Ренессанса, как впрочем, и в Средневековье, было обычным делом видеть на поясе горожанина меч или кинжал.

    Такие названия стилетов как «Дамский» или «Искушение» красноречиво говорят, что данный кинжал является весьма распространенным предметом в складках дамского платья или за корсетом. Особенно частыми в это время были распространены всевозможные заговоры, интриги, измены и даме из высшего общества также необходимо было оружие самозащиты, или наоборот – коварного колющего удара. Благодаря своей компактности и легкости, стилет не требовал особых физических данных и кинжалом, с виду беззащитная дама, могла нанести смертельный укол в сердце обидчика. Обыкновенно им наносилось несколько ударов, так как одного укола тонким клинком не всегда было достаточно для смертельного исхода.

    Даже после ухода в прошлое стилетов как кинжалов милосердия, кинжала для левой руки и орудия женской самозащиты стилет потом становится примером для многих армейских разработок. Например, артиллеристы-офицеры XVIII-XIX веков носили кинжал с линейкой на клинке, который служил для измерения количества пороха и прочистки затравочного отверстия в пушке. А во время Первой и Второй мировых войн были разработаны траншейные кинжалы и ножи. В 50-х годах XX века в США были распространены складные стилеты итальянского производства. Они стали настолько частыми предметами в криминальной среде, что в настоящее время запрещены в большинстве штатов Америки.

    Стилет. Интересные факты:
    Стилеты как холодное оружие до сих пор выпускаются некоторыми оружейными фирмами, к примеру, «Cold steel». Многие из современных стилетов богато украшают, такое оружие принято дарить в качестве подарка.
    Для пущего эффекта убийцы часто покрывали лезвие стилета различными ядами: мышьяком (один из самых популярных ядов того времени), сильной консистенцией белладонны, цикуты или вытяжкой из бледной поганки. Известны факты покрытия клинка оружия толченым стеклом. Это увеличивало возможность летального исхода, ведь теперь не нужно было тратить время на несколько уколов – могло хватить и одного удара отравленным лезвием, а если жертва и не умирала на месте, яд довершал дело.
    Стилеты частые гости художественной литературы на историческую и фэнтэзийную тематику, а в компьютерных играх это оружие является популярным у таких персонажей как разбойники и асассины.
    Во время Первой Мировой войны (1914-1918 года) среди солдат по обе стороны окопов большой популярностью пользовались различные стилеты для ближнего боя в траншеях. Стилеты были как фабричного производства, так и самодельного, очень часто рукоятка таких стилетов была выполнена в виде кастета или с широкой стальной дугой для защиты кисти и ударов. Самодельные стилеты делались из любого подручного материала: начиная от штыка или сломанной сабли, заканчивая арматурой или инженерными гвоздями-опорами для колючей проволоки.

    http://se.uploads.ru/t/Nj5FY.jpg
    http://se.uploads.ru/t/b7SJx.jpg

    0

    59

    Индийский кинжал бичва

    Бичва, бичхва – кривой традиционный индийский кинжал. На хинди его название означает «жало скорпиона» или, возможно, «поцелуй скорпиона». Этот кинжал считается оружием наемных убийц и с ним связано много легенд.

    По форме клинок напоминает рог буйвола и имеет двойной изгиб, как у ятагана. Обычно длина клинка достигает 18-25 см. Рукоятка зачастую образует петлю, которая облегчает удержание оружия и защищает кисть. Клинок мог быть как широким, так и узким. Форма рукоятей также была разнообразной: без защитной дужки, немного выгнутые, с большим расширением на конце, без гарды или с ней, с кольцами для пальцев, развернутые в различных плоскостях относительно лезвия. Они изготовлялись цельнометаллическими, с деревянными или роговыми накладками. Рукоятки богато украшались гравировкой, золочением, могли полностью изготовляться из серебра, украшаться фигурными накладками и заклепками.

    Бичва с двумя клинками

    Интересную разновидность представляет собой бичва с двумя клинками. Один из сохранившихся таких кинжалов имеет два изогнутых клинка ромбовидного сечения, соединенных с эфесом двумя заклепками. Рукоятка же изготовлена в виде внешней широкой пластины, переходящей во внутреннюю узкую для хвата руки. На окончании клинков имеются утолщения, вероятно для того, чтоб кинжалом можно было пробить кольчугу, стеганый или кожаный доспех.

    Применение бичвы в паре с багнакхом (когти, надеваемые на кисть руки) описано в одном из имевших место исторических событий. Произошло это в период правления Аурангзеба (1618-1707 года), фанатичного приверженца ислама. Как следствие его тирании начались восстания раджпутов, маратхов и джатов. Чтоб подавить восстание особо вызывавших беспокойство маратхов было направлено войско под командованием военачальника Афзал-хана. Увидев стратегическое преимущество марахтского вождя Шиваджи, Афзал предложил «дружескую» встречу на вершине холма в сопровождении малого количества телохранителей. Но Шиваджи был готов к предательству. Он надел под одежду кольчугу, спрятал бичву в правом рукаве, а в левую руку взял багнакх. В торжественном приветствии военачальник карательного войска попытался ударить своим, также припрятанным кинжалом в спину Шиваджи. Но тот был более ловким (да и кольчуга помогла) нанес Афзалу удар багнакхом и довершил правое дело бичвой. Разогнав охрану Афзал-хана и взяв его голову маратх оставил войско противника без полководца и оно было разгромлено. Впоследствии дальновидный Шиваджи основал Государство Маратхов. Вот такое «доброе дело» совершили при помощи бичвы.

    http://se.uploads.ru/t/RuVKc.jpg
    http://se.uploads.ru/t/bPesS.jpg

    0

    60

    Керамбит

    Классический керамбит -это нескладной нож с серповидным клинком, заточенным по вогнутой стороне, предназначенный, прежде всего, для работы обратным хватом острием от себя и имеющий рукоять с навершеним в виде кольца под палец.

    Родиной керамбита является остров Суматра, а его создателями – народность минангкабау, населяющая западные и центральные районы острова. Одним из наиболее ранних изваяний с изображением керамбита, является датируемая XIV веком статуя короля Адитьявормана (adityawarman), основавшего государство минангкабау. Король изображен в виде бога Бхайрава, сжимающего в правой руке керамбит.

    Традиционная техника работы керамбитом является своеобразной квинтэссенцией военной стратегии минангкбау. Ее суть хорошо отражает история о том, как этот народ получил свое имя, состоящее из двух слов: минанг (победивший) и кабау (буйвол). В легенде говорится о том времени, когда захватчики с острова Ява вторглись на Суматру. Минангкабау предложили яванцам решить территориальный спор, заменив сражение боем буйволов. Интервенты привезли с Явы огромного свирепого буйвола, а минангкабау выпустили на поле теленка, к голове которого были прикреплены острые как бритва рога-клинки. Буйвол яванцев, увидев теленка, не стал его атаковать и продолжал осматриваться в поисках достойного противника. Теленок же, которого накануне целый день не кормили, побежал к большому буйволу, приняв его за буйволицу. Когда теленок попытался найти вымя, его рога-клинки вспороли буйволу яванцев брюхо.
    Победа над грубой силой с помощью тактики, использование уловок для входа в ближний бой,внезапная сокрушительная атака, направленная в наиболее уязвимое место, применение оружия для компенсации нехватки физической силы или численности — все эти принципы, проявившиеся в легендарном бое буйволов, лежат не только в основе техники работы керамбитом. Они являются основополагающими для созданного минангкабау боевого искусства силек, которое многие эксперты считают прародителем большинства стилей индонезийского боевого искусства силат.

    В честь легендарной победы крыши домов минангкабау, а также традиционные головные уборы женщин этой народности имеют форму, сходную с загнутыми к верху рогами буйвола. Возможно, и первый керамбит повторял форму победоносных рогов-клинков, а может быть к голове того теленка были привязаны керамбиты…

    Существует несколько версий происхождения керамбита, причем ни одна из них не имеет под собой серьезных доказательств. Согласно одной из наиболее распространенных гипотез керамбит произошел от сельскохозяйственного инструмента. Действительно, минангкабау, как, впрочем, и жители практически всех остальных островов архипелага, использовали в быту серпы и серповидные хозяйственные ножи, которые в случае необходимости могли послужить и оружием.

    Согласно второй гипотезе керамбит изначально был создан для боя. Некоторые исследователи называют в качестве возможного предка керамбита индийский кастет-когти багх накх, завезенный на Суматру в XI веке. Другие специалисты говорят о возможном влиянии на форму керамбита арабского кинжала джамбия. Третьи настаивают на том, что керамбит представляет собой уменьшенный для облегчения повседневного ношения вариант боевою серповидного клинка местного происхождения. Ну и, наконец, есть ряд экспертов, отрицающих «эволюционные» гипотезы происхождения керамбита и придерживающихся мнения, что этот нож был создан сразу в том виде, в котором он нам известен.
    Исторически керамбит выполнял одну из трех функции. Во-первых, он мог быть последней линией обороны воина в тех случаях, когда бой перерастал в рукопашную схватку с обоюдным захватом. Во-вторых, керамбит служил, так сказать, гражданским средством самообороны. В этой ипостаси он был, например, очень популярен у женщин Суматры и Мадуры. Ну и, наконец, как бы мрачно это ни звучало, керамбит зачастую становился орудием убийц. В последнем случае клинок обычно был смазан быстродействующим нервнопара-литическим ядом растительного происхождения.
    В ходе распространения керамбита по островам Малайского архипелага возникли различные вариации данного ножа, в том числе керамбиты, у которых на кольце имелся специальный ударный выступ или маленький клинок, ножи, у которых рукоять заканчивается не кольцом, а утолщением той или иной формы, либо веревочной петелькой, либо полукруглой выемкой под палец, либо вторым клинком. Появились также керамбиты с обоюдоострыми клинками, а также разновидности с заточенными зубьями на обухе.
    Одновременно множились различные названия этого оружия и мифы о его создании. Куку харимау (коготь тигра), куку Бима (коготь Бимы, одного из героев индийского эпоса Махабхарата), куку Хануман (коготь Ханумана, царя обезьян из индийского эпоса Рамаяна), куку гаруда (коготь орла), лави аям (петушиная шпора), булуаям (перо из петушиного хвоста) – вот далеко не полный перечень имен, под которыми известен керамбит и его варианты в разных районах архипелага.
    По мере распространения керамбита арсенал приемов работы с ним расширился за счет включения в него ударов, наносимых кольцом на рукояти или обухом клинка, различных вариантов хвата (в том числе и прямого), а также методов атаки, при которых керамбит прокручивался вокруг продетого в кольцо пальца.
    Керамбит – это поистине нож долгожитель. Появившись на свет почти семь столетий назад, это оружие продолжает существовать и по сей день в своем первозданном виде. Так. например, в Малайзии и Индонезии и сейчас далеко не редки случаи применения керамбитов в драках и криминальных разборках.
    Секрет такой неувядающей популярности, очевидно, в функциональных достоинствах этого ножа. Керамбит благодаря своей форме идеально работает в технике вспарывающего пореза, при которой клинок втыкается в цель и, затем, сохраняя погруженное состояние, движется к цели под действием силы, направленной вдоль ее поверхности. Используя данную технику, можно сделать длинный разрез даже очень коротким клинком, при этом глубина разреза может быть близка к длине клинка. Кроме того, при вспарывающем порезе клинок легче входит в цель, так как давление на ее поверхность в начальной фазе оказывает острие, а не участок режущей кромки, как при обычном порезе. Ну и, наконец, изогнутый клинок, заточенный по вогнутой стороне, цепляет цель как крюк и не дает ей уйти не разрезанной.
    Рукоять с кольцом под палец обеспечивает надежное извлечение и удержание ножа даже в тех случаях, когда ладонь влажная. Нож практически невозможно выбить или вырвать из сжимающей его руки.
    При традиционном для керамбита обратном хвате его клинок практически невидим для противника, что обеспечивает скрытность ножа до самого момента применения. Помимо этого, в силу анатомического строении руки человека, при обратном хвате можно вложить гораздо больше силы но вспарывающее движение, являющееся основным в технике применения керамбита. Как следствие, даже при небольших габаритах керамбит обладает очень высоким поражающим потенциалом.
    В конце XX – начале XXI века на волне интереса к теме самозащиты с использованием ножа функциональные достоинства керамбита в сочетании с экзотическим и хищным внешним видом привлекли к нему внимание многих дизайнеров ножей. Некоторые специалисты поспешили объявить керамбит идеальным ножом для самообороны, не требующим для эффективного использования специальной подготовки.

    Хвалебные отзывы на крупнейших ножевых интернет форумах, восторженные обзоры в журнале Blade и реклама вызвали настоящий бум популярности керамбита и скачкообразный рост спроса на ножи данного тина. Спрос, как известно, рождает предложение, и в новую нишу ножевого рынка устремились как мастера-индивидуалы, так и крупные фирмы-производители. Даже владелец компании Cold Steel Линн Томпсон (Lynn Тhompson)? который в 2003 году в своей статье в пух и прах раскритиковал керамбит, спустя 3 года, следуя конъюнктуре рынка, выпустил собственную версию этого ножа – Steel Tiger.

    Не заставили себя ждать и складные варианты, производство которых наладили многие крупные компании, в том числе Emerson Knives и Spyderco.
    И и-за моды на керамбит это название стало употребляться к месту и не к месту, а границы самого понятия стали постепенно размываться. В результате к керамбитам зачастую стали ошибочно относить практически любые ножи с серповидными клинками. Так. например, ножи Spyderco Civilian, Masters of Defense Lady Hawk и Emerson LaGriffe керамбитами не являются, хотя в их основе и лежит близкая по смыслу концепция применения.

    В заключение я хочу отметить, что востребованность керамбита как средства самообороны, по большому счету, не зависит от сиюминутной моды и обусловлена функциональными достоинствами данного типа ножей. Это позволяет поставить керамбит в один ряд с такой нестареющей классикой как боуи, обоюдоострый кинжал или танто. Подобные ножи никогда полностью не выходят из обращения и продолжают существовать как в изначальном виде, так и в форме различных вариаций.

    http://se.uploads.ru/t/CD8Lu.jpg
    http://se.uploads.ru/t/c3Ash.jpg

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Arma et tela. » Холодное оружие Востока и Запада.