Коли зашел разговор об Антонии-младшей (а она одна из моих любимых римских дам), то не могу не рассказать о ней подробнее
Антония (известная как Антония Младшая), жена Друза, мать Германика и императора Клавдия, дочь Марка Антония и Октавии Младшей, племянница Октавиана Августа, невестка Ливии Друзиллы.
Антония родилась 31 января 36 года до н.э. в Афинах, где Марк Антоний имел поместье. Ветреный папаша еще до ее рождения отбыл в Египет к Клеопатре, после чего Октавия с детьми вернулась в Рим, где уже стал императором ее брат Октавиан Август. Когда Антонии было 3 или 4 годика, ее родители развелись, а еще пару лет спустя ее отец покончил с собой после поражения в войне с Августом. По распоряжению последнего Антония получила в наследство огромное количество отцовских земель.
В 16 году до н.э. двадцатилетняя Антония выходит замуж за Клавдия Друза (Друза Старшего), сына императрицы Ливии Друзиллы и брата будущего императора Тиберия. Будучи и сама богатой и знатной женщиной, после свадьбы Антония становится еще более влиятельной.
Брак был очень счастливым. Муж еще часто отсутствовал, возможно, наша героиня иногда его сопровождала в походах. Например, есть предположение, что она была вместе с ним в испанской кампании 14-13 гг до н.э. Косвенное свидетельство этого – найденная в Улии надпись с ее именем. Антония была Друзу верной женой, настолько верной, что позже, после его смерти, отказалась выйти вторично замуж, вопреки настояниям дяди, Октавиана Августа. Она была знаменита своим "целомудрием и красотой", как пишет Плутарх, и пользовалась большим уважением. Трое ее детей достигли больших высот: Германик стал видным полководцем, Клавдий к старости стал императором, а дочь Ливия Юлия (Ливилла) была, как и мать, влиятельной римской матроной, пока не приняла участие в заговоре против императора Тиберия. Антония пользовалась большим успехом в обществе, даже будучи уже дамой преклонных лет.
Считается, что сына своего, Клавдия, Антония не любила. Мальчик рос хилым, болезненным, приволакивал ногу, был замкнут и угрюм. Бабушка, Ливия Друзилла, откровенно его презирала, да и мать относилась к нему как к полоумному. Когда она желала подчеркнуть чью-то глупость, она говорила «Он еще глупее, чем мой Клавдий». Странно, у нас слабых и неразумных детей мамаши, наоборот, сильнее опекают и окружают заботой, а тогда… То ли время было такое, то ли Клавдий сделал что-то, что вызывало презрение всех членов семьи. К слову, также относилась к нему и сестра, Ливилла. Когда она узнала, что Клавдию суждено стать императором, она выразила соболезнования гражданам Рима.
Муж Антонии и умер в 9 году до н.э. (в ходе немецкой кампании он неожиданно упал с лошади и умер, что изумленные воины тут же приписали сверхъестественным силам), и она с трудом пережила свое горе. С растрепанными волосами она, полубезумная от горя, ходила по дому, думая о самоубийстве. Ее удержала мысль о детях. К этому времени подрос Германик, вызывая у нее радость и гордость своими успехами. Он одерживает множество военных побед, становится квестором, затем консулом, его усыновляет Тиберий, и все прочат Германика в императоры.
В 14 н.э. году умирает ее дядя, Август, и Тиберий становится императором. Наша героиня пользовалась у Тиберия большим уважением и доверием. Антония при его дворе воспитывает целую когорту детей – это царь Иудеи Агриппа Первый, Антиох Четвертый из Коммагены, Тигран Пятый Армянский итд.
В 19 году неожиданно (если не сказать – мистически) умирает Германик. Это еще один удар по нашей героине. Затем, в 23 году умирает муж ее дочери Ливиллы – Друз Младший, сын Тиберия. Как позже выяснится – Ливилла сама отравила мужа. После этого ветреная дочка заводит дружбу с Луцием Сеяном, префектом преторианской гвардии, и вместе с ним задумывает свергнуть Тиберия, чтобы привести к власти самого Сеяна. Но заговор был раскрыт, причем, разоблачителем выступает сама Антония. Узнав о заговоре, она пишет подробное письмо, которое доставляет императору ее преданный слуга Паллант. Сеяна казнят, а вот участь Ливиллы неясна: по одним сведениям она покончила с собой, по другим – была отослана Тиберием в дом матери, где та заперла ее в комнате, где Ливилла и умерла от голода. Можно себе представить, какие переживания матери доставил заговор, который возглавила ее дочь, а также выплывшая на поверхность правда об убийстве Ливиллой ее второго мужа. За верность трону Тиберий предложил Антонии титул Августы, но она отказалась.
Итак, после 31 года у Антонии остается единственный ребенок – Клавдий. В 37 году умирает Тиберий, но очередь Клавдия еще не настала: императором становится Калигула, сын Германика и, соответственно, внук нашей героини. Позже выяснится, что у Калигулы, мягко говоря, были «не все дома», но пока Рим видит в нем сына великого полководца и связывает с ним свои надежды.
К бабушке Калигула поначалу относится очень почтительно – дарует ей все привилегии императрицы, предлагает титул августы и почетные права весталок. Но Антония отказывается. Первые месяцы бабушка и внук прекрасно ладят, Калигула обращается к Антонии за советами, но вскоре между ними пробегает черная кошка. То ли что-то реально случилось, то ли у Калигулы уже началась расцветшая впоследствии психопатия, но уже несколькими месяцами позже внук перестает чтить бабушку, охладевает к ней, подвергает ее различным унижениям и обидам, и даже отказывает ей в аудиенции осенью 37 года. Вскоре после этого Антония умирает от яда, в причинах этого у историков единства нет: то ли она сама покончила с собой, то ли была отравлена по приказанию Калигулы.
Никаких почестей Калигула своей бабушке на похоронах не воздал и наблюдал за ее кремацией, по свидетельству современников, с абсолютным равнодушием. И только позже, когда сын Антонии, Клавдий, стал императором, ей были оказаны почести, присвоен титул августы, тогда же чеканились монеты с ее изображением.
В биографии Антонии много неясностей и противоречий. Некоторые считают, что Каликула все же дал ей титул августы, несмотря на ее возражения. Есть мнение, что, возможно, августой она стала еще при Тиберии, в благодарность за ее роль в раскрытии заговора Сеяна. Во времени чеканки монет тоже есть разногласия. Чеканились они только при Клавдии или при Тиберии тоже? Мэттингли считает, что некоторые монеты, изображающие, по нашим представлениям, Ливию, на самом деле посвящены Антонии.
На фотках: Антония в роли Юноны, Алтарь Мира (к сожалению, у меня не нашлось его фотки, взяла из инета, но хотелось именно его сюда поместить. Во-первых, потому, что эта часть изображает династию Юлиев-Клавдиев и, возможно, там мы видим Антонию, за подол которой цепляется Германик, а во-вторых, потому, что на открытие этого алтаря с войны в краткосрочный отпуск приезжал обожаемый Антонией супруг Друз), посмертный дупондий Антонии, отчеканенный при Клавдии, единственная монета в моей коллекции, посвященная этой невероятной даме.