Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Femina romana

    Сообщений 301 страница 310 из 310

    301

    Как и обещала, предлагаю Вашему вниманию рассказ про очередную «римскую девочку».
    Випсания Агриппина, мать императора Калигулы и Агриппины Младшей, жена Германика, внучка Октавиана Августа, невестка Антонии Младшей.
    Агриппина Старшая родилась в семье Марка Випсания Агриппы, который во времена гражданской войны сражался на стороне Октавиана Августа и одержал ряд значительных побед (в том числе в морском сражении при Акции над Марком Антонием и Клеопатрой в 31 году до н. э.). Марк Агриппа был личным другом императора, что последний и доказал, отдав ему в жены свою единственную родную дочь Юлию. От этого брака в 14м году до нашей эры и родилась наша героиня.
    Детство Агриппины прошло под строгим надзором Августа. «Он запрещал ей все, чего нельзя было сказать или сделать открыто…»
    В 5 году н. э. император Август выдал 19-летнюю Агриппину замуж за Германика, впоследствии очень популярного в Риме человека. Германик был сыном племянницы Августа Антонии Младшей и его же приемного сына Друза Старшего. Таким образом, Агриппина и Германик де-юро были двоюродными братом и сестрой, а де-факто - троюродными. Кроме того, Германик приходился внуком Ливии, т.к. Друз Старший был ее сыном и, соответственно, племянником будущему императору Тиберию. Август души не чаял в Германике и готов был сделать его своим преемником, если бы не слишком молодой возраст претендента.
    Агриппина была на редкость счастлива в браке. Она родила 9 детей (правда, трое умерли в младенчестве). Дама считалась образцом римской матроны из-за своей любви к мужу и детям, целомудрию и плодовитости. Август благоволил к внучке, муж Германик делал головокружительную карьеру, в общем, не жизнь, а малина. Германик был послан императором на Рейн воевать с германскими племенами, проявившими непокорность. Агриппина, не желая расставаться с возлюбленным супругом, отправляется с ним. И это, надо сказать, весьма нетипично. В походных палатках, в окружении врагов и грубых легионеров внучка императора рожала детей.
    Характер она имела сильный и непреклонный, притворяться не умела, в гневе была упорна и вспыльчива. Она всегда помнила о своем высоком происхождении, о том, что она - внучка Августа. «Никогда не мирившаяся со скромным уделом, жадно рвавшаяся к власти и поглощенная мужскими помыслами, она была свободна от женских слабостей».
    Известно множество случаев ее участия в военных делах. Однажды в отсутствие Германика «распространилась молва об окружении римского войска и о том, что несметные силы германцев идут с намерением вторгнуться в Галлию, и если бы не вмешательство Агриппины, то был бы разобран наведенный на Рейне мост, ибо нашлись такие, которые в страхе были готовы на столь позорное дело. Но эта сильная духом женщина взяла на себя в те дни обязанности командира и оказывала необходимую помощь, если кто из воинов нуждался в одежде или в перевязке раны При возвращении легионов она стояла у моста и встречала их похвалой и благодарностью.»
    В 14м году умер император август, и сразу несколько легионов взбунтовались. Стоя на коленях перед беременной супругой, Германик умолял ее уехать. Агриппина согласилась покинуть лагерь. Как ни странно, именно отъезд Агриппины с маленьким Гаем Калигулой, который «родился в лагере, вскормлен в палатках легионов», вернул спокойствие в римский лагерь. Бунт прекратился, солдаты сами покарали зачинщиков.
    Между тем, императором становится Тиберий. Он не любит свою невестку, но пока жив ее муж, народный любимец и герой, ей ничего не грозит. Ее несчастья начинаются в 19м году, когда неожиданно умирает Германик. Любовь народа к нему была огромной. «В день, когда он умер, люди осыпали камнями храмы (негодуя на богов, позволивших умереть Германику), опрокидывали алтари богов, некоторые швыряли на улицу детей (как рожденных в несчастливый день). Даже варвары, которые воевали между собой или с ними, говорят, прекратили войну, словно объединенные общим и близким каждому горем; некоторые князья отпустили себе бороду и обрили голову женам в знак величайшей скорби; и сам царь царей отказался от охот и пиров с вельможами, что у парфян служит знаком траура. А в Риме народ, подавленный и удрученный первой вестью о его болезни, ждал и ждал новых гонцов; и когда… вдруг распространилась весть, что он опять здоров, то все толпой с факелами и жертвенными животными ринулись на Капитолий и едва не сорвали двери храма в жажде скорее выполнить обеты; сам Тиберий был разбужен среди ночи ликующим пением, слышным со всех сторон: жив, здоров, спасен Германик: Рим спасен и мир спасен! Когда же наконец стало известно, что его уже нет, то никакие увещания, никакие указы не могли смягчить народное горе, и плач о нем продолжался даже в декабрьские праздники». Посудите сами, мог ли Тиберий простить такое?
    Когда Агриппина вместе с двумя детьми и погребальной урной в руках сходит на берег Италии, «раздался общий стон, и нельзя было отличить, исходят ли эти стенания от близких или посторонних, от мужчин или женщин; но встречающие превосходили в выражении своего еще свежего горя измученных длительной скорбью спутников Агриппины»
    В лице Германика Агриппина теряет не только обожаемого супруга, но и всесильного защитника. Внучка Августа остается одна перед лицом императора и его матери Ливии.
    Теперь Агриппина постоянно живет в Риме. Народная любовь и сострадание обращается на нее и детей, что вызывает недовольство Тиберия и Ливии. Еще больше их взаимоотношения ухудшаются после того, как Ливия берет под защиту свою подругу Планцину, подозреваемую в отравлении Германика.
    «Однажды Агриппина стала на что-то жаловаться Тиберию слишком смело. Он остановил ее за руку и произнес стих по-гречески: «Ты, дочка, считаешь оскорбленьем, что не царствуешь?!» С тех пор он больше не удостаивал ее разговором.»
    Врагом Агриппины становится префект претория Элий Сеян (о нем мы говорили в посте про Антонию Младшую), организовавший постоянную слежку за членами ее семьи и добившийся осуждения ее приближенных. Однажды Сеян через подставных лиц предупреждает Агриппину, что Тиберий намерен ее отравить. Это провокация. Вскоре после этого за обедом Тиберий «протянул ей яблоко, но она не решилась его отведать. После этого он перестал ее приглашать к столу, притворяясь, будто его подозревают в попытке отравления».
    В 28 году «повлекли в темницу… прославленного римского всадника Тития Сабина», единственного из друзей Германика, не переставшего «оказывать внимание его супруге и детям, посещая их дом и сопровождая их в общественных местах, за что порядочные люди его хвалили и уважали, а бесчестные ненавидели». Теперь никто не мешал Тиберию разделаться с Агриппиной.
    «Наконец, Тиберий, возведя на нее клевету, будто она хотела искать спасения то ли у статуи Августа, то ли у войска, сослал ее на остров Пандатерию (в Тирренском море), а когда она стала роптать, то центурион выбил ей глаз. Она решила умереть от голода, но Тиберий приказал насильно раскрывать ей рот и впихивать пищу. И даже когда она, упорствуя, погибла, он продолжал ее злобно преследовать: самый день ее рождения велел он отныне считать несчастливым». Умерла Агриппина в 33м году в возрасте сорока семи лет.
    Вот такая судьба. Из шестерых детей Агриппины выжили двое – будущий император Калигула и Агриппина Младшая, которой суждено было стать женой императора Клавдия. Остальные либо покончили с собой, либо были убиты по приказу Тиберия.
    Через три с половиной года Калигула стал императором. Он «отправился на Пандатерию и на Понтийские острова, спеша собрать прах матери и брата, отплыл он в бурную погоду, чтобы виднее была его сыновняя любовь, приблизился к их останкам благоговейно, положил их в урны собственными руками; с не меньшею пышностью, на судне со знаменем на корме, он доставил их в Остию и вверх по Тибру в Рим, где самые знатные всадники сквозь толпу народа внесли их в мавзолей Августа. В память их установил он всенародно ежегодные поминальные обряды, а в честь матери - еще и цирковые игры, где изображение ее везли в процессии на особой колеснице».
    На фотках: Агриппина Старшая, памятная надпись (сохранилась до сих пор), находившаяся когда-то на урне с ее прахом: «Прах Агриппины, дочери Марка Агриппы, внучки божественного Августа, жены Германика Цезаря, матери принцепса Гая Цезаря Августа Германика», сестерций Агриппины, отчеканенный в последние годы правления Клавдия и имеющий надчекан времен Нерона.

    http://s3.uploads.ru/t/vEfoT.jpg
    http://s3.uploads.ru/t/PRjxK.jpg
    http://s2.uploads.ru/t/fN2rs.jpg

    +2

    302

    Belka написал(а):

    Вот такая судьба. Из шестерых детей Агриппины выжили двое – будущий император Калигула и Агриппина Младшая, которой суждено было стать женой императора Клавдия. Остальные либо покончили с собой, либо были убиты по приказу Тиберия.

    Жизнь-как качели, то на самый низ, а то вверх до упора.  :hobo:

    Belka написал(а):

    Агриппина Старшая

    Хорошо оживили!  :rolleyes:

    Belka написал(а):

    сестерций Агриппины, отчеканенный в последние годы правления Клавдия и имеющий надчекан времен Нерона.

    Хороша монета! И надчеканка удачно вписалась в поле реверса!  :cool:

    0

    303

    Belka написал(а):

    «Наконец, Тиберий, возведя на нее клевету, будто она хотела искать спасения то ли у статуи Августа, то ли у войска, сослал ее на остров Пандатерию (в Тирренском море), а когда она стала роптать, то центурион выбил ей глаз. Она решила умереть от голода, но Тиберий приказал насильно раскрывать ей рот и впихивать пищу. И даже когда она, упорствуя, погибла, он продолжал ее злобно преследовать: самый день ее рождения велел он отныне считать несчастливым».

    Не зря Тиберия задушили.  http://i035.radikal.ru/1005/91/ed0ded51be72.gif

    0

    304

    Belka написал(а):

    Таким образом, Агриппина и Германик де-юро были двоюродными братом и сестрой, а де-факто - троюродными.

    Что не помешало им родить в браке столько детей, знаменитых и разных.
    А ещё Агриппина собиралась во второй раз замуж, но Тиберий ей не разрешил.

    0

    305

    Спасибо Белке за интересные рассказы, монеты и "оживленные" скульптуры прекрасной половины человечества :)
    Из вики :"Фульвия Бамбула, иногда Фульвия Бамбалия, часто — просто Фульвия (лат. Fulvia Bambula, Fulvia Bambaliae) , (77 до н. э., Тускул или Рим — 40 до н. э., Сикион) — римская матрона, первая женщина, чей лик появился на римских монетах, теща Октавиана Августа (по его первому браку), жена Марка Антония (в третьем браке)..."  Правда ли это? Есть у кого-нибудь денарий с Фульвией в образе крылатой богини Виктории на одной стороне и самой Викторией, скачущей на биге лошадей. Очень уж мне понравился портрет Фульвии на этом денарии, что на талерс.Ру я ссылку с продажей этой монеты вставила
    http://www.ababica.ru/Go/ViewProduct/id=30959

    Отредактировано Бахытка (2013-10-06 20:08:40)

    0

    306

    Бахытка написал(а):

    я ссылку с продажей этой монеты вставила

    Хороша Маша ,да не наша!Дорогая зараза! :dontknow:Но картинку себе скачаю! :flag:

    Отредактировано Alex (2013-10-06 20:16:59)

    0

    307

    Бахытка написал(а):

    Спасибо Белке за интересные рассказы, монеты и "оживленные" скульптуры прекрасной половины человечества

    Да, у Белки это здорово получается. Жаль, забросила нас в делах своих ежедневных.  :dontknow:

    0

    308

    Бахытка написал(а):

    Спасибо Белке за интересные рассказы

    Я что-то после ее рассказа про Ангкор тоже
    решил туда скататься после Нового года.
    Есть таки на что посмотреть.

                            :yep:

    0

    309

    первая женщина, чей лик появился на римских монетах, -я про это хотела узнать :)

    0

    310

    Бахытка написал(а):

    первая женщина, чей лик появился на римских монетах, -я про это хотела узнать

    Если с конкретным именем-то да, Фульвия, видимо, первая. Кроме денария, ещё и квинарий был с её портретом, сейчас глянул у Крауфорда-на год раньше денарика отчеканили.

    0