Продолжу, с вашего позволения, разговор о первой римской императрице, Ливии Друзилле. В первой части рассказа мы оставили 72-летнюю Ливию, которая только что схоронила супруга, Октавиана Августа. Новым, вторым по счету римским императором стал ее сын Тиберий.
В первое время после смерти Августа Ливия приобрела огромное влияние на государственные дела и фактически занимала положение соправительницы Тиберия, он очень часто появлялся с ней в обществе. С 20 года высказывания против неё считались государственным преступлением. В 24 году она удостоилась чести сидеть на играх или в театре вместе с весталками. По сути, она являлась скрытым правителем государства.
Ливия имела возможность выступать перед сыном в роли заступницы и добиваться от него благоприятных для своих фаворитов решений, если это не вступало в серьезное противоречие с государственными интересами; ее влияние на решения сената было еще более значительным. Также Ливия продолжала играть важную роль в династической политике императорской семьи; она по-прежнему поддерживала близкую дружбу с Антонией Младшей и ее семейством; по-видимому, организовала брак Ливиллы, дочери Антонии, с Друзом, сыном Тиберия; Германик, сын Антонии, назвал в честь Ливии двух своих дочерей. Впоследствии, однако, между Ливией, с одной стороны, и Германиком и его женой Агриппиной, с другой стороны, возникла вражда. Находясь в восточных провинциях, Германик и Агриппина вступили в острый конфликт с Пизоном, наместником Сирии, и его женой Планциной, близкой и доверенной подругой Ливии. В 19 г. конфликт разрешился скоропостижной смертью Германика при подозрительных обстоятельствах; Пизон и Планцина были обвинены в его отравлении, однако Ливия использовала все свое влияние, чтобы спасти Планцину; в результате между ней и Агриппиной произошел полный разрыв, а обвинение в причастности к убийству коснулось также Ливии и Тиберия. В последующие годы вражда Ливии и Агриппины продолжала обостряться, а сторонники обеих женщин ее дополнительно разжигали. Тем не менее, Ливия не желала осуждения и гибели Агриппины и ее детей и защищала их от нападок Тиберия, возможно, рассматривая это семейство как противовес префекту претория Сеяну. Присутствие Ливии в Риме препятствует дальнейшему усилению Сеяна. (В скобках заметим, что её смерть в 29 году развязала руки префекту, он стал преследовать наиболее влиятельных сенаторов и всадников. В 30 году из Рима была выслана вдова Германика с детьми — Нероном и Друзом. И только вмешательство Антонии Младшей (о чем мы говорили в соответствующем посте) помешало Сеяну свергнуть Тиберия).
Однако пока до смерти Ливии далеко. Тиберий же тем временем постепенно стал ограничивать ее действия по управлению государством. Человек уже далеко не юный и крайне самолюбивый, он бурно и публично раздражался на любую попытку матери указать ему, как нужно управлять Римом. И хотя в душе он понимал, что ей действительно виднее, вслух новый правитель государства произносил речи в духе: «Женщине не место в политике, шли бы вы, мама, на покой!» Ливия, оскорбленная сыновней черной неблагодарностью, уступать, однако, не пожелала, и продолжала активно вмешиваться в государственные дела. В конце концов Тиберий существенно ограничил участие Ливии в управлении государством и оказываемые ей почести, а также наложил вето на попытку сената присвоить ей титул Mater Patriae («Мать отечества»). Тиберий официально отказался от матери и прекратил с нею всякие отношения.
Девять лет продолжалась борьба между матерью и сыном за место хозяина Рима. В итоге Тиберий официально отказался от матери и прекратил с нею всякие отношения. Древнеримский историк Тацит утверждает, что даже отъезд Тиберия на Капри был вызван тем, что он не мог выносить более свою мать. После отъезда Тиберия на Капри его отношения с Ливией окончательно охладели, и личные контакты между ними практически прервались.
В 29 г. н. э., в возрасте 86 лет Ливия умерла и была похоронена в мавзолее Августа. Тиберий не поехал на похороны, послав распоряжаться погребальными церемониями ее правнука Калигулу. Завещание Ливии Тиберий объявил недействительным, проигнорировал предусмотренные в нем дары для друзей и знакомых, в том числе и для будущего императора Гальбы, а сенату запретил воздавать ей почести. Спустя десять с лишним лет правнук Ливии Калигула все же выполнил последнюю волю покойной.
Лишь в 42 году ее внук Клавдий, став императором, восстановил память Ливии, воздал ей причитающиеся почести и обожествил её, присвоив ей титул «Божественная Августа». В её честь проводились игры, на которых её статую везли в колеснице, запряженной слонами, её статуи воздвигались рядом со статуями Августа, а женщины приносили обеты в её имя.
Согласно Евангелию, во времена правления Августа (и жизни Ливии) родился Христос, и он бывал в перестроенном царем Иродом храме, к пышному убранству которого приложила свою руку и Ливия.
На фотке реституционный (т.е. выпущенный в память) дупондий Ливии, отчеканенный при Тите. Как известно, представители династии Флавиев пытались продемонстрировать законность своего правления, всячески подчеркивая преемственность от династии Юлиев-Клавдиев, поэтому в эпоху Флавиев (Веспасиана, Тита и Домициана) чеканилось огромное количество реституционных монет, посвященных Юлиям-Клавдиям. Дупондий весьма и весьма редкий, и я им очень горжусь:)