Возвращаясь к римским девочкам, предлагаю вспомнить Северину
Ульпия Северина – жена знаменитого римского императора Аврелиана, правившего в 270-275 годах. Отцом ее был Ульпий Кринит, объявивший себя (по всей видимости, безосновательно) потомком Траяна. Дата рождения Северины, равно как и дата свадьбы, неизвестна.
В 268 г., когда Авреол поднял мятеж против Галлиена, Аврелиан вместе со своим земляком Клавдием Готским подавил мятеж, но почти сразу вслед за этим организовал заговор против Галлиена, после чего Клавдий, ставший преемником императора, назначил Аврелиана командующим кавалерией.
После смерти Клавдия от чумы в 270 г. Аврелиан быстро завершил войну с готами, освободив от осады Анхиал и Никополь, а затем стал оспаривать императорский титул у брата покойного императора, Квинтилла. Он провозгласил себя императором, заявляя, что именно его, а не брата, Клавдий собирался назначить своим преемником. В результате Квинтилл, брат Клавдия Готского, правил всего 17 дней, после чего погиб по неизвестной причине, а придунайские легионы провозгласили императором Аврелиана.
К тому времени наша героиня уже была замужем за Аврелианом и имела от него дочь. (Сын этой дочери, названный в честь деда, упомянут в «Истории Августов»). Аврелиан удостоил супругу титула августы, а позже – Матери лагерей, сената и отечества. По всей видимости, Северина оставалась в Риме, пока император метался по всей Империи, поочередно отбивая набеги ютунгов, вандалов, леманнов и маркоманнов. Все войны Аврелиана были крайне успешны, и, покончив с германскими племенами, император озаботился объединением Империи. В 272 году он вернул Империи отколовшуюся ранее Пальмиру, пленив царицу Зенобию, а в 274 году наконец покончил с возникшей при Галлиене «Галльской Империей», победив правившего там Тетрика.
Памятуя о постоянной угрозе варварского вторжения, Аврелиан в 271 г. приступил к строительству новой стены вокруг Рима. Этот крепостной вал протяженностью двенадцать миль (намного больше, чем прежняя стена Сервия Туллия), был толщиной около четырех и высотой шесть метров. В нем было восемнадцать одинарных и двойных ворот, защищенных сторожевыми башнями.
Немало успел за пять лет правления сделать Аврелиан и в реформировании мирной жизни Империи. Прежде всего, он реформировал денежную систему, поскольку все ухудшавшееся качество монеты вело к безудержному росту цен. Доверие к торговле можно было бы восстановить чеканкой полноценной серебряной монеты и увеличением в разумных пределах выпуска полновесных золотых монет, но это было нереально из-за недостатка драгметаллов. Тем не менее, новые монеты из низкопробного серебра хотя бы имели более привлекательный внешний вид по сравнению с прежними жалкими монетами. Более того, на них был указан номинал, и они имели твердо установленную стоимость в золотом эквиваленте. Это стало возможным в том числе и благодаря возвращению восточный провинций, обеспечившему Империи более постоянные доходы. С помощью этих дополнительных источников денежных средств Аврелиан смог осуществить и другие меры, направленные на обретение финансовой устойчивости. Он аннулировал все долги казне и жестоко наказывал растратчиков и доносчиков. В Риме он ввел контроль над ценами на хлеб, изменил порядок его бесплатной раздачи и ввел в рацион свинину, растительное масло и соль. Затем, наладив снабжение продовольствием, он приступил к очистке русла Тибра и обустройству его берегов. А в других частях Италии предпринимались попытки возобновить обработку пустующих земель, возможно, с целью снизить цены на вино.
Кроме того, Аврелиан сделал ряд важных нововведений в области религии. Он первым из императоров стал носить диадему и официально титуловаться Dominus et Deus, став предтечей римского домината. Культ солнца, отражавший стремление общества к монотеизму, давно набирал силу в Империи и теперь уже значительно преобладал над языческим культом и образом мыслей. Решающий шаг в этом направлении предпринял Аврелиан, установив грандиозный и щедро финансируемый культ Непобедимого Солнца (Sol Invictus) и выделив этому божеству роскошный храм с коллегией жрецов при нем. День рождения этого божества праздновался 25 декабря (этот праздник в виде Рождества унаследовало от солнечного культа христианство). Наиболее активно солнцу поклонялись на родине Аврелиана в данувийских землях, и сам император во время похода против Зенобии посетил Эмесу и Пальмиру, ведущие идеологические центры этого культа. Еще Элагабал пытался заменить традиционные римские культы поклонением эмесскому солнцу, но цель Аврелиана заключалась не в ниспровержении ритуалов предков, а в их дополнении, так что теперь Солнце стояло во главе пантеона, объединяя основные религиозные течения Запада и Востока в единую наднациональную веру. Культ официально ввели в армии, и его символы появились на военных знаках отличия.
Несмотря на железную дисциплину, введенную Аврелианом, народ и армия любили его. Строгим он был, похоже, и в личной жизни. Однажды он резко одернул Северину, когда та спросила, нельзя ли ей оставить себе хотя бы один рулон пурпурного шелка. Он ответил: "Богу не угодно, чтобы ткань ценилась на вес золота".
Аврелиан, мечтая отвоевать у парфян Месопотамию, летом 275 г. выступил с армией в Азию. Но по пути он был убить в результате заговора. Причем был этот заговор практически случайным, ошибочным: Аврелиан уличил во лжи своего личного секретаря Эрота и пригрозил его наказать, а тот, стремясь обезопасить себя, сообщил некоторым высшим командирам преторианцев, будто император решил подвергнуть их наказанию вместе с ним. Ну, те с перепугу и…
Сначала Аврелиан был предан проклятию памяти (по всей видимости, сенатом), но затем обожествлён. За свою деятельность получил титул «Восстановителя Римской империи».
Есть версия, что после смерти мужа Северина правила несколько месяцев сама, опираясь на огромный авторитет погибшего императора. Возможно, что она повлияла на выбор императором Тацита. Основой для такого вывода служит тот факт, что монеты Северины, по всей видимости, чеканились и после смерти Аврелиана.
Вот и все, что нам известно о Северине, супруге великого императора Аврелиана. Нет информации даже о времени и обстоятельствах ее смерти. Для ориентировки можно сказать, что на момент смерти Аврелиану был 61 год. Значит, Северине могло быть порядка сорока-пятидесяти лет. Она могла прожить еще довольно долго, но никаких сведений об этом мы не имеем.
На фотках: изображение Северины, воспроизведенное с монеты, антонинианы Северины из моей коллекции, фрагмент стены Аврелиана (фотку из инета).