Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » РЕСТАВРАЦИЯ МЕТАЛЛА. » МЕДЬ И СПЛАВЫ ИЗ МЕДИ.


    МЕДЬ И СПЛАВЫ ИЗ МЕДИ.

    Сообщений 21 страница 40 из 42

    21

    Обработка сесквикарбонатом натрия.
    Обработка археологических предметов из медных сплавов в растворе сесквикарбоната натрия (двойная соль кислого и среднего углекислого натрия) с целью придания стабильности сильно корродированным предметам, в яатине которых содержится активная хлористая медь, была предложена реставратором Британского музея А.Скоттом в 1935 г. Длительное вымачивание предмета в 5%-ном растворе сесквикарбоната переводит его в устойчивое состояние за счет того, что, во-первых, часть хлористых соединений переходит в раствор, а, во-вторых, и это, видимо, является главным, устойчивость предмета обеспечивается образовавшимися на поверхности коррозионного слоя основными карбонатами меди, которые заполняют поры и запечатывают тем самым остатки хлористых соединений, предохраняя их от воздействия влаги. Этот процесс длится долго, не менее нескольких месяцев, и требует еженедельной смены раствора и контроля. за содержанием в растворе хлор-ионов. Наивысшая концентрация хлор-иона в 5%-ном растворе сесквикарбоната натрия наблюдается через 2-3 недели вымачивания реставрируемого предмета, что объясняется медленностью диффузии ионов хлора через плотные слои коррозионных продуктов. По мере испарения в раствор должна доливаться дистиллированная вода, чтобы предмет всегда был покрыт раствором. Положительно сказывается предварительная механическая очистка предметов мягкое щеткой, а также их периодическая очистка во время вымачивания. В некоторых случаях продолжительность процесса может измеряться годами. Окончание обработки определяется пробой на присутствие в растворе хлор-иона. При такой обработке патина не теряет голубого или зеленого цвета. Хотя этот процесс очень длительный, он может оказаться единственным, не меняющим внешнего вида предмета. Хорошие результаты этот метод дает на минерализованных предметах, покрытых позолотой.
    В последнее время отечественная промышленность освоила выпуск двойной соли кислого и среднего углекислого натрия для бытовых целей. Фирменное название его Трона.

    0

    22

    Обработка очагов коррозии бензотриазолом.
    Стабилизация предметов из меди и медных сплавов с очагами коррозии бензотриазолом получила распространение за рубежом. Очаги коррозии очищают сначала механически, затем предметы под вакуумом погружают на 24 часа в 3%-ный раствор бензотриазола в спирте и высушивают. Избыток бензотриазола с поверхности снимают хлопчатобу-мажной тканью, смоченной спиртом. Если после выдержки на воздухе в течение нескольких суток появились новые очаги коррозии, то обработку повторяют до тех пор, пока на поверхности не будут образовываться коррозионные пятна. Окончательная проверка проводится во влажной камере. Этот способ рекомендует английский реставратор Г.Дж.Плендерлис, который считает, что механизм воздействия бензотриазола на очаг коррозии состоит в том, что образующееся соединение создает барьер, предотвращающий доступ влаги к активным продуктам коррозии, т.е. подобен торможению разрушения с помощью окиси серебра.
    Обработка сульфидами аммония.
    Способ обработки очагов бронзовой болезни сульфидами аммония разработан реставраторами сектора металлов ВНИИР А.П.Белкиным и М.В.Нацким и успешно применяется как при первичной обработке археологической бронзы, так и при любой рецидивной коррозии музейных предметов с патиной или без нее. Метод основан на снижении реакционной способности активных соединений меди, входящих в состав продуктов коррозии, за счет перевода их в более устойчивые вещества. Одним из самых труднорастворимых соединений меди являются сульфиды. В качестве реактива для превращения активных солей меди в сернистые используется раствор сульфида аммония Чем выше концентрация раствора, тем быстрее и полнее происходит реакция замещения. Реакцию, проходящую в присутствии избытка сульфида аммония, можно условно представить как простую реакцию замещения с образованием труднорастворимого сульфида меди, который, осаждаясь на поверхности активных продуктов коррозии, изолирует их от окружающей среды.
    Обработка происходит следующим образом. На очаг коррозии из пипетки наносят каплю сульфида аммония. Реакция начинается мгновенно. Продукты коррозии приобретают черный или темно-коричневый цвет, при этом не происходит растворения и изменения фактуры поверхности обработанных участков. После первичной обработки предмет помещают на сутки во влажную камеру. Как правило, достаточно одноразовой обработки для стабилизации.
    Этот способ в настоящее время является самым результативным, к тому же темно-коричневые, почти черные, сульфиды меди не выделяются на фоне искусственной патины, естественно потемневшей поверхности или археологического поверхностного слоя продуктов, коррозии меди и медных сплавов.

    0

    23

    Очистка изделий из меди и ее сплавов, украшенных другими металлами
    При реставрации инкрустированных изделий или изделий, покрытых другим металлом, требуется знание способов покрытия, закрепления инкрустации, прочности сцепления с основным металлом в зависимости от техники наложения, характера разрушения. Такая работа может выполняться только реставратором с большим практическим опытом.
    Техника золочения и серебрения была различной. Наиболее распространенным способом было горячее золочение с помощью амальгамы. Трудно сказать, когда появилось первое горячее золочение, или, как его называли, золочение через огонь. Во всяком случае, эта техника была известна уже в V в. до н.э. Широкое распространение она получила в эпоху Возрождения. Размельченное золото соединяли с 8-10 частями ртути. Образовавшейся амальгамой густо кистью покрывали всю поверхность предмета, фрагмент или рисунок. После чего его нагревали над раскаленными углями, ртуть испарялась, а золото крепко соединялось с поверхностью меди или медного сплава. Затем золото полировали. Признаком такой техники нанесения является след от кисти в виде полос золота разной толщины. На разрушенном золотом покрытии такие следы отчетливо видны. При другом способе горячего золочения на ртуть накладывали очень тонко раскованный листочек золота иле серебра, затем нагревали. При таком золочении на поверхности видны полоски более толстого золота, образовавшиеся при перекрытии одного листика другим. При золочении фрагментов листочек вырезался по рисунку. В римское время существовал способ приклеивания листика золота или серебра органическим веществом, состав которого пока не расшифрован.
    При амальгамном нанесении одного металла на другой получалось крепкое сцепление, однако этот способ вреден из-за ядовитости ртутных испарений. В XIX веке горячее золочение было вытеснено гальваническим.

    0

    24

    Другим способом украшения поверхности предметов из медных сплавов была инкрустация. Сначала на поверхности металла вырезался рисунок, в который вбивался другой металл. Инкрустация делалась проволокой, ленточкой и листом металла, вырезанного по рисунку. Прочность, с которой инкрустация удерживается на поверхности предмета, зависит от вида обработки поверхности металла под рисунок. Инкрустация может лежать заподлицо с фоном или несколько выше фона, так что рисунок получается рельефным. Поверхность под инкрустацию может быть не выбрана, а лишь насечена мелкой сеткой. Самые древние предметы, украшенные инкрустацией, - бронзовые кинжалы, относящиеся к критомикенской культуре. Высокого развития техника инкрустации достигла в средние века.
    Контакт двух и более металлов создает условия для их ускоренного разрушения в результате электрохимической коррозии. Особенно это относится к археологическим предметам. В очень плохой сохранности, как правило, бывают археологические золоченые предметы из меди и медных сплавов. Связь золота с основой нарушается, золото фактически лежат не на металле, а на слое продуктов коррозии, с внешней стороны на золоте также лежат продукты коррозии. На минерализованном археологическом предмете не всегда можно сразу увидеть позолоту. То же самое относится к серебряному покрытию.
    Если, рисунок практически полностью скрыт под продуктами коррозии, то выявлению его помогает рентгеновское просвечивание. При скрытом рисунке очистку можно проводить по методу А.Скотта попеременно в ваннах следующего состава:
    1) щелочной раствор сегнетовой соли (15 весовых частей сегнетовой соли, 5 весовых частей едкого натра и 100 частей воды)
    2) 20%-ным раствором уксусной кислоты. Обрабатывать надо очень осторожно часто вынимать из раствора, промывать, очищать механически тонко заточенным инструментом под бинокулярной лупой. По мере удаления с поверхности продуктов коррозии меди золото можно приклеить малым количеством раствора ПБМА в ацетоне. Если золочение или инкрустация лежат на полностью минерализованном металле, то сначала весь предмет укрепляют 3%-ным раствором ПВБ в смеси растворителей (амилацетат-толуол в соотношении 1:1), нанося смолу тонкой кисточкой или заостренной палочкой, стараясь ввести под инкрустацию и прижать отстающий фрагмент. После высыхания излишки смолы удаляют с поверхности золота маленьким тампоном, смоченным растворителем. Укрепленную таким образом инкрустацию или тонкий слой золота с поверхности можно химически расчистить маленьким плотным ватным тампоном, накрученным на заостренную спичку, смочив его раствором, например, сульфаминовой кислоты. Кислоту с растворенными в ней медными солями тотчас же снимают фильтровальной бумагой и обработанную поверхность промывают тампоном, смоченным дистиллированной водой. В некоторых случаях золотую фольгу можно отслоить, обработать под ней поверхность и снова наложить на место, приклеив раствором смолы.

    0

    25

    Реставрация полностью минерализованного сыпучего археологического металла
    В самой последней стадии разрушения предмет из медных сплавов представляет собой светло—зеленые сыпучие продукты коррозии, форма предмета сохраняется лишь за счет механического сцепления отдельных частиц, которые сцементированы землей. Часто в таком состоянии бывает тонкая кованая медь, иногда с золотым покрытием. Ни о какой химической обработке или даже промывке не может быть и речи - предмет расползется, как комок земли. В этом случае, не отделяя предмет от земли, на его лицевую сторону накладывают размягченную пластину стоматологического воска (температура размягчения воска порядка 35-40°С, поэтому для размягчения его достаточно подержать под электрической лампочкой). Зафиксированный таким образом предмет переворачивают и механически очищают обратную сторону от земля иглой, скальпелем, кисточкой. После тщательной очистки тыльную сторону сначала пропитывают 3%-ным раствором, например, ПБМА или ПВБ, а затем, после высыхания, более концентрированным укрепляющим составом, например, 5%-ным раствором той же смолы. Теперь предмет можно перевернуть и приступить к обработке лицевой поверхности. Прежде всего, удаляют воск, как правило, это легко сделать без подогрева, так как он не имеет адгезии к разрушенному металлу. Поверхность расчищают механически под лупой. Иногда слой разрушенного металла настолько рыхлый, что перед механической расчисткой лицевую поверхность также необходимо укрепить 3%-ным раствором ПВБ в смеси растворителей. После укрепления ее можно обрабатывать шабером, скальпелем и др. Механическая обработка заканчивается покрытием очищенной поверхности, консервирующим составом.

    0

    26

    Реставрация изделий с сохранением патины
    Археологические предметы. Мы уже говорили о ценности той информации, которую может нести коррозионный слой на археологических предметах из меди и медных сплавов. Стараясь сохранить археологический вид предмета, реставратор должен вместе с тем выявить его форму, показать детали украшения или конструктивные особенности, раскрыть гравировку или надпись и т.д. Основная задача реставрации - предотвратить разрушение предмета. Для этого в металле должны быть приостановлены все коррозионные процессы, т.е. он должен быть стабилизирован.
    Прежде всего, с поверхности щетинной щеткой, скальпелем, промывкой в дистиллированной воде счищается земля и смешанные с ней рыхлые продукты коррозии. Для предметов, покрытых плотной, равномерной по толщине патиной, которая не скрывает рельеф, гравировку, другие мелкие детали, этого минимального вмешательства оказывается достаточно. Если при этом на поверхности предмета нет хотя бы маленьких редких точек рыхлого светло-зеленого вещества, то его лучше вообще не трогать. Хранить такие предметы нужно при относительной влажности не выше 50%, не допуская перепадов температуры, осматривая два раза в год. При малейшем подозрении о наличии в металле активных очагов коррозии предмет должен быть проверен во влажной камере. Появление влажных светло-зеленых точек свидетельствует о том, что металл нуждается в стабилизации. Очаги бронзовой болезни обрабатывают одним из способов, приведенных выше.
    Большинство археологических бронз имеет толстый, неоднородный по толщине, составу и фактуре коррозионный слой, скрывающий поверхность предмета, искажающий его форму. Чтобы сохранить зеленую археологическую патину у такого предмета, его надо очистить механически, удалить все поверхностные рыхлые и бугристые образования. Косметическая очистка не должна повредить плотных слоев и не открыть тем самым доступ к поверхности металла и к очагам хлористой меди воздуха и влаги. После окончания очистки предмет проверяют во влажной камере. При необходимости очаги коррозии стабилизируют. Предмет высушивают в сушильном вакуумном шкафу и консервируют.

    0

    27

    Обработка с сохранением археологического вида предметов из медного сплава более трудоемка, чем химическая очистка до обнажения металлической поверхности, более сложна, требует дальнейшего наблюдения за сохранностью предмета и хранения его при относительной влажности менее 55%. Недопустима очистка до обнажения металла и окрашивание поверхности под зеленую патину.
    Музейные предметы. На большинстве старинных предметов из меди и медных сплавов, относящихся к категории мелкой пластики, имеется искусственная патина. Ее получали или химическим путем, тогда это крепко сцепленный с основой очень тонкий слой, или наносили слой органического вещества с пигментом. Предварительное исследование помогает определить, каков характер этого слоя и его состав.
    Бронза с патиной, полученной химическим путем, очищается от загрязнений следующим способом. Если на предмете есть пятна коррозии меди, то их удаляет, протирая отжатым тампоном, смоченным очищающим составом. Предварительно на небольшом участке делают пробную расчистку. Затем обработанный участок промывают тампоном, смоченным в дистиллированной воде, проверяют рН влажной поверхности прикладыванием бумажного универсального индикатора, обезжиривают, сушат и консервируют; при необходимости обработанный участок тонируют химическим способом.
    Реставрировать бронзовые предметы с живописной патиной на органической основе необходимо очень осторожно. Сцепление патины с поверхностью металла может оказаться нарушенным и при очистке от загрязнения влажным способом в зазоры может попасть раствор, способствующий дальнейшей коррозии. Органические растворители могут воздействовать на слой живописной патины, разрушая его. К каждому предмету надо подбирать свой способ очистки путем проб на маленьких участках. Рекомендуется применять сульфидную обработку очагов коррозии.
    При начавшемся процессе коррозии хранить такой предмет необходимо при относительной влажности, не превышающей 40%, т.е. в специальной витрине с осушителем и контролируемой атмосферой.

    0

    28

    Патинирование
    Необходимость в патинировании предметов из меди и медных сплавов встречается довольно часто. Например, после химической очистки обнаженный металл имеет яркий цвет свежетравленной меди, не отвечающий эстетическим требованиям музейной экспозиции. Со временем очищенные предметы покрываются естественной патиной, но образование патины происходит медленно. После химической обработки локальных очагов коррозии на поверхности предмета появляются участки светлого металла. Нужно, чтобы цвет очищенных участков не отличался от цвета предмета. Доделки утраченных фрагментов также требуют патинировки. Заданный цвет металла получают путем нанесения соответствующих химических составов на металл и образования на нем пленок, полученных химическим или электрохимическим способом. В специальной литературе существует множество рецептов патинирующих составов.
    Различные сплавы меди по-разному воспринимают окраску. Труднее всего патинируется латунь - сплав меди с цинком, легче - чистая медь и сплав меди с оловом и свинцом. При кипячении в воде после очистки металл, окисляясь, приобретает коричневатый оттенок, приглушается блеск. Иногда уже этой операции оказывается достаточно для получения нужного оттенка металла. После высушивания предмет консервируют в таком виде, Для патинировки крупных предметов или в том случае, если нужен более интенсивный цвет, прибегают к химическим способам. Распространенной является патинировка серной печенью. Серную печень готовят сплавлением 1 вес. части поташа и 2 вес. частей серы. Полученную массу измельчают и в таком виде хранят, используя по мере необходимости. Рабочая концентрация - 10 г/л серной печени. Патинируют погружением, если предмет крупный, то многократно смачивают кистью, добиваясь равномерного потемнения поверхности. Варьируя температуру раствора, нагрев предмета, концентрацию раствора, время выдержки, можно получить широкий диапазон цветов. Прочная патина получается, если серную печень добавлять в раствор сернистого аммония. При температуре 80°С отполированная медная поверхность за одну минуту приобретает краснокоричневый цвет, при более длительной выдержке в растворе темно-коричневый и затем сине-черный. После получения нужного цвета экспонат ополаскивают чистой водой и после высушивания обрабатывают щеткой с абразивом для получения необходимого оттенка. Протирая поверхность предмета после патинирования сукном, высветляя рельеф, придают экспонату естественный вид.

    0

    29

    Прочная патина различного цвета в зависимости от выдержки получается на бронзах и латуни при обработке смесью 1%-ного раствора нитрата серебра и 10%-ного раствора нитрата меди в соотношении 1:1, Патинирующий раствор наносят кистью, тщательно растирают. Патина получается коричневато-зеленоватого тона.
    При патинировании очищенной археологической бронзы и монет рекомендуется применять следующий окисляющий раствор: 50 г/л сернокислой меди и 5 г/л маргацевокислого калия. Сначала в горячей воде растворяют медный купорос, затем добавляют марганцевокислый калий. Предмет, предварительно смоченный водой, несколько минут выдерживают в растворе. В зависимости от продолжительности обработки поверхность приобретает красивый коричневый цвет различной интенсивности.
    Для придания латуни более темного коричневого оттенка применяют следующий раствор: 40 г/л нитрата калия, 20 г/л сульфата никеля, 120 г/л сульфата меди, 2 г/л перманганата калия. Латунь в этом растворе обрабатывают при температуре 60-70°С.
    Подготовленный к патинированию предмет рекомендуется хранить в растворе спирта в дистиллированной воде (соотношение 1:20). Непосредственно перед патинированием предмет споласкивают раствором спирта в воде в соотношении 1:1. Этим достигается лучшая смачиваемость металлической поверхности.

    0

    30


    Вот фильм Склярова по теме хороший

    0

    31

    Alex написал(а):

    Вот фильм Склярова по теме хороший

    Ну, и как этот фильм связан с реставрацией металлов?  :glasses:

    0

    32

    информация интересная, но ее столько, что мозги набекрень...:)

    0

    33

    gallienus написал(а):

    информация интересная, но ее столько, что мозги набекрень..

    Все коллекторы рано или поздно эволюционируют от простого собирательства монет к попыткам их чистки и консервации. Уверен, эта книга поможем многим начинающим "убийцам монет".  :rolleyes: А возможно и наоборот-убережёт от порчи и гибели некоторые монетки.

    +1

    34

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Все коллекторы рано или поздно эволюционируют от простого собирательства монет к попыткам их чистки и консервации. Уверен, эта книга поможем многим начинающим "убийцам монет".   А возможно и наоборот-убережёт от порчи и гибели некоторые монетки.

    Все коллекторы эволюционируют от попыток чистки монет к простому, спокойному их собирательству. Я, по крайней мере :) Бывают сложные ситуации, когда вмешательство неизбежно, но начинающим я бы не рекомендовал читать эту книгу. Убить монету проще простого, а вот сделать все с точностью по книге и с требуемым результатом...

    0

    35

    CaesarAg написал(а):

    но начинающим я бы не рекомендовал читать эту книгу. Убить монету проще простого, а вот сделать все с точностью по книге и с требуемым результатом...

    Что сложного-сделать ванночку с двумя электродами для очистки монет? Или что плохого в советах по патинированию медяков? Или по использованию Трилона Б?  :dontknow:

    0

    36

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Что сложного-сделать ванночку с двумя электродами для очистки монет? Или что плохого в советах по патинированию медяков? Или по использованию Трилона Б?

    Я против химии, я за кактусовые иголки :) А химия в руках новичка - вообще оружие массового поражения.

    0

    37

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Все коллекторы рано или поздно эволюционируют от простого собирательства монет к попыткам их чистки и консервации. Уверен, эта книга поможем многим начинающим "убийцам монет".   А возможно и наоборот-убережёт от порчи и гибели некоторые монетки.

    все равно страшно - всегда есть риск убить монету... а их, может, всего несколько штук таких сохранилось... поэтому - пока ситуация стабильная (тьфу-тьфу-тьфу) - браться за такие эсперименты... ну его нафиг...

    0

    38

    gallienus написал(а):

    поэтому - пока ситуация стабильная (тьфу-тьфу-тьфу) - браться за такие эсперименты... ну его нафиг...

    Как когда-то выразился наш форумчанин valery:"Беру монеты, не требующие чистки!".  :glasses:

    0

    39

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Или что плохого в советах... по использованию Трилона Б?

    геннадий, а скажите как художник художнику, - вот этот трилон б, он где продается - в аптеках, в хоз. магазинах? есть соблазн попробовать на том, что не жалко... и как он в россии - так и называется трилон б?

    0

    40

    gallienus написал(а):

    геннадий, а скажите как художник художнику, - вот этот трилон б, он где продается - в аптеках, в хоз. магазинах? есть соблазн попробовать на том, что не жалко... и как он в россии - так и называется трилон б?

    Так и называецца ..., думаю в магазине химреактивов нужно искать , там где колбы-мензурки всякие продают , оснастку для химлабораторий , там и кислоты разные можно купить , и другое всякое по этой теме ...  :glasses: (ИМХО)

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » РЕСТАВРАЦИЯ МЕТАЛЛА. » МЕДЬ И СПЛАВЫ ИЗ МЕДИ.