Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Чуфут-кале. Немного не-античности.


    Чуфут-кале. Немного не-античности.

    Сообщений 41 страница 60 из 63

    41

    Aretas написал(а):

    Действительно интересно. Как-то не обращал внимание. Тем более, что пещерные города и Херсонес не имеют генетической связи. Только торгово-экономические.

    Возможно ссылка христиан повлияла на создание первых городов подобного типа, в последующем появились другие поселения по аналогии с этими. Действительно могут быть никак не связаны

    Aretas написал(а):

    А городище с башней на твоих фото это разве Челтер? Не Сюйреньская крепость?

    Это именно Челтер - возле Терновки - очень приятное место. Из монастыря к башне (новодел) можно по деревянной лесенке подняться по отвесной скале. Стремно, особенно если учесть, что лесенка - это ветки деревьев привязанные проволокой к стволам. Однако там каждый день монахи бегают, потому риск небольшой

    0

    42

    Snegovik написал(а):

    Не могу год разобрать на фотографии, а было б интересно...

    Вечером поставлю фото крупнее. Эти ужаты.

    0

    43

    http://f4.s.qip.ru/18HME8yaZ.jpg

    0

    44

    http://f3.s.qip.ru/18HME8yb0.jpg

    0

    45

    igor-kamo написал(а):

    Интересно как реально переводится название крепости  .

    Ранее Чуфут-Кале называлась Кырк-Ер (совсем из головы это обстоятельство вылетело) в переводе означает "сорок укреплений"
    Блин :) Я еще перепутал Челтер и Шулдан местами :)
    Они наоборот называются :)
    Челтер переводится как Решётка-пещера. Известен также как монастырь св. Феодора
    Вот еще фотка
    http://luant.index.msk.ru/chelter/images/p1010091.jpg
    Шулдан -  «отдающий эхо» (там где действующий монастырь)
    Тепе-Кермен - «холм-крепость», «крепость на вершине»
    Кыз-Кермен - Девичья крепость (есть даже легенда о мосте между Кыз и Кермен о том как влюбленная девушка бросилась в пропасть между ними и крепость получила такое название). Но по факту скорее всего это Дозорная крепость, просто звучание, если я не ошибаюсь, "Кёз" со временем слегка изменилось на "Кыз"

    Отредактировано kalashik (2013-08-13 10:47:35)

    0

    46

    По Качи-Кальону вот целая статья с планом городища и кучей фоток
    http://luant.index.msk.ru/kachikalon/
    http://f4.s.qip.ru/18HME8yb5.jpg

    Отредактировано kalashik (2013-08-13 11:00:24)

    0

    47

    А еще из Успенского монастыря, который напротив Чуфут-Кале есть такая лестница на верх скалы (там на вершине куча барбариса растет :) )
    http://kvn-miem.narod.ru/crimea/0001.jpg
    Сколько силился - ее с долины не разглядеть
    Даже какая то легенда с этой лестницей связана, к сожалению подзабыл. Какой то гонец по ней смылся с донесением (а какой и куда - уж звыняйте забыл)

    0

    48

    По поводу наскальной живописи рядом с Качи-Кальоном. Впервые тогда такое увидел (в 18 то лет :) )
    Впечатление произвели. В последний раз когда был - вобще не впечатлили :)

    Петроглифы урочища Таш-Аир
    Между селом Предущельное и пещерным городом Качи-Кальон, на правом берегу реки Кача прямо у дороги расположено очень интересное урочище Таш-Аир.
    http://f4.s.qip.ru/18HME8ybc.jpg

    Название Таш-Аир получила в честь огромного обломка скалы, венчающего вход в балку. В переводе с крымско-татарского “Таш-Аир” означает “Камень отделился”. Здесь есть небольшой древний источник с чистой водой, поэтому путники часто останавливаются здесь. В глубине мрачноватого урочища, среди скал и деревьев археологи обнаружили стоянки (Таш-Аир I и Таш-Аир II) первобытного человека эпохи ранней бронзы (III-II тыс. до н.э.).
    При раскопках были выявлены 10 культурных горизонтов: от позднепалеолитических до слоя 16 в. Среди находок: разнообразные кремневые и костяные орудия, раковины Helix, в более поздних слоях много неолитической керамики. Найденные кости животных, возможно, свидетельствуют о начале приручения животных на территории Крыма с мезолита и о возникновении скотоводства – с развитого неолита. Многослойный характер памятника определяет его огромное значение для периодизации каменного века Крыма.
    http://f4.s.qip.ru/18HME8yb7.jpg

    В 1935г.этот памятник открыл и исследовал археолог Д. А. Крайнов.
    У подножия обрыва находится неглубокий, но высокий навес под которым со среднего каменного века – мезолита (10-8 тысяч лет назад) – и до средневековья, обитали люди.
    В восточной части навеса, на поверхности скалы, имеющий здесь отрицательный уклон, на высоте более двух метров от современного уровня земли сохранились фрагменты рисуночного панно, выполненного минеральной краской – красной охрой – на площади около 15 квадратных метров.
    К сожалению, время, природные катаклизмы и деятельность человека неумолимо разрушали этот уникальный памятник. Уже с момента научного описания Д. Крайновым часть изображений оказалась бесследно утраченной, но уцелела основная часть многофигурной композиции, содержащей как реальные, так и схематизированные изображения; есть также и знаки, смысл которых остается загадкой.
    Рисунки сохранились в трех местах, не считая отдельных точек, линий, невнятных и осыпавшихся деталей, они представлены 34 изображениями. Трудно сказать, была ли изначально заложена какая-то единая сюжетная линия при их создании. Первооткрыватель памятника, Д. А. Крайнов полагал, что Таш-Аир – это грандиозное пиктографическое панно, на котором отражено масштабное событие, происшедшее в раннем бронзовом веке, то есть около 4 тысяч лет тому назад.
    Тогда в горную часть полуострова, населенную племенами – носителями культуры энеолита (медно-каменного века), вторглись воинственные пришельцы, которые могут быть отождествлены со степными пастушескими племенами эпохи бронзы. Основываясь на косвенных данных некоторые исследователи относят рисунки к эпохе энеолита или бронзового века. Однако, это лишь одно из возможных решений проблемы.
    Время нанесения изображений в гроте Таш-Аир и смысл древних рисунков остаются пока неустановленными.

    Так рисунки выглядят вживую
    http://f3.s.qip.ru/18HME8yb8.jpg
    http://f4.s.qip.ru/18HME8yb9.jpg
    Компьютерная обработка
    http://f3.s.qip.ru/18HME8yba.jpg
    Прорисовка
    http://f3.s.qip.ru/18HME8ybb.jpg

    Если мимо темы будет проходить Ауреус - пущай обратит внимание на ваджру слева на рисунке :)

    Отредактировано kalashik (2013-08-13 13:13:13)

    0

    49

    О Кыз-Кермене:
    Местоположение и время существования  Кыз-Кермена  дает основание некоторым ученым предполагать, что этот «пещерный город», возможно, и есть Фуллы-город, упоминаемый в раннесредневековых письменных источниках.
    Легенда (нашел)
    О  Кыз-Кермене  и Тепе-Керене существует  легенда . Согласно ей,  Кыз-Кермен  был некогда хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала красавица дочь. А князь и дружина соседнего Тепе-Кермена непрестанно чинили обиду городу, грабя торговые караваны, пытаясь подчинить себе его жителей. Чтобы восстановить мир, старейшины  Кыз-Кермена  решили поженить дочь князя и наследника замка на Тепе-Кермене. Молодые согласились, но между ними возник спор: молодой князь потребовал, чтобы невеста пришла в его замок, однако девушка была горда и считала, что вначале князь должен явиться к ней. Порешили на том, что через овраг, разделяющий  Кыз-Кермен  и Тепе-Кермен, будет сооружен мост, посередине которого и встретятся молодые. И вот в сопровождении свиты вступили они на мост, но, дойдя до его середины, девушка, вспомнив старые обиды, выхватила кинжал и убила жениха. Дружина князя зарубила ее, и вновь разгорелась вражда между городом и замком. А мост развалился: огромные камни, из которых он был сложен, как гласит  легенда , и сейчас еще разбросаны по ущелью, разделяющему оба городища.

    На самом деле камни внизу - обычные обломки скал, моста естественно никакого не было (разве что верёвчатый)

    Что известно о Фуллах? Первое упоминание об этом городе есть в отрывках из произведений византийского историка VI ст. Менандра Протектора и относится до 576-579 гг. Второе упоминание есть в «Житие Иоанна Готского». В 780 году епископ Иоанн поднял восстание против хазаров, но позже был схвачен и заключен в Фуллах.

    ... В торжище Курасаитов преподобный почивал в церкви, внутри которой было много надгробий. И, вставая по ночам и молясь, он разговаривал в ними (мертвыми) как с живыми....
    ... Когда преподобный сидел в темнице Фулл, владетель этих самых Фулл, придя, бросил к его ногам свое дитя, покрытое от головы до ног ранами, так что казалось, не было на нем человеческого облика. Когда же (Иоанн), осенив его крестным знамением и окрестив, принял в свои объятья, то дитя тотчас очистилось от ран.

    Следующее упоминание о городе Фуллы связано с деятельностью Константина Философа. Многолетнее соперничество между Византией и Хазарией в июне 860 года приобрело новые формы. Когда Византия на востоке воевала с арабами и с внутренними распрями, неизвестно откуда на ее столицу напал какой-то «новый народ Русь» и чуть было ее не захватил. Это нападение, скорее всего, был задумано и руководилось хазарской верхушкой. Хазарское посольство, наверное, побывало в 859 году в Византии и передало пожелание своего кагана, чтобы приехал представитель христиан для участия в диспуте между религиями: иудаизмом, мусульманством и христианством. Если бы кто взял верх в этом диспуте — эту религию пообещал принять сам каган. Но главной целью хазарского посольства была последняя рекогносцировка перед нападением Руси на Константинополь. Это нападение было очень опасным, и не тратя попусту времени в тот же год (860) Византия отправляет свое посольство во главе с Константином Философом в Хазарию на религиозный диспут с заданием узнать все о народе Руси. По «Житию» Констатин победил в диспуте, а по арабскими источниками все было наоборот, это подтверждает и то, что каган не принял
    христианства. Возвращался Константин через Херсонес, но на то время началась зима и тогдашнее судоходство останавливалось, и византийскому посольству пришлось зимовать в этом крымском городе. За этот период Константин находит мощи Климента Римского (январь месяц), знакомится с Евангелием и Псалтырем, написанными росскими-русскими письменами и еще рубит священный дуб, который принадлежал языческому фулльскому народу.

    В документе 9 века во времена патриарха Фотия в составе Готской епархии Хазарского каганата упоминается "Харасия на Черной воде" и епископство охоциров у Фулов. В начале 10 века значение Фульской епархии так возросло, что она стала напрямую подчиняться патриарху в Константинополе.

    Отредактировано kalashik (2013-08-13 15:31:42)

    0

    50

    Гена, пора ветку переименовывать. Как-нибудь типа "Чуфут-кале и другие пещерные города Крыма".  :yep:

    0

    51

    Неее
    Лучше просто Пещерные города Крыма.
    А в 1м посте упомянуть какие города :)
    Жаль, что нельзя посты предыдущие редактировать - я б всю инфу каждую в свой город рассовал
    Еще не хватает исторической инфы по городам. Хотя бы на уровне краткого описания.
    Все таки - Фуллия, Готия, Княжество Феодоро (кстати, какой то из русских царей планировал пожениться на феодорийской княжне - но не срослось (страшная наверное была:) )) и пр.
    А то у мя получилось разорвано, кусками, по мере добывания инфы.
    Еще не хватает столицы Феодоро - Мангуп-Кале

    Княжество Феодоро занимало видное место в Восточной Европе, и княжеский дом заботился об укреплении династических связей. Сохранились документы, согласно которым дочь князя Алексея - Мария в 1426 г. была выдана замуж за Трапезундского царевича, позже ставшего последним императором; дочь князя Исаака - Мария была в 1472 г. выдана замуж за Стефана III, господаря Молдавского; из русских документов известно также, что в 1474-5 гг. великий князь Московский Иван III поручал послам вести переговоры о бракосочетании своего сына с мангупской княжной. Браку помешало турецкое завоевание Крыма в 1475 г. Но особенно Гаврасы гордились родством с домом Палеологов, чей герб - двухглавый орел - изображен на плитах с надписями наиболее известного мангупского князя - Алексея. Из документа, известного под названием "Эпитафий княжичу" следует, что сын Алексея Иоанн был женат на Марии Асане, по отцовской линии - родственнице "порфироносного древа императоров Палеологов; по материнской - из рода Цымблаконов, также находившейся в родстве с Палеологами. Возможно, подобные династические браки были не единственным случаем, но пока в нашем распоряжении нет прямых документов. Известно лишь, что брак с девушкой из рода Палеологов давал право на употребление в качестве семейного герба двуглавого орла. Плит с подобным изображением - целых или в обломках - в Крыму найдено уже немало. Наиболее известны плиты 1425 и 1427 гг. с надписью князя Алексея, на которых изображены его монограммы, гербы Палеологов и Генуи. Известен также целый ряд обломков подобных плит, найденных на Мангупе, в Инкермане и даже в Херсоне: они хранятся в лапидарии Бахчисарайского дворца-музея и в фондах Крымского краеведческого музея. Но самой удивительной находкой этого ряда оказалась каменная плита, найденная во время раскопок крепости близ Алушты и датированная 1459 г. На плите размером 4-0,5 м в верхней части расположены пять щитов с гербами: в первом медальоне вырезан "процветший" равносторонний крест по сторонам которого размещены буквы IС/ ХС/ НI/ КА. Во втором, третьем и четвертом - монограммы, одну из которых можно понять как "Александр". На последнем щите изображен двуглавый орел с императорскими коронами на головах, в нижней части плиты идет четырехстрочная надпись. Предполагается, что крепость была удельным владением последнего мангупского князя Александра, захваченного в плен во время штурма Мангупа и умерщвленного в Стамбуле.

    О наличии родственных связей говорит и тот факт, что Софью Палеолог, племянницу последнего византийского императора, отправившуюся в 1472 г. в Россию, чтобы вступить в брак с великим князем Иваном III, сопровождал мангупский князь Константин Гаврас: он был удостоен этой чести так как приходился "родственником невесте", и, вероятно, потому, что члены его рода, потомки Степана Васильевича Ховры, уже находились в Москве. Позднее Константин принял монашество под именем Кассиана, удалился в Ферапонтов монастырь, а затем основал свой собственный монастырь на берегах реки Учмы. В XIX в. на этом месте сохранялись две церкви: согласно сообщению Бруна, в стене одной из них, у входа, находилась плита с двуглавым орлом без корон, похожим на изображения с плит князя Алексея 1425 и 1427 гг.

    Из того, что известно об истории рода, можно предположить, что Гаврасы привезли с собой героические воспоминания о многовековой борьбе с турками-сельджуками, культ св. Федора - князя, погибшего смертью храбрых в этой борьбе в 1098 г., признанного церковью мучеником в XII в. и святым - в XIV в., героя греческой и турецкой народной поэзии; и наряду с этим - непреклонное стремление к независимости от Византии.

    В начале XV в. княжеством правил выдающийся представитель рода - Алексей, сын выехавшего в Москву С. В. Ховры, именуемый в надписях "владыкою Феодоро и Поморья". Он овладел выходом к морю, и в 1427 г. построил на месте раннесредневековой крепости Каламиты (Инкерман) новое укрепление, под защитой которого находился морской порт, ставший конкурентом соседней Чембало (Балаклаве). Широко велось и церковное строительство - при Алексее возводится базилика в Каламите, восстанавливается базилика в монастыре Апостолов и Партените, построенная еще в VIII в. при Иоанне Готском. Стремясь поднять престиж княжеского дома, Алексей восстановил княжеский дворец в Мангупе и построил его донжон в 1425 г., в 1427 г. для укрепления династических связей выдал дочь Марию замуж за Трапезундского царевича, оказавшегося последним императором. Сочтя свое положение достаточно прочным, Алексей вступил в открытую борьбу с генуэзцами и в 1433 г., при поддержке восставшего против генуэзцев населения захватил крепость Чембало. Однако посланный из Генуи флот под начальством полководца Карла Ломеллино быстро отвоевал Чембало, а затем разгромил и Каламиту, захватив при этом в плен сына Алексея - тоже Алексея. Вскоре после окончания военных действий княжич был отпущен и в 1434 г. после смерти отца стал правителем Феодоро; Каламита вскоре была восстановлена, и соперничество феодоритов с генуэзцами за власть над Причерноморьем продолжалось, по-видимому, в более мирных формах. Накануне турецкого завоевания Крыма в 70-е годы XV в. враждебные взаимоотношения между Феодоро и Кафой сменяются дружественными: нараставшая угроза со стороны турок вынуждала их к сближению. В 1471 г. князь Феодоро Исаак посетил Кафу и заключил союз с генуэзцами.

    Накануне турецкого вторжения, в первой половине 1475 г. развернулась борьба за престол Феодоро. Узнав о смерти Исаака, его племянник Александр спешно прибыл с отрядом в триста воинов из Молдавии, где находился в изгнании. Ему удалось отбить престол у занявшего его сына Исаака. Однако дни Феодоро были сочтены. Летом того же года турки-османы при поддержке татар высадили войска на крымском побережье. Они осадили Кафу, которая сдалась через пять дней, взяли несколько прибрежных крепостей, а затем в начале июля подошли к Мангупу. Вооруженные огнестрельным оружием и снятыми с кораблей пушками, турки и татары пять раз ходили на приступ, однако не смогли взять города: уникальные природные условия, превосходные оборонительные сооружения, мужество защитников сыграли здесь свою роль. Полугодовая осада завершилась взятием города в декабре 1475 г. в результате хитрости турок; они притворились, что отступают, выманив, таким образом, за стены защитников крепости. Турки предали город страшному разграблению, истребив почти всех его жителей. Князь Александр и другие мужчины - представители княжеской семьи погибли в заточении в Константинополе, в живых был оставлен только его маленький сын: воспитанный турками, он сохранил почетный титул мангупского князя, хотя реальным влиянием ни он, ни его потомки уже не обладали.

    Из территории княжества Феодоро и генуэзских владений Юго-Западного Крыма турки образовали Мангупский кадылык - судебно-административный округ с центром в Мангупе, находившийся в непосредственном управлении Османской империи. Они, по-видимому, оценили превосходные оборонительные достоинства крепости и продолжали укреплять и восстанавливать ее, особенно после страшного пожара 1493 г., когда выгорел почти весь город. Об этом свидетельствует греческая надпись на одной из башен в Табана-дере и ряд сооружений, возведенных в XVI в. - мечеть, синагога, кенасса; частично была перестроена цитадель.

    Отредактировано kalashik (2013-08-13 17:00:48)

    0

    52

    Aretas написал(а):

    Snegovik написал(а):
    Не могу год разобрать на фотографии, а было б интересно...
    Вечером поставлю фото крупнее. Эти ужаты.

    Вот фото в полный размер.
    http://s5.uploads.ru/70oTU.jpg

    0

    53

    kalashik написал(а):

    Еще не хватает исторической инфы по городам. Хотя бы на уровне краткого описания.
    Все таки - Фуллия, Готия, Княжество Феодоро (кстати, какой то из русских царей планировал пожениться на феодорийской княжне - но не срослось (страшная наверное была:) )) и пр.

    Инфы не хватает??? Да ладно! Пещерные города одна из самых исследованных тем в Крыму! Целые книги выходили. Может в сети информации мало?...
    Сына Ивана III, Василия, собирались женить на феодоритской княжне.
    Калашик, не забивай тему фотографиями из Сети. Давай я весной доеду до тех мест и выставлю оригинальные фото. Давай?

    0

    54

    Ага :))
    Ну тогда больше не буду - ждем фоток!!!
    Очень классные места, жаль что не получается в последнее время их посещать :(
    Особенно весной - когда в тени скал снег еще лежит, а температура воздуха уже под 25-28 в тени

    Насчет инфы имею ввиду город, краткое его описание с фотографиями, возможно легенда (тоже интересно иногда).
    Кстати Качи-Кальон, Челтер с Шулданом - это свои фотки (почти все). Наскальная живопись напоминает мешанину - не получилась фотка :( Потому из сети выложил :)

    0

    55

    Aretas написал(а):

    Вот фото в полный размер.

    Летоисчисление совпадает - 5646 год (תרמ״ו). А вот с датой что-то напутано. В принципе, нисан может быть ияром, если они используют другую систему високосных лет (например, по природным признакам, а не по расчетам, как раббаниты с 4-го века н.э.). Но 29 число никак не может быть 12м...

    0

    56

    Вот не знаю как считали... Может на каком-нибудь караимском форуме спросить?

    0

    57

    13 дней догнали за счет високосных лет :) Это в нашем календаре ошибка (хотя не допонял системы летоисчисления - но факт остается фактом: в 1886 году дата была сдвинута на несколько дней, можно считать на 13)

    Отредактировано kalashik (2013-08-13 17:53:23)

    0

    58

    kalashik написал(а):

    13 дней догнали за счет високосных лет

    Иудейский календарь устроен иначе - в обычном году 355 дней, а в високосном - добавляется 13й месяц, чтобы лунный и солнечный цикл не разбегались, как у мусульман. Поправка вводится, чтобы нисан всегда был весной. Исторически, новый месяц провозглашали, когда видели новую луну, а если к концу месяца адар ячмень не колосился (или хрен его знает, что он там делает весной), то добавляли второй адар. Когда император Теодосий Первый запретил Сангедрин (типа, верховный суд евреев), перешли на календарь на основе астрономических вычислений. Он, кстати, точнее юлианского - ошибка в один день набежит за 10 тыс. лет. Если караимы используют другую систему високосных лет - может быть сдвиг на месяц в некоторые года, но никак не на половину.

    0

    59

    Спасибо за информацию ... кое-что все равно не понял - ну да ладно, будет чему еще поучиться :)
    Я к тому, что откуда взялся сдвиг? Путем сличения дат с григорианским календарем?
    Ну дык он с ошибкой на 13 дней, т.е. фактически посещали не 4 мая, а 17 мая

    Отредактировано kalashik (2013-08-13 18:51:36)

    +1

    60

    kalashik написал(а):

    фактически посещали не 4 мая, а 17 мая

    Бинго!

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Чуфут-кале. Немного не-античности.