Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Монеты gallienus'а.

    Сообщений 161 страница 180 из 422

    161

    еще одна... простенькая...

    http://s9.uploads.ru/t/IvFiS.jpg
    http://s8.uploads.ru/t/K78d1.jpg

    Галлиен. Антиохия (Писидия). 253-268 гг., 22*22 мм., 5,21 г.

    Ав.: IMP CAES P LIC GALLIO (!) PF [AV]G
    «Император Цезарь Публий Лициний Галлиен Благочестивый Счастливый Август»
    драпированный бюст императора в кирасе и лучевой короне вправо, в слове GALLIO буквы LL - оборотные

    Рев.: [ANT]IO-HCI (!) CL / [SR]
    Колония Антиохия. (По повелению) Римского сената
    вексиллум с орлом сверху - между двумя военными штандартами, под обрезом - SR

    BMC – нет, Sear – нет, SNG Cop.- нет, SNG Aul. – нет, SNG France 3 - 1333 (вар.)

    Вообще городов с названием Антиохи́я в древности было 16. И все они были основаны диадохом Александра Македонского Селевком, которому в результате войн за наследство Александра досталась большая часть его империи. В своем царстве Селевк построил 75 городов, 16 из которых назвал Антиохиями – в честь своего отца. Из этих Антиохий самыми известными были две: Антиохия-на-Оронте (она же Антиохия Великая) в древней Сирии, которая была сначала столицей государства Селевкидов, а затем и римской провинции Сирия. Антиохия-на-Оронте была третьим по численности населения городом империи после Рима и Александрии. Вторая Антиохия – Писидийская, в которой и отчеканена эта монета императора Галлиена. Эта Антиохия была построена на реке Антий (Анфий) в районе, где соприкасались территории нескольких малоазийских исторических областей – Писидии, Фригии, Галатии, Киликии, Памфилии и Ликаонии.

    http://s9.uploads.ru/t/yrzEv.jpg

    Административные границы провинций при римлянах периодически перекраивались, и то и дело то одна, то другая область меняла свою подчиненность. Так А.Ранович в своей книге «Восточные провинции Римской империи в I-III веках» упоминает некоего легата императора Августа, который был пропретором провинции, в которую входила почти половина Малой Азии - Provinciae Galatiae Pisidiae Phrygiae Lycaoniae Isauriae Ponti Galatici Ponti Polemoniaci Armeniae. А во времена апостола Павла наша Антиохия именовалась Галатийской, потому что в тот период принадлежала к провинции Галатия. При Веспасиане произошла еще одно административное переподчинение и Писидия была  присоединена к провинции Ликия и Памфилия. В интересующую нас эпоху – в III веке (правда, в самом его конце) - была образована самостоятельная провинция Писидия, и Антиохия стала ее столицей. Местность здесь гористая, сама Антиохия была построена на высоте около 1200 м. Климат жаркий, потому что горы Тавра мешают проникновению морской влаги. Поэтому леса в этих краях мало. Зато здесь часто проходят сильные ливни, вода из них кормит плато. Благодаря обильным дождям, в Писидии выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Продуктами страны были соль, гумми из ароматического дерева стиракса, благовонный корень ириса, амбладское вино, употреблявшееся как медицинское средство, и маслины. Жители Писидии поклонялись богу плодородия Мену, который изображался в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Они были родственны киликийцам и, подобно последним, занимались пиратством и грабежом. А, поскольку места здесь труднодоступные, то наведение «конституционного порядка» в этих местах заняло у римлян немало времени и сил.

    http://s8.uploads.ru/t/wPM9f.jpg

    При этом сама Антиохия была удачно расположена – на стратегически важной via Sebaste (дороге Августа), которая начиналась на западной оконечности Малой Азии – в Пергаме, и через Смирну, Эфес, Лаодикею, Апамею, Антиохию шла к Киликийским воротам (греч. Κιλίκιες πύλες) – горному проходу в горах Тавра, разделяющему Киликию и Каппадокию, откуда открывался путь в Сирию.
    В 25 г. до н.э. по приказу Августа в Антиохии была основана римская колония Colonia Caeserea Antiochia, здесь поселили ветеранов из Галлии. Это дало толчок развитию города – были построены бани, водопровод, храмы, улицы с колоннами. А, поскольку, via Sebaste была оживленным торговым путем, соединяющим запад и восток, через Антиохию шло движение денег и товаров. Позднее город получил и италийское право (ius italicum), которое предполагало возможность самоуправления и освобождение от подушной и поземельной подати, которой подлежали остальные провинциальные города.
    Судя по всему, в Антиохии жило немало иудеев. В городе была синагога, где во время своего первого миссионерского путешествия (во второй половине 40 гг.) проповедовал апостол Павел и был изгнан из города:  «…В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам. /…/ Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов» (Деяния, 13:44-50). На обратном пути апостол снова побывал в Антиохии (Деяния, 14:21). Возможно, что Павел посещал Антиохию и во время других своих путешествий (Деяния, 15:41, 16:1-6). Но факт остается фактом – возникшая здесь в результате проповедей Павла христианская община стала одной из крупнейших в Малой Азии, а в эпизоде, где Павел и Варнава говорят: «раз вы – евреи - отвергаете слово Божье, значит мы будем обращаться к язычникам», - содержится переломный момент в истории христианства. За счет того, что  Павел понес проповеди за пределы общин иудеев-соплеменников и начал обращать в свою веру не-евреев, маленькая чисто иудейская группа учеников распятого бродячего пророка Иисуса со временем превратилась в наднациональную религию…
    Нас же в первую очередь интересует, что происходило здесь во времена, когда была отчеканена эта монета – в 50-60 гг. III века, во время правления императора Галлиена. Нужно признать, что хроник, освещающих этот период, сохранилось крайне мало, но и в них эти края практически не упоминаются. Поэтому чтобы представить себе, какие события МОГЛИ здесь происходить, нужно вспомнить об основных потрясениях эпохи Валериана и Галлиена.
    1. Готы. Эта беда писидийские земли миновала. Морским набегам готов в 50-60-е гг. III века подверглись исключительно прибрежные города и их окрестности, расположенные на восточном и южном берегах Понта Эвксинского, а также на западном побережье Малой Азии. Правда, около 264—265 гг. готы проникли и во внутренние районы Малой Азии. Но в биографии Галлиена (SHA) сообщается, что они разорили Каппадокию, захватив тамошние города, а затем ушли на запад в Вифинию…
    2. Война с персами.  Молодое агрессивное государство Сасанидов, возникшее в Персии на месте Парфянского царства, начала давление на восточные границы империи в 30-е годы III века. Но Александру Северу тогда удалось отбросить персов назад. Военные действия на Востоке возобновились в начале 50-х, при императоре Валериане, - отце и соправителе Галлиена. Свой первый «сирийский поход» персидский царь Шапур I предпринял в 252-253 годах. Его подробности плохо известны. Как сообщается, Шапур захватил 37 городов и территорий, в том числе месопотамский Нисибис и сирийскую Антиохию – третий по значению город империи, после чего удача отвернулась от персов и они, прекратив войну, ушли назад. Второй «сирийский поход» Шапур предпринял в 256 году - была захвачена Армения, персы вторглись в Сирию и разрушили важный торговый центр Дура-Европос, который так больше и не был никогда восстановлен. Тогда же снова была захвачена Антиохия, однако, войска Валериана ее вскоре отбили. Видимо, первоначально в этой войне у римлян были успехи, о чем свидетельствуют монеты Валериана, датированные 257 годом, с титулом Parthicus. Но примерно в 260 году Шапур двинул свои войска в Месопотамию, осадив Карры и Эдессу. Собранная со всей Римской империи 70-тысячная армия во главе с императором была под Эдессой разбита. Шапур пригласил Валериана на переговоры на нейтральной территории и захватил его в плен (на основании александрийских монет и египетских папирусов это событие относят к промежутку между 29 августа и 29 сентября), где тот и сгинул. После пленения Валериана войска были деморализованы, среди населения царила паника – римский император впервые за историю Вечного города попал в плен к внешнему врагу!

    http://s8.uploads.ru/t/bY8v0.jpg

    Развивая успех, персы продолжили наступление и попытались снова взять Антиохию, захватить Тарс Киликийский и города Месопотамии. Кесарию в Каппадокии, несмотря на доблесть защитников, им удалось взять только благодаря предательству. На этой карте мы видим основные направления ударов персов (красные стрелки). То есть основной удар в малоазийских владениях Рима был нацелен на Тарс. Галатия, Писидия, Ликия и Памфилия остались в стороне от этих военных действий, хотя в той или иной степени все они оказались в прифронтовой полосе. А это - беженцы, паника среди населения, дефицит продуктов, резкий скачок цен и т.д.
    3. Узурпаторы. Судя по всему, Писидия оказалась в числе областей Малой Азии, признавших узурпазию военачальников Макриана и Каллиста (в лице сыновей первого – Макриана-младшего и Квиета), когда те сумели после пленения императора Валериана собрать в кулак остатки римской армии, организовать оборону, разбить персов на киликийском побережье и перейти в контрнаступление. После таких успехов Макриан и Каллист логично рассудили, что уж если им волею судьбы пришлось стать спасителями империи, взять на себя ответственность за восточные провинции державы, то им должна принадлежать и вся полнота власти. Причем, не только на Востоке, но и вообще в государстве. В итоге, оставив Квиета и Каллиста в Сирии, оба Макриана в 261 году двинулись на завоевание Рима, но где-то на окраинах Фракии, их разбил и предал смерти Домициан - подчиненный Авреола, военачальника Галлиена…
    Помимо Макриана-Каллиста была на Востоке еще одна узурпация, которая (пардон за тавтологию) была не совсем узурпация. Или, по крайней мере, формально начиналась не как попытка свержения власти императора. Этим государем, фактически подчинившем себе под эгидой Галлиена весь римский Восток, был Оденат - наследственный правитель сирийской Пальмиры. Его император призвал на помощь и назначил то ли «корректором (наместником) Востока», или даже своим соправителем и августом (тут источники говорят по-разному) с полной свободой действий. Деваться Галлиену было некуда – свои восточные провинции Рим фактически не контролировал. Оденат сделал практически невозможное – навел на Востоке порядок. Он несколько раз разгромил непобедимого Шапура и едва не взял персидскую столицу. В качестве военной добычи ему достался гарем персидского царя, который тот бросил во время бегства. Он сумел разбить войска самозванного императора Квиета – Квиет и Каллист были убиты. В итоге Оденат объединил под своей властью огромную территорию - Сирию, Месопотамию, значительную часть Малой Азии, Финикию и северную Аравию. На этой карте желтым цветом обозначены максимальные границы влияния Пальмирского царства в Малой Азии. Как мы видим, область Писидии (в том числе - Антиохия) находились в зоне влияния Пальмиры. Нужно признать, что в отношении Галлиена Оденат вел себя вполне почтительно – попавшие под его власть  римские города продолжали чеканить монеты с профилем императора.
    Около 266 года пальмирский царь погиб в результате заговора своего племянника, и во главе государства встала жена Одената Зенобия в качестве регентши их малолетнего сына Вабаллата. Под ее управлением Пальмира расширила свою власть до Боспора и Египта. В течение нескольких лет все попытки Рима ликвидировать независимость Пальмиры были тщетными. Только второму преемнику Галлиена Аврелиану после нескольких сражений удалось подчинить ее и вернуть себе власть над восточными провинциями…

    Что касается этой конкретной монетки, то лично меня в ней больше всего позабавили экзерсисы резчиков штемпелей на местном монетном дворе:
    написание имени императора в форме GALLIO с двумя оборотными L и ошибка в слове Антиохия - ANTIO-HCI вместо ANTIO-CHI…

    +2

    162

    gallienus написал(а):

    еще одна... простенькая...

    Тем не менее, сподвигла эта монета Вас поделиться с нами таким массивом интересной информации!  :cool:

    0

    163

    простенькая, более того - слабенькая, но интересная как с т.зр. географического места чекана, так и упражнений резчиков:)

    0

    164

    gallienus
    Кстати, чистить не собираетесь?

    0

    165

    думал над этим. никогда не пробовал раньше, поэтому опасаюсь. угробить эту монетку не жалко - 30 долларов, но не знаю, с чего начать. что почитать. слышал, что есть чистки механические и химические. механика - тут нужны инструменты и некие минимальные навыки. а химическая - найти что почитать можно, но я от химии человек далекий. и у меня даже нет версий, где у нас можно купить хим ингридиенты. у у вас то они, наверное, в аптеках продаются?:)

    0

    166

    намедни пришедшая...

    http://s9.uploads.ru/t/8QVvD.jpg
    http://s8.uploads.ru/t/XpjKF.jpg

    Галлиен, Перге (Памфилия), 10 ассариев, 253-268 гг., 31*30,5 мм., 12,35 г., F/gF

    Ав.: AVT KAI ПО ΛI ГАΛΛIHNO CЕВ / I
    «Император Цезарь Публий Лициний Галлиен Август»
    Драпированный бюст императора в короне направо, перед бюстом - I

    Рев.: ΠEPΓAIAC APTEMIΔO / C / А / ACVΛOV
    «Артемида Пергская. Убежище»
    Культовое изваяние Артемиды Пергской внутри двухколонного храма, слева над изваянием солнце, справа – месяц,  на фронтоне храма – А,  на наличнике - ACVΛOV

    ВМС – нет, Sear – нет, SNG von Aulock - 4731 (вар. – в лучевой короне)

    Собственно, об истории Перге, в т.ч. во времена Галлиена - сообщение №71 на этой ветке...

    На этой монете, отчеканенной в городе Перге (провинция Памфилия), изображен один из самых известных храмов Малой Азии – храм Артемиды Пергской, покровительницы города, который по своей славе в древнем мире соперничал со знаменитым храмом Артемиды в Эфесе. Как выглядели культовые изваяния Артемиды в обоих храмах, мы знаем исключительно по монетам или скульптурным изображениям (это – об эфесской богине). Это были два древних, изначальных божества плодородия. Но если Артемида в Эфесе была ипостасью многогрудой Великой богини – матери, то изваяние Артемиды в Перге представляло собою конический фаллообразный камень.
    Собственно, о самом храме известно немного подробностей. Страбон в «Географии» мельком упоминает о том, что «вблизи Перги на возвышенном месте находится святилище Артемиды Пергейской, где ежегодно справляют общенародный праздник» (XIV, IV, 2). Судя по всему, эти праздники, по крайней мере, - изначально, носили оргиастический характер.
    Надпись ACVΛOV на наличнике храма означает, что он обладает правом или статусом убежища. Сакральное право на убежище (греч. άσυλα, лат. asylum - убежище, приют) – один из самых древних институтов, существующий с самых ранних, доисторических форм человеческого общества. Оно предполагало существование священных мест (в первую очередь – святилищ, храмов, могил героев), неприкосновенных для людского суда, которые давали гарантированную безопасность всякому преследуемому - убийцам, преступникам, неприятелям. Увести силой из такого места, оторвать от статуи бога или алтаря лицо, ищущее защиты, считалось преступлением. В эллинистическую эпоху эта практика была широко распространена, и, например, одними из самых известных убежищ считались все тот же храм Артемиды в Эфесе, храм Тесея в Афинах, куда спасались рабы от жестокого обращения господ, храм Афродиты в Смирне итд. (Убежища в Древней Греции // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907).
    Римляне поначалу тоже охотно предоставляли это право отдельным храмам, но в 22 году Тиберий поручил сенату пересмотреть список храмов, имевших право убежища, и уточнить перечень провинностей, на которые оно распространялось. В результате количество  святилищ, обладавших правом убежища, было значительно сокращено. «Был издан сенатский указ, которым с соблюдением полного уважения к религиозным чувствам, но и со всею решительностью ограничивалось число убежищ; вместе с тем было велено прибить в храмах медные доски с этим указом, чтобы память о нем сохранилась навеки и чтобы не допустить в будущем прикрывающихся благочестием честолюбивых стремлений», - пишет в «Анналах» Тацит (III, 60-63), который приводит перечень таких храмов. Святилища Артемиды Пергской в нем нет, однако, как мы видим, право убежища сохранялось за ним, как минимум, до времен Галлиена, то есть до 60-х гг. III века.
    Вместе с тем и сами священные места, охраняемые богами и почитаемые императорами, зачастую были бессильны перед произволом римских наместников. В I веке до н.э. печальную известность получил некто Гай Лициний Веррес. В 73-71 годах он управлял Сицилией, где прославился своей тягой к коллекционированию – он вымогал и похищал понравившиеся ему произведения искусства (статуи богов, украшения, столовую утварь итд.) не только у частных лиц, но и у городов, и у храмов, и даже у союзных правителей. До этого – в 80-79 гг. - он был легатом в Азии, где не только боролся с киликийскими пиратами, но тоже стремился к прекрасному, и, в частности, ограбил храм Артемиды в Перге. Что за реликвии он оттуда увез, доподлинно неизвестно – этот случай без подробностей в длинном перечне злоупотреблений бывшего наместника упоминает Цицерон в своей речи «Против Верреса», когда в 70 году тот все таки угодил под суд. «Оскорбил в Перге Диану», - так называет случившееся Цицерон (IV, О предметах искусства, XXXII, 71).
    Примерно в 47 году н.э. во время своего первого миссионерского путешествия Перге посетил апостол Павел: «Отплывши от Пафа, Павел и бывшие при нем приплыли в Пергию, в Памфилии…» (Деян. Апост. 13:13). Согласно церковной традиции, именно в Перге произошел некий конфликт между Павлом и «бывшим при нем» Иоанном Марком (он же – «апостол от семидесяти», то есть, в отличие от Павла – общавшийся с Иисусом и избранный Иисусом ученик, хотя и «второго плана», к тому же - племянник еще одного спутника Павла - Варнавы). «Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим», - говорят «Деяния…». Судя по тому, что в Перге с яростным проповедником Павлом не случилось никаких происшествий – типа ареста, побивания камнями итд., - похоже, этот фактический создатель христианства как супер-религии какого-то особого впечатления на местных язычников не произвел, хотя и оставил здесь после себя христианскую общину…
    …Во времена господства христианства языческие храмы на территории Перге были обращены в христианские церкви - храм покровительницы города Артемиды стал церковью Богородицы, храм Аполлона превратили в церковь Иисуса.
    До сих пор развалины храма Артемиды точно не локализованы, даже на туристических картах Перге место, где располагалось святилище, указывается лишь предположительно. 

    http://s8.uploads.ru/t/sRm2G.jpg

    Отредактировано gallienus (2014-02-12 11:43:36)

    +3

    167

    gallienus написал(а):

    намедни пришедшая...

    Поздравляю с постепенным, но неуклонным пополнением коллекции!  http://s2.uploads.ru/5VFWD.gif

    gallienus написал(а):

    Сакральное право на убежище (греч. άσυλα, лат. asylum - убежище, приют) – один из самых древних институтов

    Всегда с огромным интересом читаю Ваши комментарии к монетам. И узнаю много нового!  http://s3.uploads.ru/jTE6F.gif

    0

    168

    Спасибо!:) так и я с каждой новой монеткой узнаю что то новое, ибо каждая новая монетка - это новое исследование, новое открытие:)

    0

    169

    Геннадий Бордуков написал(а):

    gallienus написал(а):
    Сакральное право на убежище (греч. άσυλα, лат. asylum - убежище, приют) – один из самых древних институтов
    Всегда с огромным интересом читаю Ваши комментарии к монетам. И узнаю много нового!

    Да не может быть, чтобы ты это не знал. На тирских и сидонских монетах еще со времен не скажу Птолемеев, но Селевкидов - так точно - пишут формулу, часто сокращенную до монограмм (наберу кириллицей): ИЕРАС КАИ АСИЛОУ - "священного и неприкосновенного", (в р.п., после (монета) города такого-то..) т.е. имеется в виду "пользующегося правом священного убежища".

    0

    170

    AVL написал(а):

    Да не может быть, чтобы ты это не знал

    Про Тиберия-напрочь вылетело из головы. "Давненько я не перечитывал старика Тацита!" (с).  http://s3.uploads.ru/Xd1W9.gif

    0

    171

    новая монетка, пришла вчера - красивая! редкая! в отличном сохране!

    http://s9.uploads.ru/t/SK2qP.jpg

    Галлиен. Антиохия (Писидия). АЕ 29. 253-268 гг. 27*29 мм. 13,05 г. gVF

    Ав.: IMP Λ CAE  ΛK(?) L LIC SALLIEIVOPAS(?)
    «Император Цезарь Лициний Галлиен»
    драпированный бюст императора в кирасе и лучевой короне вправо

    Рев.: ANTIOCHI C OL ANTIV
    «Колония Антиохия. Антий»
    Речной бог Антий, лежащий влево, в правой руке держит рог изобилия (пучок колосьев?), левой опирается на сосуд, из которого струится вода и растет ветвь. Надпись «ANTIOCHI C…» - по часовой стрелке в обычном порядке, под обрезом «…OL ANTIV» - по часовой стрелке, буквы читаются в обратном порядке справа налево, не переворачивая монету, L – оборотная

    BMC – нет, Sear – нет, SNG Cop.- нет, SNG von Aul. – нет, SNG France 3 - нет

    Об Антиохии Писидийской см. сообщение 161...

    На реверсе этой монеты, отчеканенной в Антиохии Писидийской, изображен речной бог Антий или Анфий  (Аντίος) – персонификация одноименной реки, неподалеку от которой располагался город.
    http://s8.uploads.ru/t/Bq6Wa.jpg
    Информации об этой реке практически нет. В соответствующем томе ВМС, например, сообщается, что название реки «Антий» известно только из антиохийских монет. 
    Страбон в своей «Географии» реку Антий не упоминает: «Во Фригии Парории есть нечто вроде горной цепи, которая тянется с востока на запад. У подошвы ее по обеим сторонам расстилается большая равнина. Поблизости расположены города: к северу Филомелий, а на другой стороне - так называемая Антиохия в Писидии; первый лежит на равнине, последняя же — на холме (в ней есть римская колония)» (XII, VIII, 14).
    Известно, что сама Антиохия построена на высоте около 1200 м. над уровнем моря на холме примерно в километре севернее современного города Ялвач (Yalvaç). С северо-восточной восточной стороны с Антиохией соседствует горный хребет – отрог Тавра. А северо-западнее находится ущелье, по которому и течет река - тот самый Антий, впадающий на юго-западе в озеро, которое в современной Турции называется Эирдир (Eğirdir), а в римские времена, очевидно, именовавшееся Асканией. Кстати, и нынешнее название реки Антий – тоже Ялвач.
    http://s9.uploads.ru/t/wJhUB.jpg
    Что касается интерпретации ее названия, тут нам поможет Павсаний, упоминающий один из многочисленных эпитетов Диониса, в честь которого справлялись ежегодные празднества – «Диониса Антия» - то есть «Весеннего цветения» (Описание Эллады I, XXXI, 2). Местность здесь гористая, климат жаркий, потому что горы Тавра мешают проникновению морской влаги. Не возьмусь судить о наличии снега в здешних горах сейчас или в античности и таянии его весной. Но известно, что зимы в этом регионе дождливые. Всю зиму небольшие речки вроде Антия напитываются водой и весной, в пору пробуждения природы от зимней спячки, становятся достаточно полноводными, снабжая влагой местную флору. Как всякий речной бог Антий символизирует здесь тему плодородия. Не зря в его руках – то ли рог изобилия, то ли пучок колосьев. Отсюда и «Антий» = «Весеннее цветение».

    Что еще интересного в этой монете? Стилистика портрета Галлиена разительно отличается от привычных распространенных мелких номиналов АЕ22 со штандартами. Вытянутый закругленный подбородок, чуть приплюснутый вниз нос и как будто вытянутые в трубочку губы характерны для крупных антиохийских монет Галлиена диаметром 29 мм., которые встречаются редко, - как, например, вот эта.
    http://s9.uploads.ru/t/L2vUH.jpg
    Ну и отдельная песня – это упражнения резчиков местного монетного двора по части написания легенд. Мало того, что в написании легенды реверса они проявили недюжинную изобретательность, написав окончание легенды под обрезом в обратном порядке по часовой стрелке. В легенде аверса имя Галлиена представляет собою тарабарщину из латинских и греческих букв. Такое ощущение, что резчик был неграмотным и пытался просто сымитировать некий текстовой образец, но, как мы видим, и это ему не очень удалось :D

    +3

    172

    gallienus написал(а):

    В легенде аверса имя Галлиена представляет собою тарабарщину из латинских и греческих букв. Такое ощущение, что резчик был неграмотным и пытался просто сымитировать некий текстовой образец, но, как мы видим, и это ему не очень удалось

    Странно. Это же не варварская монета, официальный монетный двор.  :dontknow:
    Такое впечатление, что резчик латинский язык забыл, а греческий ещё не выучил.  :hobo:

    +1

    173

    если

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Странно. Это же не варварская монета, официальный монетный двор.   я уже и там обращал на это внимание.
    Такое впечатление, что резчик латинский язык забыл, а греческий ещё не выучил.

    если заглянуть в ВМС или SNG France и посмотреть чекан, например, с Деция по Галлиена, можно увидеть, что косяки в монетных легендах Антиохии Писидийской - нормальное явление. Как пример - если  посмотрите предыдущую мою простенькую монетку из Антиохии со штандартами, я и там уже обращал внимание на небрежность резчиков. Но тут, я согласен, - рекорд!:)

    0

    174

    gallienus написал(а):

    я и там уже обращал внимание на небрежность резчиков

    Думаю, что это обьясняется тем, резчики штемпелей были слабо знакомы с языками титульной нации. возможно ,они вообще эпизодически привлекались к этой роли, а в основное время были заняты чем-то другим. Например, чеканкой по сосудам или ювелирным делом.

    0

    175

    а, может, и вообще - гастарбайтеры?:) специалисты-резчики, привлеченные из-за...

    0

    176

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Думаю, что это обьясняется тем, резчики штемпелей были слабо знакомы с языками титульной нации.

    Тогда следует, что и основная масса населения уже была слабо знакома с латынью и греческим?

    0

    177

    думаю, что основная масса населения, особенно в провинциях, по определению была неграмотной. умение читать и писать, очевидно, были уделом элит - а это 5, максимум 10 % населения территории. опять же процент грамотных в городах всегда выше, чем в сельских районах.
    вряд ли ситуация в провинциальных городах римской империи в этом смысле принципиально отличалась социологически от ситуации в губерниях российской империи, например, в 19 веке:)

    0

    178

    gallienus написал(а):

    думаю, что основная масса населения, особенно в провинциях, по определению была неграмотной.

    О дикости племён, населявших эту местность, писал ещё Цицерон, бывший наместником Киликии.

    0

    179

    А.Ранович:
    "Писидия в северо-восточной горной своей части, входившей в состав Галатии, также была населена еще полуварварскими и варварскими племенами, жившими в небольших селениях, сохранивших общинную организацию; «города» здесь были скорее убежищами, чем политическими или экономическими центрами". поэтому говорить о "грамотности" основного населения малоазийских провинций в целом и конкретно антиохии было бы натяжкой:)

    0

    180

    gallienus написал(а):

    А.Ранович:

    Думаю, Ранович тоже Цицерона читал.  :rolleyes:

    0