нечастая разновидность монеты из Фессалии с ошибкой в легенде аверса
ФЕССАЛИЙСКИЙ СОЮЗ, 4 ассария, 253-268 гг., 24/25 мм., 10,39 г., gF/gF
Ав.: AVT ΓA[Λ] - ΛHNOC AVГ (!)
«Император Галлиен Август»
Драпированный бюст императора в короне и доспехах направо
Рев.: [K]OINON ΘЄCCAΛΩN / Δ
«Фессалийский союз, 4 ассария»
Афина Паллада атакует вправо, на левой руке щит, правая поднята с копьем, слева на поле - Δ (знак номинала)
Mionnet Suppl. III – 110,
Burrer, MA-G 53
Эта монета с покровительницей Греции Афиной отчеканена в легендарном регионе – Фессалии. Здесь на севере, на границе с Македонией находится тот самый Олимп, где жили бессмертные боги (на самом деле – не гора, а горный массив с несколькими вершинами). Здесь в области Фтии был царем тот самый Девкалион, который возродил человеческий род после Потопа, а затем, согласно псевдо-Апполодору, основал акрополь в городе Итона. Отсюда же – из Фтии («холмной Фтией» называет ее в «Одиссее» Гомер) – родом и самый великий греческий герой Ахилл. А с Иолка в области Магнесии начинается предыстория плавания аргонавтов: именно здесь царствовал Эсон – отец Ясона. Когда Пелий сверг своего брата Эсона с престола, тот, опасаясь козней узурпатора, отдал сына на воспитание кентавру Хирону, жившему на горе Пелион, на юго-востоке Фессалии. Позднее здесь же воспитывался и Ахилл. А свое имя страна получила в честь Фессала - отца Антифа, который царствовал на Косе, участвовал в Троянской войне, и после разрушения Иллиона захватил страну пеласгов, назвав ее в память об отце.
Эмитент монеты – Фессалийский койнон, то есть союз здешних городов. Этот союз возник приблизительно на рубеже V и IV веков до н.э., но не представлял собою государственного образования, а был именно военно-политическим союзом отдельных городов во главе с вождем (тагом), которым обычно пожизненно избирали властителя города Лариссы из династии Алевадов. Помимо Лариссы в него, видимо, входили такие известные древние города региона как Феры, Трикка, Скотусса, Краннон, Иолк, Итона, Эгинион. Живший в I веке Плиний Старший среди городов Фессалии называет также Гомфы, местные Фивы, «Птелеонскую дубраву», «город Пагас (потом его стали называть также Деметриадой)», свободный город [Фарсал] и Илетию.
Фессалия успела побывать под властью Филиппа Македонского, его великого сына, а также наследников Александра, затем была захвачена Пирром. В 197 году до н.э. здесь неподалеку от Скотуссы в местечке Киноскефалы римские легионы разбили фаланги Филиппа V, и звезда македонян навсегда закатилась, а в 148 году до н.э. Фессалия и вовсе попала под власть Рима. Цезарь даровал фессалийцам «свободу и внутреннюю автономию», но впоследствии они были, по-видимому, отняты Августом, как пишет Моммзен, «вследствие злоупотреблений».
Состав балканских провинций в республике и империи периодически перекраивался. И сначала Фессалия находилась в составе сенатской провинции Македония, затем (27 год до н.э.) вошла в Ахайю. В 15 году Тиберий объединил Македонию и Ахайю в одну императорскую провинцию и отдал ее в оперативное управление наместника Мезии, а Клавдий в 44 году вернул все обратно. Постепенно Греция превращалась в захолустье. Абрам Ранович цитирует Диона Хризостома, нарисовавшего довольно мрачную картину упадка Греции конца I – начала II вв. В Фессалии, - пишет он, - долина Пенея представляет собою безлюдную страну, пустыню. Но, судя по всему, это не соответствовало действительности. Фессалия была самой плодородной областью всего полуострова и еще в IV в. она вывозила хлеб. Известно, что Рим не выводил в этот регион колоний. Городам было оставлено самоуправление. Сохранилась и Фессалийская лига. Правда, она уже была лишена настоящих политических и административных функций и занималась, как считается, в основном обеспечением культов богини Ромы и Августа. Но, видимо, не только ими - в одной надписи времени Тиберия речь идет о тяжбе между двумя фессалийскими общинами. Тяжба разбиралась в синедрионе в Лариссе, состоявшем из 324 членов. Решение синедриона передается, правда на суд легата, все же компетенция фессалийского койнона включает, очевидно, дела, не относящиеся к культу. Такое положение сохранялось и при Адриане. По версии А. Шофмана, в середине II века при Антонинах Фессалия была включена в состав самостоятельной провинции Эпир. А Абрам Ранович пишет о том, что первоначально входившая в состав Ахайи, с середины II в. Фессалия была включена в состав Македонии, а провинция Эпир была создана одновременно.
Как бы там ни было, но в интересующие нас времена императора Галлиена она, видимо, входила в состав Ахайи. Если верить «Истории Августов» (SHA), именно в этой провинции служил проконсулом (то есть, губернатором) один из (похоже) мифических узурпаторов императорской власти Валент, получивший прозвание «Фессалийский». SHA характеризует его как «военного человека, которому, однако, и гражданские его доблести создали великую славу». Другой узурпатор – Макриан, который, как мы помним, в Малой Азии провозгласил императорами своих сыновей Макриана-младшего и Квиета и пошел на Рим, послал к Валенту некоего Пизона. У того был приказ убить проконсула, поскольку узурпатор «был уверен в его враждебном отношении к себе». «Узнав о том, что Пизон идет против него, Валент принял на себя императорскую власть», - продолжает «История Августов». В итоге посланный убийца сам был убит в Фессалии «вместе с очень многими, когда Валент послал туда воинов». Вскоре после этого и Валент тоже был убит своими воинами [SHA, Тридцать тиранов, XIX, 1-3; Двое Галлиенов, II, 2-4]. Если эти события имели место на самом деле, это происходило в 260-261 годах.
А в 267 году в Грецию вторглись готы, которые впервые вырвались на оперативный простор в Средиземное море. Причем, варвары, видимо действовали несколькими группами. Это нашествие не было столь прямолинейно-последовательным, как представлено на этой карте. Одна группа, судя по всему, выбрала целью нападения побережье Малой Азии, атаковав Илион, Александрию Троадскую и Эфес. Еще одна группа, «группа Македонии» - преимущественно это были племена эрулов, - высадилась у Фессалоник и безуспешно пыталась взять город. Третья, - «группа Эллады» - напала на Аттику и, вероятно, также на Пелопоннес. Ими были сожжены и разграблены Афины, а также Коринф, Аргос и Спарта. Фессалия среди пострадавших регионов напрямую в источниках вроде бы не упоминается. Рассеянные в грабеже отряды варваров понесли большой урон от греческих отрядов самообороны. И, видимо, в результате часть готских племен, входивших в «группу Эллады» стала отступать на северо-восток (через Фессалию!), к ним присоединились те неудачники, которые безуспешно осаждали Фессалоники, и на фракийской реке Несс – она же Нест (совр. Места), - по которой проходила граница двух провинций, их встретил Галлиен. Созданные императором ударные отряды тяжелой кавалерии для оперативного реагирования на угрозы были страшной силой, когда они вступали в дело. Главные силы готов были остановлены и разбиты. «История Августов», писавшаяся для потомков Константина Великого, который якобы вел свой род от Клавдия Готского – соратника Галлиена, организовавшего против него заговор, и та вынуждена была (в свойственной ей уничижительной манере) признать несомненный успех Галлиена: «Между тем Галлиен, наконец, обеспокоенный общественными бедствиями, встретился с готами, бродившими по Иллирику, и случайно (!) перебил множество их» (История Августов, Двое Галлиенов, XIII, 9). А Георгий Синкелл так рассказывает о разгроме готов: «Император Галлиен уничтожил 3 тысячи [варваров] близ Несса. Тогда вождь эрулов Навлобат сдался императору Галлиену и был пожалован достоинством консула».