Две монетки из мизийского города Пария...
АЕ 22, 253-260 гг., 4,68 г., gVF/gVF (фото реально неудачные, какие то расплывчатые, на самом деле - оч. "острая", с мелкими деталями)
Ав.: C GALL – IENVS
«Цезарь Галлиен»
Драпированный бюст императора в венке и доспехах направо
Рев.: CG – IHP (= Colonia Gemella Iulia Hadriana Pariana)
«Колония Гемелла Юлия Адриана Париана»
Гений стоит влево, на правой руке – венчающая его Виктория, в левой – рог изобилия. Надпись по часовой стрелке: CG - IHP
Sear – нет, BMC - нет, Weber – нет, SNG France – 1524, Mionnet v.1 – нет
АЕ 22, 253-260 гг., 21/22 мм., 4,73 г., aVF/aVF
Ав.: C G - [A]LLIENV[S]
«Цезарь Галлиен»
Драпированный бюст императора в венке и доспехах направо
Рев.: CGIHP(= Colonia Gemella Iulia Hadriana Pariana)
«Колония Гемелла Юлия Адриана Париана»
Козерог вправо, держит глобус в передних лапах, над ним – рог изобилия. Внизу надпись - CGIHP
Sear – нет, BMC - нет, Weber – нет, SNG France - 1527 (вар.лег.ав.), Мионнет т.1 – нет
Парий (он же Πάριον, он же Parium) – мисийский город на южном берегу Пропонтиды, современный турецкий Кемер. По меркам Средиземноморья он не очень древний – моложе Троянской войны (Страбон, XIII, I, 20). Тем не менее, Парий был весьма значимым городом греческого мира. Согласно легендам, изначальным в этих краях было племя офиогенов (όφιογενεΐς), находившееся в родстве со змеями, чей родоначальник превратился из змеи в человека - может быть, это был один из ливийских псиллов, «сила» которого перешла на некоторое время в его род, предполагает Страбон (XIII, I, 14). Члены племени умели лечить укушенных змеями - непрерывным прикосновением подобно заклинателям; сначала они переносят на себя синяк от змеиного укуса, а затем прекращают воспаление и боль (там же).
Павсаний утверждает, что Парий – это колония Эритр в Ионии (Описание Эллады, XXVII), а Страбон к основателям города относит не только эритрейцев, но также паросцев и милетцев (XIII, I, 14; X, V, 7). Современные исследователь Михаил Колесников называет Парий второстепенной колонией милетян, которая «согласно Евсевию, была основана в конце VIII в. совместно с малоазийской Эритрой и, судя по названию колонии, возможно, при участии каких-то переселенцев из Пароса», а вторичной ближней колонией города в Пропонтиде называет Питию (Колесников, 2.4.2.).
Парий несколько раз поминается Ксенофонтом в Анабасисе – автобиографическом рассказе о том, как греческие наемники после проигранной битвы в 401 году до н.э. окружным путем возвращаются на родину, однако, роль Пария в этих событиях весьма скромна (VII, II, 7; VII, II, 25; VII, III, 16; VII, III, 20).
Что примечательно, если в расположенном немного восточнее Приапе поклонялись одноименному богу грубой плотской любви, то в Парии почитали бога Эрота (Павсаний, Описание Эллады, XXVII). Известно, что именно для Пария одну из двух своих статуй Эрота изваял знаменитый Пракситель (IV век до н.э.). Плиний Старший приводит об этой статуе довольно пикантную историю: «Ему же (Праксителю) принадлежит и другой Купидон, обнаженный, в колонии Парии у Пропонтиды, равный Венере Книдской по знаменитости и осквернению: в него влюбился родосец Алкет и тоже оставил на нем такой же след любви» (Естественная история, XXXVI,IV,22). Про Афродиту Книдскую чуть раньше автор сообщает, что «кто-то, охваченный любовью к ней, спрятавшись однажды ночью, прильнул к изображению, и о его страсти свидетельствует пятно».
К IV веку до н.э. относят и знаменитый алтарь в местном храме Аполлона, который, как считается, был создан Гермокреонтом. Видимо, этот алтарь упоминает и Страбон, называя его «достопримечательным», поскольку каждая его сторона длиной в стадию, т.е. 178 метров (X, V, 7). Ватиканский аноним в трактате «О невероятном» (компиляция, относящаяся, видимо, к византийским временам) считает «алтарь в Парионе» достойным 7-ми чудес света. Плиний Старший в «Естественной истории» упоминает статую Геркулеса, которую для «колонии Парии» создал некий скульптор Гагесий, о времени жизни которого у историков нет единого мнения (XXXIV, XIX, 78). Из того, что для города создавались такие произведения искусства, можно заключить, что он был достаточно зажиточным.
Во времена Атталидов (III-II века до н.э.) Парий, действительно процветал за счет сельского хозяйства, мореплавания и торговли – он имел большую гавань (больше, чем в соседнем Приапе), и, угодничая перед Атталидами, жители города добились увличения своей территории за счет земель все того же Приапа (Страбон, XIII. 1, 14).
Под власть Рима он попал в 133 году до н.э., при Августе сюда была выведена колония.
В новое время Парий прославился разве что тем, что отсюда родом был знаменитый авантюрист II века н.э. бродяга, философ-киник и христианский проповедник Перегрин-Протей (Лукиан. О кончине Перегрина).
Нам неизвестно, что представлял собою Парий в III веке нашей эры – процветал ли, или начал приходить в упадок. Но совершенно точно, что при Галлиене эти края стали прифронтовой полосой. Началось Великое переселение народов, и с Востока империю начали терзать молодые агрессивные готские племена. Видимо, зимой 257-258 гг. готы добрались до Пропонтиды, где сначала захватили Халкедон. «После этого они направились к Никомедии, большому и богатому городу. Даже хотя известия об их приближении были на слуху, и жители смогли спастись бегством, варвары уже сумевшие захватить огромное количество денег, немало удивлялись необъятным размерам добычи, которую они нашли. После опустошения Никеи, Хиоса, Апамеи и Прусы, которые они прошли на том же пути, варвары дошли до Кизика, но река Риндак была так разлита дождями, что переправа была невозможной, и они отступили, сжегши по пути Никомедию и Никею», - пишет Зосим (Новая история, I, 35).
В 260 году, когда отец Галлиена император Валериан попал в плен к персам, Малая Азия поддержала узурпацию префекта претория Макриана и военачальника по имени Каллист (по прозвищу Баллиста, то есть «катапульта»), которые провозгласили августами сыновей Макриана – Макриана-младшего и Квиета. Их признали Сирия, Малая Азия и Египет. Монеты узурпаторов из Пария мне не попадались (хотя существуют их монеты, например, из вифинских Никеи и Византия в альянсе, Гераклеи Понтийской), но нет оснований считать, что здесь дела обстояли как-то иначе.
Следующий набег варваров имел место около 262 года. Его описал Иордан: «Дав волю своему буйству, Респа, Ведук и Тарвар, предводители готов, взяли корабли и, переправившись через пролив Геллеспонтский, перешли в Азию; в этой провинции они разграбили много городов, а в Эфесе сожгли славнейший храм Дианы /…/ Перейдя в область Вифинии, они разрушили Халкедон /…/ При такой удаче готы, вторгшиеся в области Азии, забрав добычу и награбленное, снова переплывают Геллеспонтский пролив; по пути они разоряют Трою и Илион... (Иордан, Гетика, 107-108). А в 267-268 гг. случилось нашествие невиданных прежде масштабов. Опустошив Кизик, готы вырвались в Эгейское море, где несладко пришлось всей Греции…
Как мы видим, в связи с готами Парий нигде впрямую не упоминается, однако, очевидно, что в исторические хроники вошли только самые примечательные события.
Что касается времен после Галлиена, при Лицинии (308-324 гг.) известен местный христианский мученик святой Феоген, епископ Пария, который был повешен на четырех столбах и бит палками, а затем утоплен в море.
Козерог на второй монете – это знак зодиака императора Октавиана Августа, который, как считается, был зачат под ним. Римляне считали знаки не по дате рождения, а по дате зачатия. К тому же именно в начале января Октавиан сложил с себя полномочия reipublicae constituendae, чтобы заменить их императорской властью. Поэтому козерог здесь – это символ Октавиана Августа, а в расширительном смысле – римских императоров. К тому же козерог символизирует идеи вечности и «золотого века».
Отредактировано gallienus (2015-05-02 17:14:22)