Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Монеты gallienus'а.

    Сообщений 261 страница 280 из 422

    261

    Gallienus! Есть хорошее, но довольно срочное, предложение. Сейчас собирается очередной выпуск журнала "Нумизматика". Туда нужна (надеюсь ещё не поздно) статья по антике. Выбери N-ое количество самых интересных, на твой взгляд, монет и сделай публикацию. Только нужен именно нумизматический аспект - описание, чем интересна, что изображено и пр., историко-географический очерк дай, но не так обширно, как здесь, учитывая специфику журнала. Объём - не ограничен, но лучше в пределах 0,5-1 печатный лист.
    Я помогу в её издании. Подробности - через личку.

    Отредактировано Aretas (2014-09-26 09:56:38)

    0

    262

    день добрый, коллега!

    sapalex написал(а):

    Хотелось бы услышать Ваше мнение о золотой чеканке г. Троада периода Галлиена.

    sapalex написал(а):

    Видно, что монеты являются не варварскими подражаниями и чеканены официальными штемпелями.

    мне трудно судить о золотой чеканки троады галлиена, потому что на глаза мне из этого богатства мало что попадалось.
    если говорить вот об этой монетке -

    sapalex написал(а):

    Вот экзмпляр проданный в октябре 2003 года

    штемпель что аверса, что реверса какого то отторжения не вызывает. выражение лица:) императора на аверсе знакомо по бронзовому чекану.
    на варварские подражания не похоже. косвенным подтверждением подлинности, на мой взгляд, может служить отверстие - то есть с довольно древних времен монету исползовали как украшение...

    что касается второго экземпляра - прорисовка - штука тонкая:) - она передает лишь общие очертания, поэтому тут вообще говорить, боюсь, не о чем. прорисовка, как мы видим, не передает даже портретного сходства с известными изображениями галлиена на монетках александрии. плюс - меня смущает исковерканная легенда аверса - если вы посмотрите бронзовые монетки галлиена, отчеканенные в александрии троадской, вы увидите - там резчики были грамотные! они легенд не коверкали! это вам не антиохия писидийская...

    как то так...

    Отредактировано gallienus (2014-09-26 12:10:58)

    0

    263

    sapalex написал(а):

    мнение о золотой чеканке г. Троада периода Галлиена.
    Вот экзмпляр проданный в октябре 2003 года

    Позволю и себе высказаться: чеканка ауреусов, имхо, экстраординарное событие для провинциального МД. Правоту своих слов нахожу в том, что не были вырезаны штемпеля для ауреусов, а чеканка производилась штемпелями для бронзы. Почему случилась эта эмиссия? Думается мне, что Галлиену в очередной раз срочно понадобтились деньги на выплату жалованья (своим легионерам или наёмным варварам-не суть важно). По-этому на ближайший к месту дислокации войск МД завезли золотишко и отчеканили нужное количество рыжиков. Из-за того, что зарплату вояки предпочли брать в золотой монете, склоняюсь к мнению, что это были варварские наёмные племена.

    +1

    264

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Позволю и себе высказаться:

    оч. логично.

    0

    265

    Aretas написал(а):

    Сейчас собирается очередной выпуск журнала "Нумизматика".

    за предложение - большое спасибо! сейчас пока к этому не готов. даст бог - к следующему номеру или позднее созрею...

    0

    266

    gallienus написал(а):

    за предложение - большое спасибо! сейчас пока к этому не готов. даст бог - к следующему номеру или позднее созрею...

    Слежу за веткой и вижу, что материала (текстового) уже хватает на статью. Каждую заметку чуть переписать в статейном формате и всё! Процесс не шибко время- и трудо-ёмкий. Что нужно будет подправить - поможет редактор.
    Давай! Посиди немного вечерами.  :flag:

    0

    267

    пару часов назад забрал на почте новую монетку - редкую, из редкого города - Тралл Лидийских. для такой небольшой монетки - замечательная сохранность деталей - видно даже, что у Диониса из сосуда льется вино...

    http://sd.uploads.ru/t/g7S8r.jpg
    http://sd.uploads.ru/t/9mPVY.jpg

    Галлиен. Траллы (Лидия). 253-268 гг. 20*20 мм. 4,04 г.

    Ав.: ПО*ΛIKIN*ГАΛΛIHNOC
    «Публий Лициний Галлиен»
    Драпированный бюст императора в венке и доспеха направо

    Рев.: TPAΛΛI - ANΩΝ
    «Траллы»
    Дионис стоит влево, в левой руке держит посох, в правой – канфар (сосуд), из которого льется вино, в ногах слева - пантера

    Sear - нет, Mionnet v.IV – 1130 (вар.лег.ав.), McClean – нет, MacDonald - нет, Weber – нет, MacDonald – нет

    Эта монета отчеканена в лидийском городе Траллы, который, как считается, возник в середине VII века до н.э. Судя по всему, это был очень важный и достаточно крупный город, расположенный в плодородной долине Меандра, у его притока – маленькой речки Эвдона. Страбон сообщает, что, по преданию, «Траллы основаны аргивянами и какими-то фракийскими траллийцами, от которых и название города» (XIV, 1, 42). Вот как описывает эти места знаменитый географ: «…После Магнесии (-на-Меандре – прим.) идет дорога на Траллы, слева от нее находится гора Месогида, а на самой дороге и справа – равнина Меандра, занятая лидийцами, карийцами, ионийцами /…/, а также эолийцами из Магнесии. /…/ Город траллийцев расположен в местности, имеющей форму трапеции; вершина этой местности защищена от природы; окрестности тоже достаточно хорошо укреплены» (XIV, 1, 42).
    http://sd.uploads.ru/t/pmvha.jpg
    Плутарх передает, по-видимому, древнюю традицию о борьбе поселенцев из Тралл с местными племенами лелегов и миниев. По его сообщению, в результате этой борьбы часть местных жителей погибла или бежала, другие остались на территории, подчиненной Траллам. Но их положение существенно отличалось от положения граждан города: был принят закон, по которому гражданин Тралл, убивший лелега или миния, считался очищенным от скверны пролития крови, если отмеривал родственникам убитого медимн (52, 5 литра) гороха (цит. по – Свеницкая, стр. 253-254).     
    По сообщению Арриана, во время похода Александра Великого находившиеся под властью персов Траллы покорились ему сами: «Тем временем пришли к нему граждане Магнесии и Тралл сдавать свои города. Он послал к ним Пармениона, дав ему 2500 пехотинцев-чужеземцев и примерно столько же македонцев и около 3200 всадников-«друзей». /…/ Он приказал всюду уничтожать олигархию, восстанавливать демократическое правление, разрешать всем жить по их законам и снять подати, которые платились варварам (т.е. персам – Прим.). Сам он остался в Эфесе» (Арриан, I, 18, 1-2).
    Известно, что во времена Селевка – чемпиона мира по основанию новых и переименованию старых городов :D  - Траллы некоторое время носили его имя и назывались Селевкией-на-Меандре (Σελεύκεια επί του Μαιάνδρου). После поражения в 190 году до н.э. от римлян селевкида Антиоха III город вместе со всей Лидией вошел в состав царства Атталидов. А под власть римлян Траллы попали в 133 году до н.э. в числе наследства последнего бездетного царя этой династии.
    «Во время войны с Митридатом, - говорит Страбон – город недолго находился под властью тиранов – сыновей Кратиппа». Видимо, Кратипп – это философ-перипатетик из Митилен, в I веке до н.э. живший в Афинах. Он приятельствовал с Цицероном и учил философии сына римской знаменитости. Если это так, похоже, Страбон имеет здесь ввиду события Третьей Митридатовой войны (74-63 гг. до н.э.).
    К I же веку до н.э. относятся и события, упоминаемые Иосифом Флавиям. Жители Тралл открыто воспротивились постановлению консула Гая Рабилия, разрешившего «иудеям отправление суббот и остального культа сообразно их древним религиозным постановлениям, чтобы никто не имел права вмешиваться в их дела, так как они наши друзья и союзники». В итоге консул «все-таки принудил их к этому» (Флавий, Х, 20).
    Упоминаются Траллы и в «Записках Юлия Цезаря и его продолжателей» в связи с разного рода знамениями и чудесами, произошедшими в честь его победы над Помпеем (битва при Фарсале, 9 августа 48 года до н.э.): «…установили, подсчитав дни назад, что  /…/ в Траллах в храме богини Победы, где Цезарю была посвящена статуя, оказалось, что в те дни выросла из-под пола между соединениями камней пальма» (Цезарь, 105).
    В 26 году до н.э. город был разрушен сильным землетрясением, «когда обрушился гимнасий и другие части их города» (Страбон, XII, VIII, 18). Август помог восстановить его. В благодарность за это Траллы приняли его имя и вплоть до Нерона в честь Августа назывались Кесарией, но не Лидийской, а Карийской (Καισάρεια Καρίας) – административные границы в этих пограничных краях всегда были достаточно условны. И это нашло отражение в легендах здешних монет: ΚΑΙΣΑΡΕΩΝ.
    При Августе же в Малой Азии была построена стратегически важная via Sebaste, которая начиналась на западной оконечности – в Пергаме, и шла к Киликийским воротам (греч. Κιλίκιες πύλες) – проходу в горах Тавра, разделяющему Киликию и Каппадокию, откуда открывался путь в Сирию. Траллы находились на этой дороге и занимали выгодное для транзитной торговли положение между Эфесом и внутренними городами, что способствовало росту   их благосостояния. 
    На рубеже двух тысячелетий город имел «густое население (как никакой другой из азийских городов), состоящее из людей зажиточных», - пишет Страбон. - Некоторые его жители постоянно занимают первые по значению должности в провинции и называются асиархами» (XIV, 1, 42).
    Что касается азиархов, об этом исчерпывающе рассказывает Абрам Ранович: «Высшим органом, объединявшим всю провинцию, был κοινον Ασιας, во главе которого стоял азиарх. По разъяснению Модестина, - азиархия, как и вифиниархия, каппадокиархия – высшая жреческая должность, так как основная функция самого объединения - κοινον Ασιας – заключалась в организации императорского культа. Формально это было представительное собрание всей провинции; практически оно занималось делами культа. Оно принимало постановления о постановке статуй, устройстве празднеств, освящении храмов в честь императора, о посылке делегаций. Κοινον имело право петиций /…/ Высшим должностным лицом был азиарх;  по-видимому, должность αρχιερευς Ασιας – верховного жреца императорского культа – совпадала с азиархией» (Ранович, стр. 48-49, 51).
    Среди асиархов Страбон называет Пифодора, уроженца Нисы, «который переселился в Траллы ради славы этого города; вместе с немногими другими он выделялся дружественными отношениями с Помпеем. Он приобрел царское состояние ценностью более 2.000 талантов; его имущество за дружбу с Помпеем было продано Божественным Цезарем, но Пифодор выкупил его и оставил не меньше своим детям. Его дочь Пифодорида /…/ теперь царица на Понте». Среди местных знаменитых людей географ также поминает ученого Менодора, «который был жрецом Ларисейского Зевса, и пал жертвой происков друзей Домиция Аэнобарба», и ораторов Дионисокла и Дамаса Скомбра (XIV, 1, 42).
    Видимо, права самоуправления и свой городской совет Траллы получили при Клавдии – в легендах монет с тех пор периодически появляется упоминания «кладвиевой буле» - ΚΛΑΥΔΙΑ ΒΟΥΛΗ. Согласно исследованию B.Burrell, неокором, то есть блюстителем храма, посвященного гению императора, Траллы становились трижды - при Каракалле, Элагабале и Александре Севере, но при преемниках в их отношении вводилась процедура проклятия памяти, и город последовательно лишался неокората. Правда, что при этом происходило с самим храмом гения Каракаллы–Элагабала–Севера, – неизвестно. 
    Информации о здешних событиях II-III веков н.э. в хрониках не сохранилось. Тем не менее, что касается времени правления Галлиена, ясно, что ни война с персами, ни готские нашествия по чисто географическим причинам эти места не затронули. Претензии на власть Макриана-Квиета в конце 260 года, как и везде в Малой Азии, здесь поддержали, но довольно быстро – после разгрома где-то во Фракии в 261 году пошедших на Рим узурпаторов - провинции вернулись к поддержке Галлиена. В зону влияния Пальмирского царства после гибели Галлиена – при Клавдии и Аверелиане – Лидия не попала.
    …Если верить турецким туристическим сайтам, Траллы, – сегодня это развалины возле города Айдын одноименной провинции. В связи с тем, что они были расположены в сейсмоопасном районе, они разрушались землетрясениями и отстраивался много раз. И очень сильно эти места пострадали во время турецко-греческой войны 1922 года, в результате чего здесь сохранилось очень мало исторических зданий. От античных Тралл сегодня осталась лишь тройная арка гимнасия (похоже, того самого – разрушенного землетрясением 26 года но н.э. и восстановленного при участии Августа), которая называется аборигенами Уч гёз – три глаза.
    http://sd.uploads.ru/t/3n0WL.jpg

    +7

    268

    gallienus написал(а):

    абрал на почте новую монетку -

    Поздравляю с расширением коллекции!

    gallienus написал(а):

    Уч гёз – три глаза.

    Красиво звучит и выглядит!  ;)

    0

    269

    gallienus написал(а):

    «Во время войны с Митридатом, - говорит Страбон – город недолго находился под властью тиранов – сыновей Кратиппа». Видимо, Кратипп – это философ-перипатетик из Митилен, в I веке до н.э. живший в Афинах

    Сомневаюсь, что по возрасту к началу 3-ей Митридатовой войны у Кратиппа из Митилен могли быть дееспособные сыновья, чтобы управлять городом.

    0

    270

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Сомневаюсь, что по возрасту к началу 3-ей Митридатовой войны у Кратиппа из Митилен могли быть дееспособные сыновья, чтобы управлять городом.

    вполне возможно. это ж так - версия:)

    0

    271

    Проблема датировки античной истории по именам весьма затруднительна в виду того, что имён как таковых было не много и возникает определённая путаница, приходится проверять кучу параллельной информации (если она сохранилась), чтобы установить хоть какую-то приблизительную временную привязку. Конечно, это справедливо лишь в отношении обычных граждан, а не правителей или тех, кто удостоился чести быть увековечен на монетах в качестве руководителей государства или монетариев и эмитентов.

    +1

    272

    да, за замечание - спасибо!

    0

    273

    еще одна монетка из Антиохии Писидийской... Как всегда у здешних монеток, порадовали упражнения резчиков штемпелей в написании легенд

    http://sa.uploads.ru/t/d7yBK.jpg

    Галлиен. Антиохия (Писидия). 3 ассария. 253-268 гг. 24*24,5 мм. 8,21 г. аVF.

    Ав.: IMP C P AEI (?) LI CVLIHNO (!)
    «Император Цезарь Публий (…) Лициний Галлиен»
    Драпированный бюст императора в доспехах и лучевой короне направо

    Рев.: A-NTI - OCHI OCL (!) / Г / SR   
    «Колония Антиохия. 3 ассария. (По повелению) Римского сената»
    Тихе стоит влево, держит оливковую ветвь в правой руке, рог изобилия – в левой. Слева внизу обозначение номинала – Г. Под обрезом – SR.

    BMC – нет, Sear – нет, SNG v.Aulock – нет, SNG Cop.- нет, Mionnet – нет, SNG France 3 – 1328-1330 (вар.),
    Kryzanowska - Av IX / Rv 22

    Как мы неоднократно говорили, городов с названием Антиохи́я в древности было 16. И все они были основаны диадохом Александра Македонского Селевком, которому в результате войн за наследство Александра досталась большая часть его империи. В своем царстве Селевк построил 75 городов, 16 из которых назвал Антиохиями – в честь своего отца. Из этих Антиохий самыми известными были две: Антиохия-на-Оронте (она же Антиохия Великая) в Сирии, которая была сначала столицей государства Селевкидов, а затем и римской провинции Сирия. Вторая Антиохия – Писидийская, в которой и отчеканена эта монета императора Галлиена.
    http://sa.uploads.ru/t/V3FJQ.jpg
    Эта Антиохия была построена на реке Антий (Анфий) в районе, где соприкасались территории нескольких малоазийских исторических областей – Писидии, Фригии, Галатии, Киликии, Памфилии и Ликаонии. Антиохия была удачно расположена – на стратегически важной via Sebaste (дороге Августа), которая начиналась на западной оконечности Малой Азии – в Пергаме, и шла к Киликийским воротам (греч. Κιλίκιες πύλες) – горному проходу в горах Тавра, разделяющему Киликию и Каппадокию, откуда открывался путь в Сирию.
    В 25 г. до н.э. по приказу Августа в Антиохии была основана римская колония Colonia Caeserea Antiochia, здесь поселили ветеранов. В основном это были алауды – ветераны Пятого легиона, сформированного Юлием Цезарем из трансальпийских галлов. Выведение в Антиохию колонии дало толчок развитию города, отныне ему предстояло развиваться по римскому образцу. Главенствующее положение здесь теперь занимали ветераны и их потомки. В Антиохии были построены бани, водопровод, храмы, улицы с колоннами. А, поскольку, via Sebaste была оживленным торговым путем, соединяющим запад и восток, через Антиохию шло движение товаров и денег. Позднее город получил и италийское право (ius italicum), которое предполагало возможность самоуправления и освобождение от подушной и поземельной подати, которой подлежали остальные провинциальные города.
    Судя по всему, Тихе на этой монете появилась не просто так – наверняка в Антиохии, как и во всех малоазийских полисах, был храм городской богини. Где именно располагался храм Тихе, неизвестно. И вряд ли мы это когда узнаем. На сегодняшних туристических планах Антиохии Писидийской мы видим четыре святилища.
    http://sa.uploads.ru/t/R0GWM.jpg
    Под номером 8 – храм Августа, под номером 9 – «центральный храм», 12 – «северный храм», 14 – «церковь апостола Павла». Данных о том, что Антиохия носила титул неокора, то есть имела храмы, посвященные гению императоров, нет. Поэтому теоретически развалины храма Тихе, в котором стояла статуя, которая, видимо, изображена на реверсе этой монетки, могут быть остатками и «центрального», и «северного» храма, и церкви апостола Павла. Во времена, когда воцарилось христианство, под церкви, посвященные деве Марии, Павлу и т.д., массово переоборудовали языческие храмы. Для христиан Антиохия имела особое значение. Дело даже не в том, что Саул-Павел неоднократно бывал здесь во время своих миссионерских путешествий, проповедовал местным иудеям, создал одну из крупнейших в Малой Азии общин и даже бывал изгнан из города. Именно в Антиохии произошло переломное событие в истории, во многом определившее дальнейшую судьбу религии, созданной Саулом. Именно здесь была произнесена фраза, которая положила начало превращению секты последователей бродячего иудейского пророка Иешуа (одного из многих) в наднациональную религию. «Раз вы - евреи - отвергаете слово Божье, значит, мы будем обращаться к язычникам», - что-то в этом духе однажды в сердцах заявил Саул не воспринимающим его антиохийским соплеменникам (Деяния, 13:44-50). И понес свои проповеди за пределы иудейских общин, начав обращать в свою веру не-евреев. Так что «церковь апостола Павла» вполне могла быть впоследствии возведена как на месте синагоги, где впервые обратился к народу яростный Саул (чисто в отместку за непонимание – интриги - изгнание), так и вместо отвергнутого христианством языческого храма Тихе.

    Отредактировано gallienus (2014-11-15 21:10:03)

    +1

    274

    gallienus
    Поздравляю с пополнением коллекции и спасибо за интересный, сочно-написанный рассказ!  http://s3.uploads.ru/jTE6F.gif

    0

    275

    еще одна монетка из Александрии Троадской

    http://sg.uploads.ru/t/ElYBC.jpg
    http://sh.uploads.ru/t/ThJBm.jpg

    АЕ 20, 253-268 гг., 20/19 мм., 5,6 г., ЕF/ЕF

    Ав.: IMP LICIN GALLIENV
    «Император Лициний Галлиен»
    Драпированный бюст императора в венке и доспехах направо
    Рев.: COL A - VG TRОА
    «Колония Августа Троада»
    Орел стоит на голове быка или коровы, крылья приоткрыты, голова налево, по часовой стрелке надпись COL A - VG TRОА 

    Sear – нет, BMC - 181, McClean – 7789

    Собственно, тип с орлом я уже показывал - там орел летел с головой быка в лапах. Поэтому остается лишь повторить...

    Относительно изображения на реверсе этой монеты. Орел-победитель здесь одновременно символизирует и Зевса-Юпитера, и римскую империю. Сложней интерпретировать голову животного, на которой стоит орел – это может быть и голова быка, и голова коровы. Несомненно одно – она символизирует поверженную Трою.
    Версия № 1 - это голова коровы. Троя была городом, основанным на месте, которое было выбрано священной коровой. Основатель Трои-Илиона Ил был сыном Дардана и внуком Зевса. Во Фригии Ил стал победителем в борьбе на местных играх и получил в качестве награды 50 юношей и 50 девушек. Фригийский царь, чье имя уже забыто, также дал ему пятнистую корову и посоветовал основать город там, где она первый раз ляжет на землю. Ил пошел за коровой, и она легла у холма Ата, где он и основал город. Правда, говорят и то, что Ил шел за своей собственной коровой по велению Аполлона.
    Виновник Троянской войны Парис (после того, как он не был убит пастухом по приказу Приама, которому предсказали, что этот его сын станет причиной гибели города, и воспитывался своим спасителем) сам был пастухом и пас приамовы стада. Именно когда он пас коров у скалы Гаргар к нему явился Гермес с тем самым яблоком в компании с Герой, Афиной и Афродитой и передал поручение Зевса – выбрать прекраснейшую. То есть коровы фигурируют в обоих ключевых эпизодах троянской истории: и в сюжете с основанием города, и в сюжете, который на уровне богов стал первопричиной войны.   
    Версия № 2 – это голова быка. Бык – жертвенное животное Посейдона. Неимоверной красоты быка пожалел тот самый критский владыка Минос принести в жертву Посейдону, в результате чего в качестве наказание за жадность и оскорбление бога его жена Пасифая возжелала этого быка со всеми вытекающими из этого последствиями. По одному из мифов, именно выходцы с Крита, где почитали Посейдона, были основателями Трои. Строителями стен города – в качестве наказания за восстание против Зевса – был все тот же Посейдон в компании с Аполлоном, который в процессе возведения стен развлекал морского бога игрой на лире (к слову, Троя была известна храмом Аполлона Сминфейского – «мышиного»), они же были и сторонниками троянцев среди богов в той самой войне. Опять же – именно благодаря боям быков, во время которых бык Париса победил всех прочих и обиженные братья хотели его убить, состоялось «узнавание» в пастухе Парисе «потерянного» царского сына – возможно, это отзвуки некоего ритуала интронизации или утверждения одного из сыновей царя в качестве наследника престола.

    +3

    276

    gallienus написал(а):

    еще одна монетка из Александрии Троадской

    Шикарная монета, презентабельно смотрится! Ну, и рассказ (как всегда) весьма информативен и интересен! (За тему такую суперскую-Вам соответствующая наград в профиль!  http://s2.uploads.ru/5VFWD.gif ).

    0

    277

    Две монетки из мизийского города Пария...

    http://sh.uploads.ru/t/EjKTW.jpg
    http://sh.uploads.ru/t/9ipqj.jpg

    АЕ 22, 253-260 гг., 4,68 г., gVF/gVF (фото реально неудачные, какие то расплывчатые, на самом деле - оч. "острая", с мелкими деталями)

    Ав.: C GALL – IENVS
    «Цезарь Галлиен»
    Драпированный бюст императора в венке и доспехах направо
    Рев.: CG – IHP (= Colonia Gemella Iulia Hadriana Pariana)
    «Колония Гемелла Юлия Адриана Париана»
    Гений стоит влево, на правой руке – венчающая его Виктория, в левой – рог изобилия. Надпись по часовой стрелке: CG - IHP

    Sear – нет, BMC - нет, Weber – нет, SNG France – 1524, Mionnet v.1 – нет

    http://sh.uploads.ru/t/36gSG.jpg
    http://sg.uploads.ru/t/eUNr5.jpg

    АЕ 22, 253-260 гг., 21/22 мм., 4,73 г., aVF/aVF

    Ав.: C G - [A]LLIENV[S]
    «Цезарь Галлиен»
    Драпированный бюст императора в венке и доспехах направо
    Рев.: CGIHP(= Colonia Gemella Iulia Hadriana Pariana)
    «Колония Гемелла Юлия Адриана Париана»
    Козерог вправо, держит глобус в передних лапах, над ним – рог изобилия.  Внизу надпись - CGIHP

    Sear – нет, BMC - нет, Weber – нет, SNG France - 1527 (вар.лег.ав.), Мионнет т.1 – нет

    Парий (он же Πάριον, он же Parium) – мисийский город на южном берегу Пропонтиды, современный турецкий Кемер. По меркам Средиземноморья он не очень древний – моложе Троянской войны (Страбон, XIII, I, 20). Тем не менее, Парий был весьма значимым городом греческого мира. Согласно легендам, изначальным в этих краях было племя офиогенов (όφιογενεΐς), находившееся в родстве со змеями, чей родоначальник превратился из змеи в человека - может быть, это был один из ливийских псиллов, «сила» которого перешла на некоторое время в его род, предполагает Страбон (XIII, I, 14). Члены племени умели лечить укушенных змеями - непрерывным прикосновением подобно заклинателям; сначала они переносят на себя синяк от змеиного укуса, а затем прекращают воспаление и боль (там же).
    http://sg.uploads.ru/t/9GD6K.jpg
    Павсаний утверждает, что Парий – это колония Эритр в Ионии (Описание Эллады, XXVII), а Страбон к основателям города относит не только эритрейцев, но также паросцев и милетцев  (XIII, I, 14; X, V, 7). Современные исследователь Михаил Колесников называет Парий второстепенной колонией милетян, которая «согласно Евсевию, была основана в конце VIII в. совместно с малоазийской Эритрой и, судя по названию колонии, возможно, при участии каких-то переселенцев из Пароса», а вторичной ближней колонией города в Пропонтиде называет Питию (Колесников, 2.4.2.).
    Парий несколько раз поминается Ксенофонтом в Анабасисе – автобиографическом рассказе о том, как греческие наемники после проигранной битвы в 401 году до н.э. окружным путем возвращаются на родину, однако, роль Пария в этих событиях весьма скромна (VII, II, 7; VII, II, 25; VII, III, 16; VII, III, 20).
    Что примечательно, если в расположенном немного восточнее Приапе поклонялись одноименному богу грубой плотской любви, то в Парии почитали бога Эрота (Павсаний, Описание Эллады, XXVII). Известно, что именно для Пария одну из двух своих статуй Эрота изваял знаменитый Пракситель (IV век до н.э.). Плиний Старший приводит об этой статуе довольно пикантную историю: «Ему же (Праксителю) принадлежит и другой Купидон, обнаженный, в колонии Парии у Пропонтиды, равный Венере Книдской по знаменитости и осквернению: в него влюбился родосец Алкет и тоже оставил на нем такой же след любви» (Естественная история, XXXVI,IV,22). Про Афродиту Книдскую чуть раньше автор сообщает, что «кто-то, охваченный любовью к ней, спрятавшись однажды ночью, прильнул к изображению, и о его страсти свидетельствует пятно».
    К IV веку до н.э. относят и знаменитый алтарь в местном храме Аполлона, который, как считается, был создан Гермокреонтом. Видимо, этот алтарь упоминает и Страбон, называя его «достопримечательным», поскольку каждая его сторона длиной в стадию, т.е. 178 метров (X, V, 7). Ватиканский аноним в трактате «О невероятном» (компиляция, относящаяся, видимо, к византийским временам) считает «алтарь в Парионе» достойным 7-ми чудес света. Плиний Старший в «Естественной истории» упоминает статую Геркулеса, которую для «колонии Парии» создал некий скульптор Гагесий, о времени жизни которого у историков нет единого мнения (XXXIV, XIX, 78). Из того, что для города создавались такие произведения искусства, можно заключить, что он был достаточно зажиточным.   
    Во времена Атталидов (III-II века до н.э.) Парий, действительно процветал за счет сельского хозяйства, мореплавания и торговли – он имел большую гавань (больше, чем в соседнем Приапе), и, угодничая перед Атталидами, жители города добились увличения своей территории за счет земель все того же Приапа (Страбон, XIII. 1, 14). 
    Под власть Рима он попал в 133 году до н.э., при Августе сюда была выведена колония.
    В новое время Парий прославился разве что тем, что отсюда родом был знаменитый авантюрист II века н.э. бродяга, философ-киник и христианский проповедник Перегрин-Протей (Лукиан. О кончине Перегрина).
    Нам неизвестно, что представлял собою Парий в III веке нашей эры – процветал ли, или начал приходить в упадок. Но совершенно точно, что при Галлиене эти края стали прифронтовой полосой. Началось Великое переселение народов, и с Востока империю начали терзать молодые агрессивные готские племена. Видимо, зимой 257-258 гг. готы добрались до Пропонтиды, где сначала захватили Халкедон. «После этого они направились к Никомедии, большому и богатому городу. Даже хотя известия об их приближении были на слуху, и жители смогли спастись бегством, варвары уже сумевшие захватить огромное количество денег, немало удивлялись необъятным размерам добычи, которую они нашли. После опустошения Никеи, Хиоса, Апамеи и Прусы, которые они прошли на том же пути, варвары дошли до Кизика, но река Риндак была так разлита дождями, что переправа была невозможной, и они отступили, сжегши по пути Никомедию и Никею», - пишет Зосим (Новая история, I, 35).
    В 260 году, когда отец Галлиена император Валериан попал в плен к персам, Малая Азия поддержала узурпацию префекта претория Макриана и военачальника по имени Каллист (по прозвищу Баллиста, то есть «катапульта»), которые провозгласили августами сыновей Макриана – Макриана-младшего и Квиета. Их признали Сирия, Малая Азия и Египет. Монеты узурпаторов из Пария мне не попадались (хотя существуют их монеты,  например, из вифинских Никеи и Византия в альянсе, Гераклеи Понтийской), но нет оснований считать, что здесь дела обстояли как-то иначе.
    Следующий набег варваров имел место около 262 года. Его описал Иордан: «Дав волю своему буйству, Респа, Ведук и Тарвар, предводители готов, взяли корабли и, переправившись через пролив Геллеспонтский, перешли в Азию; в этой провинции они разграбили много городов, а в Эфесе сожгли славнейший храм Дианы /…/ Перейдя в область Вифинии, они разрушили Халкедон /…/ При такой удаче готы, вторгшиеся в области Азии, забрав добычу и награбленное, снова переплывают Геллеспонтский пролив; по пути они разоряют Трою и Илион... (Иордан, Гетика, 107-108). А в 267-268 гг. случилось нашествие невиданных прежде масштабов. Опустошив Кизик, готы вырвались в Эгейское море, где несладко пришлось всей Греции…
    Как мы видим, в связи с готами Парий нигде впрямую не упоминается, однако, очевидно, что в исторические хроники вошли только самые примечательные события. 
    Что касается времен после Галлиена, при Лицинии (308-324 гг.) известен местный христианский мученик святой Феоген, епископ Пария, который был повешен на четырех столбах и бит палками, а затем утоплен в море.
    Козерог на второй монете – это знак зодиака императора Октавиана Августа, который, как считается, был зачат под ним. Римляне считали знаки не по дате рождения, а по дате зачатия. К тому же именно в начале января Октавиан  сложил с себя полномочия reipublicae constituendae, чтобы заменить их императорской властью. Поэтому козерог здесь – это символ Октавиана Августа, а в расширительном смысле – римских императоров. К тому же козерог символизирует идеи вечности и «золотого века».

    Отредактировано gallienus (2015-05-02 17:14:22)

    +2

    278

    gallienus
    Поздравляю с удачным пополнением коллекции и спасибо за замечательные аннотации к монетам!  :writing:  :yep:

    gallienus написал(а):

    Поэтому козерог здесь – это символ Октавиана Августа, а в расширительном смысле – римских императоров. К тому же козерог символизирует идеи вечности и «золотого века».

    Напоминание о том, что колонию основали по указу Августа.

    0

    279

    Геннадий Бордуков написал(а):

    gallienus

    Напоминание о том, что колонию основали по указу Августа.

    весьма разумное замечание!

    0

    280

    Города Передней и Малой Азии всегда поражали меня умением восстанавливаться после любых природных или социальных катаклизмов.

    0