Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Монеты gallienus'а.

    Сообщений 221 страница 240 из 422

    221

    CaesarAg написал(а):

    и тут же ставите ему "минус"

    ничего страшного. бывает. тем более, что коллега сразу же извинился в личке.
    со мной самим тоже был такой же грех - хотел поставить плюс, поставил минус...

    0

    222

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Ещё малёха инфы о Карии из "словаря классических древностей":

    да, спасибо, геннадий - познавательно

    0

    223

    gallienus написал(а):

    со мной самим тоже был такой же грех - хотел поставить плюс, поставил минус...

    Знакомая ситуация. Главное-относиться с пониманием!  http://s39.radikal.ru/i085/1005/59/3b7d4b4c6b05.gif

    0

    224

    еще две монетки Галлиена. конечно, эФФки, но редкие, из редкого города - Нисы Лидийской...

    http://sf.uploads.ru/t/Mea7i.jpg

    Галлиен. Ниса (Лидия). 253-268 гг. 21*21 мм. 3,33 г.

    Ав.: AYT K ПO ΛIK ГAΛΛIH[NOC]
    «Император Цезарь Публий Лициний Галлиен»
    Драпированный бюст императора в венке направо

    Рев.: ΝΥСΑ- ΕΩΝ
    «Ниса»
    Дионис стоит налево, в левой руке держит копье, в правой – патера, в ногах слева - пантера

    Sear - нет, Mionnet – 450 (вар. лег. ав.), McClean – нет, MacDonald - нет, Weber – нет

    http://sd.uploads.ru/t/PtQq3.jpg

    Галлиен. Ниса (Лидия). 253-260 гг. 29*29 мм. 9,49 г.

    Ав.: ПО ΛIKINNI * ГАΛ[ΛIHNOC] К
    «Публий Лициний Галлиен Цезарь»
    Драпированный бюст императора в короне и доспехах направо

    Рев.: EPI Г ZΩTIKO ΦI-ΛAР ΝΥСΑΕΩΝ
    «Куратор (ответственный за чеканку) секретарь (главный судья города) Зотик Филаргур, Ниса»
    Афина стоит налево, в левой руке держит длинное копье, правой – щит, стоящий на земле

    ВМС – нет, Sear - нет, Mionnet - нет, McClean – нет, Weber - нет

    Эта монета Галлиена отчеканена в лидийском городе Ниса, расположенном на склоне Месогийской горной гряды в долине Меандра – на одном из его притоков.
    http://se.uploads.ru/t/C4XBJ.jpg
    Хотя Ниса сегодня не очень на слуху, довольно много о ней рассказывает Страбон. Город, пишет он, был основан выходцами из Спарты и изначально назывался Афимбром или Атимбром. «Рассказывают о трех братьях — Афимбре, Афимбраде и Гидреле, которые прибыли из Лакедемона и основали одноименные им города, но так как население этих городов оказалось впоследствии недостаточным, то после объединения их жителей была основана Ниса. И теперь еще жители Нисы считают Афимбра основателем своего города» (XIV, I, 46).
    Впоследствии он толи был заново основан, толи просто переименован царем Селевкидов Антиохом I Сотером, который дал городу имя одной из своих жен - Ниса. Возможно, она была сестрой или дочерью женщины, присланной около 303 года до н.э. отцу Антиоха – диадоху Селевку I Никатору – в подарок от индийского царя Чандрагупты в честь заключения мирного договора между двумя империями. Антиох посвятил город Дионису – по созвучию имени жены и города с горой Ниса в Ливии, где, согласно мифам, по велению Зевса юный бог воспитывался нимфами вдали от глаз ревнивой Геры.
    Страбон так описывает город: «Ниса находится у Месогиды и расположена большей частью по склонам этой горы; это, так сказать, двойной город, ибо его разделяет горный поток, образующий ущелье, на одной стороне которого находится мост, соединяющий оба города, а другая украшена амфитеатром со скрытым подземным каналом для стока вод потока. Рядом с театром высятся два холма: у подошвы одного из них лежит гимнасий для молодежи, а у другого — рыночная площадь и гимнасий для стариков» (XIV, I, 43). Вот эти амфитеатр и мост, построенные здесь уже в римские времена.
    http://se.uploads.ru/t/jutYM.jpg
    http://sd.uploads.ru/t/gSXHa.jpg
    Считается, что мост в Нисе был вторым по величине среди античных мостов подобной конструкции после Пергамского.
    «В окрестностях Нисы, - говорит Страбон, - лежат значительные поселения по ту сторону Меандра - Коскиния и Орфосия; на этой стороне реки - Бриула, Маставра и Ахараки; выше города на горе — Арома; отсюда происходит лучшее месогитское вино — аромийское» (XIV, I, 47). Еще он описывает несколько святилищ, расположенных неподалеку от города: «На дороге между Траллами и Нисой, недалеко от города, находится селение нисейцев Ахараки; там есть святилище Плутона с пышным священным участком, храм Плутона и Коры, а также Хароний - пещера, лежащая над священным участком, удивительная по своим природным свойствам. Ибо туда, как говорят, приходят больные, верящие в целительную силу этих богов, и живут в селении недалеко от пещеры у опытных жрецов; последние проводят ночь вместо них в пещере и на основании
    сновидений предписывают лечение. Они же взывают к богам об исцелении. Нередко жрецы вводят самих больных в пещеру и оставляют там спокойно лежать, как в звериной берлоге, много дней без пищи. Иногда больные принимают на веру и свои собственные сны, но при этом все-таки обращаются к тем людям за объяснением таинственного значения сновидений и за советами. Для всех остальных это место недоступно и гибельно. Каждый год в Ахараках справляют празднество, и тогда участники его как раз могут наблюдать и слышать обо всем этом. На этом празднестве мальчики и юноши из гимнасия, нагие и обильно умащенные маслом, ловят быка и поспешно отводят в пещеру; там быка отпускают и он, пройдя немного вперед, издыхает. В 30 стадиях от Нисы (перейдя Тмол и гору Месогиду), к югу от нее расположена местность под названием Лимон, куда приходят нисейцы и все окрестные жители справлять праздник. Неподалеку от этого места находится вход в пещеру, посвященную тем же богам, которая, говорят, тянется под землей до Ахараков» (XIV, I, 44-45).
    Разгадка того, почему римский историк так подробно и со знанием дела пишет о Нисе и ее окрестностях, проста. Будучи сам малоазийским уроженцем, некоторое время в ранней юности он провел здесь, обучаясь  риторике и грамматике у Аристодема из Нисы, полный курс лекций которого он прослушал тут, когда Аристодем «был уже глубоким стариком».  «Что касается моего учителя, то он преподавал и риторику, имея две школы - на Родосе и в своем родном городе; утром он читал лекции по риторике, а вечером — по грамматике. Впрочем, в Риме, где он обучал сыновей Помпея, он ограничивался только лекциями по грамматике», - пишет географ (XIV, I, 48). Возможно, что вот в этой библиотеке, чьи развалины до сих пор сохранились в городе, и грыз гранит науки юный Страбон. 
    http://sd.uploads.ru/t/TGqMd.jpg
    Так что, похоже, на рубеже эпох Ниса была, благодаря расположенным в ее окрестностях святилищам, не только популярным «туристическим»  объектом, но и довольно значительным научным центром, куда со всей Малой Азии съезжались люди послушать известных ученых. Именно на это время приходится и расцвет города, чье население в ту пору оценивается примерно в 40 тысяч человек.
    Какая еще есть информация о Нисе? У Абрама Рановича в его «Восточных провинциях Римской империи в I-III веках» находим упоминание о некоем знатном здешнем жителе по имени Херемон, который во время похода Суллы против Митридата (ок. 86-85 гг. до нэ.), пожертвовал римской армии 600 000 модиев пшеницы (стр. 38). Страбон рассказывает еще об одном местном богаче и друге Помпея – уроженце Нисы Пифодоре, который переселился отсюда в соседние Траллы «ради славы этого города». «Он приобрел царское состояние ценностью более 2000 талантов; его имущество за дружбу владельца с Помпеем было продано Божественным Цезарем, но Пифодор выкупил его и оставил не меньше своим детям. Его дочь Пифодорида - теперь царица на Понте» (XIV, I, 42).
    Говоря о местном самоуправлении в провинции Азия, городских магистратах и том, что эти должностные лица фактически вынуждены быть «спонсорами» своих городов, Ранович пишет: «В большом количестве дошедших до нас надписей перечисляются многочисленные титулы честолюбцев, занимавших ряд должностей, часто по нескольку лет подряд, иногда пожизненно. /…/ Интересна надпись из Нисы (Лидия): «совет, народ, герусия, молодежь и сход - Аполлония трижды (согласно примечанию Рановича, «трижды» означает, что так же звали его отца и деда) секретаря города, панегириарха, стратега, парафилака, бывшего агораномом четыре раза, казначеем дважды, отдавшего и сына своего Аполлония на секретарство, гимнасиархию, парафилакию и ситонию, равно и второго сына, Аттала приставившего к должности секретаря, иринарха, гимнасиарха, агоранома и казначея, и при предшествующих литургиях ставшего первым архонтом и славным стефанофором». Здесь отец заблаговременно наделяет своих двух сыновей различными должностями» (стр. 48). Надпись эта, очевидно, относится уже ко II-III векам.
    О том, что здесь происходило во времена Галлиена, - то есть в 50-60-е годы III века - ничего неизвестно. В дошедших до нас хрониках об этом тишина. Война с персами до этих краев по чисто географическим причинам не докатилась. Сведений об узурпациях императорской власти тоже не имеется, хотя, видимо, как и во всей Малой Азии, в 260-261 гг. здесь поддержали Макриана-младшего и Квиета. Что касается нашествий готов, во время одного из походов, имевшего место около 262 года, они изрядно пограбили западное побережье Малой Азии. Судя по всему, от этого морского набега пострадали исключительно прибрежные города. Вглубь материка они не проникли.
    Мы уверенно датируем монету с Афиной 253-260 гг., потому что существует аналогичная монета отца Галлиена – императора Валериана такого же достоинства АЕ 29: на ее реверсе также изображена Афина, а в легенде фигурирует этот же магистрат - Зотик Филаргур (Zotikos Philarguros).
    В византийские времена город уже не имел такого значения, как во времена Римской империи. В VI веке Стефан Византийский, автор монументального труда «Этника», указывает, что есть много городов, носящих название Ниса. В числе прочих он упоминает Нису в Карии, однако ничего более существенного про нее не пишет. Город опустел после разрушения его Тамерланом в 1402 году.
    Развалины Нисы находятся возле современного городка Султан-Гиссар. Помимо моста, библиотеки и амфитеатра, рассчитанного на 12 тыс. человек, там можно увидеть остатки булевтерия (места заседаний городского совета) с 12 рядами мест (примерно на 800 человек), бассейном и мозаиками, стадиона, фрагменты агоры, римских бань, гимназии, некрополя, городских стен.
    http://sd.uploads.ru/t/Cqmac.jpg

    +5

    225

    gallienus
    Спасибо за подробную информацию о г. Ниса  :cool:

    0

    226

    Надпись с перечислением должностей впечатляет. Как во времена СССР.  :crazyfun:

    0

    227

    вот пришла...

    http://sd.uploads.ru/t/Y80PS.jpg

    Галлиен. Никея (Вифиния). АЕ25. 253-268 гг. 25*23,5 мм. 5,75 г.

    Ав.: [ПОY] ΛI E[Г ГАΛΛIHN]OC
    «Публий Лициний Эгнатий Галлиен»
    Драпированный бюст в лучевой короне и доспехах направо

    Рев.: NIKAI - [EΩΝ]   
    «Никея»
    Дионис восседает на троне на квадриге слонов влево, держит канфар и ветвь тирса

    ВМС – 154, Sear – 4544, Waddington – 837

    Собственно о Никее мы говорили в сообщениях №143 - 151.

    На этой монете, отчеканенной в вифинском городе Никее, изображен триумф Диониса – бог, торжественно едущий на квадриге слонов. Сюжет довольно традиционный для Никеи. Казалось бы, причем здесь Дионис и его триумф?
    А притом, что именно он считался основателем (ктистом) города. Это нисколько не противоречит известной информации о том, что Никея как военная колония под названием Антигонея возникла около 315 года до н.э. благодаря диадоху Македонского Антигону Одноглазому, который поселил здесь ветеранов Александра. В 301 году до н.э. после гибели Антигона его малоазийские владения достались другому диадоху – Лисимаху, который и переименовал город в честь своей жены Никеи. Но и военная колония была создана Антигоном не на пустом месте в чистом поле. Изначально здесь находился город под названием Анкорэ или Геликорэ, который был разрушен мизийцами. На его развалинах (?) и была создана колония ветеранов Александра. А основателем того - изначального - города, считался Дионис. Хотя, похоже, потомки записали его в основатели самой Никеи.
    Известно несколько редких местных монет имперского времени, на реверсах которых Дионис прямо поименован основателем. Вот, например, реверс монеты Антонина Пия – Дионис едет на упряжке из двух слонов, легенда гласит - TON/KTICTHN NIKAIEIC.
    http://sf.uploads.ru/t/RfKoD.jpg
    Что же за сцена изображена на реверсе? И почему в триумфальную повозку запряжены именно слоны? Город Анкорэ/Геликорэ был основан Дионисом после его победного возвращения из индийского похода. Или, скорее – в процессе возвращения через Малую Азию и Фракию. Упоминания о его триумфе и слонах встречаются у некоторых античных историков. В частности, Диодор Сицилийский в одном месте своей Исторической билиотеки мельком упоминает о том, Дионис «сделал свой обратный путь из Индии в Фивы на слонах» (Диодор Сицилийский, 3.65.7). В другом месте он описывает это чуть подробнее: «Отправившись в поход против Индии, Дионис возвратился на третий год в Беотию с огромной добычей и первым изо всех смертных отпраздновал триумф, сидя верхом на индийском слоне» (Диодор Сицилийский, 4.3.1). У Плиния Старшего в Естественной истории тоже имеется довольно мимолетная ссылка на божественный триумф: «В Риме слоны впервые шли в упряжке во время Африканского триумфа Помпея Великого, когда везли его колесницу: ведь сохранились записи о том, что таким образом ранее их использовали в триумфе Отца Либера после покорения им Индии» (Плиний Старший, VIII, II, 4).
    Что касается времени триумфа Диониса и, соответственно, легендарного основания прото-Никеи, здесь нам поможет Арриан, который пишет, что от Диониса до Сандракотты (то есть до времен Александра Великого) «индийцы насчитывают 153 царя, лет же 6042». И добавляет, что Дионис был старше Геракла на пятнадцать поколений (Ариан, 9, 9-10). Грубо прикинув, получим, что его индийский поход имел место где то в середине 7 тысячелетия до н.э.

    Отредактировано gallienus (2014-08-07 09:42:52)

    +4

    228

    6042

    ну это конечно так же, как Нестор указывал даты от сотворения мира )

    за ниформативность  http://s3.uploads.ru/qGznK.gif

    0

    229

    Хорошая монета и увлекательный рассказ!
    По датировкам-здесь, конечно, много вольностей и допущений, но сам рассказ выглядит правдоподобным.  ;)

    0

    230

    что интересно, редакторы зачастую правят эту цифру лет же 6042, увеличивая ее (не помню точно) на 300-400 лет

    0

    231

    Геннадий Бордуков написал(а):

    По датировкам-здесь, конечно, много вольностей и допущений

    поэтому там и есть важные оговорки - про "легендарное основание прото-Никеи" и "грубо прикинув"...:))

    0

    232

    gallienus написал(а):

    что интересно, редакторы зачастую правят эту цифру лет же 6042, увеличивая ее (не помню точно) на 300-400 лет

    Получается, в среднем каждый царь правил около 50 лет? Сомнительно, учитывая среднюю продолжительность жизни в древности (исключая, конечно, библейских патриархов  :rofl: ).

    0

    233

    gallienus написал(а):

    поэтому там и есть важные оговорки - про "легендарное основание прото-Никеи"

    Я понимаю. Плюс-привязка к Дионисию наверняка позволяла устраивать мощные празднества, так почему бы не подпитывать эту легенду.

    0

    234

    конечно - "бухнуть и возвыситься" - этот девиз гораздо древнее, чем нам может показаться:)))

    0

    235

    Игры: кроме всяческой коммерческой выгоды-ещё и замечательная возможность для их устроителей заработать политический капитал, что немаловажно для малоазиатоского региона, где система выборов существовала всё время.

    0

    236

    http://sd.uploads.ru/t/m9S0i.jpg
    http://sd.uploads.ru/t/OPRuX.jpg

    Галлиен. Александрия Троадская. 253-268 гг. 21*20 мм. 5,37 г.

    Ав.: IMP LICINI GALLIENVS
    «Император Лициний Галлиен»
    Драпированный бюст императора в венке направо
    Рев.: COL AVG ALE / TROA[D]
    «Колония Августа Александрия Троадская»
    Волчица направо, кормит Ромула и Рема

    Sear – нет, ВМС- 184 (вар. лег. ав. и рев.), Мионетт – 347

    Монета из мест, где проходила самая известная битва всех времен и народов, - Троянская война! Впрочем, как мы знаем, Александрия Троадская или Александрия Троада непосредственного отношения к Илиону-Трое не имеет:)
    http://sd.uploads.ru/t/kBcYr.jpg
    Какое же отношение имеют к здешним местам изображенные на реверсе монеты, отчеканенной в III веке нашей эры, те самые волчица, Ромул и Рем?
    Правление императора Галлиена - это смутные времена: войны на германской границе, война с персами, череда узурпаций в провинциях и отпадение от империи целых регионов, готские нашествия, инфляция, эпидемии чумы… Как говаривал много столетий спустя историк Натан Эйдельман, - чем хуже идут дела, тем громче гремят барабаны государственных заклинаний :playful: . Вот и римские императоры в этих тяжелых условиях старались сплотить свою державу и ее народы на преодоление невзгод через обращение к общим ценностям – религии, славной истории, героическим предкам.
    Волчица, выкормившая двух близнецов – это основа римского мифа, который возводит род основателей Рима к потомкам Энея – сына Афродиты и троянского принца Анхиса. «Согласно римлянам, единственной семьей троянцев, которую пощадили греки, была семья Энея, который /…/ со временем потребовал выдачи Елены и заключения справедливого мира. Агамемнон, видя, как Эней взвалил на плечи почтенного Анхиса и понес его, не оглядываясь, к Дарданским воротам, приказал, чтобы этого благочестивого сына никто не трогал. /…/ римляне говорят, что во время своих странствий он достиг наконец Лациума, основал город Лавинию, пал в бою и был вознесен на небеса» (Грейвс, 168, Разграбление Трои, с).
    Как считается, Ромул и Рем – прямые потомки Энея, внуки царя Альбы Нумитора, свергнутого своим братом Амулием. Тиран, «опасаясь, как бы у дочери свергнутого царя не появились дети, назначил ее жрицею Весты, обрекши на вечное девство и безбрачие. Эту женщину одни называют Илией, другие Реей, третьи Сильвией. Немного времени спустя открылось, что она беременна и что, стало быть, закон, данный весталкам, нарушен. Лишь заступничество царской дочери Анто перед отцом спасло ее от казни, но преступницу держали взаперти, и никого к ней не допускали, дабы она не разрешилась от бремени неведомо для Амулия. Наконец она произвела на свет двух мальчиков необыкновенной величины и красоты. Это встревожило Амулия еще сильнее, и он приказал своему слуге взять их и бросить где-нибудь подальше. Слугу звали Фаустул, как говорят некоторые, но другие утверждают, что это имя не слуги, а того, кто нашел и подобрал младенцев. Итак, слуга положил новорожденных в лохань и спустился к реке, чтобы бросить их в воду, но, увидев, как стремительно и бурливо течение, не решился приблизиться и, оставив свою ношу у края обрыва, ушел. Между тем река разлилась, половодье подхватило лохань и бережно вынесло на тихое и ровное место. /…/ Под этим деревом и лежали дети, и волчица, как рассказывают, подносила к их губам свои сосцы, а дятел помогал ей кормить и охранять близнецов. И волчица, и дятел считаются священными животными Марса, а дятел пользуется у латинян особым почетом. Поэтому, когда дочь Нумитора утверждала, что родила от Марса, ей охотно верили. /…/ Согласно же иному взгляду, в сторону чистой сказки повернула предание двусмысленность имени кормилицы. «Лупа» [lupa] по-латыни и самка волка, и женщина, занимающаяся ремеслом блудницы, но как раз такою женщиной и была жена Фаустула, по имени Акка Ларентия, выкормившая мальчиков. Римляне приносят ей жертвы… /…/ Детям дали имена Ромула и Рема — от слова, обозначающего сосок, ибо впервые их увидели сосавшими волчицу» (Плутарх, 3-6).

    Отредактировано gallienus (2014-09-02 05:23:21)

    +3

    237

    gallienus написал(а):

    Эту женщину одни называют Илией, другие Реей, третьи Сильвией. Немного времени спустя открылось, что она беременна и что, стало быть, закон, данный весталкам, нарушен.

    Как-то у римлян с самого начала всё не заладилось и дружбы с законами не получалось.  http://s3.uploads.ru/Xd1W9.gif

    0

    238

    gallienus написал(а):

    Вот и римские императоры в этих тяжелых условиях старались сплотить свою державу и ее народы на преодоление невзгод через обращение к общим ценностям – религии, славной истории, героическим предкам.

    Серия с волчицей-вообще не исчезающий сюжет в римской античной нумизматике. Видимо, настолько худо было положение в Империи с основополагающими принципами позиционирования римлян как этнос и государство, что императорам с помощью монетной пропаганды приходилось постоянно об этом им напоминать.

    0

    239

    gallienus написал(а):

    Поэтому, когда дочь Нумитора утверждала, что родила от Марса, ей охотно верили.

    Это болезнь всех великих. Александр Македонский считал себя сыном Зевса, а Юлий Цезарь вёл свой род от Венеры.

    0

    240

    gallienus написал(а):

    еще две монетки Галлиена. конечно, эФФки, но редкие, из редкого города - Нисы Лидийской...

    Подпись автора"Барин у нас прежний всех мужиков латынь заставлял учить. Желаю, говорит, думать, будто я в древнем Риме!.. Большой просветитель был!" (Г.Горин "Формула любви")

        Фантастически интересный рассказ!!! Видимо, был в бесчисленных командировках - упустил... Сейчас с удовольствием прочитал=) Спасибо!!! :cool:

    0