монетка из Антиохии-на-Меандре
Галлиен. Антиохия-на-Меандре (Кария). АЕ 30. 253-268 гг. 30*31 мм. 13,01 г. F
Ав.: AY K ПO ГAΛ - ΛIHNO / C
«Император Цезарь Публий Галлиен»
Драпированный бюст императора в короне и доспехах направо
Рев.: [AN] - TI - OX - EΩN
«Антиохия»
Тихе стоит налево в четырехколонном храме с аркой, в левой руке держит рог изобилия, в правой - руль
Sear – нет, BMC - нет, SNG Aulock - нет, SNG Copenhagen - нет, SNG Leypold - нет
Эта монета отчеканена в карийском городе Антиохии-на-Меандре, который был построен диадохом Александра Македонского Селевком I Никатором на месте древнего Пифополя и назван в честь его отца.
Это не тот Пифополь, что, по преданию, был основан Тесеем в честь Пифийского Аполлона там, где покончил с собою его соратник-афинянин Солоэнт во время их с Гераклом похода за поясом Ипполиты (Грейвс, 100. Тесей и амазонки). Тот Пифополь находился в краях, которые в римское время стали называться провинцией Понт.
Об ЭТОМ Пифополе практически ничего не удалось найти. Однако, у Геродота (7.27-29), есть интересный рассказ, в котором упоминается история, приключившаяся в этих местах, конкретно – в южнофригийском городе Келене/Апамее, где, кстати, и берет начало та самая река Меандр, на которой расположена наша Антиохия. Действующих лица два: персидский царь Ксеркс и лидийский олигарх по имени ПИФИЙ. На пути в Грецию в 480 г. до н.э Ксеркс со своей армией остановился в Келенах, где его принял этот самый Пифий, сын Атиса – чувак, имевший репутацию самого богатого человека после самого царя. Он был знаком уже отцу Ксеркса Дарию. У Пифия было 2 тысячи талантов серебра и почти 4 миллиона золотых статеров – до этой суммы не хватало 7000. Все эти деньги он предложил Ксерксу на содержание войска, заявив, что ему вполне будет достаточно остающихся у него рабов и земель. Ксеркс, отдав должное его щедрости, не пожелал воспользоваться даром Пифия, и, наоборот, подарил ему 7000 статеров, не достающих до 4 млн. Впрочем, все закончилось для Пифия плохо – даже самые раскрутые олигархи не должны выводить из себя великих государей . Позже, когда войско уже находилось в лидийской столице Сардах, Пифий, надеясь на благосклонность царя, попросил Ксеркса позволить старшему из его пяти сыновей остаться с ним, учитывая его преклонный возраст, и не отправляться в поход вместе с остальными братьями. Ксеркс пришел в ярость и приказал казнить этого старшего сына, разрубить его тело на две половины и положить по краям дороги; все войско прошло между половинами разрубленного тела. Этот Пифий был вполне реальным человеком, его упоминают Плиний и Плутарх. В основном они пересказывают рассказ Геродота, но им известны и другие сведения, почерпнутые из других источников. Эти рассказы имеют еще более фольклорный характер, чем геродотовский, и показывают, что Пифий был хорошо известен и стал к тому же персонажем народных легенд и сказок. К чему это я? К тому, что – а не мог ли лидийский олигарх, второй по богатству человек в греко-персидском мире, быть основателем города Пифополя? Или человеком, в чью честь переименовали уже существовавший ранее город? Теоретически – вполне мог. Тем более, что некоторые исследователи предполагают, что этот Пифий относился к лидийскому царскому дому, являлся династом Келен и был внуком того самого Креза, чьим именем до сих пор меряют богатство самых богатых людей. Сына Креза тоже звали Атис – как и отца Пифия. Да и логично предположить, что такое громадное состояние было унаследовано Пифием именно от деда. В любом случае, считают ученые, тот факт, что Пифий встретил Ксеркса в Келенах/Апамее свидетельствует о том, что там у него были владения и ресурсы, достаточные, чтобы достойно принять царя и его окружение, или даже, как говорит Геродот, устроить роскошный прием всему войску. Встречать путешествующего царя на границе своих владений и сопровождать его по своей территории было обычной практикой, засвидетельствованной еще в ассирийскую эпоху. Так что вполне возможно, что богач, потомок лидийского царского дома Креза по имени Пифий мог иметь прямое отношение к основанию или переименованию города Пифополя. Тем боле, что вот они рядом на карте: лидийская столица Сарды, Келены/Апамея и Пифополь/Антиохия.
Как бы там ни было на самом деле с Пифополем, мы знаем, что Селевк I Никатор – чемпион мира по основанию городов – на рубеже IV и III вв. до н.э. толи просто переименовал город, толи основал на месте Пифополя Антиохию-на-Меандре, - одну из, кажется, 16 названных им городов в честь отца.
Чем еще известна Антиохия-на-Меандре? Тем, что отсюда родом был Агесандр (или Александр) сын Менидеса – живший в начале II века до н.э. автор всемирно известной Венеры Милосской – именно его имя значилось на базе статуи, найденной в 1820 году на острове Мелос в Эгейском море.
У Страбона городу посвящены ровно четыре предложения: «Антиохия — это город средней величины и лежит он на самом Меандре, в области поблизости от Фригии, с мостом через Меандр. Городу принадлежит значительная территория по обеим сторонам реки, всюду плодородная; она производит очень много так называемой «антиохийской» сушеной смоквы, которая называется и «трехлиственной». Эта местность /…/ подвержена частым землетрясениям. Среди этого племени родился знаменитый софист Диотреф, которого слушал Гибрей, величайший оратор нашего времени» (XIII, IV, 15).
Страбон же дает характеристику и реке, на которой лежит город, сегодня она называется Буюк Мендерес, Буюк – значит «большой»: «…Отсюда Меандр, ставший уже большой рекой, течет сначала через Фригию, затем образует границу Карии и Лидии на так называемой равнине Меандра. Здесь его течение становится столь извилистым, что от этого всякие извилины даже называются «меандрами» (XII, VIII, 15). Об «извилистости» Меандра пишет и Сенека: «Меандр — предмет упражнений и игры для всех поэтов, — вьется частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самое» (Нравственные письма к Луцилию, CIV,15).
Итак, Антиохия-на-Меандре - «город средней величины». Мост через Меандр, о котором говорит Страбон, похоже, был главной визитной карточкой города.
Мы видим его во всей красе на этом реверсе монеты, отчеканенной при императоре Галлиене.
Судя по нашей монетке и по вот этому реверсу монеты Коммода, в Антиохии был и традиционный храм, посвященный Тихе – городской богине.
Здесь проводились и некие игры – на реверсе одной из монет Галлиена изображен столик с призом.
Как пишет Абрам Ранович, включение провинции Азия в состав империи открыло широкие просторы для предприимчивости здешних дельцов, торговли и мореплавания. В экономическую жизнь империи оказались вовлечены, в том числе и «глубинные районы долины Меандра». «О росте городов можно судить по выпуску монеты. Мы не знаем, какое количество монет выпускалось, и, следовательно, не можем судить о размерах денежного обращения. Но сам факт выпуска монет многими городами свидетельствует об экономическом оживлении. По данным Head’a получается, что более ста городов Азии чеканили монету в I в., хотя почти исключительно бронзовую.
Во II-III вв. прибавилось еще около тридцати городов», - пишет он.
В Антиохии-на-Меандре монету чеканили со времен Августа до Галлиена и Салонины. Впрочем, о том, что здесь происходило во времена Галлиена, - то есть в 50-60-е годы III века - ничего неизвестно. В дошедших до нас хрониках об этом тишина. Война с персами до этих краев по чисто географическим причинам не докатилась. Сведений об узурпациях императорской власти тоже не имеется, хотя, видимо, как и во всей Малой Азии, в 260-261 гг. здесь поддержали Макриана-младшего и Квиета. Что касается нашествий готов, во время одного из походов, имевшего место около 262 года, они изрядно пограбили западное побережье Малой Азии. Вот как описывает эти события в «Гетике» Иордан: «Дав волю своему буйству, Респа [Respa], Ведук [Veduco] и Тарвар [Tharuaroque], предводители готов, взяли корабли и, переправившись через пролив Геллеспонтский, перешли в Азию; в этой провинции они разграбили много городов, а в Эфесе сожгли славнейший храм Дианы, который … был основан амазонками». Судя по всему, от этого морского набега пострадали исключительно прибрежные города. Вглубь материка они не проникли.
Другой информации о жизни этих мест в эпоху античности найти не удалось.