гда наверное проще на токарном целиком выточить шайбу.Да и кольцо тоже...
Тоже вариант.
Античная история и нумизматика. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Монетная система Рима-от медного асса до солида. » Римские биметаллические медальоны.
гда наверное проще на токарном целиком выточить шайбу.Да и кольцо тоже...
Тоже вариант.
Литые аурихалковые заготовки могли обтачиваться на кругу и подгоняться под имеющиеся медные кольца.
Тогда наверное проще на токарном целиком выточить шайбу.Да и кольцо тоже...
Тема кстати очень интересная, несмотря на то, что это все для меня позднятина. Может выделим в отдельную тему?
я могу внести свою лепту - выложить тут фото интересных биметаллических медальонов, что заслуживают внимания...
заодно, всем участникам, глядя на "многа фото", когда они все рядом, легче понять технологию, что-ли...
для начала - вот такой Гордиан третий, с обломанным внешним кольцом - взгляд изнутри, такскать...
Классик биметалльного медальонного делопроизводства - Коммод Маркович...
интересный биметаллик - внешнее кольцо то ли расплющено, толи еще не обработано Диаметр - 85 мм
годами ранее проходил с таким фото -
Шедевр с снг -
с ланца, 1999 год -
Отредактировано Alexander (2013-04-18 13:38:52)
с супругой Криспиной
=
Отредактировано Alexander (2013-04-18 13:48:58)
Нерон - пишут, что биметаллический медальон. А по мне так сестерций, но в кольце
Гордианы -
здесь металлы немного расшатались.
Септимий Север -
Каракалла -
Александр Север
Нерон - пишут, что биметаллический медальон. А по мне так сестерций, но в кольце
Может, вообще-конторниат 4-го века, тогда практиковали такие излишества.
Адриан - (не уверен, что чекан прижизненный)
Юлия Мамея
Божественная Фау старшая
Филипп Араб
Отацилия Севера
Галлиен -
Диоклетиан
Отредактировано Alexander (2013-04-18 14:04:36)
Может, вообще-конторниат 4-го века, тогда практиковали такие излишества.
похоже на то, имхо металл там одного типа.
Собственно, с картинками я закончил, теперь бы выделить тему...
Судя по представленной подборке, биметаллические медальоны были
как с медным кольцом и серединкой из аурихалка, так и наоборот.
Север:
вроде тоже составной, но и кольцо и серединка внешне из одного (?) сплава.
но и кольцо и серединка внешне из одного (?) сплава.
А зачем из одного сплава две половинки клепать в одну монету? Вот когда монета только отчеканенная и блестит медь, оттеняя аурихалк-это я понимаю, красота. Хотя, может имелся и тайный (для меня) дополнительный смысл клепать биметаллические медальоны? Что думаешь?
Нашёл инфу по теме, аргументы автора довольно сомнительны, источники противоречат утверждению о явном неприятии Сенатом Отона, но для ознакомления-вполне читаемо:
Ионина Н. "100 великих наград":
Портреты римских императоров встречаются и на найденных медальонах — монетах большого размера, хотя, по мнению некоторых исследователей, их нельзя отнести к наградам, так как они скорее всего были лишь ходячей монетой. Другие же исследователи полагают, что римские медальоны были тем же самым, что и наши медали. Сейчас в науке нет единой точки зрения на этот счет, так как надписи, сделанные на таких медальонах, говорят столько же «за», сколько и «против» каждого из двух этих мнений.
Иногда медальоны чеканились по повелению самих цезарей, а не Сената, которому они поручали чеканить все другие монеты. Это подтверждается тем, что на них нет букв «S.C.» — Senatus Consulto (по решению Сената). Однако медальоны могли быть и пущенной в обращение монетой: между медальонами и монетами существует большое сходство в изображениях на них и круговых надписях, и отличаются они друг от друга только величиной, толщиной и весом, а также отсутствием или наличием на оборотной стороне букв «S.C.».
Большой интерес в этом отношении представляет медальонообразный сестерций римского императора Отона, о котором рассказал русский ученый В. Шугаевский. Долгое время среди большинства нумизматов бытовало мнение, что Отон не признавался Сенатом как император, так как был в его глазах лишь узурпатором. Поэтому Сенат, обладая исключительным правом выпуска бронзовой монеты в Риме, отказался чеканить ее с профилем и именем Отона. Вплоть до начала XX века ни одной бронзовой монеты собственно римского чекана с изображением этого императора не было известно, хотя встречались бронзовые монеты, отчеканенные в римских провинциях — Александрии Египетской, Антиохии Сирийской и др.
Немецкий ученый XIX века Моммзен, известный знаток римского монетного дела, считал, что самым высоким и самым священным из всех титулов императора в Риме в течение всего I века нашей эры считался титул верховного жреца. Поэтому, пока император не получал этого титула, Сенат не признавал за ним всей полноты императорской власти и не чеканил бронзовых монет с его именем.
Облечение императора титулом верховного жреца происходило в марте, и Отон был возведен в этот сан 9 марта 69 года — за пять дней до своего похода против Вителлия. В это время политическое положение его было настолько шатко, что Сенат медлил с выпуском монет-медальонов, пока не выяснится исход борьбы между двумя соперниками. С этим мнением немецкого ученого были согласны и некоторые другие нумизматы (например, Е. Ленорман, Р. Моват). Последний, правда, не мог понять, как Отон, будучи полным хозяином Рима, допускал неповиновение Сената хотя бы и в течение непродолжительного времени.
Однако первоисточники вполне определенно и ясно свидетельствуют, что Сенат признал Отона императором и оказал почести, свойственные его императорскому сану. Римский историк Тацит так описывает вступление Отона на престол:
«Городской претор созывает Сенат; другие магистраты соперничают друг с другом в лести перед Отоном. Сбегаются сенаторы; Отону подносится трибунская власть, титул Августа и все почести, связанные с принципатом».
Таким образом, Отон, во всяком случае формально, был признан Сенатом как император, однако монет римского чекана с портретом Отона не было. Французский ученый Р. Моват объясняет этот факт следующим образом. Во время избрания Отона императором в Риме уже знали о восстании стоявших в Германии легионов, которые провозгласили императором Вителлия. Поэтому Сенат предвидел, что верховная власть у Отона будет оспариваться. Вынужденный подчиниться ходу событий, Сенат под давлением необходимости признал Отона императором и даже отдал приказ о чеканке монет с его портретом, опасаясь не угодить новому правителю. Однако Сенат хотел протянуть время как можно дольше, поэтому и медлил с исполнением своего же приказа или даже не пускал в оборот уже отчеканенные монеты. Когда Отон выступал из Рима, на монетном дворе уже лежала отчеканенная бронзовая монета: от исхода борьбы двух императоров зависело или пустить ее в оборот, или перелить. Для Отона исход этой борьбы оказался роковым: в сражении при Бедриаке он был разбит и покончил жизнь самоубийством.
В. Шугаевский предполагал, что вся изготовленная монета могла быть вновь расплавлена, однако ученый надеялся, что, если такие монеты все же были отчеканены, следует ждать их появления. И такой медальон, причем довольно крупный по весу, нашелся в коллекции римских монет Эрмитажа! Правда, от него был отломан довольно-таки большой кусок, в одном месте находилось сквозное отверстие, а изображения на обеих сторонах оказались значительно изъеденными. Но надпись читалась ясно, и потому сомнений, что медальон принадлежит именно Отону, у В. Шугаевского не было. Об этом же говорит и портрет Отона с характерными курчавыми волосами, не встречающимися на других монетах ни у каких других императоров. Своеобразный вид шевелюры Отона, в которой волосы расположены правильными рядами локонов, у Светония описан так:
«Отон… вследствие плохой шевелюры носил парик, который был прикреплен и прилажен так искусно, что его нельзя было отличить от настоящих волос».
По характеру изображений и надписей на медальоне В. Шугаевский определил, что отчеканен он был на Капитолийском монетном дворе. В I веке нашей эры было два монетных двора, на которых чеканилась монета от имени Сената — в Риме и Антиохии Сирийской. Бронзовые монеты с изображением Отона из Антиохии встречались довольно часто, но их типы и стиль чеканки не имеют ничего общего с монетами римского чекана и с найденным в Эрмитаже медальоном.
На лицевой стороне сестерция сохранилась часть надписи, которая идет вокруг головы Отона: IMP OTHO CAESAR AVG TRP. На оборотной стороне, во всем поле медальона, изображен 6-колонный храм Юпитера Капитолийского с ведущими к нему тремя ступенями. Об этом говорят помещенная в середине храма статуя Юпитера и его рельефная фигура в центре тимпана, а также сравнения изображения этого храма с дошедшими до нас описаниями его у древних авторов. Слева видно неясное изображение какой-то фигуры, а внизу все те же буквы «S.C.», хотя и сильно стертые.
В настоящем виде медальон Отона весит около 36 граммов, а в своем целом виде он, вероятно, весил приблизительно 50 граммов, следовательно, был в два раза больше сестерциев того времени. В. Шугаевский сразу же задался вопросом, предназначался этот медальон для денежного обмена или же был отчеканен в сравнительно небольшом количестве как награда для определенного круга лиц? Характер изображения и надписей на нем не дает конкретного ответа на этот вопрос, поэтому судить об этом можно только по косвенным признакам.Прежде всего, большинство медальонов обычно чеканилось по распоряжению императоров — без санкции Сената; здесь же стоят буквы «S.C.», свидетельствующие о такой санкции. Во-вторых, тип оборотной стороны медальона тождествен типу некоторых больших бронз императора Веспасиана — именно бронз, а не медальонов. Эти и некоторые другие данные говорят как будто «против» того, чтобы эрмитажный экземпляр причислять к медальонам, тем более что чеканился он из старой тяжелой бронзы и потому вес его получился большим. А следовательно, полученный после чеканки сестерций вряд ли предназначался для обращения, так как именно по своему весу он сильно отличался от монет того времени. Отсюда В. Шугаевский заключает, что данный экземпляр был пробным — медальон по весу и сестерций по типу. А потому вполне возможно ожидать и других подлинников с портретом императора Отона.
И возникает вполне резонный вопрос-а что же это такое-биметаллические медальоны? На данный момент я вижу три версии:
1. Награда (типа, медаль, как Гордиан раздавал медальоны за Персидский поход).
2. Денежное средство (известны случаи чеканки медальонов с конкретной привязкой к ауреусам).
3. И то, и другое.
И возникает вполне резонный вопрос-а что же это такое-биметаллические медальоны? На данный момент я вижу три версии:
1. Награда (типа, медаль, как Гордиан раздавал медальоны за Персидский поход).
2. Денежное средство (известны случаи чеканки медальонов с конкретной привязкой к ауреусам).
3. И то, и другое.
Думаю, биметаллический медальон, как и монометаллический (условно назовем его мультисистерций) - это универсальная награда=платежное средство. Как например известные всем декадрахмы. Его можно было с хранить дома как регалию, а в случае нужды - использовать как дензнак. Примерно так же пользовались орденами в 18-м веке - выковыривая оттуда по бриллиантику... хотя, конечно, масштабы разные, понятно.
Александр Север
Обратите внимание на неправильную окружность линии соприкосновения внутреннего кругляка и внешнего кольца. Похоже, подгоняли индивидуально, каждую пару.
По поводу выпуска подобного медальона нашёл инфу у Абрамзона:
На монетах Антонина Пия Concordia exercituum изображается в виде женской фигуры с викториолой в одной руке и легионным орлом в другой: этот тип был выражением благодарности объединенным войскам за их преданность и победу, одержанную над Британией
А вот интересно, не выскакивала внутренняя шайба из кольца, если уронить? Как-то расшатанно выглядит граница...
Думаю, биметаллический медальон, как и монометаллический (условно назовем его мультисистерций) - это универсальная награда=платежное средство.
В подтверждение твоей версии-ещё пара цитат из Абрамзона:
С virtus, pietas, mores maiorum связаны типы многих медальонов Антонина Пия в ассах, связанных с коммеморацией побед: здесь, например, Гораций Коклес, переплывающий Тибр — образец воплощения virtus, последний Гораций и Куриаций и т.д
Как видим-номинал медальона соотносился с определённым количеством асов и вполне мог выступать в качестве платёжного средства.
И ещё одна цитата, освещающая пропагандисткие цели выпуска данных медальонов:
Возможно на солдат были ориентированы также и монеты, пропагандирующие параллели между императором и Александром Македонским. Сама идея показать, что в лице того или иного императора возрождается новый Александр, которому предстоит подобно Гераклу совершить подвиги, завоевать мир, бросить его к ногам Рима, имела давнюю традицию, восходящую еще к Сципиону Африканскому. При последних Антонинах, Северах, Константине I, Максимиане Геркулии эта идея начинает эксплуатироваться вновь, тесно связываясь с культом Геракла, который приобретает общегосударственное значение и пользуется огромной популярностью в армии и местах, где проживали вышедшие в отставку ветераны. Появляются монетные типы, в которых иконография императора восходит к чеканке Александра Великого. Не вызывает сомнения сходство, например, между головой Коммода на монетовидном медальоне 192 г. и изображениями Геракла или Александра на македонских монетах. Константин и Александр Македонский изображены в профиль на крупном медальоне (очевидно донативном) как два великих полководца и владыки огромных империй
ПыСы. Упоминание о донативном характере награждения подобными медальонами подтверждает также и версию о том, что медальоны воспринимались в римском обществе того периода как награда, в основном, военная.
А вы заметили, что медные кольца снаружи всегда больше окислены, на цветных фотках это хорошо видно.
А вот интересно, не выскакивала внутренняя шайба из кольца, если уронить?
У кого есть-жалко бросать, деньги большие.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Монетная система Рима-от медного асса до солида. » Римские биметаллические медальоны.