Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Древняя Греция. » Государственный строй Афин и народонаселение.


    Государственный строй Афин и народонаселение.

    Сообщений 1 страница 20 из 133

    1

    Народ в Аттике с древнейших времен был разделен на 4 fulai. По объяснению Плутарха, первые были земледельцы, вторые — воины (oplon), третьи — пастухи (aix), последние — ремесленники (ergon). Но это объяснение, основанное на простом созвучии слов, сомнительно. На самом деле происхождение фил не выяснено еще окончательно. Ввиду того, что филы подразделялись на фратрии и роды, связанные единством происхождения и религии, скорее всего можно считать их продуктом естественного размножения родов. Во всяком случае несомненно, что во всех филах были и знатные и простые граждане. Так как в Аттике филы уже не различались резко по месту жительства (хотя некоторые ученые и пытались приурочить их к определенным округам аттической территории), следует думать, что деление ионийцев на филы произошло еще раньше переселения их в Аттику; это подтверждается и существованием этих же самых фил у других ионийцев.
    Каждая фила делилась на 3 fratriai или trittueV; каждая фратрия подразделялась в свою очередь на 30 родов, в которых заключалось по 30 семей, так что всех семей было 10 800.

    +1

    2

    Доброе утро!
    Хорошая тема… :flag:

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Ввиду того, что филы подразделялись на фратрии и роды, связанные единством происхождения и религии, скорее всего можно считать их продуктом естественного размножения родов

    Встречалась и другая информация: филы – это племена. «Пришли» из крито-микенской эпохи. В качестве доказательства приводиться наименование «руководителя» филы – фило-басилей. Басилеи – это (по Гомеру), племенные вожди в древнейшие эпохи. Соответственно, филы в Аттике селились изначально по территориальному признаку, и приведенная Вами структура филы – деление на фратрии и роды – появились лишь после проведения синойкисма. Фукудид приписывал синойкисм к деяниям Тезея. Таким образом, к VIII в. до Р.Х. фратрии вероятно уже существовали (филы были структурированы). Существенный момент здесь один: не роды создали фратрии, а те, в свою очередь, филы, а наоборот: филы распались со временем на фратрии и т.д. Это существенно с точки зрения отношения демоса к реформам Солона и волнениям VII-V веков.

    0

    3

    Вот, решил немного рассказать о Лаконии (то бишь, Спарте) и о тамошней политико-экономической системе. :idea:
    Это очень интересная и, спасибо Ликургу, достаточно изученная тема. Главный источник – так называемая «Ликургова ретра». Кроме того, поскольку эта, почему-то называемая «архаичной», система просуществовала до V в. до Р.Х., о ней сохранилось много упоминаний в различных источниках.
    Сам Ликург объявлен многими историками личностью легендарной, то есть почти не существовавшей. Однако, это утверждение весьма сомнительно: так же не существовавшим объявили и Гомера! Если что-то объяснить не можем – значит этого не было вовсе… :tired:

    0

    4

    Чем же так интересна спартанская политическая система? В первую очередь тем, что она является, если и не ровесницей конца крито-микенской эпохи, то по крайне мере – не далеко от неё ушла. Скорее, Ликург своей «ретрой» завершил «тёмные времена» после разрушительного дарийского нашествия, если оно таки было!. Допустим – было. :canthearyou:
    Далее, интересен такой факт: в Спарте было два (2!) царя, выдвиганмых двумя родами (Агиадиды и Эврипоинтиды). И три филы (каждая делилась на обы, обы на роды, роды на семьи – всего до 9000 семей). Если предположение о том, что филы – это племена верно, то вероятно два дорийских племени объединились и в плодородной долине реки Эврот основали город Спарту, позже к ним на меньших правах присоединилось третье племя. :tomato:
    Вполне возможно, присоединение третьего племени как-то связано с разрушением города Илота, поднявшего восстание против завоевателей (или не открывшего им ворота по требованию). Дорийцы-то были маленько уставшими – всю Грецию с севера на юг пройти с боями, а тут ещё Илот. Может, правда, и не было ни какого города: иначе, где он? Только если на месте Спарты… С этих пор, в Лаконии появились илоты – своеобразные крепостные: илоты принадлежали всему государству (как, кстати, и земля), и спартанец был не властен над жизнью своих крепостных. Землю и илотов для её обработки каждому достигшему совершеннолетия юноше «выдавало» государство, это роднит спартанцев с русским дворянством при Петре: вот земля и люди тебе на кормление, а ты – служи. По существу, Спарта – огромная поселённая профессиональная армия.

    +1

    5

    Кроме царей, Спартой управляла «герусия» - совет старейшин. Но реальная власть была в руках народного собрания. Голосовали расходившись на две стороны, после этого осуществлялся подсчёт.
    Однако, это не всё. Был ещё институт эфората. Эфоры – судьи и прокуратура в одном лице. Они имели право вызвать «на ковёр» и царей (военных вождей, в первую очередь). Раз в год цари клялись эфорам в присутствии всего народа – свято исполнять свои обязанности, а народ, в лице эфоров, клялся подчиняться царям и решениям герусии, куда, кроме старейшин родов, входили и цари. Интересно: «Ликургова ретра» не упоминает ни о каком эфорате. Тут спартанцы сами додумались до арбитража и надзора за властью. :cool:
    Вообще, Ликург, своей ретрой, создал именно оседлую армию. Все законы (я бы сказал, устав внутренне службы) должны были поддерживать в спартанцах воинский дух и спортивную форму. Пример: как известно, «когда в стране есть денежные знаки, то у кого-то их всегда бывает много» (с) Ильф или Петров, устами Остапа. Социальное неравенство и воинский дух товарищества несовместимы. Понимая это, Ликург, запретил куплю/продажу недвижимости, плюс к этому, дом каждый спартанец должен был строить сам, и использовать для этого лишь топор и пилу. В основу денежной системы он положил железо! Следовательно, что бы накопить какую-либо крупную сумму, надо было строить амбар, а что бы её перевести – запрягать телегу. :mybb:

    0

    6

    Зелёный написал(а):

    Раз в год цари клялись эфорам в присутствии всего народа – свято исполнять свои обязанности, а народ, в лице эфоров, клялся подчиняться царям и решениям герусии,

    Чудное единение! И самое главное-что это не только слова...

    0

    7

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Чудное единение!

    Да вообще симпатичный народ! Не даром их все остальные греки не любили… :idea:

    0

    8

    Ну, сильному любовь не нужна...лишь бы боялись.  :yep:

    0

    9

    Centurion написал(а):

    Ну, сильному любовь не нужна...лишь бы боялись.

    Ну, если учитывать, что эфоры могли призвать для военных действий всех мужчин от 20 и до 60 лет, то в принципе, получается что взрослый мужчина всю свою жизнь занимался только войной. Оттого и воины отличные.  :hobo:

    0

    10

    Зелёный написал(а):

    Эфоры – судьи и прокуратура в одном лице. Они имели право вызвать «на ковёр» и царей

    Геннадий Бордуков написал(а):

    эфоры могли призвать для военных действий всех мужчин от 20 и до 60 лет

    А ещё среди эфоров встречались очень бедные люди! При том, что эфор – выбранная должность!!! :dontknow:
    Настоящая демократия, помноженная на крепкое чувство долга… :canthearyou:

    0

    11

    Зелёный написал(а):

    Настоящая демократия

    Выродившаяся, к сожалению. И в прямом, и в переносном смысле.  :dontknow:

    0

    12

    Геннадий Бордуков написал(а):

    в Аттику

    Вероятно, пора потихоньку переходить к реформам Солона, но до этого необходимо осветить один немаловажный момент: кодификацию права.
    Доподлинно известно, что до 620 г. до Р.Х. законы в Аттике (вероятно и по всей Элладе) носили неписанный характер. Судили эвпатриды – на основе «родовых законов». Ещё Гесиод называл судий «дорофагами», то есть пожирателями даров, соответственно суд был не праведным, но, поскольку право не было кодифицировано и где либо записано, доказать «заинтересованность» судьи-аристократа было невозможно. :whistle:
    Начать, скорее всего, следует с Килона-спортсмена-неудачника. Сей победитель Олимпийских игра, празднуя годовщину победы, разгуливал с друзьями по Афинам и принимал поздравления и, вероятно, с пьяну, захватил Акрополь. Собственно, это первая известная попытка в Элладе установления тирании. Аристократы, вооружившись, осадили Акрополь. Килон (думаю – проспался) – бежал. Его товарищи заперлись в храме Афины. Их решили взять голодом. Голод – не тётка, и, через несколько дней, народ начал каяться, и проситься по домам. Всем обещали жизнь и общественное прорицание, но когда Килоновы дружки из храма вышли, Мегакл (из рода Алкмеонидов), руководившей зачисткой, почему-то передумал и порешил всех, во славу богов и героев. :cool:
    После этого в Афинах наступил период народных волнений. Мне не совсем понятно, почему заволновался демос, но факт остаётся фактом: Килона жалели. Как обычно, появились и политические требования. Аристократия пошла на уступки, и в 620 г. до Р.Х в архонство Аристехма, Дракону (звали так человека) было поручено записать законы Афин на бумагу.  :writing: То что у Дракона получилось, вошло в историю как «Драконовские правила». Дракон, судя по всему, ни чего не выдумывал, и тем более не задумывался, что через более чем 3 000 лет это будут читать и плакать: законы получились очень кровожадными и суровыми (например, признавалась кровная месть). Позже на 200 лет Демад, Афинский оратор, говори, что законы Дракона написаны кровью. Но!
    1. Это были первые писанные законы, и судиться стало попроще.
    2. Народ почуял свою силу и на этом не собирался успокаиваться….. :mybb:

    +1

    13

    Всем добрый день!
    Хотел поговорить о реформах Солона….
    Итак, после описанных в предыдущем посте событий, народ ни как не мог успокоиться. Видимо, напряжение достигло такого уровня :mad: , что аристократия (эвпатриды) решили, что раз процесс остановить не удаётся, то его надо возглавить.  :idea:
    В 594 г. до Р.Х. выдвинули Солона. Солон был аристократом, и, судя по всему, очень одарённым человеком (писал стихи «на заданную тему», а это, для понимающих – чрезвычайно трудно). Солон взялся за дело с двух сторон, и этим заложил демократическую основу управления, думаю, на века вперёд (даже выборы в 1-ю Думу шли с использованием имущественного ценза!). :mybb:
    1. То, что волновало крестьян в Аттике более всего: сейсахтейя, то есть «снятие бремени». Всем крестьянам были прощены долги. Кроме того, было запрещено продавать человека в рабство за долги. Это, в конечном итоге, «создало» в Греции рынок капитала, так как у заимодателей поменялась «доходная парадигма» - вместо желания в конечном итоге получить себе раба, появилось желание заработать, а, так как с банкрота денег вообще не вернёшь, то «доходная маржа» логично снизилась. Вероятно, «золотой век», характерный всестороннем развитием хозяйственной жизни Аттики, своим возникновением обязан именно этой, на первый взгляд, совершенно «практической» и «вынужденной» реформе…  :flag:
    2. Была проведена реформа управления полисом. Об этом чуть попозже и поподробнее… :writing:

    +1

    14

    Зелёный написал(а):

    Всем добрый день!

    О, здравствуйте, долгие майские праздники совсем отлучили Вас от Форума... :crazyfun:

    Зелёный написал(а):

    Кроме того, было запрещено продавать человека в рабство за долги.

    И этот закон провёл человек, сам являющийся рабовладельцем.  :glasses:
    Что же касается судьбы "шестидольщиков", то вылезти из такой кабалы не было никакой возможности-прямой путь в рабство к заимодавцу.

    0

    15

    Геннадий Бордуков написал(а):

    О, здравствуйте, долгие майские праздники совсем отлучили Вас от Форума...

    Здравствуйте, здравствуйте!
    Дело не в праздниках: дипломы и курсовики «подкрались незаметно»… :smoke:  Да и на даче (более 100 км. от Питера) терпения на Интернет через «мобильник» хватает только просмотреть почту и форум (сидя «не ёлке» и с буком в руках). У Вас, Геннадий, в Италии, думаю, такой романтики не было! :yep:

    Геннадий Бордуков написал(а):

    И этот закон провёл человек, сам являющийся рабовладельцем

    По-существу: поразительный Солон человек! Гений (я серьёзно…). Нам легко сейчас рассуждать: это де правильно сделано, а тут они (древние, в смысле) ошибались… А у Солона, историческо-ретроспективной информации по социально-экономическим экспериментам просто не было! Он всё придумывал ПЕРВЫМ! И сейсахтейя была проведена в первые… Теперь мы можем сказать – развитие Европы (без преувеличения) пошло иным путём, по сравнению с Востоком во многом благодаря ей! :mybb:
    Сам Солон о будущем этой части света и не задумывался. Нашёл следующее его стихотворение (правда в русском переводе, но я, к сожалению, с древнегреческого прочесть бы и так не смог): «Встал я, могучий свой щит над одним и другим простирая, и никому побеждать не дал неправо других…». А ещё, из этой же элегии: «Не по нраву мне что-либо делать силой тирании, чтоб в земле родной, богатой, и худым и благородным доля равная была». Как мы видим, Солон и не понимал, чем обернётся то, что он сотворил. Что ж, с моей точки зрения, тем более +1 ему. :cool:

    0

    16

    Зелёный написал(а):

    Теперь мы можем сказать – развитие Европы (без преувеличения) пошло иным путём, по сравнению с Востоком во многом благодаря ей

    Рим до этого так и не дошёл, мутируя в колонаты и плодя "федератов". А вот расслоение по имущественному цензу (то что впервые ввёл Солон) Рим использовал максимально эффективно.

    0

    17

    Зелёный написал(а):

    У Вас, Геннадий, в Италии, думаю, такой романтики не было!

    Италия-страна с неразвитой инфраструктурой сотовой связи, оттого и услуги мобильного интернета отсутствуют напрочь. Даже в главном аэропорту "Флумичино".  :dontknow:

    Centurion написал(а):

    А вот расслоение по имущественному цензу

    Все страны прошли деление по "цвету шараваров".  :crazy:

    0

    18

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Все страны прошли деление по "цвету шараваров"

    Всё-таки есть разница: «жёлтые штаны» достались вам по наследству, и, что бы вы ни делали, они ни куда деться не могут и перекраситься не могут, т.к. вросли в кожу (права наследственной аристократии), или «желтые штаны» вы заработали сами, кровью и потом, а дети ваши могут их потерять, либо же перекрасить эти самые штаны (право имущественного ценза). :suspicious:

    0

    19

    А ведь для государства (неважно, это радящиеся в демократические одежды Афины или тяготеющий к авторитаризму Рим) всегда очень удобно рассортировать своих граждан и согласно этим канонам выстраивать свою жизнедеятельность: от формирования армии и до укомплектации Сената.

    0

    20

    Добрый день!

    Геннадий Бордуков написал(а):

    ...для государства всегда очень удобно рассортировать своих граждан...

    Конечно, удобно! Более того, такая «сортировка» всегда была и всегда останется, так как именно она и создаёт само государство, как структурную систему!  :idea:
    Другое дело, что принцип, положенный в основу данной, если позволите, «табели о рангах» очень важен сам по себе: он задаёт обществу определённые императивы. Государство ясно даёт понять, кто ему важнее (аристократ по рождению или богатый человек), предоставляя этому типу граждан право управления обществом.  :cool:
    Вот и Солон, сломав аристократическую систему, в основу государственной системы выдвинул имущественный ценз. Были созданы четыре, если позволите, «касты»:
    1. Пентакосиомедимны (пятисотмерники) – те, кто собирает со своих полей (то есть имеет доход) не меньше 500 медимнов (примерно 52 литра) сыпучих (злаки) и жидких (вино, масло) продуктов.  :flag:
    2. Триакосиомедимны (трёхсотмерники) – те, кто собирает со своих полей  не меньше 300 медимнов сыпучих и жидких продуктов. :glasses:
    3. Зевгиты – двухсотмерники.  ^^
    4. Феты – все остальные, кому ПОКА Не повезло. :hobo:
    Пятисотмерники имели все политические права: могли занимать должность казначея Афинской республики, избираться в архонты, избираться в «совет четырёхсот» (созданный Солоном «парламент», избирался по филам), избираться в суды присяжных и участвовать в народных собраниях.
    Триакосиомедимны имели те же политические права, за исключением права занимать должность казначея.
    Зевгиты (основная масса населения Аттики) могли избираться в «совет четырёхсот», в суды присяжных и участвовать в народных собраниях.
    А Феты, только участвовать в эклезиях.
    С точки зрения воинской обязанности, пентакосиомедимны были не обязаны служить в ополчении, однако на них падало «материальное» обеспечение военных действий, вплоть до строительства кораблей на собственные средства, трёхсотмерники должны были служить в кавалерии, отсюда их второе наименование – «всадники», зевгиты – тяжёлая пехота (гоплиты), а феты – пехота лёгкая.
    И главное – это не навсегда! Не хочешь быть Фетом, заработай денег и стань хоть пентакосиомедимном: всё в твоих руках!  :mybb:

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Древняя Греция. » Государственный строй Афин и народонаселение.