Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Древняя Олимпия (АРХАIА ОΛYМПIА)


    Древняя Олимпия (АРХАIА ОΛYМПIА)

    Сообщений 81 страница 100 из 148

    81

    Alexander написал(а):

    это вы про генуэзскую крепость? я не был в Крыму уже 17 лет, в т.ч. и в самом Судаке - увы, не помню никаких новостроек на горе

    я сам помню эту крепость только из детства, был там году в 78-м, тогда она лежала в руинах, более-менее был восстановлен только т.н. Консульский замок и пара башен, но всё равно впечатления были огромные. А потом, судя по фотографиям, доделали и остальные стены и башни. А границу между оригиналом и новоделом проложили красноватым песчаником. Я считаю, это лучше, чем любоваться на фундаменты...

    Отредактировано AVL (2012-07-09 10:44:10)

    0

    82

    продолжу, а то тема совсем утонула. :)

    Храм Геры = Герайон

    Это самый старый из олимпийских храмов, чьи руины еще худо-бедно существуют. Построен на рубеже 7 и 6 веков до н.э., времени расцвета искусства архаичного периода, причем построен, согласно Павсанию, на месте еще более древнего Герайона 11-10 веков, который в свою очередь был воздвигнут на месте древнего святилища Зевса, как это не странно. Археологи, правда, рылись-рылись, но так и не нашли ни следа от раннего храма периода темных веков, т.е. 1000-х годов до н.э. Обнаружены были только две фазы - 650 г до н.э. и 600 г до н.э. (последний храм), причем первая фаза 650 BC являлась фундаментом для второй, к которой было пристроено несколько блоков для удлинения колоннады в длинной части. Мистика, одним словом.

    http://savepic.su/2251633m.jpg http://savepic.org/2396798m.jpg

    вид со стороны целлы.

    +1

    83

    вот так фасад храма выглядел в античности -

    http://savepic.net/3235016m.jpg

    так он выглядит сейчас -

    http://savepic.net/3221704m.jpg

    впрочем, имеется новодел в штатах, в местечке Жасминовый Холм, штат Алабама :)  -

    http://savepic.net/3225800m.jpg

    кстати, верхнее украшение фронтона чудесным образом сохранилось и находится в местном музее, с которого наша экскурсия и началась. Я, правда, забыл ее сфоткать, но уверяю, что облик храма на верхней реконструкции - не плод буйной фантазии художника. ;)

    +1

    84

    Храм Геры потерял свое могучее влияние на жителей Элиды и гостей после возведения Храма Зевса - в этом, между прочим, очень хорошо заметен отход от поклонения женским божествам, которые существовали и доминировали с периода первых городов (с 8-6 тысячелетия до н.э. в малой азии и междуречье) к поклонению мужским божествам.

    Римляне, увидев бесполезность опустевшего (некогда цветущего!) храма, сделали из него "пинакотеку", наподобие афинской, где были собраны самые значительные произведения искусства - к примеру, статуя работы Праксителя - Гермес с младенцем Дионисом, о которой я уже писал, была найдена именно здесь, среди прочих. Под находками статуй находили уже более ранние предметы, когда храм еще действовал - бронзовые вотивные девайсы, керамику, деньги, наконец. :)

    еще несколько фото -

    http://savepic.net/3248331m.jpg http://savepic.net/3238091m.jpg

    PS - можно долго писать про Герайон, о том, как его построили, что у него были за украшения на фасаде и прочее-прочее. Не буду вас сильно загружать подробностями - лучше пойдем дальше. Но не могу не вставить еще одно фото уже показанного штатовского новодела - чем-то он мне все же нравится. Его поставили в парке, заставленном копиями античной скульптуры, там разбиты газоны, аллеи, пруды, поют птицы, плавают рыбы, одним словом - есть там единение с природой, которое было очень свойственно эллинам. В период классики, а позднее и эллинизма количество статуй, стоявших в городах и садах, поражало - есть описания того, как органично все эти произведения выглядели на фоне природы. особенно по вечерам - когда в сумерках бронза "оживала", а мраморные статуи, раскрашенные умелыми художниками, поражали своей реалистичностью. Итак, jasmine hills, twilight view -

    http://savepic.net/3265739m.jpg

    **************************

    общий вид на Герайон и "площадь" перед ним - слева Храм Геры, справа - Метройон, между ними - Нимфей, а за ними - сокровищницы городов...

    http://savepic.net/3242187m.jpg

    +3

    85

    Alexander написал(а):

    Обнаружены были только две фазы - 650 г до н.э. и 600 г до н.э. (последний храм), причем первая фаза 650 BC являлась фундаментом для второй, к которой было пристроено несколько блоков для удлинения колоннады в длинной части. Мистика, одним словом.

    Возможно, это всего лишь растянувшееся на 50 лет строительство одного и того же храма? Не секрет, что храмы в Греции строились веками.  :glasses:  Рекордсмен, наверное, храм Зевса Олимпийского, ждавшего 650 лет, пока придёт Адриан и закончит строительство.

    0

    86

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Рекордсмен, наверное, храм Зевса Олимпийского, ждавшего 650 лет, пока придёт Адриан и закончит строительство.

    Да, это был самый настоящий долгострой античности.

    В Олимписком храме Геры фаза 1 и 2 разделены - кладка уложена под другим углом на почти параллельном фундаменте. Видимо, в какой-то момент построенный (недостроенный?) храм перестал устаивать заказчиков как и по площади, и по высоту, так и по качеству исполнения. Фазе 2 предшествовал почти полный разбор фазы 1 до уровня базового фундамента почти повсеместно.  :|

    0

    87

    Alexander написал(а):

    кстати, верхнее украшение фронтона чудесным образом сохранилось

    вспомнил, как эта деталь называлась - акротерий.

    0

    88

    Alexander написал(а):

    Но не могу не вставить еще одно фото уже показанного штатовского новодела - чем-то он мне все же нравится

    Видимо, спонсоры американского проэкта-большие любители греческой истории.  ;)

    0

    89

    Alexander
    Какая мощная у греков цивилизация была-руины, и те-впечатляют!  :cool:

    0

    90

    двигаемся дальше, в сторону стадиона. Буквально в двух шагах от Храма Геры -

    Нимфей.

    На мой взгляд, очень красивое, хоть и весьма позднее сооружение на территории святилища. Руины его не впечатляют туристов - при наводнении полукруглая стена, окаймляющая бассейн, рухнула и рассыпалась, покрыв упавшие статуи, некогда стоящие в нишах. Когда немецкий археологический институи принялся за расчистку завалов, стратиграфическим методом, по крупицам камней стены, облик Нимфея был воссоздан максимально точно. Здесь нет никаких гипотетических линий, все очень точно, но восстанавливать стены Нимфея из обломков не стали. Завал расчистили, статуи поместили в музей, обломки куда-то увезли. В наши дни Нимфей выглядит следующим образом -

    http://savepic.su/2275879m.jpg  http://savepic.org/2437602m.jpg

    на реконструкции, выполненной по чертежам немцев, вид у Нимфея такой -

    http://savepic.net/3260233m.jpg  http://savepic.net/3244873m.jpg

    такой же вид, в принципе, и на макете, который я вам уже не раз показывал - только уровни ниш не все... почему-то

    http://savepic.net/3239753m.jpg

    Отредактировано Alexander (2012-08-13 16:52:23)

    0

    91

    Alexander написал(а):

    на реконструкции, выполненной по чертежам немцев, вид у Нимфея такой -

    В оригинале вид был впечатляющий!  :cool:

    0

    92

    Нимфей был построен Геродом Аттиком - это был друг императора Адриана и не последний человек в Афинах - его имя, к примеру, носит Одеон у подножия афинского акрополя.

    Герод был меценат и большой любитель искусств, и при этом еще и гетеросексуал, за что ему двойной респект :). (На фоне Адриана, разумеется)  :hobo:

    Точный год постройки Нимфея точно известен, это 160 г. н.э. Конечно, это был не самый впечатляющий из римских нимфеев - были и крупнее, и статуй было поболее, и полноводнее в том числе. В святилище Олимпии с самого начала с питьевой воды было не очень обильно, был прорыт довольно длинный самоточный акведук, но и он не смог давать много воды для бассейна. Фактически, работал верхний накопитель (за горой) и обеспечивал водой святилище он в основном в жаркие дни июня, когда проводились Игры... В наши дни воды в бассейне нет вообще.  :dontknow:  В нишах стены, полукругом обрамляющей бассейн, стояли статуи - 11 штук, в нишах, и в центре каждого яруса стоял Зевс, именно Зевс, а не римский Юпитер. Герод уважал все греческое, и преклонялся перед историей Эллады... в прочих нишах были статуи представителей дома Антонинов, а статуи самого Герода (можно называть его и Иродом) и его жены Регуллы стояли слева и справа от статуи громовержца... в месте перелива бассейна в дренаж, в самом центре Нимфея, стояла статуя быка - как я уже писал, все статуи сохранились и сейчас в музее... :) Поэтому ненадолго вернемся туда, чтобы их увидеть -------->

    0

    93

    Бык, (некогда стоящий в центре Нимфея, а теперь - в центре зала музея, посвященному декоративному убранству Нимфея) - на нем вотивная надпись, сделанная по желанию жены Герода -

    http://savepic.su/2267705m.jpg  http://savepic.org/2458084m.jpg

    РHГIΛΛA IEPEIA ΔHMHTPOΣ TO YΔΩP TAI KA ПEPI TO YΔΩP TΩ ΔII – что переводится как "Регилла, жрица Деметры, преподносит воду и дары Зевсу" (это мой перевод, если я ошибся, пожалуйста, поправьте меня :) )

    http://savepic.net/3263309m.jpg http://savepic.net/3255117m.jpg

    Универсальная статуя и колонна из того же зала - подойдут к любому интрерьеру (экстерьеру) ;)  Статуя без головы, насколько помню, вроде Адриана...

    http://savepic.net/3247949m.jpg  http://savepic.net/3252045m.jpg

    +2

    94

    далее - руины сокровищниц городов - Сибариса, Афин, Сикиона и многих других -

    http://savepic.su/2273848m.jpg

    К ним близко не подойти, ограждение. Кроме того, все держится на честном слове и тыльные стены руин сокровищниц подпираются современными контрфорсами из металла, на фото они видны.

    На макете видно (вверху), что сокровищницы стоят как раз вдоль дороги, ведущей к Олимпийскому стадиону, перед самым входом. Кроме того, последняя из них (справа) стоит уже над уровнем короткого туннеля-прохода на стадион.

    http://savepic.org/2487783m.jpg

    Под сокровищницами на этом макете виден макет Метроона - храма 4 века до н.э., типичного периптера, и посвященному Матери Богов (Рее или Кибеле, в принципе одно и тоже)...

    http://savepic.net/3274575m.jpg

    Вид на невзрачные руины Метроона, вдали виден вход на стадион - у храма виден только подиум, все его колонны рассыпались и были отнесены в сторону...

    http://savepic.net/3268431m.jpg

    а вот его рассыпанные барабаны колонн, они чуть южнее самого храма, и все в перемешку с материалом из Стои, стоящей неподалеку... Ну, пеньки пеньками!  :rolleyes:

    0

    95

    И вот, наконец, перед самым входом на стадион было поставлено огромное количество статуи и стелл, прославляющих победителя.

    Только часть стоит на улице, множество в музеях мира, не только в самой Олимпии... Я сделал много фото этих постаментов, выкладывать все же их не вижу смысла, вам возможно, станет скучно от обилия фото камней, хотя есть среди них и прикольные камешки - со следами ног для статуи, например. В общем, там самые разные постаменты.  Вот некоторые из них...

    http://savepic.su/2243131m.jpg

    Позволю себе процитировать фрагмент из книги Михаила Гаспарова "Занимательная Греция" - это одна из самых любимых моих книг, не надоедает перечитывать ее до сих пор. :) -

    "...победителям на больших состязаниях ставили статуи прижизненно, а простым людям посмертно — украшали барельефами могилы. Но не думайте, что эти изображения людей были портретные. «Слишком много чести!» — сказал бы грек. Статуя в честь олимпийского победителя изображала идеального атлета — не такого, каким был победитель, а такого, каким он хотел бы быть..."

    Т.е. вы уже можете себе представить, что у входа на стадион стоял целый лес статуй, изображавших идеальные пропорции, эдакий музей Пио-Климентинов Ватикане, где все уставлено статуями...

    0

    96

    перед тем, как мы с вами войдем на знаменитый стадион, хочу еще вставить цитату из вышеупомянутой книги. Целых две коротенькие главы, с вашего позволения :)
    Автора этой книги - М.Л.Гаспарова, к сожалению, уже нет с нами, но он был одним из крупнейших знатоков древнегреческой культуры нашего времени. Книги его написаны живым и добродушным языком, в них нет сухости, академичности и надменности. Ощущение, что автор говорит с вами... :) А сама книга настолько хороша, что я не буду выдергивать мелкие цитаты из этих глав...
    Прошу вас -  http://s39.radikal.ru/i085/1005/59/3b7d4b4c6b05.gif

    "ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ"

    "... Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это гора в северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия — это городок в южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элиде: зеленая дубовая роща, посвященная Зевсу, при роще — храм Зевса, а при храме — место для знаменитых олимпийских состязаний.
    Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умней. Она объявила Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года, в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались толпы народа — участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было четыре: кроме Олимпийских, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного льва. Но Олимпийские считались самыми древними.
    Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего — это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.
    Рекордные результаты не отмечались, смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними. Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км — это очень хороший показатель и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших. Камень с надписью «Бибон поднял меня над головою одной рукой» весит 143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы, — они почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника разработана мало.
    Наградой в Олимпии был только оливковый венок, а в Дельфах — лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее — любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники, воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх — Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи своего-доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»... "

    "ОЛИМПИЙСКИЕ АТЛЕТЫ"

    "... Греки любили свои спортивные состязания без памяти. На Олимпийские игры народ сходился толпами. Справлялись они в самом разгаре лета; давка и жара была такая, что один хозяин, говорят, грозил провинившемуся рабу: «Вот пошлю я тебя не жернова ворочать, а в Олимпию на игры смотреть!» Имена победителей в соревнованиях были у всех на устах. Об атлетах ходило множество рассказов — иногда восторженных, иногда насмешливых.
    Самым знаменитым атлетом всех времен был Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. Это он мальчиком стал тренировать силу, поднимая на плечи теленка и каждый день обнося его вокруг площадки для упражнений. Теленок рос, но росли и силы Милона; прошло года три, и он с такой же легкостью носил вокруг стадиона большого быка.
    Когда Милон одержал победу, в честь его отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам принес в храм. Забавлялся он тем, что брал в пальцы гранатовое яблоко и предлагал его вырвать у него; никто не мог, а между тем держал он его так легко, что гранат оставался нераздавленным. Забавлялся он и тем, что обвязывал себе голову веревкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал веревку, не коснувшись ее руками. Забавлялся и тем, что протягивал руку дощечкой и предлагал отвести мизинец от других пальцев; никто не мог.
    Он погиб, когда гулял в лесу и увидел дерево, расщепленное молнией; для потехи он решил разломать дерево надвое, но был уже стар, не рассчитал силы, руки его защемило в расщепе, и он не мог их вырвать; и когда пришел дикий лев и набросился на него, Милон оказался беззащитен.
    Другой атлет, Полидамант, с голыми руками ходил на льва, подражая Гераклу; хватая быка за ногу, он отрывал ему копыто; останавливал на бегу колесницу, запряженную четверней; приглашенный к персидскому царю, убил там в единоборстве трех царских гвардейцев — из тех, которые у персов зовутся «бессмертными». Он погиб, когда сидел с товарищами в пещере и над ними вдруг треснул и стал обваливаться свод; товарищи бросились прочь, но Полидамант счел это позорным, остался, подпер обвал плечами и был засыпан.
    Атлет Феаген одержал 1400 побед. Это значит, что у него было 1400 побежденных соперников, и все они ему завидовали. Когда Феаген умер, один из них приходил по ночам к статуе Феагена (всем олимпийским победителям ставили статуи) и хлестал ее бичом. Статуя упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались моровые болезни; граждане обратились к оракулу, и прорицательница-пифия велела им вернуть всех изгнанников. Граждане объявили всем изгнанникам дозволение вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на место, устроили в честь ее празднество, и все кончилось благополучно.
    Атлет Главк был крестьянский сын. Отец, увидав, как он голыми руками вбивает в соху сошник, привел его в Олимпию. Начался кулачный бой. Главка стали бить, а он стоял и терпел, опасаясь не в меру зашибить противника. Отец из публики крикнул ему: «Бей, как по плугу!». Главк развернулся и ударил, и победа осталась за ним.
    У атлета Демократа заболели ноги, а отказаться от состязаний он не хотел. Он пришел в Олимпию, встал среди поля и предложил столкнуть или стащить его с места. Никто не смог. Демократу присудили победу.
    На скачках кобыла наездника Фидола сбросила седока, но продолжала скачку и пришла первой. Фидол был объявлен победителем — за то, что у него такая хорошая лошадь.
    Атлет Аполлоний опоздал в Олимпию, потому что выступал за деньги за морем, но признаться в этом он постеснялся и сказал, что его задержали встречные ветры. Он вступил в состязания, вышел победителем, получил венок, но тут обман его раскрылся, венок с него сняли и возложили на его соперника. Аполлоний тут же набросился на соперника с кулаками, тот бросился бежать с венком на голове; кому присудить победу, так и осталось нерешенным.
    Обман в Олимпии наказывался сурово: возле стадиона стояли в ряд статуи Зевса, сооруженные только на штрафы, собранные с нарушителей. Один атлет хотел воспользоваться тем, что его соперник Эгмий был отроду немой, и подкупил судью, чтобы тот подсудил в его пользу, думая, что Эгмий не сможет пожаловаться. Но Эгмий, увидев это, пришел в такое негодование, что вскрикнул и впервые в жизни заговорил.
    А вообще олимпийские судьи судили честно. Перед состязанием они должны были проверять лошадей, допускаемых к скачкам, и давали при этом две клятвы: во-первых, судить по совести и, во-вторых, никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки нанимали, что бывают и такие случаи, когда правильное решение чувствуешь, а объяснить не можешь. ..."

    если вы прочли эти две главы - спасибо вам лично от меня,  http://s41.radikal.ru/i091/1005/2a/096a46240cf1.gif
    теперь вы готовы войти на Олимпийский стадион и вкусить аромат истории Древней Греции!

    +3

    97

    Alexander написал(а):

    Другой атлет, Полидамант, с голыми руками ходил на льва, подражая Гераклу; хватая быка за ногу, он отрывал ему копыто; останавливал на бегу колесницу, запряженную четверней; приглашенный к персидскому царю, убил там в единоборстве трех царских гвардейцев — из тех, которые у персов зовутся «бессмертными». Он погиб, когда сидел с товарищами в пещере и над ними вдруг треснул и стал обваливаться свод; товарищи бросились прочь, но Полидамант счел это позорным, остался, подпер обвал плечами и был засыпан.

    Слушайте, это же про Портоса...  ^^

    0

    98

    AVL написал(а):

    это же про Портоса...

    не помню где, не помню когда, но читал как-то, что Дюма списал образ мушкетеров со своих знакомых, вояк, бывших по совместительству представителями нетрадиционной...  http://s58.radikal.ru/i161/1005/3b/5e65a19efafb.gif

    0

    99

    Alexander написал(а):

    Обман в Олимпии наказывался сурово: возле стадиона стояли в ряд статуи Зевса, сооруженные только на штрафы, собранные с нарушителей.

    Интересно, как-то не довелось раньше слышать о таком!  http://yapro.ru/javascript/jquery.lebnik.Comments/smiles/49.gif

    0

    100

    Олимпийский стадион (тот самый)

    В древности, и в наши дни на стадион проще всего попасть через дромос - в Олимпии он был накрыт, т.е. сделан как искусственный тоннель, созданный из каменных сводов.

    http://savepic.su/2330763m.jpg

    В наши дни часть арочного свода еще держится, но фрагменты той арки уже не покрывают и десятых долей дромоса. Камень, использованный для строительства этого сооружения - уже упомянутый мной поросский ракушечник. В древности он был, разумеется, оштукатурен, как и все прочие сооружения в Олимпии, построенные из этого камня. Вероятно, на штукатурке были декоративные росписи, но ничего из этих фрагментов до нас не дошло.

    Проходим через этот тоннель...

    http://savepic.su/2329738m.jpg

    И вид на него в обратном направлении - т.е. от стадиона к святилищу -

    http://savepic.su/2302090m.jpg http://savepic.su/2300042m.jpg http://savepic.su/2357389m.jpg

    входим, наконец, на тот самый, самый первый стадион.

    http://savepic.su/2348173m.jpg http://savepic.su/2342029m.jpg

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Наши путешествия. » Древняя Олимпия (АРХАIА ОΛYМПIА)