ПУШКИНОВКА - МАРКУЧА́Й, усадьба (ныне в черте г. Вильнюс); музей А. С. Пушкина.
Название усадьбы впервые упоминается в исторических источниках 14 в. До 16 в. это был фольварк литовских князей, позднее принадлежал знатным родам (Кишкам, Ходкевичам, Чапским). В 1867 усадьбу купил генерал-инженер Алексей Мельников, построил здесь деревянный дом. С 1875 имение перешло к его дочери Варваре, которая в 1883 вышла замуж за младшего сына А. С. Пушкина — Григория. После свадьбы молодые сначала поселились в селе Михайловском, с 1899 обосновались в Маркучае (утеплили летний дом и сложили печи). Прожили они здесь до конца своих дней: Григорий Александрович скончался в 1905, Варвара Алексеевна — в 1935 (похоронены в маркучаевском парке у часовни, построенной в 1903-1905).
Григорий Пушкин собирал и хранил все издания своего отца, следил за всем, что появлялось о нем в печати. Варвара Алексеевна старалась воссоздать в доме дух той эпохи, в которой жил и творил А. С. Пушкин. После смерти мужа она вынуждена была продать часть земли, в усадьбе осталось всего 19 га. Согласно завещанию дом после ее смерти должен был «служить культурно-просветительским целям», и в 1940 литовское правительство приняло решение об открытии в Маркучае музея.
Открытый в 1948 музей стал одновременно и мемориальным и литературным. Здесь экспонируются сохранившиеся личные вещи А. С. Пушкина (карточный столик и два кресла, привезенные из Михайловского), мебель, семейные фотографии и др. Интерьеры шести комнат первого этажа дошли до нас почти без изменений. Музей позволяет представить быт русского помещика конца 19 в., как литературный музей он знакомит с жизнью и творчеством великого поэта.
****************************
Литературный музей А.С. Пушкина (лит. Literatūrinis Aleksandro Puškino muziejus) - литературный музей в Вильнюсе, действующий с 1949 года в бывшей усадьбе сына поэта Григория Александровича Пушкина и его жены Варвары Алексеевны Пушкиной. Усадьба-музей находится в Маркучяй (Маркутье, также Маркуци, лит. Markučiai) по адресу улица Субачяус 124 (Subačiaus g. 124). Музей открыт для посетителей со среды по воскресенье с 10 до 17 часов. Ансамбль Литературного музея А. С. Пушкина составляют бывший жилой дом, парк с прудами (площадью 18 га), часовня Святой Варвары и небольшое семейное кладбище, установленный в 1992 году памятник поэту (скульптор Б. Вишняускас, архитектор В. Насвитис). Экспозиция знакомит с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, рассказывает о влиянии Пушкина на русскую, а также и литовскую культуру, с историей переводов и переводчиками произведений Пушкина на литовский язык, с постановками по мотивам пушкинских произведений в театрах Литвы, а также жизнью русских литвы. В музее экспонируются также предметы быта, рукописи, книги, фотографии, рисунки и картины Г.А. и В.А. Пушкиных. Музей уникален в своём роде, в котором неповторимо передаётся русский дух 19-го века.
Директор Литературного музея А.С. Пушкина Татьяна Леонидовна Михнёва провела экскурсию для главного редактора ИА "Русские Новости" Ярослава Мошкова и его жены Ольги Мошковой и в очень интересной беседе рассказала о прошлом и настоящем этого музея, являющегося одним из основных очагов Русской культуры в Литве.
Татьяна Леонидовна, расскажите пожалуйста об этом доме.
Этому дому 150 лет. Его купили в качестве дачного домика для дочки генерала-инженера, строившего отрезок железной дороги Вильнюс-Варшава. Это был Алексей Мельников, он был братом министра путей сообщения России. Семья была очень известная в Петербурге и достаточно состоятельная. Здесь он жил строя эту дорогу, он построил еще и офис железной дороги, который теперь служит посольством Белоруссии в Литве.
Алексей Мельников даже поменял дороги, точнее, то место, где должен был стоять вокзал. Первоначальный вокзал планировался на современной улице Кальварию, там, где сейчас рынок. Мельников сказал, что это слишком низко, нужно подняться на террасу выше. Эта высшая терраса и есть то место, на котором расположено современное здание железнодорожного вокзала. Вильнюс расположен на четырех террасах. Первая начинается от речки Вильняле. Потом выше идет другая терраса, она на улице Диджиойи. Далее - терраса близкая к вокзалу, а следующая – та, на которой стоит вокзал.
В этом доме в 1887 году поселился Григорий Александрович Пушкин со своей женой Варварой Алексеевной, которая была дочкой того самого генерала-инженера, строившего эту железную дорогу. Они обвенчались в церкви, которая находилась на территории монастыря миссионеров, это был их приход.
Это здание было утеплено, потому что это был дачный домик. Он был чем-то похож на Михайловское. Комнаты расположены анфиладами. Григорию Александровичу это очень понравилось, они этот дом оборудовали, добавили печки, по своему вкусу и очень шикарно его обставили, вокруг был разбит парк по английскому образцу.
Вы можете видеть фотографии Григория Александровича и Варвары Алексеевны. Григорий Александрович умер в 1905 году. Жена пережила его на 30 лет, хотя моложе его она была на 20 лет.
Это был кабинет Григория Александровича, где стоял его письменный стол, здесь лежали его деловые бумаги. Когда они сюда приехали, Варвара Алексеевна заказала 10 книжных шкафов, все книжные шкафы и вещи, заказанные ею, имели знак "ВП" с гербом. Герб Пушкиных. Из десяти книжных шкафов осталось только четыре.
В этой комнате вы видите портрет Льва Николаевича Толстого. Почему? Потому что, во-первых, они общались и у них были общие друзья. Толстой в своем романе "Анна Каренина" внешний образ Анны взял с сестры Григория Александровича Марии, то есть с дочки Пушкина списана Анна Каренина.
Это фотография Григория Александровича и Варвары Алексеевны в преклонном возрасте.
Это была библиотека, как раз вы видите здесь те самые книжные шкафы. Обратите внимание на красивые изразцовые печки, на которых сделаны разные украшения. Это был пушкинский кабинет, и он не случайно так называется. Дело в том, что эти шпалеры – ручной вышивки по льняному полотну, они были заказаны Григорием Александровичем. Они точно такие же как были в Михайловском в кабинете у Пушкина, он их там заказывал, потому этот кабинет и назван пушкинским. Когда Михайловское сгорело, то к нам приехали и взяли образцы этих шпалер и тогда по ним уже в Михайловском восстановлены в кабинете Пушкина точно такие же шпалеры.
Самый, пожалуй, диковинный экспонат – это выцветшая фотография 1875 года, это фотография, сделанная художником Ге в 1875 году со своей картины "Пушкин в Михайловском". На этой известной картине изображен Пушкин в Михайловском, читающий свои стихи. Вот тут на этой картине изображена та самая полочка, которая висит у нас. Григорий Александрович привез ее из Михайловского сюда.
А почему Григорий Александрович уехал из Михайловского и создал здесь музей?
Потому что в 1889 году, когда отмечалось столетие со дня рождения Пушкина, Российская казна решила выкупить Михайловское в качестве музея. Григорию Александровичу даны были деньги и с этими деньгами он переехал сюда и обустройство шло за эти деньги. Деньги были немалые, казна расщедрилась, потому что хотела сделать первый музей литератору, основоположнику классического русского языка и литературы. На этом портрете Варвара Алексеевна с дочкой. Вот Григорий Александрович и Варвара Алексеевна вместе. Насколько мы понимаем, эта фотография сделана еще в Михайловском. Это фотография самого Григория Александровича в то время когда он был бравым и молодым, а вот портрет Варвары Алексеевны в очень красивом платье с турнюром, смотрится в зеркало. Художественная фотография тех времен была очень интересной. Смотрите, здесь два портрета, и оба в профиль, только один со стороны спины, а второй – со стороны лица.
Здесь вы видите посмертные маски Пушкина, а это очень интересный столик в африканском стиле, со слонами, с бивнями, символизирует пушкинское происхождение. Это мольберт Варвары Алексеевны, она любила рисовать. В мольберте стоит ее рисунок.
Мы переходим в гостиную. Здесь музицировали: стоит великолепный рояль, принимали гостей.
Вы можете увидеть здесь портрет министра путей сообщения, который приходился Варваре Алексеевне дядей. К сожалению, фотографии родителей Варвары Алексеевны в петербуржском музее института "Пушкинский дом".
Что вы видите перед собой? Очень красивый интерьер, правда? Перед вами великолепный дубовый стол и очень красивые вазы, которые сохранились у нас и они есть на фотографиях. У нас имеется около 400 фотографий, среди них фотографии интерьера, внешнего вида дома, друзей Григория Александровича и Варвары Алексеевны. По фотографиям мы восстанавливали шторы и интерьер дома.
Ценный экспонат – это две лампы с китайскими рисунками. Специально для этой пары ламп сделаны стояки.
Далее мы переходим в бильярдную комнату, какой она была, такой и сохранилась, вы видите движущиеся лампы, сохранился биллиардный стол в очень хорошем состоянии, сохранился столик и дощечка для записи результатов, кий, сохранились костяные бильярдные шары.
Сохранился уникальный экспонат, которого нет нигде в Литве, это салонный музыкальный орган. Бывают механические пианино, валики, которые просто издают музыку, а здесь 5 валиков и получается органный звук. Этот инструмент изготовлен в Париже в 1859 году. На валиках записана в основном французско-итальянская классика, арии из опер, а на одном из валиков – музыка Глинки. Мы пытаемся восстановить, чтобы дать возможность послушать эту музыку нашему поколению. Это было сделано на заказ, вы даже можете на валике увидеть дату - 1859 год.
Обилие трюмо, которые вы видите в каждой комнате, говорят, что в те времена наши предшественники следили за своим видом, за своим поведением, имиджем больше, чем мы сейчас.
Комната, в которую мы пришли сейчас – это столовая. Стоят специальные комоды, буфет, сервант. Например, кажется, что перед нами выдвижные комоды, а на самом деле это шкафчик. Те, кто знает, что такое старинная мебель, ясно, что имеет свои секреты, например в серванте есть такой выдвижной столик для того, чтобы увеличить площадь.
Перед вами сохранившаяся стеклянная посуда и вы видите стеклянные предметы, похожие на ножки бокалов для вина. Все всегда спрашивают - что это такое. Это специальные подставки для ножей и вилок, чтобы они не пачкали хозяйке скатерть.
Конечно, все то, что вы видели сейчас – не все, что было в этом доме. Фотографии говорят, что все было гораздо более эффектно, потому что те светильники, которые вы видите в этой комнате, сделаны были потом. Судя по фотографии, здесь висела великолепная люстра. Сохранились еще картины. Мы пока не можем все расположить так, как хотели бы. Сегодня интерьер – это музей, а не жилой дом, поэтому приходилось выбирать.
Скажите, что это такое?
Это сифон.
Тех времен?
Да. В этом доме нет ни одной вещи нашего времени. Все пушкинские музеи сделаны почти с нуля. Мы отличаемся от всех других музеев. Здесь все подлинное. Вы стоите на подлинном паркете из 4 сортов дерева. В доме нет ничего лишнего.
Дом сделан анфиладами. Одна анфилада - парадная, для приема гостей, мы их сейчас прошли, а теперь другая анфилада - жилая. Здесь были жилые комнаты, спальни, ванна. В этом помещении жили люди, а теперь тут находится экспозиция жизни и творчества Пушкина. В основном это экспозиция для школьников, для которых наш гид рассказывает о поэте.
В этом году исполняется 180 лет со времени написания первой сказки о попе и его работнике Балде. Как раз перед вами наброски самого Пушкина к этой сказке. В 1831 году, когда Пушкин женился, он написал эту сказку.
Эта комната и экспозиция в ней посвящена хозяину дома и самому дому. Вот интерьер домовой церкви, которую они сами построили. Григорий Александрович специально выписывал журнал "Зодчество" и выбрал оттуда модель домовой церкви, которую хотел построить. В Вильнюсе ничего подобного нет, здесь не сохранилось ни одной домовой церкви, а в нашей усадьбе сохранилась.
Здесь была конюшня, пекарня, но этих помещений уже нет. На этой фотографии вы можете увидеть дом, в котором жил сам инженер-генерал.
Посмотрите на этот экспонат – перед вами ноты. Это хвалебная песнь Пушкину, ее издали к столетнему юбилею поэта. В этот период готовили специальные издания. Государство потратило деньги не только на Михайловское, чтобы его восстановить и сохранить, но была масса других расходов на то, чтобы увековечить имя Пушкина.
Взгляните, перед вами фотография вильнюсского русского общества, еще была не только начальная школа, но и пушкинская гимназия. 3 июня у нас был праздник. Мы сделали на 3-м этаже выставку рисунков учеников пушкинской гимназии. В архиве искусствоведа Владаса Дремы сохранились рисунки. Когда стали их перебирать, оказалось, что это рисунки из той самой вильнюсской гимназии, в которой Владас Дрема преподавал, когда был молодым, в 30-х годах.
Вот фотография, на которой изображена Варвара Алексеевна за вязанием, она сидит на веранде. Перед вами подставка для книг, которую можно было поставить рядом с собой и сложить туда книжки, которые ты читаешь.
Вот стойка от крикета.
А тут - фотографии похорон Варвары Алексеевны.
Обратите внимание на светильники – они очень интересные, сюда ставилась лампа, ими пользовались когда еще не было электричества, но Варвара Алексеевна была одной из первых, кто провел у себя электричество и телефон. Интересно то, что она в благодарность тому человеку, который провел ей телефон, послала письмо, вместо того, чтобы позвонить ему и сказать спасибо.
Теперь поднимемся на второй этаж.
На втором этаже жила в основном прислуга, управляющие этим имением, а у нас здесь расположены постоянные выставки: Пушкин и Литва, Пушкин в произведениях писателей и поэтов, переводчиков, Пушкин в театральном искусстве, перед вами костюмы из постановки "Борис Годунов", Пушкин в книжном деле.
Здесь фото из первых постановок Пушкина. У нас есть телевизионная комната, где мы показываем фильмы о потомках Пушкина, судьбе его детей.
Перед вами залы, посвященные временным экспозициям. Сейчас в этих помещениях выставлены сочинения и работы детей. У нас есть ежегодный конкурс, который называется "Мой Пушкин". Дети из всей Литвы участвуют в нем. В конкурсе бывают разные темы и в разных возрастных категориях. Вот перед вами работы самых маленьких.
А это сочинения, приуроченные к 200-летнему юбилею Императорского Царскосельского лицея. Пушкин, как вы знаете, был одним из первых учеников Царскосельского лицея. В этом зале у нас временная экспозиция, которая посвящена лицею в творчестве художников. В данном случае мы выбрали работы именно самих воспитанников лицея. Видите надпись – это рисовал сам Александр Пушкин, дальше – рисунок Донзаса, перед вами рисунок Пущина.
А тут идут карикатуры, которые они рисовали сами на себя, на Кюхельбекера, на своих преподавателей. Карикатура на лицеистов, которые шли к графу Разумовскому, который был министром образования. Вот они стоят у булочной и просят, чтобы им скинули что-нибудь сладенькое в долг. Обратите внимание на даты: везде стоит 1813, 1814, 1815. Они ученики лицея в это время. На этой карикатуре они изображают француза, стреляющего по воронам. Дело в том, что только что кончилась война и события 1812 года еще были живы. Вероятно, это по рассказам гусар того полка, который стоял в Царском селе. Лицеисты ходили к гусарам очень часто и особенно любили попить у них пунш.
А это рисунок Горчакова. Они рисовали и с натуры, и по памяти, отрабатывали на царскосельских статуях рисунок, формы, штриховку. На этом рисунке – лев Бакунина. Горчаков стал министром иностранных дел, а впоследствии - канцлером России. Рядом находятся тарелочки, которые сделали к юбилею петербуржские художники с сюжетами из жизни Пушкина и других лицеистов в Царском селе. Видны достопримечательности, беседка.
С этой стороны выставлены работы воспитанников нашей пушкинской гимназии. Мы подумали, что если есть коллекция рисунков учеников Владаса Дремы, то можно выставить и рисунки наших гимназистов. Система обучения одна и та же. Они отрабатывали свое искусство на натуре, учились черчению, обучались рисовать перспективу, писать шрифты, только изменилось время и вы это видите. Предметы воспринимаются по другому. Например, шла война и на рисунке 39 года изображен противогаз. Их учили изображать город. Перед вами зарисовка зверинской церкви. Их учили изображать район с высоты, как когда-то делали карты средневековые художники. Вот железная дорога, город, машина 30-х годов.
Лицей был сделан для того, чтобы создать элиту для русской государственности, для русской культуры и был большой конкурс когда отбирались ученики. На лицеистах были обкатаны программы по образованию. Профессора, которые им преподавали, потом писали учебники, по которым образование развивалось дальше. Костяк "эстеблишмента" российской государственности состоял как раз из этих лицеистов. Это был оплот российской культуры.
На этой стороне мы хотели показать, что когда русские стали меньшинством, вильнюсское общество открыло эту гимназию и пыталось сохранить себя. Вильнюс тогда был польским городом. Преподавание велось на польском языке. Как видите, все надписи сделаны на польском. Несмотря на это, русская гимназия работала, ученики учили польский язык как государственный и учили русский. Однако самое главное то, что они были опекаемы русским обществом. Варвара Алексеевна написала письмо в министерство и попросила назвать эту гимназию именем Пушкина. Сначала она была просто русской гимназией Поспеловой, названной так по имени учредительницы. Поспелова была директрисой гимназии. Варвара Алексеевна обратилась с просьбой, она стала ее патронессой.
Я вам почти все показала. У нас еще есть одна комната, которая была гостевой, где всегда останавливались гости и у нас сохранилась чудесная двуспальная раскладушка. Ей уже 130 лет.
На стене выставлены рисунки Варвары Алексеевны, она любила рисовать, брала уроки рисования, она ездила по миру, эти рисунки сделаны во время этих поездок.
Перед вами узенькая лестница, когда холодно было, по ней поднимались. Когда было тепло - шли тем путем, которым я вас провела.
Рядом с часовней Св. Варвары находится семейный некрополь. Григорий Александрович Пушкин умер в 1905 году, Варвара Алексеевна в 1935-м. Также там могилы родных Варвары Алексеевны и её гувернантки.
В стороне от них также есть и захоронение их собак, о чём свидетельствуют камни. Такое же я видела у друга Григория Александровича - князя Паскевича, имение которого в Белоруссии в городе Гомель, оно также на пригорке на берегу реки и там стоит камень его любимой собаке. И когда я увидела эти камни здесь, то только потом узнала, что они дружили между собой. Традиции любви к животным - домашним друзьям, в культуре русской усадьбы, русской дворянской культуры, они очень важны и они говорит о том, что животные были по сути членами семьи.
Татьяна Леонидовна, расскажите о парке и что они из себя представляет и каким был изначально?
У нас есть бумага, в которой архитектор-ландшафтник описал этот парк, который был разбит по английскому образцу. Мы сейчас собираем специалистов по ландшафту, что бы дать новую визию парку, приблизив его к изначальному, потому, что то, что видите сейчас - это "дикари", которые выросли за последние 80 лет. От старых деревьев остались только дубы, которые стоят сухими и тем не менее украшают парк.
А в целом есть планировка или вид, как этот парк выглядел, что бы восстановить в точности?
Нет, мы его не имеем. Есть отдельные фотографии, там дорожки, ещё что-то и всё по отдельности. Также очень красиво были оборудованы пруды, два пруда. У нас есть фотография, когда Варвара Алексеевна зимой на коньках катается на пруду.
***********************************************
№6, 2012 год
Сергей Смирнов, художник-реставратор высшей категории, Государственный эрмитаж (Санкт-Петербург). Фото автора.
Герб Ганнибалов. Памятник (и его деталь) А. П. Ганнибалу и его великому правнуку А. С. Пушкину.
Церковь Святой Параскевы Пятницы, в которой крестили Ганнибала и венчался сын поэта, Григорий Александрович Пушкин. Дети Пушкина — рисунок из альбома Н. Н. Пушкиной. Портрет юного Григория Пушкина из альбома Н. Н. Пушкиной. Фотография семьи Григория Александровича Пушкина. Первые годы ХХ века. Часовня Святой Варвары и могила супругов Пушкиных на семейном кладбище Маркучай.
Рейтинг: 4.50 (оценок: 4)
5-очень понравилось
4-понравилось
3-не очень понравилось
2-не понравилось
1-совсем не понравилось
Распечатать »
Обсудить на форуме »
Раз в три года в столицу одной из прибалтийских республик съезжаются специалисты обменяться опытом по сохранению культурного наследия. В самом начале мая 2011 года в Вильнюсе состоялась очередная конференция, на которой собрались коллеги из стран Прибалтики, а также из Румынии, Италии, Испании и даже из Индии. Честь выступить на конференции с докладом была предоставлена и мне.
Меня встретили друзья, которых я не видел более двадцати лет. На нетерпеливый вопрос: «Что нового в Вильнюсе?» — был ответный: «А вы видели руки?» Долго я не мог понять, о чём речь, пока в один из дней, когда был немного свободнее, наконец, не увидел памятник в виде двух больших бронзовых поднятых кверху рук. На ладони правой руки изображён профиль Ганнибала, а на левой — профиль его правнука, юного Александра Пушкина. Автор памятника — литовский скульптор Витаутас Наливайка.
«Мы открываем первый в мире памятник, с которого в глаза друг другу смотрят два великих сына России — прадед и правнук, выдающийся Арап и гениальный Поэт», — прозвучало на открытии памятника.
В центре старого Вильнюса находится небольшая красивая церковь, окружённая уютным садом. В глубине сада и установлен памятник. Он символизирует сплетение двух великих родовых ветвей — Ганнибала, сподвижника Петра I, и Александра Пушкина, великого поэта, древние предки которого были ещё соратниками Александра Невского.
Рядом на бронзовой табличке высечены слова:
«Церковь Св. Параскевы в Вильне (совр. Вильнюс). Легенда гласит, что церковь Св. Параскевы Пятницы построена на месте святилища языческого бога Рагутиса в 1345 г. Она сгорела, и в конце XVI в. на этом месте отстроена каменная церковь. В 1705 и 1708 гг. царь Пётр I посещал отреставрированную церковь и оказал ей особую честь: подарил отобранные у побеждённых шведов знамёна. Существует также предание, что Пётр I крестил здесь прадеда Александра Пушкина Ганнибала. В XIX в. церковь разрушилась, а в 1864 г. её восстановил и перестроил в неовизантийском стиле русский архитектор Н. Чагин».
Ибрагим, восьмилетний мальчик, младший сын владетельного князя, был с другими знатными юношами отправлен из Эфиопии в Константинополь в качестве заложника после кровопролитной войны с Турцией. В 1696 году его поместили в сераль, откуда в 1705 или 1706 году посол Савва Рагузинский «тайным и отнюдь не безопасным способом» (слова Пушкина) переправил его в Москву в подарок Петру I. Царь любил всякие редкости и курьёзы. Он держал и прежде «арапов».
Ибрагим принял православие. Восприемниками его были российский царь Пётр Алексеевич, давший крестнику отчество, и польская королева Эбергардина Бранденбург-Байрейтская, супруга Августа II.
В церковных документах мальчик записан как Пётр Петрович Петров, но он не желал называться новым именем. Царь, видя упорство крестника, разрешил ему впредь подписываться в документах Абрамом (или Ибрагимом) Петровичем.
Много позже, когда в 1742 году Абрам Петрович был назначен Ревельским (Таллинским) комендантом и купил в Эстонии имение Карьякюла, он взял себе фамилию Ганнибал и герб-эмблему с африканским слоном. Фамилия Ганнибал принадлежит нетитулованному дворянскому роду. Гербы-эмблемы были в обычае у неродовитых дворян, не имевших фамильного герба. Сохранился акварельный рисунок герба Ганнибалов. На нём изображён слон, несущий на подушке княжескую корону (то же изображение было выбито и на печати). Слон указывал на африканское происхождение обладателей герба, а корона — на то, что их предки были князьями.
В 1709 году Ибрагим участвовал в Полтавском сражении, а через несколько лет Пётр послал его во Францию учиться. Изучив военное искусство, артиллерийское и инженерное дело, латынь и французский язык, молодой специалист вернулся в Россию. В 1723 году его определили в Преображенский полк инженер-поручиком бомбардирской роты, капитаном которой был сам царь.
В начале 1731 года Ибрагим Петрович женился в Петербурге на Регине Кристине Шёберг, от которой имел одиннадцать детей. Один из сыновей, Осип, стал отцом Надежды Осиповны Ганнибал, матери Александра Сергеевича Пушкина. Так от древа Ганнибала отпочковалась ветвь великого русского поэта.
Последние годы Ганнибал провёл в имении Суйда под Петербургом, где по распоряжению Екатерины II впервые в России начал выращивать картофель, распространившийся затем по всей стране.
Умер Ибрагим Петрович 25 мая 1781 года в своём имении, где и был похоронен.
Спустя почти 190 лет после крещения Ибрагима, в предместье Вильнюса (тогда Вильно) поселился его праправнук Григорий Александрович Пушкин (1835—1905). Но чуть раньше, 24 октября 1883 года, в том же храме, в котором крестили Ганнибала, Григорий Александрович Пушкин венчался с Варварой Мельниковой.
Как известно, у А. С. Пушкина родилось четверо детей. В шутку отец называл их по порядку рождения: «Сашка, Машка, Гришка и Наташка». Дети изображены на известном рисунке в альбоме Наталии Николаевны.
Спустя два дня после рождения третьего ребёнка, 16 мая 1835 года, Пушкин писал своей тёще, Н. И. Гончаровой: «Милостивая государыня матушка Наталия Ивановна, имею честь поздравить Вас со внуком Григорием и препоручить его Вашему Благорасположению». Имя мальчику дали в честь предка Пушкиных, боярина Григория Пушки, бывшего в ХV веке псковским воеводой. Через полтора года поэт погиб на дуэли, и воспитанием детей занималась Наталия Николаевна. Оба сына окончили Вторую Петербургскую гимназию. Открытая в 1805 году, эта гимназия работает до сих пор. Далее братья поступили и окончили Пажеский корпус (в нём сегодня Суворовское училище).
Григорий после тринадцати лет военной службы в чине подполковника вышел в отставку в 1865 году и поселился безвыездно в родовом имении — селе Михайловском. Здесь он прожил 30 лет, был первым хранителем и фактически создателем музея-усадьбы своего отца А. С. Пушкина в Святогорье. Григорий Александрович женился лишь сорока восьми лет от роду. На балу в Петербурге, в начале 1880 года, он познакомился с Варварой Алексеевной Мельниковой. Венчались они в 1883 году в Вильно (Вильнюс), в православной церкви Святой Параскевы Пятницы. Вскоре после свадьбы молодожёны уехали в Михайловское и жили там до 1899 года. Варвара Алексеевна стала активно помогать мужу сохранять Михайловское, могилу Пушкина, домик няни Арины Родионовны.
В канун 100-летнего юбилея А. С. Пушкина почитатели поэта обратились к его младшему сыну с предложением продать Михайловское государству «для сохранения его в памяти потомков». Решение Григорию Александровичу далось нелегко. Он уступил настойчивым просьбам. Сохранилось воспоминание, что, «прощаясь с фамильной усадьбой, поклонился на четыре стороны: дому, роще, саду и могиле отца. «Прощайте, милые мои, навсегда!»
Григорий Александрович и Варвара Алексеевна Пушкины уехали под Вильно, в имение Варвары Алексеевны — Маркучай. Здесь и провёл Григорий Александрович последние шесть лет своей жизни. Жена Григория Александровича пережила его на целых тридцать лет. В годы первой немецкой оккупации Варвара Алексеевна была в Петрограде, служила сестрой милосердия. Вернувшись в 1917 году, она застала имение разорённым: вырублено много леса, испорчен парк и сад, сожжено несколько дач, конюшня. Из дома пропали картины, книги, коллекция охотничьих трофеев Г. А. Пушкина и много ценных вещей.
До своей кончины в 1935 году Варвара Алексеевна заботилась о том, чтобы не угасла память о великом поэте. На территории своего имения основала небольшой музей-заповедник. В её завещании говорилось: «Дом в Маркучай не может отдаваться внаймы или в аренду, а всегда должен быть в таком состоянии, в каком находится теперь, при моей жизни, дабы в имении Маркучай сохранялась и была в попечении память отца моего мужа, великого Поэта, Александра Сергеевича Пушкина, и дабы равно центр имения Маркучай, как и находящийся в нём жилой дом, в доказательство его памяти, всегда служил лишь культурно-просветительским целям».
Ещё в 1903 году супруги Пушкины приступили к строительству часовни в парке имения Маркучай, но Григорий Александрович не дожил до окончания строительства. Надгробный памятник на могиле мужа проектировала сама Варвара Алексеевна. Сегодня это их общий памятник. Он стоит на высоком холме перед входом в часовню Святой Варвары.
Я посетил музей-заповедник Маркучай в старом парке. Прошёл по всем залам, присоединившись к экскурсии группы вильнюсских школьников. Потом вернулся к часовне и поклонился могиле сына великого поэта, Григория Александровича, и его жены Варвары Алексеевны Пушкиных.
Я убедился, что в Вильнюсе чтут память великих людей всех народов.
http://melanyja.livejournal.com/483977.html