Этимология имен богов Олимпа
ΛΟΓΟΤΕΧΝΙΑ.ЛИТЕРАТУРА.·вчера в 18:06
Согласно мнению немецкого филолога и языковеда Джорджа Кертиса (англ. George Curtius, 1820–1885), слово Олимп (гр. Όλυμπος) происходит от корня λαμπ и должно переводиться как «сверкающий, (все)сияющий, полностью белый». Таким образом, Олимпийские боги — это «сияющие», или «лучезарные», боги.
Диас, или Зевс. Имя «Диас» [или с заменой первой буквы в греческом варианте Δίας — Βίας] отсылает нас к силе (βία) и власти великого бога.
Некоторые связывают этимологию этого имени с «жизнью» (ζωή (~Ζευς)), т.е. «Зевс» — «жизнодавец» (ζωοδότης), по той причине что он является породителем остальных богов и людей (от др.-греч. ζεύγνυμι — класть под ярмо, подчинять, соединять, объединять), т.к. Зевс после свержения своего отца Кроноса взялся вновь объединить весь мир и подчинить его своей власти.
Гера. Существует мнение, что имя Геры (гр. Ήρα) происходит от анаграммы слова ἀήρ (воздух), но согласно другой точке зрения, оно этимологически восходит к έρα (земля), анаграмма которого будет Ρέα, божество, связываемое со стихией земли. Гера является могущественной богиней, как супруга космократора Зевса властвует над всей землей и над воздухом. Она находится на границе между небесным и земным миром. Мистически Гера символизирует силу души и проявление жизни на земле.
Некоторые исследователи ее имя связывают со словом ὤρα (эпоха, подходящий момент); поэтому и «прекрасный» (гр. ωραίος — тот, кто находится в наилучшем своем состоянии, зрелый, красивый). Имени Геры сопоставляют и слово ἤρως (герой); потому что Гера может наделять славой, как в случае с Гераклом (Ήρα + κλέος — прославившийся благодаря ненависти Геры).
Гермес. Имя Гермеса происходит от др.-греч. εἴρω, имеющего два значения: а) соединять, объединять (отсюда «мир» (гр. ειρήνη) — соединяющее звено, объединяющий людей) и б) говорить, разговаривать, объявлять. Очевидно, что имени «Гермес» подходит второе значение глагола: он известен тем, что был посланником богов, но и в целом богом слова, общения, мысли, разговора, красноречия.
Вероятно, это имя связано с Гермесом Трисмегистом (τρεις + magister — магистр, маг, волшебник) — лунным богом египтян Тотом, покровителем астрологии и алхимии. Египетского бога зачастую отождествляют с Гермесом греческой мифологии. Кроме того Гермес был очень находчив, его часто связывали с тайнами и оккультизмом ввиду того, что одной из его обязанностей было переправлять души умерших по реке Ахерон и затем передавать их Харону (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ).
Аполлон. Аполлон был богом света (по прозвищу Φοίβος, или Фе́бос (др.-греч. φάω — светить, сущ. Φάος — свет) — светлый), музыки и гадания. Его имя происходит от отрицательной приставки α и слова πολλών, т.е. тот, кто «не предназначен для всех». Возможно, это связано с прорицательными способностями, которыми он не наделял многих, т.е. был богом «избранных».
Есть и другие версии: имя «Аполлон» близко по звучанию с выражением ἀπέλλαι σηκοί — священные камни, которые, согласно лексикографу Исихию, имели важное значение в религиозном поклонении богу; или с глаголом πέλομαι ή πολέω-ῶ — кружить(ся), носиться кругом, двигаться по кругу; или же со словом ἀπελος — сила, мощь. Сила бога Аполлона была «многоуровневой» и мистической. Сила духовная и душевная (просвещение душ и духов с помощью различных мистических ритуалов и прорицаний — оракулов), но также сила и телесная (обаяние, способность стрелять и наносить урон с расстояния: ἐκηβόλος Ἀπόλλων).
Арес. Этимология имени такова: «Арес» происходит от древнегреческого глагола αἱρέω-ῶ (ловить ,захватывать, овладевать), или от глагола ἀναιρέω-ῶ (убивать), что фактически отражает его военную и «вредоносную» деятельность [Άρης — удар, повреждение, ἀρά — проклятие, беда для смертных].
Посейдон. «Посейдон» («Трясущий землю») происходит от а) πότος ή πόντος (море) + δάω (учить(ся), владеть чем-то, быть знающим/сведущим, хорошо знать), т.е. тот, кто хорошо что-то знает; таким образом, это тот, кто управляет морем и вообще водной стихией, б) πόσις (др.-греч. πίω — пить) + δοῦναι (др.-греч. δίδωμι — давать), т.е. дающий питьевую воду, γ) εἴδη [вид]+ ποιῶν [делающий], тот, кто создает необычные существа, которых не бывает на суше.
Плутон. Бог смерти и подземного царства, более известен под именем Гадес (Άδης< отрицательная частица α + ἰδεῖν — невидимый, незримый мир или отрицательная частиц α + δέδια — бесстрашный, смелый, неукротимый). Этим именем именовали все его царство, которое находилось в темных недрах Земли (синекдоха). Наиболее вероятное происхождение имени — от глагола πλανάωμαι-ῶμαι (блуждать, бродить) — не иметь постоянного места пребывания, т.к. одно из основных свойств душ, которые пребывали в царстве Гадеса, было постоянное движение. Неосязаемая природа душ давала им эфирные свойства. Они были невесомы, не имели тела или материальной природы, чтобы остановиться на каком-нибудь месте, словно воздух, который постоянной движется. Его царство находится внутри Земли, поэтому Гадес, известный своим союзом с Персефоной, дочерью богини Деметры и Зевса, считается подземным богом, а также покровителем зерновых культур. Среди прочего его еще называют богом плодородия и земледельческого изобилия: отсюда и другой вариант имени — Плутон (Πλούτων), которое является одним из производных слова πλούτος (богатство, подразумевается, конечно, богатство земли и хороший урожай).
Афина. Богиня мудрости, благоразумия, здоровья и ремесел, но также и военной стратегии. Общепринятая этимология имени следующая: согласно Платону, Α-θεο-νόα ή Η-θεο-νόα означает «разум бога».
По другим версиям: а) от др.-греч. ἀθρέω-ῶ (вижу, замечаю, исследую), а также γλαυκώπις Ἀθήνη (др.-греч. γλεύσσω — ясно видеть) — та, что ясно видит; и ἄθρει и ἄθρησον (подумай), б) от отрицательной частицы α + θήνη (~θηλή [грудь]) — не вскормленная грудью (Афина родилась из головы Зевса, а не от своей матери Метиды (< Μήτις — премудрость, благоразумие).
Артемида. Богиня луны, охоты, диких животных и лесов. Известна своей любовью к охоте, танцам, оглушительныому кличу, тенистым лесам и прекрасным городам. Этимология ее имени: от сущ. ἀήρ + τέμνω, т.е. та, что рассекает воздух. Вероятно, это связано со способностью пускать стрелы (в воздухе), чтобы убить свою жертву. А прилагательное ἀρτεμής означает «целый, невредимый».
Афродита. Богиня любви, чувственности, тонкого вкуса и красоты. Хорошо всем известна история ее рождения: Афродита возникла из морской пены, которая поднялась вокруг бессмертного тела Урана, т.е. вокруг детородных органов, которые отрезал его сын Кронос и выбросил в море (см. «Θεογονία» Ησιόδου, с. 188–193). Особенный интерес представляет этимология имени от параллельной формы слова Αβροδίτη — изнеженная; та, что ведет полный наслаждения образ жизни.
Деметра. Богиня плодородия, покровительница земледелия. Вместе со своей дочерью Персефоной символизирует циклическое проявление существования через жизнь (цикл времен года), смерть и возрождение. Имя происходит от δη ή γη + μήτηρ — Мать-земля. Деметру так прозвали, потому что она считалась покровительницей плодородия земли и выращивания злаковых культур, которые возделывали на пахотной земле.
Гестия. Богиня дома и семейного очага. Самая скромная, чистая и достойная богиня. Ее имя происходит от 2-го типа инфинитива глагола ἵστημι — стоять (ἑστηκέναι и ἑστάναι), или от глагола ἕζομαι — сидеть; т.к. ее привилегией (γέρας), которую дал Зевс после принесения ею обета вечной девственности, было находиться в центре жилища смертных — в очаге, который символизирует объединение и собрание семьи. «Священный огонь» Гестии считался очистительным огнем, он должен был оставаться постоянно зажженным в доме, чтобы защищать от всякого зла всех обитателей жилища.
По другой версии, имя «Гестия» связано с ἐσσία — сущность, ведь ввиду ее значения она всегда принимала только лучшую часть (πίαρ; лат. optimus) забитого в религиозных целях животного.
***
© Мэри Вилара (греч. Μαίρη Βηλαρά). Автор оригинального текста
© Маркович Н. К. (Markoich N. K.). Перевод
© Литературное Сообщество ΛΟΓΟΤΕΧΝΙΑ. ЛИТЕРАТУРА
https://m.vk.com/@logotexnia-etimologiy … gov-olimpa