Прямо не знаю, с чего и начать ! Может быть, с Троянской войны? Или с дорийского переселения? Или сразу с секрета чернолаковой посуды?
Xintaris написал(а):
Жаль только что Греции совсем нет.
Теперь есть, выручайте!
Античная история и нумизматика. |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Древняя Греция. » Теогония —происхождение и родословные греческих богов.
Прямо не знаю, с чего и начать ! Может быть, с Троянской войны? Или с дорийского переселения? Или сразу с секрета чернолаковой посуды?
Xintaris написал(а):
Жаль только что Греции совсем нет.
Теперь есть, выручайте!
Может быть, с Троянской войны?
Интересно, конечно, только ведь всё на уровне мифов и легенд. Да, Шлиман откопал город, но какой именно уровень соответствует той легендарной Трое?
Тогда уже и Микены придётся зацепить обсуждением.
А вот мне нравится тема греческих богов. Во-первых, само по себе интересно. Во-вторых, параллели с римскими богами, разные названия у двух народов одного и того же божества, взаимное проникновение (хотя, это вряд ли, скорее лишь из греческого Пантеона в римский ). Ну, и можно о мифах поговорить, связанных с богами и божествами.
Геннадий Бордуков написал(а):
Ну, и можно о мифах поговорить, связанных с богами и божествами.
Почему бы не начать с этого! Я, например, очень люблю миф об Ифигении . Более того, сам в юности искал храм Девы, так сказать, «на местности» . Дня три угробил! Сейчас вспоминаю – смеюсь. История получилась крайне интересная и забавная .
Может начнётё?
Почему, нет, время есть….
Дело было лет пятнадцать назад.
Летом, отдыхая в тени винограда, наткнулся на какой-то книге (уже не помню – какой) на описание поиска таврского храма Девы в 20-х годах. Искали по описанию Страбона. У него там сказано, что храм находиться в столки-то(то же забыл!!!) лигах от Херсонеса.
Искали на Маячном полуострове и в районе Балаклавы. Не нашли, решили, что не сохранился….
Но в юности всё так просто! Тогда ни кто не понимал Страбона, как я .
Во-первых, была принята гипотеза, что искали не там.
Во-вторых, состоялось ночное бдение над Страбоном и картой Гераклейского полуострова. На утро были выдвинуты следующие предположения: 1. Отталкиваться в поисках надо не от Херсонеса, как такового, а от «Старого Херсонеса» (Страбонов же…), 2. двигаться надо не на юг, а на север (и как ни кто не догадался, тоже мне, академики…) и 3. расстояния надо исчислять по суши, а не по воде (на север по воде просто не было ни какого мыса).
Карта показала, что искомый «обрывистый мыс» находиться на северном берегу Килен-бухты. Зона закрытая – там 13-ый судоремонтный завод ЧФ. Но разве ЭТО могло остановить семнадцатилетнего человека, если перед ним замаячили лавры Шлимана ?!
Закрытость зоны не остановила, а вот дядька с берданкой не только остановил, но и заставил быстро побегать (благо тогда это не напрягало!) .
В сухом остатке: поверхностно осмотренная территория, покрытая окопами (1942г.), ложементами (1854 г.), развалинами бараков (1950е), и кустами кизила (были там всегда).
Сейчас вот пишу и думаю, а может он (храм) таки там и есть?
С другой стороны, так ли это важно…
Если серьёзно, то миф об Ифигении очень многослоен. Как известно, он входит в Троянский цикл. Агамемнон вынужден принести в жертву богам дочь. Но Артемида сжалилась над девушкой и перенесла её в Тавриду, откуда потом сестру забрал Орест.
«Подрабатывала» Ифигения на чужбине жрицей в «главном» храме тавров.
Понятно, что легенда крайне древняя. И в первой её интерпретации (а может и в жизни, кто его знает?) Ифегению явно закололи на здоровой каменюге. Видимо в 7-6 веках до Р.Х. (не раньше!) гуманизм в Элладе достиг такого уровня, что «птичку стало жалко» и её отправили в Тавриду. Интересно также и проявление греческих страхов перед таврами. Дикий, в общем-то, народ (хотя я слышал версию, что тавры – «опустившиеся» кимирийцы), но очень талантливые душегубы. Общеизвестно, что закон тавров заставлял их приносить в жертву всякого чужеземца, кому не повезло оказаться в Крымских горах (на рубеже 1 столетия до Р.Х. принесли в жертву даже несколько десятков легионеров: то ли Италийского, то ли Клавдиевого легионов). Из гор обычно не возвращались, и это прибавляло страху херсониситам, боспорцам и ольвийцам. А попадали в горы бывало прямо с кораблём: костёр осенней ночью на высоком мысу разжёг – утром собрал награбленное с нескольких кораблей застрявших в скалах.
Видимо рассказы прибывших с севера Понта были настолько ужасны, что этот ужас попал в легенду о Троянской эпопее.
Сейчас вот пишу и думаю, а может он (храм) таки там и есть?
Конечно есть, куда ему деться. Просто всему своё время, а то, что территория закрыта-оно и к лучшему, Вы же знаете, как сейчас варварски копают нелегальные копатели.
Хочу рассказать об универсальном боге. Почему "универсальном"-он присутствует в религии 3 основных народов, повлиявших на развитие античной Ойкумены в пределах Средиземноморья.
У греков он звался Геракл, у римлян-Геркулес, а у финикийцев-Мелькарт. Храм этого бога в Гадесе, тирской колонии в Испании, был одним из самых знаменитых святилищ древности, и слава его распространялась по всему Средиземноморью. О рождении Мелькарта сохранились очень скудные упоминания греческих и римских авторов. Филон Библский отмечает, что Мелькарт (он же Геракл, прибавляет греческий автор) был сыном Демаруса, которого он же отождествляет с Зевсом. Вторично указание на это божество мы встречаем у Цицерона, который упоминает среди нескольких Геркулесов и сына Юпитера и Астерии, которого более всего почитают в Тире. В Астерии, матери тирского Геркулеса, обычно видят Астарту. Финикийцы, по крайней мере, тирийцы, считали Мелькарта сыном Демаруса и Астарты.
О смерти нашего героя такжек упоминают античные авторы: Евдокс Книдский рассказывает, со слов финикийцев, что Геракл, сын Астерии и Зевса, был убит в Ливии Тифоном и воскрешен Иолаем, давшим ему понюхать запах перепела. Указывая на происхождение героя, автор ясно дает понять, что речь идет не о фиванском Геракле, сыне Зевса и Алкмены, а о тирском. К этому же тексту Евдокса восходит и рассказ Зиновия, где недвусмысленно упоминается Геракл Тирский. Сохранился след сказания о его смерти в огне, причем локализуется это событие в самом Тире. Намек на подобный тирский миф содержится и у Нонна, где говорится о Геракле, уничтожившем в огне старость и принявшем из огня юность. По Менандру Эфесскому, при царе Хираме I (X в. до н. э.) в Тире стали отмечать праздник «пробуждения» Геракла в месяце перитии, т. е. в феврале-марте. Этот миф имел и вариант, по которому смерть (вероятно, и «пробуждение») Мелькарта локализуется на западе, в Испании. Так, Саллюстий, ссылаясь на афров, т. е., вероятнее всего, африканских финикийцев, упоминает о гибели Геркулеса в Испании. По словам Мелы, в гадитанском храме находилась могила этого бога.
Но кто убил Мелькарта, какой персонаж финикийской мифологии скрывается под греческим именем Тифона? С Тифоном греческие авторы обычно отождествляли египетского бога Сета, убийцу Осириса. Это отождествление встречается уже у Геродота.
Так как финикийцы рассказывали о рождении и смерти Мелькарта, то должны были существовать и сказания о событиях его «земной жизни», состоявшихся между появлением на свет и гибелью. Отождествление с Гераклом подсказывает, что этот промежуток «биографии» бога был заполнен походами и подвигами. Об этих подвигах античные авторы молчат, и можно только гадать или путем сложных сопоставлений выяснять, какое из деяний греческого героя имеет в своей основе финикийский миф. Однако обратим внимание на описание ворот гадитанского Гераклейона, данное Силием Италиком, и рассмотрим внимательно те изображения, которые, по словам поэта, украшали ворота святилища Геркулеса.
В поэме говорится, что на воротах храма были изображены «труды Алкида», и далее они кратко перечисляются: Лернейская гидра, Немейский лев (автор его называет Клеонейским), Стигийский привратник (т. е. адский пес Кербер), фракийские кони, Эриманфский вепрь, медноногий олень (Керинейская лань), поверженный Антей, Кентавр, Ахелой (Акарнанский поток) и, наконец, сожжение героя на Эте, с которой «великую душу уносит к звездам пламя». Ничего не напоминает?
Прежде всего бросается в глаза, что перед нами не традиционные двенадцать подвигов, а набор из десяти эпизодов «биографии», включая смерть на костре. К тому же, наряду с шестью подвигами, включаемыми в классический додекатлос, имеются четыре, которые, хотя и известны из античной литературы, в этот список не входят.
Ну, спишем эти разночтения на давность времён.
Культ Мелькарта прослеживается до первых веков нашей эры. В подтверждение этих слов покажу тетру траяновскую с Мелькартом:
У греков он звался Геракл, у римлян-Геркулес, а у финикийцев-Мелькарт
Также как греческие резчики штемпелей мигрировали по города-государствам Средиземноморья, способствуя улучшению дизайна выпускаемых монет, также и финикийские торговцы распространяли по всему Средиземноморью культ верховного бога Тира-Мелькарта. А для пущей убедительностив его силе (это особенно эффективно-вспомним чудеса, показанные Моисеем перед фараоном с превращением жезла в змею и т.д.), наверное ещё и человеческие жертвоприношения в его честь устраивали.
Centurion написал(а):
только ведь всё на уровне мифов и легенд
Ну почему же: это так называемая критско-мекенская культура. От Энеолита до IX века до Р.Х. Археологически она неплохо изучена. Эванс, вот, пол Крита раскопал .
Centurion написал(а):
Шлиман откопал город, но какой именно уровень соответствует той легендарной Трое?
Сам Шлиман считал, что второй слой (Троя-2), потому как нашёл там следы глобального пожара и золотые клады . Однако потом выяснялось, что Троя-2, соответствует бронзовому веку, т.е. среднеминойскому и раннемекенскому периодам. Считают, что гомеровский период – Троя-6.
Centurion написал(а):
Тогда уже и Микены придётся зацепить обсуждением.
Ну так культура то, критско-мекенская. Кстати, поздеминойский период принято заканчивать в 1200-х до Р.Х., то есть как раз к троянской войне, а позднемекенский перид – IX веком. Следы этой эпохи найдены и в южной Италии, и на Сицилии.
Эней, опять же…
А Шлиман удачно поработал на раскопках в двух этих городах-Трое и Микенах. И там и там такие находки! Кстати (не знаю, насколько правда или нет), найденные в Трое драгоценности он примерял на свою русскую жену.
Centurion написал(а):
Кстати (не знаю, насколько правда или нет), найденные в Трое драгоценности он примерял на свою русскую жену.
Я тоже об этом слышал. Ни чего удивительного: интересно же посмотреть, как на жене артефакты смотреться !
Точно такую же пуговку, как у меня на аватарке (скорее всего от того же мундира, т.к. найдены в одной и той же ямке с разницей минуты в три) я подарил своей тогда ещё будущей супруге. Она её вместо брелка до сих пор носит. Тоже ведь артефактёнок – скоро 160 лет .
А ведь Шлиман "правильным" полиглотом был. Выучил только те языки, в которых нуждался в своих занятиях любительской археологией: греческий, древнегреческий, латинский и арабский.
В его «официальной» биографии сказано: с детства мечтал Трою найти…
Потому и языки нужные учил. Потому и на гражданской войне в США наживался .
Миф о Аиде.
Мрачно, конечно, но это закономерный финал любой жизни.
Как самому мрачному и угрюмому сыну Крона, Аиду достался во владения мир мертвых. Он и не возражал, поскольку тишина и покой, господствующие там, вполне отвечали его характеру. Он закрыл свои владения мощными воротами, посадил за ними на цепь трехглавого Цербера, строго настрого поручив не впускать живых. Позднее имя бога распространилось на все царство мертвых в целом. По-моему ,все слышали выражение "царство Аида".
Ну вот, однако же, надо сказать, что при всей его мрачности и унылости, Аид все же не был пустынной землей. Там сливались три реки: Коцит – река плача, Лета – несущая воды забвения и Стикс. Как-то так случилось (или мне кажется), что у всех нас на слуху только Лета и Стикс, а про Коцит мы и не споминаем...а зря. Стикс являлась нимфой-океанидой, оказавшей Зевсу большую услугу во время битвы с титанами, в награду за помощь ей было дано отделять мир мертвых от мира живых, а имя ее стало клятвой, которую не могли нарушить ни люди, ни боги. Берега реки связывала паромная переправа во главе с Хароном, косматым совершенно седым старцем, взимавшим с умерших плату в виде мелкой монеты. Позаботился Аид и о том, чтобы земли в его угодьях не были совсем уж пустынны. Одним из символов его владений почитались ива – вечно роняющая слезы и горюющая об усопших, и серебристый тополь. Так же, луга Аида были полны разнообразными, но совершенно бесполезными травами и бледными цветами, по которым вместе с ветром разносились стоны и причитания умерших. В общем, довольно мрачная картина (ещё бы-ведь это царство мёртвых). Как ни странно, даже этому угрюмому мифологическому персонажу не чужда любовь. Его единственной женой становится ребенок Деметры и Зевса – Персефона. Союз получается довольно странный и контрастный, поскольку Персефона, как и мать, любит травы, цветы, вообще все, в чем заключена настоящая жизнь. Вполне возможно, что в этом странном союзе заключена идея о двойственности человеческой жизни, или, что вероятнее всего, именно так греки отразили смену времен года: Персефона раз в год навещает мать, и тогда в мир приходит весна. Которую мы все ждём с нетерпением!
А вот и сам Аид:
Добрый день!
Столкнулся с интереснейшей темой: дорийское завоевание Эллады .
Раньше не обращал внимание: ну мало ли кто, кого завоёвывал. Ну, жили ахейцы. Оказались ослаблены троянской войной. Пришли дорийцы: веем наподдали – отсюда и «гибель дворцов». Логично: лучшие люди остались под стенами Илиона в высоких курганах, или на дне морском (по пути обратно), а дорийцы – народ дикий и бесшабашный. Вот они и «отомстили» более удачливым и окультуренным соплеменникам.
Однако, тут выяснил – Дорида, родина этих оборванцев, маленькая горная страна, не более 200 кв. км. Как там могло образоваться многочисленное племя ?
Было ли вообще «дорийское завоевание»? Если да – откуда они могли прийти? Если нет – кто прибил микенскую культуру, сжёг сами Микены и «надругался» над Тиринфом и Аргосом?
Зелёный
Может, давайте эту тему оставим для мифов, богов и божеств, а Вы новый топик откройте по дорийцам, там и поговорим? У нас для Греции целый Форум новый, не надо экономить место.
Добрый вечер.
Уважаемый, Геннадий!
Вы читаете мои мысли ! Сейчас с работы возвращался, об этом подумал. Ваше предложение вполне логично. Только у меня была идея, создать отдельную ветку как раз для мифов и богов. Даже название родилось: «Теогония» (по Гесиоду). Но можно «Истоки» переименовать. И создать новую, так сказать, ранне-историческую – например, «Гомеровская эпоха» либо «крито-микенская эпоха» . Вы – родитель ресурса. Вам и решать .
Вы – родитель ресурса. Вам и решать
Геннадий-родитель, а мы-пользователи и надо делать, чтобы нам было удобно!
А если серьёзно-мне кажется, что для более удобного поиска (и заполнения контентом) тем, они должны быть узкоспециализированными, то есть, не надо нам солянку устраивать в каждой теме-хочется что-то новое обсудить-вэлкам, открываем новый топик.
Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Древняя Греция. » Теогония —происхождение и родословные греческих богов.