Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Philosophia. » Связь времён, или таинственная вязь судеб.


    Связь времён, или таинственная вязь судеб.

    Сообщений 21 страница 40 из 96

    21

    Храм Зевса - Почта и суд в США
    http://uploads.ru/t/5/d/W/5dWhK.jpg
    храм Парфенон - Мемориал Линкольна
    http://uploads.ru/t/v/h/X/vhXNA.jpg

    Отредактировано sapalex (2012-01-13 13:36:36)

    +1

    22

    Да, действительно, sapalex.
    Где-то читал, что американцы специально «Капитолий» отгрохали именно таким, так как последовали римской традиции. Римляне хотели, что бы прибывшие в столицу варвары охренивали от величия власти Рима, и Вашингтон желал, что бы прибывшие из своих штатов конгрессмены, увидав такое, даже слово «сепаратизм» забывали. :flag:

    0

    23

    А Египетский обелиск в Вашингтоне?  :glasses:

    0

    24

    Из наследия Ликии

    Гробница Пайавыиз г. Ксанфа (ок. 360 г. до н.э.)

    http://uploads.ru/t/Q/T/h/QThJ4.jpg

    http://uploads.ru/t/G/9/S/G9Sn3.jpg

    И саркофаг John Allan (1790-1865) на лондонском кладбище Nunhead.

    http://www.victorianweb.org/art/parks/19.jpg

    Гробница Пайавы, построенная при его жизни на средства, как считается, сатрапа Автофрадата, была открыта англичанином Чарльзом Феллоузом в 1830 г.

    http://www.victorianweb.org/art/parks/19.html

    Отредактировано Artemis (2012-01-13 23:19:15)

    +2

    25

    Да, интересен выбор англичанином именно этот тип надгробного памятника. В то время, по-моему, больше индийские мотивы превалировали.  ;)

    0

    26

    Геннадий Бордуков

    Ну, ученые (Э. Кин точно) считают, что ликийский монумент Нереид (гробница Эрббины или Арбинаса) был взят за образец Мавсолом Галикарнасским при постройке своей очень известной гробницы (Мавзолея). А насмотрелся он на роскошь ликийского героона, когда властвовал и над Ликией в конце своей жизни. Забавно - лично я не усмотрела сильного сходства двух памятников.  :dontknow:

    Монумент Нереид ( http://en.wikipedia.org/wiki/Nereid_Monument ). Реконструкция.

    http://uploads.ru/t/u/m/j/umjGE.jpg

    Мавзолей в Галикарнасе. Миниатюра из стамбульского парка Миниатюрк.

    http://uploads.ru/t/L/v/x/Lvx2S.jpg

    0

    27

    Artemis написал(а):

    Забавно - лично я не усмотрела сильного сходства двух памятников.

    Может быть, композиционное решение с высоким постаментом?

    0

    28

    Тут подумал, что отголоски прошлого как-то на подсознательном уровне укоренились в нашем лексиконе и мыслительных образах: "держиморду" мы называем цербер, к женщинам нередко липнет античное медуза горгона  и т.д.  ;)

    0

    29

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Тут подумал, что отголоски прошлого как-то на подсознательном уровне укоренились в нашем лексиконе и мыслительных образах

    «– ну ты Геракл, шкаф такой передвинуть….
    – Скорее уж Архимед: я применил швабру, как рычаг…» :flag:

    0

    30

    Геннадий Бордуков написал(а):

    к женщинам нередко липнет античное медуза горгона  и т.д.

    Да-да, еще гарпия и фурия  :hobo:

    0

    31

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Может быть, композиционное решение с высоким постаментом?

    Да, скорее всего.

    0

    32

    Artemis написал(а):

    Да-да, еще гарпия и фурия

    Ну, и бессмертное-все дороги ведут в Рим;)

    0

    33

    Добрый день!
    Давно собирался написать в эту тему небольшой очерк – «Ампир», ну вот время появилось и, наконец, собрался…
    Итак, «Ампир». Часть 1.
    В сущности, Ампир, в узком смысле этого понятия, - «классицизм Наполеона», то есть, архитектурный стиль, вошедший в моду во времена, ещё тогда первого консула, и черпавшей идеи в так называемой «классической» архитектуре, ориентированной на древние Грецию и Рим. Только более помпезный, с явным уклоном в определённого рода милитаризм. Кроме Наполеоновского Ампира, выделяют ещё и «Сталинский Ампир», но об этом речь пойдёт позже.
    В широком же понимании, Ампир – стиль искусства (далеко не только архитектуры), даже своеобразный образ мысли людей, связанный с ощущением сопричастности к великим событиям, создавшим из государства Империю.
    Для того, что бы дальнейший ход мыслей был понятен форумчанам, необходимо определиться с ключевым понятием данного очерка, а именно с понятием «Империя».
    Классическое определение. «Империя» -  [лат. imperium власть; государство] - организация колониального господства отдельных государств.
    Однако, если бы это было только и исключительно так, то Ампир не появился бы. По моему глубокому мнению, «Империя», как и «Разруха» - в головах людей. И с наличием колоний «Империя» связана постольку- поскольку.
    Итак, Империя возникает ни как юридическое понятие, а как ответ на «массовое бессознательное». Этот ответ – утверждение своего превосходства над прочими народами – является для граждан (подданных) своеобразной аксиомой. Эта аксиома, в свою очередь, требует соответствующей атрибутики, которая и олицетворяет стиль «Ампир». Ампир с психологической точки зрения (далее, психологический Ампир) не следует путать с пассионарностью, т.е. с «избыток биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность» (с) Гумилёв.
    (продолжение следует)

    +2

    34

    Часть 2.1.
    Теперь, об империях, как таковых.
    Само слово (латинское) преподносит нам первую империю, как данность. Это Римская империя. Однако, была ли она действительно первой? Вероятно, нет. ИМХО. А греко-македонская империя? Ещё её можно назвать эллинистической. Выстроил её Александр. По-существу, один. Он вдохнул в своих соплеменников-сподвижников дух эллинизма, который, «кстати о птичках», прекрасно представлен на нашем форуме в топике «Высокий эллинизм». Монеты – очень своеобразное, но то же искусство. Можно, так же вспомнить и Александрию Египетскую, как прекрасный образчик Ампира, хотя самого понятия тогда и не было вовсе.
    Рис. 1.
    http://savepic.net/2458899m.jpg
    Однако (опять оно!), утвердиться в мысли о «греческом наследии» тоже не получается. А сам Египет? Соответствовало ли царство фараонов тем критериям, которые мы вкладываем в понятие «Империя»? Думаю, да. Психология, знаете ли… Древние египтяне (судя по переводам со стен усыпальниц) смотрели на своих соседей, как на неумех и уродцев исповедующих странные, если не сказать больше, культы. В гробнице Ремих на фреске показан приём богатых даров от «людей Кефтиу» с «островов по среди моря». А ведь это, судя по всему минойцы. Прародители всей Европейской цивилизации! Для египтян: варвары, одно слово…
    Да и архитектурные шедевры Египта четырёхтысячелетней давности до сих пор впечатляют.
    Рис. 2.
    http://savepic.net/2454803m.jpg
    Следует упомянуть ещё одну Империю – китайскую. Даже после революции 1912 года, тамошние большевики не смогли отказаться от мысли, что Китай находиться в середине мира, а вокруг – варвары. «Срединная империя» сменила вывеску на «Срединную республику», да и только. Архитектурно-инженерные решения явно «на уровне»:
    Рис.3.
    http://savepic.net/2442515m.jpg
    (продолжение следует)

    0

    35

    Часть 2.2
    Но перенесёмся на 3 тыс. лет вперёд. После 23 августа 476 года в мире опять осталась одна империя: де-юре – римская, де-факто – греческо-православная. Это Византия. Наши форумчане, без сомнения, не нуждаются в этом случае в каких либо моих пояснениях, но образчик Ампира в Константинополе я всё же покажу:
    Рис.4
    http://savepic.net/2430226m.jpg
    А далее, как правило, гибель одной империи рождало другую. 29 мая 1453 года Константин Драгаш погиб на стенах, до конца сжимая меч в руках. И не стало Византии. Зато воссияла Османская империя. Ещё 150 лет она продолжала укрепляться. Её архитектурное самосознание очень символично:
    Рис.5.
    http://savepic.net/2483477m.jpg
    Одновременно с Османской существовала и Священная Римская империя германской нации («Первый Рейх»). Это очень интересный случай. ИМХО: данное государственное образование, рассматривающее себя как органическое продолжение самой Римской империи и франкского государства Карла Великого, империей было лишь по названию. На её долю не выпало великих военных триумфов и «Ампир» в душах людей не поселился….

    Третья Европейская империя, сосуществовавшая с последними двумя – это империя Британская. Гибель «Великой армады» положила ей начало. «Правь, Британия, морями!», вот главный рефрен английского психологического Ампира. Апогей этой империи – Трафальгар. «Лебединая песня» - Ютландия. В холодных волнах Северного моря погибли не 3 английских линейных крейсера, погибла психология морских победителей. С этой психологией от империи отлетела душа. Дальше, старость и гибель.
    Вот она, Трафальгарская колонна, квинтэссенция английского Ампира:
    Рис.6.
    http://savepic.net/2487573m.jpg
    (продолжение следует)

    0

    36

    Часть 2.3.
    Ну вот, и дошёл. Здравствуй, Родина.
    В конце XVII века в Европе столкнулись два государства, одинаково спешившие к «империализму». У стен небольшого малороссийского городка одно из них стало Империей, другое же рассталось с амбициями, как показала история, навсегда. Не зря в России долгое время, дата 27 июня была государственным праздником. Обратите внимание: к этому времени был уже основан Охотск (1647г), Якутск (1632г.), Албазин (1651г.), но Россия империей не была, сама себя таковой не считая.
    Далее – рост и возвышение психологического Ампира в обществе.
    «С удивительной скоростью и послушанием построенный опять карей генерал-поручика Племянникова, воскликнув единым гласом «Виват Екатерина!», шёл вперёд…». Ну что можно ещё прибавить к этим словам Румянцева-Задунайского! Вот она «Империя в головах»: от фельдмаршала, до рядового.
    Кстати, прибавить-то хочется: стихи Державина, например, написанные в 1791 году и ставшие «гимном» русских:

    Гром победы, раздавайся!
    Веселися, храбрый Росс!
    Звучной славой украшайся.
    Магомета ты потрёс!

    Воды быстрые Дуная
    Уж в руках теперь у нас;
    Храбрость Россов почитая,
    Тавр под нами и Кавказ.

    Уж не могут орды Крыма
    Ныне рушить наш покой;
    Гордость низится Селима,
    И бледнеет он с луной.

    Стон Синая раздаётся,
    Днесь в подсолнечной везде,
    Зависть и вражда мятется
    И терзается в себе.

    Мы ликуем славы звуки,
    Чтоб враги могли узреть,
    Что свои готовы руки
    В край вселенной мы простреть.

    Зри, премудрая царица!
    Зри, великая жена!
    Что Твой взгляд, Твоя десница
    Наш закон, душа одна.

    Зри на блещущи соборы,
    Зри на сей прекрасный строй;
    Всех сердца Тобой и взоры
    Оживляются одной.

    Славься сим, Екатерина!
    Славься, нежная к нам мать!

    А далее, последовал апогей Империи, в виде казаков Платова, утроивших свой бивак на Елисейских полях (трава, вероятно, коням понравилась..).
    Потом – закат. Гибель. И, кто бы мог подумать и представить – реинкарна́ция. Новый подъём и новый апогей. Новый закат. Новая гибель. Новая….
    Более подробно об Ампире в искусстве – позже.

    Ну, теперь – Франция. О ней, естественно разговор пойдёт позже, но психологический Ампир во времена 1-ой Империи более всего, по моему скромному мнению, выразил Жак Луи Давид в 1800 г. (обратите внимание, Наполеон провозгласит себя Императором на 4 года позже!):
    Рис. 7
    http://savepic.net/2431252m.jpg
    Рождение – Итальянский поход 1796 г. Развитие – Аустерлиц. Апогей – Бородино. Закат – Кульм. Гибель – Лейпциг.  «Осиновый кол в гроб» - Ватерлоо.
    Далее последовала 2-ая Империя. Её апогей – фраза Мак-Магона «J’y suis, j’y reste!». Гибель – Мец и Седан, где родилась другая империя – Германская («Второй Рейх»).
    (продолжение следует)

    0

    37

    Часть. 2.4.
    Теперь Ампир завладел сердцами немцев, на осколках Французской Империи, выстроивших свою.
    Рис 8.
    http://savepic.net/2470166m.jpg
    С немцами время как бы сжалось. Апогей – Льеж 1914-го года, а закат уже рядом – Верден в 1916. Гибель не заставила себя ждать. Но «Ампир» в мозгах немцев не выветрился. Через 15 лет появился «Третий Рейх». Началом стал аншлюс с Австрией. Развитие – павшая на колени Варшава. Апогей – Дюнкерк и «стоп-приказ». ИМХО: это как же надо быть в себе уверенными, что бы отдавать подобные приказы! Развитие – Минск, взятый на 6-ой день войны, Киев и 600 тыс. убитых и пленных русских солдат. Начало заката – Московское сражение. Гибель – операция «Багратион». Далее – агония. У немцев время опять сжалось до неприличия.

    Союзником «Третьего Рейха» была ещё одна Империя – Японская. Родилась она 17 сентября 1894 года в устье реки Ялу. Окончательно утвердилась как империя под Мукденом и Цусимой. Апогей – рейд на Цейлон в апреле 1942 года. Рядом – начало заката - Мидуей. Гибель – разгром Квантунской армии. Добивали атомными бомбами.
    Японская империя была во истину милитаристична. ИМХО, вот её основная психологическая доминанта, выраженная в 72 808 тоннах водоизмещения:
    Рис. 9.
    http://savepic.net/2458902m.jpg
    Вот он, «конец истории». Последняя Империя, если я ни чего не забыл. Име ей США. Родилась эта империя в психологическом аспекте после ПВМ. Апогей – высадка на Луну. Главная атрибутивная составляющая ампирной психологии – Голливуд. ИМХО – «Охота за «Крестным октябрём»», например. Империя ещё существует. Её закат начался после 1990 года. Но, в принципе, возможен ренессанс, но возможна и гибель психологического Ампира и Империи, как таковой. Не обязательно – физическая. Думаю, мы с вами увидим что-то одно.
    (продолжение следует завтра)

    Отредактировано Зелёный (2012-01-29 16:26:57)

    0

    38

    Зелёный
    Давайте я по этим постам отдельную тему сделаю?   http://yapro.ru/javascript/jquery.lebnik.Comments/smiles/38.gif

    0

    39

    Здравствуйте, Геннадий!

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Давайте я по этим постам отдельную тему сделаю?

    Думаете?
    Задумывал то как раз в тему «Связь времён»… :dontknow:

    0

    40

    Зелёный написал(а):

    Думаете?

    Идёт вполне самостоятельной темой. Я бы выделил.

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Philosophia. » Связь времён, или таинственная вязь судеб.