Тот город, что виден сейчас - второй в дельте Дона и, судя по всему, с тем же именем. Первый, более древний, известен как Елизаветовское городище. Местонахождение городов в регионе и их значение определялись Доном, где проходило его главное судоходное русло. В 6 в до н.э. это Елизаветовка, с 3 в до н.э. Танаис. С рубежа 13-14 вв Азак-Тана (совр. Азов). С 18 в. начал строиться и набирать экономические обороты Ростов на Дону. И все эти города находились в разных местах дельты реки.
Собственно, само название гоода и происходит от древнего названя р. Дон - Танаис, у которой был свой бог.
О боге реки.
Танаис
Танаис, в греческом мифотворчестве по версии, изложенной в толкованиях сочинений Вергилия у римского грамматика Сервия, сын царицы амазонок Лисиппы. По другой версии сын Океана и Тефиды, почитавший одного лишь Ареса. За это Афродита наказала его страстью к собственной матери. Танаис покончил с собой, кинувшись в реку, которая с тех пор стала носить его имя (теперь современный Дон). По третьей версии, своим пренебрежением к любви царица амазонок Лисиппа обидела богиню Афродиту. За это Афродита внушила Танаису и Лисиппе противоестественную любовную страсть друг к другу. Дух погибшего Танаиса преследовал Лисиппу, и она увела своих дочерей в долину реки Фермодонт. Она построила огромный город Фемискиру и успешно воевала с соседними племенами. Добычу, которая ей доставалась в походах, она тратила на строительство храмов Аполлона и Артемиды.
http://godsbay.ru/hellas/tanais.html
Как торговый эмпорий Танаис (Недвиговское гор.) основан в 3 в. до н.э. Считается, что при боспорском царе Перисаде (284-250 BC) Рукав реки на которой он стоял (красивая основа здешних пейзажей) сейчас называется Мёртвый Донец. Крепость почти квадратная - 225 на 240 кв.м., не считая разных сооружений и некрополя за её пределами. Выстроена (упорядочинена) она была уже при Савромате I (93-123 ВС). Одна из башен использовалась как маяк, в её подвале были найдены амфоры с нефтью. Соседство с сарматской степью привело к увеличению кочевого этнического и культурного компонента в жизни города. Впрочем, как и всего позднего Боспорского царства.
В 250 г. Танаис был разрушен готами. Но произошло это не сразу, в ходе противостояния танаиты успели даже установить стелу в честь победы. Под давлением готов население окружающих усадеб было эвакуировано в город. Крепость всё равно была взята и сожжена и разграблена. Врочем, не очень тщательно, т.к. в подвалах домов сохранилось много вещей в том числе и ценных, и оружия.
Лет через 50 Танаис был восстановлен сарматами, поскольку нужен им был для морской торговли и получения товаров из Боспора и других дальних регионов. Но среди населения появились новые пришельцы - те же готы, носители Черняховской культуры, после 375 г. вокруг кочуют гунны. Стены были восстановлены, но уже не так тщательно, практически, валы из бутового камня. А новые дома были сооружены в периметрах стен старых и имели округлённые стены, напоминающие стены юрт. В таком виде Танаис и вошёл в ранне-византийскую эпоху, и в 5 веке заглох окончательно.
Но на жизнь сарматов Доно-Азовского, Волго-Донского и далее регионов Танаис оказал значительное влияние. Изделия мастеров античной культуры через него проникали в кочевья, в быт не только сарматской знати, но и "среднего класса". В кочевнических погребениях довольно много античных бус, украшений разного рода, посуды (керамической, стеклянной, серебряной), встречаются амфоры, вооружение в греко-римском стиле, ткани явно городского ремесленного производства. Некоторые находки сделанные нами в курганах Волгоградской и Астраханской областей имеют прямые аналоги с находками в некрополе Танаиса и ближайших к нему курганах кочевников. В музее увидел много "родных братьев" того, что когда-то расчищал в среднесарматских погребениях.
САЙТ МУЗЕЯ.