Не хотел уходить очень далеко в сторону от залов Версаля, а то жизни не хватит чтобы закрыть тему Ну да ладно, давайте поговорим немного о Людовике VII, его деяниях и семье, благо последняя картина во втором зале крестоносцев посвящена кажется правнуку этого монарха.
Людовик VII. Гравюра XVI в.
Людовик VII Молодой. Национальная библиотека Френции.
Итак, в 1146 году Людовик принимает крест и во главе французского войска, взяв с собой жену-красавицу Элеонору Аквитанскую, отправляется в крестовый поход. Кстати, конкретно этому событию посвящена еще одна работа - гравюра Доре из цикла "Крестовые походы":
Гюстав Доре. "Людовик VII принимает крест от Святого Бернара"
При подготовке похода сначала предполагалось пройти через Италию и оттуда переправиться в Палестину морем вместе с союзником Людовика Рожером Сицилийским. Но император Священной Римской Империи Конрад, также принявший крест, убедил французского короля идти через Балканы, о чем, вероятно, впоследствии пожалел, неся в одиночку тяжелые потери. Людовик прибыл в Константинополь 4 октября, когда германские крестоносцы уже были в Малой Азии. Здесь он заключил договор с императором Мануилом о ленной зависимости от последнего сирийских христиан и переправился на восточный берег Босфора, не задерживаясь: греки, столкнувшись с грабежами крестоносцев, распустили ложные слухи о том, что немцы уже победили всех мусульман, и французы боялись, что на их долю не останется славы. На самом деле немцы потерпели поражение при Дорилее и отступили к Никее.
По дороге из Лаодикии в Сирию войско Людовика попало в турецкую засаду. Множество рыцарей погибло от стрел и камней, а сам Людовик спасся только благодаря крепким доспехам. В пути крестоносцы страдали от постоянных нападений лёгкой мусульманской конницы. Людовик оказался не готов к такой войне: он вёз с собой огромный обоз и пышную свиту, и даже его жена со своими придворными дамами принимала участие в походе.
Элеонора Аквитанская. Фрагмент изображения на витраже в кафедральном соборе в Пуатье (XII век):
Из Эфеса, достигнутого в начале 1148 года, Конрад вернулся по морю в Константинополь, чтобы передохнуть, а Людовик к марту добрался до Анталии и на византийских кораблях переправил свою поредевшую армию в Антиохию. В 1148 г. король прибыл в Антиохию. При дворе Раймунда Антиохийского, дяди Элеоноры, французские крестоносцы смогли отдохнуть, но здесь возникли серьёзные разногласия. Королева Элеонора по просьбе своего дяди Раймонда Антиохийского стала уговаривать Людовика пойти на Алеппо, но тот отвечал, что хочет поскорее увидеть Иерусалим. Раймонд также стал настаивать на том, что нужно сначала взять Алеппо, но Людовик отклонил этот план (возможно, из-за слухов о том, что Элеонора изменяет ему с Раймондом несмотря на их родство ) и отправился на юг в Акру, где 24 июня произошла его встреча с Конрадом и Балдуином Иерусалимским. Помолившись у Гроба Господня, крестоносцы объединились с Балдуином Иерусалимским для совместного похода на Дамаск. Спустившись в Дамасскую долину, покрытую садами, христиане вплотную подошли к городским стенам. Между крестоносцами и иерусалимцами возникла распря из-за того, что Людовик и Конрад не хотели отдавать эту область королю иерусалимскому, желая сделать ее самостоятельным государством. Командовавший обороной Дамаска атабек Анар вступил в сговор с Балдуином и патриархом Иерусалимским Фульком, и те убедили Людовика и Конрада штурмовать Дамаск со стороны пустыни, будто бы то место было более удобным. Однако на самом деле городские стены со стороны пустыни были выше и крепче, а подвоз продовольствия затруднителен. Но возвращаться было поздно: сарацины вновь заняли сады в долине и отрезали наиболее удобные пути к отступлению. Среди крестоносцев начался голод, и они были вынуждены с позором бежать.
После этого иерусалимцы вновь продолжали вести двойную игру, дав обещание принять участие в походе на Аскалон, а затем нарушив его. Конрад вернулся на родину в 1148 г., Людовик же по просьбе тамплиеров остался до Пасхи 1149 г. По дороге домой его корабль едва не попал в плен к Византийскому императору Мануилу и спасся лишь благодаря помощи нормандцев.
Вернувшись домой, Людовик начал хлопотать о разводе с Элеонорой, чье распутство во время похода переполнило чашу терпения короля.
Элеонора Аквитанская и Людовик VII. Миниатюра из «Хроник Сен-Дени»:
Официальным основанием стало слишком близкое родство между супругами. При этом охлаждение началось намного раньше, и его связывают как с общими культурными различиями между Северной Францией и Аквитанией, так и с несходством характеров сурового и набожного Людовика и более лёгкой и живой Элеоноры (ей приписывают слова, сказанные после развода: "Я была замужем за монахом, а не за мужчиной").
Кроме того, за 15 лет брака Элеонора смогла родить только двух дочерей, так что судьба династии оказалась под угрозой. Развод состоялся в 1152 г., в результате чего Людовик потерял Аквитанию. Сама по себе потеря была не очень тяжелой, но после этого Элеонора вышла замуж за Генриха II Английского, который уже владел Бретанью, Анжу, Мэном и Нормандией. В результате на западе Франции образовалось государство, превышающее по своим размером и могуществу королевские владения. Неизбежная война между Англией и Францией началась в 1160 г. и продолжалась с перерывами до самой смерти Людовика.
Надгробия Элеоноры Аквитанской и Генриха II в аббатстве Фонтевро:
Все, возвращаемся в Версаль
Так вот, последняя картина во втором зале принадлежит кисти Жоржа Руже:
Жорж Руже (Georges Rouget, 1781 – 1869 ) - французский живописец, неоклассицист, мастер исторического жанра и портрета. Родился и умер в Париже.
После окончания Парижской школы изящных искусств Руже поступает в 1797 на обучение в студию Давида, где вскоре становится любимым учеником мастера. Вскоре он становится подмастерьем и ассистентом Давида вплоть до момента изгнания последнего в Брюссель. Руже ассистирует Давиду при создании многих картин бонапартистской направленности. В 1803 он получает второй приз на вернисаже в Риме и в дальнейшем упорно пытается выиграть главную награду, которая так и не дается ему в руки, три раза находя других победителей. Руже создал много картин, прославляющих Первую Французскую империю и период правления Наполеона Бонапарта.
Картина Ж.Руже, представленная последней во втором зале крестоносцев, носит название - "Святой Людовик выступает посредником между королем Англии и баронами"
Центральный фрагмент полотна в лучшем разрешении:
Вообще-то, конечно, не понятно, что делает эта картина в зале, посвященном второму крестовому походу, поскольку события, на ней отраженные, на мой скромный взгляд, относятся к гораздо более поздним временам. Да и отношение к крестовым походам изображенная сцена имеет весьма относительное.
Дело в том, что Людовик Святой - это не Людовик VII, а его правнук Людовик IX. Сразу после кончины Людовика IX вопрос о канонизации умершего короля был поднят его сыном Филиппом III Смелым и поддержан многими влиятельными лицами во Франции. Спустя 27 лет, в августе 1297 года, булла «Gloria laus» папы Бонифация VIII провозгласила его святым. Людовик IX был канонизирован под именем св. Людовика Французского. Он стал первым святым среди французских королей, если не считать Дагоберта II, причисленного к святым до официализации процесса канонизации.
Вероятно, сюжет картины относится к историческому периоду правления, когда Английский король Генрих III пытался вернуть у Франции владения своих предков (области по Гаронне), но Людовик одержал победу при Тальебуре (1242). Руководствуясь началами справедливости, он не воспользовался победой и вопреки мнению своих советников уступил Генриху часть земель, отнятых у Англии ещё при Филиппе-Августе.
На представленной картине центральная фигура со скипетром безусловно принадлежит Людовику IX, а его сосед в белой мантии - король английский Генрих.
С именем Людовика Святого связаны сразу два крестовые похода - седьмой и восьмой. Здесь мы вынуждены совершить значительный скачок во времени: переместиться сразу от второго похода к седьмому. Чтобы потом не было повторов картин, я пока не буду приводить Версальскую живопись из других залов, посвященную этим походам, а иллюстрирую историю о Генрихе IX картинами, находящимися в других музеях и собраниях.
Эль Греко (Имя при рождении: Domenikos Theotokópoulos, 1541-1614)
"Людовик IX Святой" (Париж, Лувр)
Эжен Делакруа (1798-1863)
"Битва при Тальебуре 21 июля 1242 года" (Версаль) - картина посвящена уже упоминавшемуся выше сражению с англичанами.
В 1244 году король тяжело заболел и дал обет возложить на себя крест. Получив в Сен-Дени хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы, Людовик с крестоносцами отправился в Седьмой поход и прибыл в сентябре 1248 года на Кипр, а весной 1249 года в Египет, к Дамиетте, которую 6 июня французы взяли. Двинувшись дальше, Людовик подошёл к Мансуре (1250 год), но силы крестоносцев были ослаблены раздорами и беспорядками. Во время отступления их к Дамиетте сарацины догнали Людовика и взяли его в плен, от которого он откупился огромной суммой денег и бесславным возвращением Дамиетты.
Еще одна из картин Жоржа Руже: "Святой Людовик в плену в Египте" (Saint Louis prisonnier en Égypte, 1817-1818) из музея изобразительного искусства Квимпера.
В мае 1250 года Людовик отплыл из Египта, но оставался 4 года (1250—1254) в Сирии, дожидаясь новых крестоносцев. Своим нравственным влиянием Людовик поддерживал христиан в Палестине, заводил отношения с азиатскими государями, предпринимал работы для укрепления Яффы, Кесарии и Сидона. Однако получив известие о смерти матери, Людовик вернулся во Францию после шестилетнего отсутствия и ревностно принялся за государственные дела.
При Людовике судебная власть короля значительно расширилась; центральным судебным учреждением стал парижский парламент, состоявший из пэров и юристов. Людовик любил книги и искусство. Его называют Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы: к его времени относится собор в Реймсе, церковь Сент-Шапель в Париже, монастырь Ройомон и др.
Неудача Седьмого крестового похода не охладила энтузиазм Людовика. В марте 1270 года он отправился в Тунис, надеясь на обращение местного султана в христианство. Ожидая подкрепления и прибытия Карла Анжуйского, Людовик бездействовал. В войске начались эпидемии; умер сын Людовика Тристан, 3 августа заболел сам Людовик, и 25 августа скончался. Тело короля было перевезено Карлом Анжуйским на Сицилию и погребено в соборе Монреале, где и сейчас в алтаре, посвященном Людовику, хранится урна с его сердцем и внутренностями. Впоследствии останки Людовика были перенесены в Сен-Дени. Во Франции Людовик традиционно считается святым покровителем, угадайте кого? Не угадаете - парикмахеров .
Алтарь Людовика IX Святого в соборе Монреале на Сицилии с его мощами:
Наконец с многочисленными побочными отступлениями экскурсия по Второму залу крестоносцев в Версале подошла к финалу, а это значит, что впереди еще новые залы и Крестовые походы.