Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Pictura. » Королевство крестоносцев (история ) в живописи


    Королевство крестоносцев (история ) в живописи

    Сообщений 141 страница 152 из 152

    141

    В процессе осмотра второго зала обратим внимание на две картины французского пейзажиста и мастера исторических сцен
    Мишеля Эдуарда Цибо (François Barthélemy Michel Édouard Cibot, 1799–1877).
    Художник родился в Париже, его учителями живописи были Гуэрин и Пико. В начале своей карьеры Цибо в большей степени увлекался историческими сюжетами, в том числе библейскими. Ряд его картин того периода можно увидеть в парижских церквях. Наиболее значительная серия его работ, посвященная теме милосердия, находится в католической церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Saint-Leu-Saint-Gilles) , принадлежащей ордену Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Примерно с 1863 г художник меняет направление и пишет преимущественно пейзажи. Умер Цибо в своем родном Париже в 1877 г.
    http://savepic.org/7147823.jpg
    http://savepic.org/7199022.jpg

    Первая картина изображает похороны уже нам известного Годфрида Бульонского, по поводу смерти которого существуют аж три версии:
    - Погиб при осаде Акры.
    - Умер от холеры.
    - Был предательски отравлен Ираклием, патриархом Иерусалимским.
    Какой из них соответствует картина, остается догадываться. 😜
    На второй картине Цибо изображен не кто иной, как Раймонд де Пюи де Прованс (1083—1160) — французский рыцарь, первый великий магистр Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (иоаннитов, или госпитальеров, или рыцарей Мальтийского ордена) в 1120—1160 годах.
    Портрет его можно также видеть (не в Версале) на гравюре французского художника Laurent Cars (1699-1771):
    http://savepic.org/7172535.jpg
    В «Большом историческом словаре» Луи Морери (1759) о Раймоне сказано следующее:  «Раймонд дю Пюи, первый великий магистр ордена Святого Иоанна Иерусалимского (который позже стал известен как Мальтийский орден), был преемником ректора Жерара Тена. Он происходил из провинции Дофине и был членом прославленного дома дю Пюи… Раймон был избран братьями Ордена после распоряжения папы Пасхалия II в 1113 году и получил титул великого магистра, чтобы повысить авторитет Ордена. Жерар использовал лишь титул ректора Ордена. С того времени в братство стали активно вступать новобранцы. Раймон организовал милицию для защиты церкви от врагов Святой Земли, в то время как другие братья заботились о бедных и больных в Госпитале. Чтобы упорядочить структуру Ордена, он провел первое общее собрание и разделил братьев на три ряда: рыцарей, оруженосцев и капелланов. Он также доработал правила Ордена, написанные Жераром. Они были утверждены в 1123 году папой Каликстом II, а в 1130 году папа Иннокентий II пожаловал Ордену герб — серебряный крест (сегодня известный как мальтийский крест) в лазоревом поле. Раймон вооружил Орден и предложил помощь королю Балдуину II в его борьбе с неверными. С этого времени госпитальеры принимали участие во всех серьезных сражениях. В 1153 году король Иерусалимский был готов снять осаду Аскалона. Однако магистр дю Пюи добился разрешение продлить осаду. В итоге город сдался через несколько дней. За свое упорство он получил известность и заслужил уважение папы Анастасия IV, который предоставил Ордену ряд привилегий. Раймон построил великолепный дворец, который вызвал ревность среди прелатов Иерусалима. Раймон дю Пюи умер в 1160 году, его преемником стал Оже де Бальбэн».

    +2

    142

    Nero\Wolfe написал(а):

    Раймонд дю Пюи

    Как там этих людей называют-"пассионарии"? Если бы не он, то и Орден был бы совсем другим. ИМХО.

    0

    143

    Из-за конкурса мы давно не гуляли по залам крестоносцев, но теперь неторопливо можно и продолжить экскурсию :)

    Шарль-Александр Дебакк (1804-1863) - французский исторический живописец и портретист. Родился и умер в Париже. Ученик Антона-Жана Гроса, чье творчество наложило заметный отпечаток на манеру художника. Дебакк широко известен и признан во Франции, вне пределов которой его картины известны гораздо менее.
    Наибольшее признание ему принесла картина "Капитуляция Триполи", экспонируемая в Версале.
    http://savepic.ru/7179357.jpg
    Большой фрагмент картины в лучшем разрешении:
    http://savepic.ru/7161949.jpg

    Большинство конечно знает, но все-таки я оговорюсь, что речь здесь идет не о Ливийском Триполи, а о городе Триполи в Ливане. И если излагать кратко, то связанные с картиной исторические события происходили следующим образом.
    Осада Триполи длилась с 1102 до 12 июля 1109 года и проходила на месте современного ливанского города Триполи. В результате взятия города крестоносцами было образовано четвёртое христианское государство на востоке — графство Триполи.
    Цитадель Триполи (крепость Сен-Жиль) сегодня:
    http://savepic.ru/7153757.jpg
    http://savepic.ru/7198836.jpg
    После падения Антиохии в 1098 года сирийские эмиры, опасаясь продвижения крестоносцев, стали пытаться устанавливать с ними "дипломатические отношения". Кади Триполи Джалал аль-Мульк послал Раймунду IV Тулузскому, одному из лидеров похода, богатые дары и предложил им отправить посольство в свой город. Послы поразились великолепию города, и был заключен союз. Крестоносцы отправились осаждать Акру и Иерусалим, оставив Триполи и соседние земли нетронутыми.
    Осада Иерусалима оказалась успешной и привела к созданию Иерусалимского королевства. Большинство крестоносцев вернулись домой, однако часть их отправилась в Арьергардный крестовый поход (воевать против сельджуков в Анатолии), в котором принял участие и Раймунд IV. После ряда неудач он возвращается в Сирию, имея с собой только 300 рыцарей. Фахр аль-Мульк, новый кади Триполи, оказался не столь любезен, как его предшественник, и выслал против крестоносцев войска. Войска кади были разбиты, однако Раймунд IV не мог взять сам город. Началась долгая семилетняя осада Триполи. В следующем 1103 году Раймунд IV с помощью византийских инженеров построил крепость Мон-Пелерен (крепость Сен-Жиль) чтобы блокировать дороги из Триполи вглубь страны.
    В сентябре 1104 года Фахр аль-Мульк напал на Мон-Пелерен, убив многих франков и разрушив одно крыло крепости. Сам Раймунд IV был тяжело ранен и, по общепринятой версии, умер через пять месяцев, в феврале 1105 года. Его сменил во главе крестоносцев его племянник Гильом Иордан, граф Сердани. Еще в 1096 году Гильом отправился в Первый крестовый поход в составе армии Раймунда IV Тулузского, который был его дядей по матери, а после его кончины, воспользовавшись отсутствием его старшего сына Бертрана и малолетством другого сына, Альфонса Иордана, Гильом объявил себя графом Триполи. Графство состояло из городов Тортоса и Джебейль, а Триполи еще только предстояло отвоевать у сельджуков.
    В 1109 году силы франков у стен Триполи собрали воедино Балдуин I Иерусалимский, Балдуин II Эдесский, Танкред Тарентский, Гильом Иордан и прибывший старший сын Раймунда IV Бертран. Войско крестоносцев пополнилось генуэзцами, пизанцами и провансальцами. Сам город тщетно ждал подкреплений из Египта. Лидеры крестоносцев решили, что после захвата города будет образовано новое христианское государство — графство Триполи. Из-за споров между Гильомом и Бертраном его предполагалось разделить на две части. Город пал 12.06.1109 г.  и был полностью разграблен крестоносцами. Сто тысяч томов городской библиотеки были признаны «нечестивой» литературой и сожжены. Египетский флот прибыл слишком поздно, через восемь часов после падения города. Большинство жителей были обращены в рабство, остальные — лишены своих владений и изгнаны. Бертран, незаконнорожденный сын Раймунда IV стал хозяином Триполи, поскольку Гильом Иордан погиб в ходе боя, раненный стрелой.
    На самом деле Бертран только считался незаконнорожденным. Он был старшим сыном Раймунда Тулузского и его жены Эрменгарды, но брак впоследствии был аннулирован из-за слишком близкой степени родства. На достаточно пасторальной картине Дебакка представлена сцена вручения ключей от города именно Бертрану Тулузскому. Нечего даже и говорить о том, что картина ни в коей мере не отражает жестокостей, происходивших при захвате города крестоносцами.
    Таким вот образом, Триполи стал центром нового, четвёртого государства крестоносцев в Леванте, просуществовавшего почти два века. В 1289 году Триполи захватил египетский султан Килаун ал-Алфи.
    Средневековая миниатюра 13 в. "Взятие Триполи Мамлюками в 1289 году":
    http://savepic.ru/7153780.jpg

    +3

    144

    Nero\Wolfe

        http://s2.uploads.ru/6FaYQ.gif http://s3.uploads.ru/5LbnB.gif

    0

    145

    До чего смачная история! Тут и византийцы, и генуэзцы, и борьба за трон (часто-подковёрная), и дружба,  и предательство...Короче, полный экшен!  :cool:

    0

    146

    Юджин Модест Эдмунд Лепоиттевин (1806-1870) - французский живописец, родился в Париже. Учился живописи у Л. Херсента и Огюста-Ксавьер Лепринца. Предпочитал пейзажи, исторические сюжеты и литографию, выставлялся в Парижском салоне с 1831 года. Художник много путешествовал, посетил Англию, Нидерланды, Италию, объездил всю Францию.

    Во втором зале можно видеть картину художника: "Взятие Бейрута Балдуином I, Королем Иерусалима"
    http://savepic.ru/7182272.jpg
    А вот опять основной фрагмент полотна в разрешении маленько получше:
    http://savepic.ru/7171008.jpg
    Интересны деревянные осадные устройства-башни с миникатапультами, которые, по мнению художника, могли применять латиняне. Как-то мне кажется, что приставание лестницы выглядят более реалистично :)

    Цитадель Бейрута в наши дни:
    http://savepic.ru/7163840.jpg

    В эпоху латинских завоеваний на Ближнем Востоке Бейрут не имел столь важного стратегического значения, поскольку главным торговым городом Восточного Средиземноморья была Акра. С момента вхождения в Халифат Бейрутом правили выходцы из Йемена, но в мае 1110 года город был захвачен крестоносцами и передан королём Иерусалима Балдуином I своему родственнику Фульку де Гинесу. Бейрут стал столицей одноимённого лордства, занимавшего узкую полосу средиземноморского побережья. При крестоносцах значение города возросло, а местные лорды даже имели собственных вассалов. Эта сеньория была одним из наиболее долго просуществовавших вассальных владений королевства, и была она захвачена лишь в 1291 году.
    Первая попытка овладеть Бейрутом была предпринята султаном Салахуддином аль-Аюби в августе 1182 года. Правитель Египта стремился отделить графство Триполи от Иерусалимского королевства, но безуспешно. Пять лет спустя город пал после восьмидневной осады, но недолго оставался под контролем мусульман. В сентябре 1197 г. король Кипра Амори I де Лузиньян снова овладел крепостью, а через месяц после этого события женился на Изабелле Иерусалимской, дочери Амори I Иерусалимского от второго брака, которая имела право на иерусалимский престол. В результате Амори де Лузиньян стал королём Иерусалима Амори II. Его потомки из династии Ибелинов восстановили разрушенные укрепления Бейрута и способствовали бурному развитию города.
    После прихода к власти в Египте мамлюков Бейрут сохранял независимость лишь благодаря дипломатическому таланту Изабеллы Ибелин. Она стала править городом после того, как в 1264 году скончался ее отец. В 1269 году Изабелла заключила 10-летнее перемирие с султаном Бейбарсом. В 1272 году она вышла замуж за валлийского дворянина Хаймо Лестранжа, но их брак оказался недолгим (муж умер в 1273 году). На смертном одре он неожиданно передал Изабеллу и лордство Бейрут под покровительство султана Бейбарса. Кипрский король Гуго III попытался насильно вывезти её на Кипр, чтобы выдать замуж за какого-нибудь уважаемого рыцаря и тем самым укрепить позиции франков на Ближнем Востоке. Однако Изабелла оказала сопротивление и получила поддержку со стороны как султана Бейбарса, так и тамплиеров. Дело рассматривал Высший суд Иерусалима, и оно вылилось в политический диспут о том, кто должен быть сюзереном госпожи Бейрута — мусульманский султан или король-крестоносец. Суд вынес решение в пользу султана, и охрану Изабеллы стали осуществлять мамлюки. Поскольку Изабелла была бездетной, после её смерти в 1282 году новой госпожой Бейрута стала её сестра Эшива. Мирный договор с мамлюкским султаном Сайфуддином Калауном от 1285 года способствовал дальнейшему росту и процветанию города.
    Ситуация кардинально изменилась в 1290 г., когда султан скончался, а его сын Халиль ибн Калаун решил нанести окончательный удар по крестоносцам. После освобождения Акры, столицы Иерусалимского королевства, он приказал опытному военачальнику Санджару аль-Халаби осадить город Тир. Узнав о приближении мусульманской армии, бейлиф Адам де Кафран сбежал на Кипр, и мусульмане без боя овладели городом. В конце июня мамлюкская армия подошла к другой важной крепости — Сидон, где укрывался великий магистр ордена тамплиеров Теобальд Години. Вскоре он последовал примеру Адама де Кафрана и отплыл на Кипр с сокровищами тамплиеров, и деморализованные рыцари сдали город. Наступил черёд Бейрута, в котором дислоцировался малочисленный гарнизон крестоносцев. Эшива Ибелин полагалась на мирный договор, заключённый с прежним султаном Сайфуддином Калауном. Но именно вероломство франков, учинивших погромы и убийства в мусульманском квартале Акры, стали поводом для вторжения мамлюков в Палестину, и поэтому эмир Санджар сразу же заключил под стражу командиров гарнизона. Рыцари и городская знать во главе с Эшивой поспешили покинуть Бейрут, который вскоре был занят мамлюками. 22 раджаба 690 года от Хиджры (21 июля 1291) войска мамлюков под командованием эмира Санджара аль-Халаби овладели Бейрутом. Эмир приказал сровнять с землёй крепостные стены и разрушить замки, после чего превратил кафедральный собор в мечеть. Успешная кампания египетского султана аль-Ашрафа Халиля ибн Калауна против франков, начатая весной 1291 года с осады Акры, была завершена уже к середине августа. Через неделю после непродолжительного сопротивления сдалась Хайфа (31 июля), спустя еще несколько дней — порт Тартус (3 августа) и замок Шастель-Пелерен (14 августа). Остатки крестоносцев, не пожелавшие перебраться на Кипр, нашли убежище на небольшом острове Арвад, которым египетская армия овладела в 1302 году. Так завершилась эпоха крестовых походов, продолжавшаяся два столетия.
    Падение последнего государства Латинского Востока стало тяжелейшим ударом по католической церкви, которой в тот период едва удавалось поддерживать баланс сил в Европе. Римский папа Николай IV, не выдержав психологического давления, на следующий год скончался, а после его смерти папский престол оставался вакантным 27 месяцев.

    http://savepic.ru/7160771.jpg
    Папа Николай IV (Джироламо Маши д’Асколи) - (1227-1292)

    +3

    147

    Nero\Wolfe написал(а):

    . Эмир приказал сровнять с землёй крепостные стены и разрушить замки, после чего превратил кафедральный собор в мечеть

    Вспомнилась главная церковь Константинополя, которую тоже превратили в мечеть, всего лишь прочитав при входе какую-то молитву.  :glasses:

    0

    148

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Дело рассматривал Высший суд Иерусалима, и оно вылилось в политический диспут о том, кто должен быть сюзереном госпожи Бейрута — мусульманский султан или король-крестоносец. Суд вынес решение в пользу султана, и охрану Изабеллы стали осуществлять мамлюки.

    Невероятно! Когда-то эти вопросы решались мирно.  :dontknow:

    0

    149

    Жан-Батист Мозес (фр. Jean-Baptiste Mauzaisse; род. в ноябре 1784 года в Корбее (ныне Корбей-Эсон), Франция — ум. в 1844 году в Париже, Франция) — французский художник и литограф.
    Родился в 1784 году в бедной семье. Проходил обучение в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже. Ученик Франсуа-Андре Венсана. Работы художника начали выставляться в Парижском салоне в 1804 году. Одна из первых картин Мозеса, «Араб, оплакивающий своего коня» (фр. L’Arabe pleurant son coursier), созданная в 1808 году, принесла художнику высшую награду Салона. Принимал участие в росписи некоторых потолков в Лувре, рисовал картины для Буржского собора и собора Святых Петра и Павла в Нанте. В 1824 году стал Кавалером ордена Почётного легиона. Работы Жана-Батиста Мозеса включены в частные коллекции в Бордо, Дижоне, По, Амьене и Версале, а также входят в экспозиции таких музеев как Лувр и Метрополитен.

    "Людовик VII принимает Стандарт в Сен-Дени в 1147"
    http://savepic.ru/7394996.jpg

    И по традиции большой фрагмент в лучшем качестве:
    http://savepic.ru/7405236.jpg

    Людовик VII Молодой (фр. Louis VII le Jeune, 1120—18 сентября 1180) — французский король в 1137—1180 гг. из династии Капетингов.
    http://savepic.ru/7341749.jpg
    Когда в Западной Европе под влиянием новостей о падении Эдессы (1144 год) началась пропаганда нового крестового похода, Людовик VII на собрании в Бурже объявил, что он "примет крест" и сам возглавит новый всеобщий поход в Святую землю. До него особы королевского ранга в крестовых походах не участвовали; возможно, причиной такого шага стало желание искупить грехи, связанные с событиями в Витри. Официально Людовик принял крест 31 марта 1146 года в Везеле из рук Бернарда Клервоского. Было объявлено, что в отсутствие монарха его достояние, то есть всё королевство, будет находиться под защитой самого Бога и управляться Дионисием Парижским, то есть аббатством Сен-Дени в лице Сугерия. Летом 1147 года Людовик во главе огромной армии, собравшейся со всего королевства, двинулся на восток.

    +1

    150

    Nero\Wolfe написал(а):

    двинулся на восток.

    И...?  :writing:  :yep:

    0

    151

    Не хотел уходить очень далеко в сторону от залов Версаля, а то жизни не хватит чтобы закрыть тему :) Ну да ладно, давайте поговорим немного о Людовике VII, его деяниях и семье, благо последняя картина во втором зале крестоносцев посвящена кажется правнуку этого монарха.
    Людовик VII. Гравюра XVI в.
    http://savepic.ru/7447223.jpg
    Людовик VII Молодой. Национальная библиотека Френции.
    http://savepic.ru/7470774.jpg
    Итак, в 1146 году Людовик принимает крест и во главе французского войска, взяв с собой жену-красавицу Элеонору Аквитанскую, отправляется в крестовый поход. Кстати, конкретно этому событию посвящена еще одна работа - гравюра Доре из цикла "Крестовые походы":
    Гюстав Доре. "Людовик VII принимает крест от Святого Бернара"
    http://savepic.ru/7466318.jpg
    При подготовке похода сначала предполагалось пройти через Италию и оттуда переправиться в Палестину морем вместе с союзником Людовика Рожером Сицилийским. Но император Священной Римской Империи Конрад, также принявший крест, убедил французского короля идти через Балканы, о чем, вероятно, впоследствии пожалел, неся в одиночку тяжелые потери. Людовик прибыл в Константинополь 4 октября, когда германские крестоносцы уже были в Малой Азии. Здесь он заключил договор с императором Мануилом о ленной зависимости от последнего сирийских христиан и переправился на восточный берег Босфора, не задерживаясь: греки, столкнувшись с грабежами крестоносцев, распустили ложные слухи о том, что немцы уже победили всех мусульман, и французы боялись, что на их долю не останется славы. На самом деле немцы потерпели поражение при Дорилее и отступили к Никее.
    По дороге из Лаодикии в Сирию войско Людовика попало в турецкую засаду. Множество рыцарей погибло от стрел и камней, а сам Людовик спасся только благодаря крепким доспехам. В пути крестоносцы страдали от постоянных нападений лёгкой мусульманской конницы. Людовик оказался не готов к такой войне: он вёз с собой огромный обоз и пышную свиту, и даже его жена со своими придворными дамами принимала участие в походе.

    Элеонора Аквитанская. Фрагмент изображения на витраже в кафедральном соборе в Пуатье (XII век):
    http://savepic.ru/7407357.jpg

    Из Эфеса, достигнутого в начале 1148 года, Конрад вернулся по морю в Константинополь, чтобы передохнуть, а Людовик к марту добрался до Анталии и на византийских кораблях переправил свою поредевшую армию в Антиохию. В 1148 г. король прибыл в Антиохию. При дворе Раймунда Антиохийского, дяди Элеоноры, французские крестоносцы смогли отдохнуть, но здесь возникли серьёзные разногласия. Королева Элеонора по просьбе своего дяди Раймонда Антиохийского стала уговаривать Людовика пойти на Алеппо, но тот отвечал, что хочет поскорее увидеть Иерусалим. Раймонд также стал настаивать на том, что нужно сначала взять Алеппо, но Людовик отклонил этот план (возможно, из-за слухов о том, что Элеонора изменяет ему с Раймондом несмотря на их родство :) ) и отправился на юг в Акру, где 24 июня произошла его встреча с Конрадом и Балдуином Иерусалимским. Помолившись у Гроба Господня, крестоносцы объединились с Балдуином Иерусалимским для совместного похода на Дамаск. Спустившись в Дамасскую долину, покрытую садами, христиане вплотную подошли к городским стенам. Между крестоносцами и иерусалимцами возникла распря из-за того, что Людовик и Конрад не хотели отдавать эту область королю иерусалимскому, желая сделать ее самостоятельным государством. Командовавший обороной Дамаска атабек Анар вступил в сговор с Балдуином и патриархом Иерусалимским Фульком, и те убедили Людовика и Конрада штурмовать Дамаск со стороны пустыни, будто бы то место было более удобным. Однако на самом деле городские стены со стороны пустыни были выше и крепче, а подвоз продовольствия затруднителен. Но возвращаться было поздно: сарацины вновь заняли сады в долине и отрезали наиболее удобные пути к отступлению. Среди крестоносцев начался голод, и они были вынуждены с позором бежать.
    После этого иерусалимцы вновь продолжали вести двойную игру, дав обещание принять участие в походе на Аскалон, а затем нарушив его. Конрад вернулся на родину в 1148 г., Людовик же по просьбе тамплиеров остался до Пасхи 1149 г. По дороге домой его корабль едва не попал в плен к Византийскому императору Мануилу и спасся лишь благодаря помощи нормандцев.
    Вернувшись домой, Людовик начал хлопотать о разводе с Элеонорой, чье распутство во время похода переполнило чашу терпения короля.

    Элеонора Аквитанская и Людовик VII. Миниатюра из «Хроник Сен-Дени»:
    http://savepic.ru/7430906.jpg

    Официальным основанием стало слишком близкое родство между супругами. При этом охлаждение началось намного раньше, и его связывают как с общими культурными различиями между Северной Францией и Аквитанией, так и с несходством характеров сурового и набожного Людовика и более лёгкой и живой Элеоноры (ей приписывают слова, сказанные после развода: "Я была замужем за монахом, а не за мужчиной").
    Кроме того, за 15 лет брака Элеонора смогла родить только двух дочерей, так что судьба династии оказалась под угрозой. Развод состоялся в 1152 г., в результате чего Людовик потерял Аквитанию. Сама по себе потеря была не очень тяжелой, но после этого Элеонора вышла замуж за Генриха II Английского, который уже владел Бретанью, Анжу, Мэном и Нормандией. В результате на западе Франции образовалось государство, превышающее по своим размером и могуществу королевские владения. Неизбежная война между Англией и Францией началась в 1160 г. и продолжалась с перерывами до самой смерти Людовика.
    Надгробия Элеоноры Аквитанской и Генриха II в аббатстве Фонтевро:
    http://savepic.ru/7456509.jpg

    Все, возвращаемся в Версаль :)
    Так вот, последняя картина во втором зале принадлежит кисти Жоржа Руже:
    Жорж Руже (Georges Rouget, 1781 – 1869 ) - французский живописец, неоклассицист, мастер исторического жанра и портрета. Родился и умер в Париже.
    http://savepic.ru/7430472.jpg
    После окончания Парижской школы изящных искусств Руже поступает в 1797 на обучение в студию Давида, где вскоре становится любимым учеником мастера. Вскоре он становится подмастерьем и ассистентом Давида вплоть до момента изгнания последнего в Брюссель. Руже ассистирует Давиду при создании многих картин бонапартистской направленности. В 1803 он получает второй приз на вернисаже в Риме и в дальнейшем упорно пытается выиграть главную награду, которая так и не дается ему в руки, три раза находя других победителей. Руже создал много картин, прославляющих Первую Французскую империю и период правления Наполеона Бонапарта.
    Картина Ж.Руже, представленная последней во втором зале крестоносцев, носит название - "Святой Людовик выступает посредником между королем Англии и баронами"
    http://savepic.ru/7419211.jpg
    Центральный фрагмент полотна в лучшем разрешении:
    http://savepic.ru/7458122.jpg
    Вообще-то, конечно, не понятно, что делает эта картина в зале, посвященном второму крестовому походу, поскольку события, на ней отраженные, на мой скромный взгляд, относятся к гораздо более поздним временам. Да и отношение к крестовым походам изображенная сцена имеет весьма относительное.
    Дело в том, что Людовик Святой - это не Людовик VII, а его правнук Людовик IX. Сразу после кончины Людовика IX вопрос о канонизации умершего короля был поднят его сыном Филиппом III Смелым и поддержан многими влиятельными лицами во Франции. Спустя 27 лет, в августе 1297 года, булла «Gloria laus» папы Бонифация VIII провозгласила его святым. Людовик IX был канонизирован под именем св. Людовика Французского. Он стал первым святым среди французских королей, если не считать Дагоберта II, причисленного к святым до официализации процесса канонизации.
    Вероятно, сюжет картины относится к историческому периоду правления, когда Английский король Генрих III пытался вернуть у Франции владения своих предков (области по Гаронне), но Людовик одержал победу при Тальебуре (1242). Руководствуясь началами справедливости, он не воспользовался победой и вопреки мнению своих советников уступил Генриху часть земель, отнятых у Англии ещё при Филиппе-Августе.
    На представленной картине центральная фигура со скипетром безусловно принадлежит Людовику IX, а его сосед в белой мантии - король английский Генрих.

    С именем Людовика Святого связаны сразу два крестовые похода - седьмой и восьмой. Здесь мы вынуждены совершить значительный скачок во времени: переместиться сразу от второго похода к седьмому. Чтобы потом не было повторов картин, я пока не буду приводить Версальскую живопись из других залов, посвященную этим походам, а иллюстрирую историю о Генрихе IX картинами, находящимися в других музеях и собраниях.
    Эль Греко (Имя при рождении: Domenikos Theotokópoulos, 1541-1614)
    "Людовик IX Святой" (Париж, Лувр)
    http://savepic.ru/7428786.jpg

    Эжен Делакруа (1798-1863)
    "Битва при Тальебуре 21 июля 1242 года" (Версаль) - картина посвящена уже упоминавшемуся выше сражению с англичанами.
    http://savepic.ru/7422645.jpg
    В 1244 году король тяжело заболел и дал обет возложить на себя крест. Получив в Сен-Дени хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы, Людовик с крестоносцами отправился в Седьмой поход и прибыл в сентябре 1248 года на Кипр, а весной 1249 года в Египет, к Дамиетте, которую 6 июня французы взяли. Двинувшись дальше, Людовик подошёл к Мансуре (1250 год), но силы крестоносцев были ослаблены раздорами и беспорядками. Во время отступления их к Дамиетте сарацины догнали Людовика и взяли его в плен, от которого он откупился огромной суммой денег и бесславным возвращением Дамиетты.

    Еще одна из картин Жоржа Руже: "Святой Людовик в плену в Египте" (Saint Louis prisonnier en Égypte, 1817-1818) из музея изобразительного искусства Квимпера.
    http://savepic.ru/7448908.jpg

    В мае 1250 года Людовик отплыл из Египта, но оставался 4 года (1250—1254) в Сирии, дожидаясь новых крестоносцев. Своим нравственным влиянием Людовик поддерживал христиан в Палестине, заводил отношения с азиатскими государями, предпринимал работы для укрепления Яффы, Кесарии и Сидона. Однако получив известие о смерти матери, Людовик вернулся во Францию после шестилетнего отсутствия и ревностно принялся за государственные дела.
    При Людовике судебная власть короля значительно расширилась; центральным судебным учреждением стал парижский парламент, состоявший из пэров и юристов. Людовик любил книги и искусство. Его называют Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы: к его времени относится собор в Реймсе, церковь Сент-Шапель в Париже, монастырь Ройомон и др.
    Неудача Седьмого крестового похода не охладила энтузиазм Людовика. В марте 1270 года он отправился в Тунис, надеясь на обращение местного султана в христианство. Ожидая подкрепления и прибытия Карла Анжуйского, Людовик бездействовал. В войске начались эпидемии; умер сын Людовика Тристан, 3 августа заболел сам Людовик, и 25 августа скончался. Тело короля было перевезено Карлом Анжуйским на Сицилию и погребено в соборе Монреале, где и сейчас в алтаре, посвященном Людовику, хранится урна с его сердцем и внутренностями. Впоследствии останки Людовика были перенесены в Сен-Дени. Во Франции Людовик традиционно считается святым покровителем, угадайте кого? Не угадаете - парикмахеров :) .
    Алтарь Людовика IX Святого в соборе Монреале на Сицилии с его мощами:
    http://savepic.ru/7465655.jpg

    Наконец с многочисленными побочными отступлениями экскурсия по Второму залу крестоносцев в Версале подошла к финалу, а это значит, что впереди еще новые залы и Крестовые походы.  :mybb:

    +1

    152

    Пипец, если бы не внутренние распри и раздоры, то крестоносцы не оставили бы врагу и малейшего шанса выжить.
    Даже не знаю, о ком читал с бОльшим интересом: о Элеоноре Аквитансой или о "покровителе парикмахеров".  http://s2.uploads.ru/xepTX.gif

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Pictura. » Королевство крестоносцев (история ) в живописи