Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Монетная система Рима-от медного асса до солида. » Древнеримские спинтрии , тессеры и конторниаты .


    Древнеримские спинтрии , тессеры и конторниаты .

    Сообщений 101 страница 120 из 219

    101

    Вот такая вот ещё , правда только одна сторона ... http://s59.radikal.ru/i166/1005/2f/5b1c0605032a.gif

    0

    102

    ** ДедушкО ** написал(а):

    Вот ещё парочка тессер с интересными сюжетами

    В надписи на реверсе тесеры с женской головой обещают дать достаточно? То есть, хватит всем.  :glasses:

    0

    103

    ROMAN SPINTRIA (Erotic Tessera). Time of Tiberius. Heterosexual scene with male on top. Reverse scene with AVG in wreath - only known from 1 example. Unique.

    **************************

    ROMAN SPINTRIA (Erotic tessera). Time of Tiberius, struck circa 22-37 AD. Heterosexual scene with male kneeling over prone female, her legs around him. Reverse - AVG within wreath. 21mm, 3.7g. Buttrey scene 1, reverse with AVG only known from a single example, which uses reverse scene 5 (T V Buttrey, "The Spintriae as a Historical Source, Num Chron XIII). Simonetta-Riva 'Le tessere erotiche Romane' scene 13 var (AVG reverse not known). As such, this coin is completely unique. However, it is a bit corroded, and has some light scratches likely associated with cleaning.

    The rare series of erotic tesserae, popularly known as spintriae from the Latin for male prostitutes, depict graphic sexual scenes (some homoerotic in nature). Normally these spintriae number from I through to XVI, only one example of which (mentioned in Ted Buttrey's Num Chron article, which studied all 54 examples known to Prof Buttrey at the time) uses the AVG reverse.

    It is not fully known what use these spintriae served in Ancient Rome. They are mentioned in historical context twice by ancient Roman historians - Suetonius (Tib 43) and Martialis (8:78). Whilst many believe these served as a form of brothel token (a copper coin purchased and then used for cashless transactions with prostitutes), others claim they were perhaps gaming tokens, or crude propaganda regarding Tiberius' sexual practices. It is interesting to note that I-XVI, the numbers used, fit well into Roman currency denominations (1 denarius = 4 as = 16 quadrantes, with AVG perhaps representing a special occasion or all-in).

    Отредактировано ** ДедушкО ** (2011-09-07 20:56:46)

    0

    104

    o.O

    0

    105

    :flirt:

    0

    106

    ** ДедушкО ** написал(а):

    1 denarius = 4 as = 16 quadrantes

    Геннадий нам эту версию уже озвучивал. Но мы видели цифры и больше 16.

    0

    107

    Нижняя с 5-ой очень на литьё смахивает, имхо.

    0

    108

    ** ДедушкО ** написал(а):

    scene 13

    Всё-таки, изучают и классифицируют. Интересно, у авторов этих исследований есть толковое обьяснение выпуску спинтрий (с тесерами, вроде, всё понятно)?

    0

    109

    Centurion написал(а):

    у авторов этих исследований есть толковое обьяснение выпуску спинтрий

    Версия стандартная-жетоны для посещения публичных домов. А вот изображённым цифрам и эротическим сценам дают разное толкование: кто-увязывает цифры с позой, кто-то напрочь отметает такую связь.
    По-моему, к единому мнению историки не придут-кто тогда будет спонсировать и оплачивать их "исследования"?

    0

    110

    Вычитал сегодня у Диона Кассия (62 книга) о токенах. Император Нерон разбрасывал во время цирковых представлений токены с написанными призами, среди которых были: лошади, рабы, украшения, золото, серебро и богатая одежда.

    0

    111

    Нерон-популист? Нехило какому-то жителю Субуры или Бычьего рынка лошадь достанется?

    0

    112

    jazzmanhit написал(а):

    Нерон-популист? Нехило какому-то жителю Субуры или Бычьего рынка лошадь достанется?

    Думаю, он дальше партера и VIP-лож не добрасывал  :glasses:
    А обитателю Бычьего рынка, пришедшему отоварить чудом доставшийся жетон могли убедительно рекомендовать проявить квиритскую сознательность и отказаться от дорогого подарка  :smoke:

    0

    113

    Не написано у Диона о массовости и материальной наполняемости всего тиража подобных токенов, но указывается, что придворные (наверное, кто-то из "администрации") были недовольны таким непомерным расточительством.

    0

    114

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Не написано у Диона о массовости и материальной наполняемости всего тиража подобных токенов, но указывается, что придворные (наверное, кто-то из "администрации") были недовольны таким непомерным расточительством.

    Интересно, о каком времени рассказывает Дион Кассий? Может, о тех годах, когда на Нерона ещё имели влияние Сенека и Бурр? Если позже-то кого ему стесняться, хозяин-барин.  :playful:

    0

    115

    Гена , пожалуйста , как админ , поменяй название темы на - ** Древнеримские спинтрии , тессеры и конторниаты ...** http://s59.radikal.ru/i166/1005/2f/5b1c0605032a.gif

    А то я тут имею немало более поздних тессер добавить , и об Конторниатах речь завести ... http://s39.radikal.ru/i085/1005/59/3b7d4b4c6b05.gif ( родственные цацки ) ... http://i066.radikal.ru/1005/89/131741843d79.gif

    0

    116

    ** ДедушкО **
    :writing:  Сделал.

    0

    117

    Геннадий Бордуков написал(а):

    ** ДедушкО **
    :writing:  Сделал.

    Благодарствую ..., завтра тему будем пополнять , интересными экземплярами ... :flag:

    0

    118

    Пока тему  тессер опустим временно , хотя их есть у меня ( фоток ) , спинтрии кто не опубликованные в теме найдёт - милости просим , фотки и обсуждение в студию , как говорицца ...! :flag:

    А пока что вы спите мои маленькие телезрители заведу-ка я вам речь о Римских конторниатах ... http://s59.radikal.ru/i166/1005/2f/5b1c0605032a.gif

    Вступление будет простым , незамысловатым , написанным ужо до нас , и честно спизженным , тьфу ты ..., СКОПИПАСТЧЕННЫМ мною с ФорАПа ... http://s59.radikal.ru/i166/1005/2f/5b1c0605032a.gif Ну хоть слово новое придумал вроде в ** Русскую язЫку ...** - ** СКОПИПАСТЧЕННЫЙ ** :rofl:  :cool:  :flag:

    Итак :

    В. М. БРАВИЧ «Труды Гос.Эрмитажа № XII 1971 год»
    КОНТОРНИАТЫ И ЗРЕЛИЩА В РИМЕ IV—V вв
    .Среди нумизматических памятников Римской империи известна сравнительно многочисленная группа особых медных знаков диаметром 35—50 мм. В отличие от больших монет-медальонов они имеют приподнятый край и выемку, которая отделяет этот край от остального поля знака. Вероятно, такая форма и определила появившееся еще в XVII в. название знаков — конторниаты (от итальянского «contorno» — очерченный).
    Конторниаты мало изучены 1. Отечественная нумизматическая литература дает либо краткие сведения о них, либо затрагивает отдельные вопросы, связанные с этими знаками 2. Из зарубежных изданий следует отметить составленный А. Альфёльди корпус, охватывающий около 600 конторниатов 3.
    На конторниатах встречаются портреты императоров (от Августа до Антемия), античных философов и ораторов, писателей и поэтов, а также композиции на мифологические темы. Многочисленны изображения, относящиеся к зрелищам, главным образом цирковым состязаниям на колесницах 4.
    Так, на монетовидных знаках представлены портрет Августа и общий вид столичного Большого цирка, отстроенного в годы правления этого императора (табл. I, Т]. Изображения возниц, «славы шумного цирка», нередко сопровождаются портретами Августа (табл. 1,2), Траяна (табл. 1,3), Валентиниана III (табл. 1,4), известных в народе тем, что в их правление «дни арены» отличались особым разнообразием программы.
    На некоторых конторниатах изображен Александр Македонский. Возницы, суеверные и завистливые к успехам соперников, считали такой знак своего рода талисманом (табл. I, 6).
    Многие знаки помечены монограммой £= (табл. I, 5). Наряду с изображениями победителей в состязаниях, призовых урн и ветвей, она свидетельствует об отношении конторниатов к зрелищам. Эту монограмму, воспроизведенную также на крупе одной из состязавшихся в цирке лошадей 5, можно интерпретировать как «Praemia expecta» — «в ожидании награды» 6.
    Конторниаты отражают сцены борьбы с хищными зверями. Такие зрелища устраивали, в основном, на арене амфитеатра Флавиев (табл. II, 7, 8). Конные или пешие, легковооруженные или совсем безоружные бестиарии — рабы, военнопленные варвары, осужденные на казнь преступники, наконец, кичившиеся своей удалью вольные охотники — вступали в бой с пантерами и львами, медведями и кабанами. Случалось, что человек побеждал, но чаще искалеченные разъяренными животными борцы просили смерти как милости и под радостные крики зрителей бестиариев добивали.
    Устраивавшаяся в амфитеатре Флавиев травля зверей тоже изображена на конторниатах (табл. II, 9). С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимали на арену декоративные горы и леса, «населенные» зверями. Хлопая бичами и пуская зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость и те начинали терзать друг друга.
    Привлекают внимание помещенные на знаках театральные маски и музыкальные инструменты (табл. II, 10, 11). Маски широко применялись в театрализованных мистериях и весьма фривольных представлениях мимов на подмостках театров Бальба, Марцелла и Помпея. Что касается инструментальной музыки, то особенное признание получил гидравлический орган, изобретенный еще во II в. до н. э. греческим механиком Ктесибием и усовершенствованный при Нероне.
    Наконец, в числе зрелищ, отраженных на конторниатах, фигурируют соревнования атлетов, демонстрировавших мастерство в кулачном бое, борьбе и беге не только на городском стадионе Рима, но и вообще в цирках, амфитеатре и театрах (табл. II, 12—14). Большую популярность снискали кулачные бойцы, и бывало, что даже в театре, по ходу спектакля, зрители настойчиво требовали их выступления.
    Итак, монетовидные знаки своеобразно иллюстрируют ту политику «Panem et cir-censis», которую проводили правители Рима, чтобы завоевать популярность среди свободного населения империи, а заодно отстранить большинство народа от вмешательства в государственные дела. Сущность таких мероприятий — бесплатных увеселений и раздач продовольствия — выражена в известных словах императора Аврелиана, обращенных к рядовым римлянам: «Ваше дело заниматься зрелищами, наше — нуждами государства».
    Очень интересные и важные вопросы о назначении знаков и причинах их появления решаются пока что предположительно.
    Повторение одних и тех же имен победителей в состязаниях, наблюдающееся на конторниатах с портретами как ранних, так и позднейших императоров, а также достаточно деградировавший стиль исполнения знаков дали исследователям веские основания относить изготовление конторниатов к IV и V вв.
    Как известно, это было время, когда в Римской империи восторжествовало христианство, многое заимствовавшее от античной культуры, но тем не менее объявившее ее «греховной и погибельной».
    Подавляющее большинство изображений на конторниатах, несовместимое по своему содержанию с принципами христианской религии, позволило А. Альфёльди утверждать, что знаки служили средством пропаганды языческой городской аристократии Рима в борьбе против христианской императорской власти 7. По мнению исследователя, кон-торниаты были памятными или наградными жетонами-подарками, которые раздавали на зрелищах в дни январских календ 8, когда римляне по обычаю дарили друг другу медную монету, считавшуюся символом грядущего благополучия. В дополнение к бла-гопожеланию конторниат-подарок с его «языческим» изображением имел еще и пропагандистский смысл: он как бы намекал на возможность «счастливой жизни по заветам предков» в наступающем году.
    Соглашаясь в общем с приведенным толкованием, следует однако отметить, что монетовидные знаки могли быть использованы и в дни другого многолюдного праздника римлян, тоже сопровождавшегося зрелищами. В декабрьские сатурналии, посвящавшиеся воспоминаниям о золотом веке при древнем «боге-царе» Сатурне, враждебная христианству аристократия могла распространять конторниаты в качестве тех же памятных знаков или наград за победы в бегах на колесницах и за успехи в других видах состязаний.
    Далее, на наш взгляд, изображения на конторниатах как императоров-язычников (например, Августа, Нерона, Траяна, Юлиана II), так и «христолюбивых» властителей (Константина I, Констанция II, Феодосия I, Гонория, Валентиниана III, Антемия) позволяют предполагать, что римская знать выступала в борьбе за свое влияние в массах против христианства как такового, но не против христианской императорской власти. Наоборот, римские сенаторы, лишенные императорами реальной власти, искали потенциальных союзников среди правителей. Вместе с тем, помещавшиеся на конторниатах портреты властителей Западной, а не Восточной империи (за исключением Аркадия) отражали, по-видимому, острую неприязнь римских апологетов язычества к тем правителям, при которых первенство окончательно перешло к сопернику Рима — Константинополю.
    Как языческие, так и христианские источники свидетельствуют, что на протяжении IV и V вв. в Риме широкое распространение получили зрелища. Императоры вынуждены были поощрять их проведение, чтобы не потерять влияние в народе, который усматривал в даровом питании и публичных играх уже не столько милость правителей, сколько свое неотъемлемое право.
    Так, в противоположность «отцам церкви», которые предавали зрелища анафеме как «безбожную мерзость», отрывавшую людей от «слова проповеди», Констанций II в указе 343 г. провозглашал: «Хотя всякое суеверие должно быть уничтожено, не приличествует разрушать основу торжества древних игр римского народа — те храмы, которые положили начало цирковым зрелищам и упражнениям» 9.
    Еще более конкретно высказывался о зрелищах Грациан: «Не следует ограничивать общественных забав. Напротив, надо побуждать счастливый народ выражать свою радость» 10.
    И если во времена Августа зрелища в Риме устраивались 66 дней в году, то в середине IV в. им было отведено 175 дней. Для «народа империи», разрушавшейся под ударами варварских племен, Констанций II украсил Большой цирк еще одним огромным египетским обелиском. Гонорий капитально реставрировал театр Помпея, а Валенти-ниан III — амфитеатр Флавиев. Клавдиан, последний поэт языческого Рима, воспел состязания на колесницах, выступления бестиариев и травлю зверей, борьбу атлетов, музыкальные и театральные представления, п при созерцании которых, как образно писал христианский священник Сальвиан, «глаз развращается, ухо позорится и вообще нет слов для всей этой непристойности»12.
    При таком отношении императоров к публичным играм пропаганда с помощью кон-торниатов идей возврата к прежним порядкам должна была иметь определенный, хотя и временный успех у сторонников исторически обреченного язычества. К зрелищам настолько привыкло население не только Западной, но и Восточной империи, что, даже восприняв христианство, оно зачастую предпочитало состязания колесниц церковной проповеди. Это о своих прихожанах высказывался Иоанн Златоуст: «На ипподром идти — они не обращают внимания ни на холод, ни на дождь, ни на длинный путь... А пойти в церковь — так дождь и грязь становятся препятствием. И если спросить о числе пророков или апостолов, то они не сумеют открыть рта, а о лошадях и возницах ведут речи не хуже софистов» 13. Вот почему другой оратор, упомянутый выше Сальвиан, патетически восклицал, имея в виду нашествие варваров: «Кто перед пленом думает о цирке? Кто, идя на казнь, смеется? Объятые страхом рабства, мы отдаемся играм и веселимся в предсмертной тоске. Римский народ умирает и хохочет» 14.
    Любопытным фактом является почти полное отсутствие на конторниатах гладиаторских сцен — зрелища, излюбленного римлянами. Этот факт тоже можно объяснить перипетиями борьбы последних сторонников язычества с христианством.
    Указ Константина I, изданный в 326 г., запрещал выступления гладиаторов, как «неподобающее увеселение, которое вызывает слезы». Однако закон фактически не выполнялся с молчаливого согласия самого Константина и его преемников. Чрезвычайно показательны слова Симмаха — префекта Рима, устроившего в конце IV в. грандиозные игры. Когда ему доложили, что гладиаторы — плененные саксы передушили друг друга, чтобы не выступать на арене, он гневно воскликнул: «Я не желаю больше слышать о негодяях, превзошедших злостью Спартака» 15.
    Но закон — пусть даже формальный — есть закон, и, вероятно, стремясь к союзу с христианскими правителями, римская сенаторская аристократия предпочитала воздерживаться от изображений гладиаторских боев на конторниатах — праздничных «сувенирах». В заключение следует указать, что среди нерешенных вопросов, связанных с изучением конторниатов, особое внимание привлекает отсутствие сведений о них в письменных источниках. Возможно, знаки были лишь одним из вспомогательных средств в сложной борьбе язычников с христианами, о котором не считали нужным упоминать в своих произведениях апологеты обеих религий.

    +1

    119

    Ааа ..., ну поскольку те пархатые фотки из книгухи 1971 года ничего акромя отрыжки не вызывают , то совать их сюда не вижу необходимости ..., XXI век всё-таки на дворе ..., можно чего и несравненно лучше изыскать ... http://s59.radikal.ru/i166/1005/2f/5b1c0605032a.gif

    0

    120

    Не идёт Гена пост с фотками прикреплёнными , хоть убей ..., три раза пытался , УВЫ , не идёт ... :dontknow: А ИСЧО  в Вильно до полуночи времени то было ... :angry:

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Монетная система Рима-от медного асса до солида. » Древнеримские спинтрии , тессеры и конторниаты .