Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Philosophia. » Русь. Начало.


    Русь. Начало.

    Сообщений 21 страница 40 из 102

    21

    Короче,я так понял,что Вы все согласны с тем.что  немцы написали русским историю по которой они жили аки звери тупые пока культурные и умные скандинавы не окультурили.Что словяне были почти животными неспособными ни на что!Удачи Вам ребята!Есть сейчас восможность ещё немного окультурится,как раз идёт новая волна"культуры" тоже от туда!гамасятиной эта культура называеся!Налетайте :D а то не хватит! :flag:  :D

    +1

    22

    Alex написал(а):

    Короче,я так понял,что Вы все согласны с тем.что  немцы написали русским историю по которой они жили аки звери тупые пока культурные и умные скандинавы не окультурили.Что словяне были почти животными неспособными ни на что!Удачи Вам ребята!Есть сейчас восможность ещё немного окультурится,как раз идёт новая волна"культуры" тоже от туда!гамасятиной эта культура называеся!Налетайте  а то не хватит!

    гомосеки в Спарте и Риме вовсю куролесили.....да и везде их в древности было немало,  неча все на немцев и прочих голландцев кивать

    0

    23

    Гомосеки есть везде и были только в бывших советских республиках они ещё не выставляют свою "сущьность " на показ потому что заплюют и в пятак зарядят наверняка . А в Европе и Америке они не боятся ни кого потому что типа толлерантность и демократия  .Хотя на самом деле нормальные немецкие люди негативно воспринимают их и даже прозвище дали им "швуль" которым иногда со злости обзывают нормальных . Вот и кажется со стороны что их много в Германии а в Украине ,России,Азербайджане и других странах даже включая Арабские страны и Турцию их практически нет  .
    Эта зараза есть везде .
    Я лично потдерживаю тот закон который принят в России о запрете гомосятины   , ещё в Союзе была статья за мужеложество .

    Отредактировано igor-kamo (2013-10-18 08:25:11)

    0

    24

    Alex написал(а):

    немцы написали русским историю

    Спасибо немке Терезе Орловски за наше сексуальное просвещение!  :crazyfun: Когда в страну, где "секса не было", попаали кассеты с её порнухой, это было бомбой, "Греческая смоковница" нервно курила в сторонке.  :rolleyes:

    0

    25

    amatvey написал(а):

    Alex написал(а):

    Короче,я так понял,что Вы все согласны с тем.что  немцы написали русским историю по которой они жили аки звери тупые пока культурные и умные скандинавы не окультурили.Что словяне были почти животными неспособными ни на что!Удачи Вам ребята!Есть сейчас восможность ещё немного окультурится,как раз идёт новая волна"культуры" тоже от туда!гамасятиной эта культура называеся!Налетайте  а то не хватит!

    гомосеки в Спарте и Риме вовсю куролесили.....да и везде их в древности было немало,  неча все на немцев и прочих голландцев кивать

    Антонио!Ты так ничего и не понял!Из моего ответа парням .которыё верят в клише о ничтожности славян,ты только гамасятину и рассмотрел,а общий смысл от тебя ускользнул!Ты хоть фильм о котором говорим ,смотрел?

    0

    26

    смотрел - неубедительно.
    ничего толком не сохранилось, а надписи на камнях могли сделать и сто лет назад

    0

    27

    amatvey написал(а):

    а надписи на камнях могли сделать и сто лет назад

    Уточни о каких надписях?

    0

    28

    Alex написал(а):

    Уточни о каких надписях?

    Да ладно Алекс , хорош его уговаривать , всё-равно не договоритесь ..., тут на Форуме смотрю токмо ДедушкО  с тобою одного поля - ягода , и везде и во всём наши мнения совпадают , как ни странно ...  http://s3.uploads.ru/alp8d.gif  http://s3.uploads.ru/KOca5.gif

    0

    29

    Alex написал(а):

    Уточни о каких надписях?

    "Тут був Вася".  :rolleyes:

    0

    30

    ***** AUREUS ***** написал(а):

    и везде и во всём наши мнения совпадают , как ни странно

    Сам удивляюсь! :flag:

    0

    31

    Поговорим серьёзно. Хочу запостить малёха материала для ознакомления.

    0

    32

    Геннадий Бордуков написал(а):

    Поговорим серьёзно. Хочу запостить малёха материала для ознакомления.

    А давай ..., токмо не немецкую теорию ..., а то мы сами с усами ..., и найдём документальную кинуху , где про раскопки в ** Старой Ладоге ** бухтят , в которой Рюрик и правил ..., из Скандинавских цацок там всего лишь один амулет нашли , а больше - нет НИХРЕНА Скандинавского ...  http://s3.uploads.ru/KOca5.gif

    0

    33

    ***** AUREUS ***** написал(а):

    Михаил Задорнов: «Рюрик. Откуда пошла земля Русская».

    Иной взгляд на этот вопрос-из осенней  «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», составили эксперты — будущие авторы единого учебника по истории:

    история Руси

    В начале 2013 года Владимир Путин заявил о необходимости разработать единый учебник истории для преподавания в российских школах — чтобы «на конкретных примерах показывать, что судьба страны созидалась единением разных народов, традиций и культур». Летом был опубликован «31 спорный вопрос» из истории России (правда, в осеннюю «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории» попали только 20 из них), их составили эксперты — будущие авторы единого учебника. «Спорными» оказались практически все периоды российской истории; их формулировки вызвали живое обсуждение — и осуждение — в профессиональной среде. И это несмотря на то, что многие преподаватели согласились с необходимостью выработки «единой стратегии» преподавания истории в школе. «Лента.ру» решила подробно изучить весь список «спорных вопросов» и разобраться на конкретных примерах, насколько далеко лежит идея о едином учебнике от реальной исторической науки.

    http://s5.uploads.ru/t/jea27.jpg
    Картина Николая Рериха «Заморские гости» из серии «Начало Руси. Славяне»

    История Руси

    Первый вопрос, сформулированный экспертами, звучит, впрочем, не как вопрос, а как тема из экзаменационного билета: «Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе». Понятно, что классический ответ на этот «билет» должен содержать изложение норманнской теории и ее критику, то есть в значительной степени касаться не собственно истории, а историографии. Все-таки признание — или отрицание — роли варягов в оформлении российской государственности опирается не только на исторические факты, но и на ту или иную традицию истолкования скудных летописных свидетельств и более многочисленных археологических находок, а также на самые общие представления о процессах, протекавших в Европе эпохи Раннего Средневековья.

    Но предоставим отвечать на этот экзаменационный вопрос самим экзаменаторам — составителям вышеупомянутой Концепции. «Лента.ру» же решила подойти к варягам с другого бока. В конце концов, о том, что пресловутые Рюрик и его братья Синеус и Трувор имели отношение к становлению государства, позже получившего имя Киевская Русь, известно практически всем. Из-за их предполагаемой этнической принадлежности также сломано немало копий (в прямом и переносном смысле). Куда меньше современным школьникам известно про то, кто вообще были те самые «варяги», о которых упоминает наш «билет». «Лента.ру» решила восполнить этот пробел.

    http://s5.uploads.ru/t/Cptgj.jpg
    Аскольд и Дир, просящие у Рюрика в Новгороде разрешения на поход в Царьград; прибытие Аскольда и Дира на кораблях с дружиной к Киеву.

    0

    34

    igor-kamo написал(а):

    Вообщето интересно откуда появилось слово Русский и по чему с двумя С

    Так что никто не знает откуда , почему и когда появилось это конкретное слово  ?

    0

    35

    Рюрики

    «Немцем называют у нас всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или цесарец, или швед — все немец», — писал об особенностях словоупотребления в Малороссии в XIX веке Николай Васильевич Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Всего несколько столетий назад почти то же самое можно было сказать и о слове «варяги»: под ним понимались все неславянские северо-западные соседи Киевской Руси. Да и не только соседи.

    Нестор-летописец, то ли подлинный, то ли легендарный составитель «Повести временных лет», впервые упоминающей и о Рюрике с братьями, оставил довольно много загадок, особенно по части описания географии и истории Европы. «Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие», — написано в самом старом русском письменном источнике по истории страны. Казалось бы, варяги — это просто один из народов того времени, что-то вроде шведов или норманнов, однако так думают лишь те, кто не знаком с особенностями стиля ПВЛ.

    Авторы книги «Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье», В.Я. Петрухин и Д.С. Раевский, отмечают, что в подобного рода перечислениях Нестор-летописец всегда ставит в начале обобщающее имя для целого ряда народов, а потом уже перечисляет конкретные народы. Иными словами, варяги это и есть шведы, норманны (норвежцы), готы (с острова Готланд, ныне в составе Швеции), а также русь (вместе с которой Рюрик прибыл по приглашению новгородцев), и англы, и галичане (не то испанские галисийцы, не то валлийцы) и так далее вплоть до фрягов (генуэзцев). Отдельно стоит отметить загадочных «корлязей», в которых исследователи видят каролингов, франкских правителей, самым известным из которых был Карл Великий.

    Получается, что варяги в наиболее общем определении — это едва ли не все те, кого бы мы сейчас назвали жителями Западной Европы.

    Есть в ПВЛ и еще одно упоминание о расселении варягов: на западе они «сидят» «до земле Агнянски и до Волошски», то есть до Англии и Франции, на востоке — «до предела Симова», то есть едва ли не до Каспия. В той же книге Петрухина и Раевского это объясняется не тем, что варяги действительно жили гораздо южнее, чем принято считать, а средневековыми познаниями в географии: земля тогда представлялась кругом, омываемым мировым океаном.

    У расширительного толкования слова «варяги» Нестором-летописцем есть несколько объяснений — как связанных с недостатком у него источников, так и, наоборот, с большой осведомленностью монаха, который мог знать о завоевательных походах варягов-викингов на рубеже тысячелетий: тогда сначала датчане конунга Кнута Великого, а потом и норманны Вильгельма Завоевателя покоряли Англию. Тогда получается, что Нестор мог иметь в виду именно викингов.

    Расцвет эпохи викингов пришелся на время зарождения Руси, на IX-XI века; это был последний период в истории Европы, когда первую скрипку на континенте играли язычники. Младшие сыновья скандинавов, которым не досталось в наследство земли, строили корабли и пускались на них добывать себе мечом славы и богатства. Не всегда это были в прямом смысле слова завоевания: если на Западе викинги действительно сражались с местным (как правило, христианским) населением, то на Востоке они выполняли самые разные функции — от управления дружиной, как в Древней Руси, до телохранителей. Именно как элитное войсковое подразделение варягов-викингов использовали в Византии, причем отдельный «варяжский» отряд существовал там вплоть до XIV века. В нем, кстати, служил норвежский король Харальд III Суровый, с чьим именем связан закат эпохи викингов: в 1066 году он погиб в битве за английский трон, после чего экспансия скандинавов в Западную Европу прекратилась.

    Варяги были и вполне искусными торговцами (хотя в Раннее Средневековье профессии торговца и воина были в значительной степени схожи: в долгих походах нельзя было не торговать, часто вооруженные переходы и имели целью наладить торговлю, а не завоевать какие-либо земли, дефицита в которых не ощущалось). Именно викинги наладили сообщение по среднерусским рекам, ведущим от Скандинавии к Черному морю (так называемый путь «из варяг в греки»). Во время археологических раскопок в Скандинавии и на северо-западе России было найдено значительное количество арабских и византийских монет. Абсолютное большинство из них шло через Старую Ладогу, огромный по тем временам порт под названием Aldeigjuborg.

    Успехи варягов-викингов в истории средневековой Европы обычно связывают с их способностью к передвижению по воде. Действительно, варяги были искусными мореплавателями, причем несколько их лодок не только дошли до наших дней, но и даже относительно хорошо сохранились (они находятся в норвежских и английских музеях), а те, что не сохранились, можно воссоздать по изображениям — например, в византийских источниках. Успехи мореплавания были связаны с географическими особенностями того времени: пройти по нетронутым человеком лесам Европы тогда было гораздо сложнее, чем проплыть по полноводным рекам.

    http://s5.uploads.ru/t/tgR3n.jpg
    Кадр из сериала «Викинги»

    Рюрики

    У варягов-викингов была своя письменность — руны, причем неправильно думать, будто руны вырезались только на камнях. На самом деле, они встречаются и на металле (в первую очередь, на оружии), на костях и на том, что в России называется берестяными грамотами. Одна из таких грамот была найдена во время раскопок в Смоленске, но вообще скандинавы, по всей видимости, свой письменный язык выносили за пределы полуострова крайне неохотно: абсолютное большинство рунических камней найдено на территории Швеции (всего исследователи знают сегодня о 3314 камнях, из них 2835 находятся в Швеции, 133 — в Норвегии, 267 — в Дании и лишь меньше 80 — в остальных регионах, в основном на Британских островах). Уже одно это свидетельствует о том, что письменность не играла серьезной роли в жизни варягов, во всяком случае тех из них, кто выезжал за пределы Скандинавии. К тому же следует помнить, что словом «викинг» в скандинавских сагах называется не «воин», а безземельный, но лично свободный крестьянин.

    Если рунические надписи редко находят за пределами Скандинавского полуострова (это, в частности, является одним из главных аргументов противников норманнской теории возникновения Древнерусского государства — мол, если на его территории не было рунических надписей, то и самих варягов не было или их было совсем немного), то разнообразие оружия, открытого археологами, позволяет судить о том, насколько была развита военная культура варягов-викингов. Наиболее полное описание этого оружия в 1919 году дал норвежский археолог Ян Петерсен, автор классической для скандинавистов книги «Норвежские мечи викингов» (доступна в Сети на английском). В ней, в частности, говорится, что основным оружием викингов были мечи и копья, хотя в их погребениях часто находят и топоры, причем нередко — и то, и другое сразу. Мечи у викингов были одноручными, как правило обоюдоострыми, ими бились, держа в другой руке щит. В обязательное снаряжение викингов, помимо перечисленного, входили также метательные копья (сулицы), ножи (скрамасаксы) и луки со стрелами.

    Скандинавские (и не только скандинавские) историки пытаются представить викингов если не как совсем мирный, то, по крайней мере, невоинственный народ. В то же время о специализированных военных отрядах викингов ходит множество легенд. В первую очередь, речь идет о берсеркерах, которые, по всей видимости, действительно использовали грибы и алкоголь для подавления боли и для того, чтобы впасть перед битвой в особый воинственный экстаз. В состоянии этого экстаза они не различали своих и чужих, и под руку им лучше было не попадаться: берсеркеры (их еще называют берсерки) путешествовали на отдельных кораблях и шли в битву отдельным отрядом.

    Военные подвиги викингов прославлены в дошедших до нас исландских и норвежских сагах, которые, впрочем, имеют позднюю датировку, уже после завершения эпохи викингов. Но судить о викингах только по ним, по крайней мере, недальновидно. «Говоря о варварстве викингов, не следует представлять их бескультурными грабителями, способными лишь на разрушение. Действительность была неизмеримо сложнее и противоречивее. Бесспорно, что в IX–XI вв. скандинавами двигала жажда добычи. Однако они не только воевали и занимались пиратством, но и торговали, заселяли и возделывали новые земли, открывали неизвестные до них страны», — писал один из самых известных российских историков-скандинавистов Арон Яковлевич Гуревич. Особенно несправедливо ассоциировать викингов исключительно с войнами при разговоре об их «восточной», а не «западной» истории.

    Конец эпохи викингов на западе связывают, среди прочего, с христианизацией Скандинавии, а на востоке — с нарушением волжских путей, которые становились все менее безопасными, и, соответственно, с уменьшением притока серебра из Константинополя в Скандинавию. По экономике варягов-викингов, в том числе, ударило и то, что они больше не могли торговать захваченными на поле боя рабами: христианская вера не дозволяет порабощение единоверцев. Кроме того, безудержная боевая удаль больше не считалась безоговорочной добродетелью — Валгаллу для павших воинов заменил Рай для праведников.

    Самый известный из варягов в истории России — естественно, Рюрик. Его существование историками практически не ставится под сомнение (а некоторые даже считают, что нашли курган, в котором он погребен), а вот двух его легендарных братьев, Синеуса и Трувора, скорее всего, не было. Во всяком случае, очень соблазнительно увидеть в этих не встречающихся нигде кроме летописей именах неправильный перевод германских слов sine hus («со своим домом») и thru voring («верной дружиной»). Впоследствии родство с Рюриком стало свидетельством древности происхождения рода для российских дворян, поэтому многие знатные семьи возводили свою генеалогию именно к этому варягу. Те, кто не мог похвастать скандинавскими корнями, искал своих предков в Орде.

    В истории России варяги перестали играть существенную роль вскоре после того, как помогли основать государственность, и в конце концов были ассимилированы местным населением. Наверняка Рюрик, отправившийся в восточные земли, не рассчитывал стать основателем одной из главных европейских империй. Для самих викингов куда больше было привычно самоуправление: на территории Скандинавии в VIII-IX веках были десятки маленьких отдельных княжеств без централизованной власти (больше — в горной Норвегии, меньше — в равнинной и континентальной Дании). Ни свои порядки, ни свою религию Рюрик привить славянам не сумел — да он, скорее всего, и не пытался.

    Александр Поливанов

    0

    36

    ** Да ведь я не агитатор , Я- потомственный кузнец , да я к барыгам    полякам  в Улан-Батор не поеду , НА КОНЕЦ ...! ** ((с) В.С. Высоцкий )

    Кто не видел - кинуха 10-летней давности , если чо ..., интересная ..., смотрим тут -  :glasses:

    http://hd-vipserver.com/online/164615299-142547992/   :flag:  :flag:  :flag:

    Отредактировано ***** AUREUS ***** (2013-10-18 23:29:34)

    0

    37

    Нее , это я не про ту кинуху базарил что в предыдущем посту , хотя она и интересная , там напротив **Старой Ладоги ** более старое , ИЗНАЧАЛЬНОЕ городище откопали , на другом берегу реки , ап нём я имел ввиду , есть кинуха ап том ...  :'(

    0

    38

    А я вот тебе Гена вопрос какой хочу задать , как выделившему всё что накарябано выше - в отдельную ветку ...  http://s59.radikal.ru/i166/1005/2f/5b1c0605032a.gif  , а скажика нам БРАТуха - там в одном варианте - ** Рюрик , Синеус и Трувор ** а в другой - ** Рюрик , Аскольд и Дир(к) ..., про то что перевод ТИПА неправильный я лично в курсах , ТИПА Рюрик с семьёй и дружиною ...  http://s3.uploads.ru/KOca5.gif А как там на самом деле ?  http://s59.radikal.ru/i166/1005/2f/5b1c0605032a.gif

    Кинух по теме смотрел предостаточно ... но всё же ..., даже в летописях идёт два понятия - РУСЬ и СЛАВЯНЕ ...,  тот самый Князь Олег , который прибил свой щит к воротам Царьграда - весь свой рЭкет делил на две части , это - РУСИ , это- СЛАВЯНАМ ... http://s3.uploads.ru/alp8d.gif , и поделивши поплыли , кажды к себе , под оббитыми серебром челнами , золотом -вёслами , и парусами пурпурными , сшитыми из рЭкетнутого тогда шёлка ..., а щит как пишут висел на вратах ещё несколько лет , ибо сказано было - ** Снимете , прийду и выебу по-новой , на челнах Славянских ...**  http://s3.uploads.ru/KOca5.gif  Ну типа того , если где и написАл отсебятину , то смысл не шибко исказил ...  http://s41.radikal.ru/i091/1005/2a/096a46240cf1.gif  http://s41.radikal.ru/i091/1005/2a/096a46240cf1.gif  http://s41.radikal.ru/i091/1005/2a/096a46240cf1.gif

    0

    39

    ***** AUREUS ***** написал(а):

    там в одном варианте - ** Рюрик , Синеус и Трувор ** а в другой - ** Рюрик , Аскольд и Дир(к) ..., про то что перевод ТИПА неправильный я лично в курсах , ТИПА Рюрик с семьёй и дружиною ..

    Здесь всё просто: Синеус и Трувор считаются братьями Рюрика, а Дир и Аскольд, захватившие Киев, были военачальниками дружины Рюрика, но не родственниками, в летописях их называют "бояре Рюрика".

    ***** AUREUS ***** написал(а):

    тот самый Князь Олег , который прибил свой щит к воротам Царьграда - весь свой рЭкет делил на две части , это - РУСИ , это- СЛАВЯНАМ

    Под этим именем подразумевались новгородцы (словене ильменские), а не все славяне.

    +2

    40

    Вот такую историю я слышал от экскурсовода Чеха во время путешествия по Чехии.Интересно!Также он рассказывал,что  Чехи свою историю хорошо знают по родовым книгам,каждый древний род вел свою родословную и эти книги сохранены.В них описывались родословные ,а так же события. Прошлое легко прочесть по этим книгам!Так же он рассказал,что во времена Петра ,во времена европеизации у российских древниз родов эти книги изымались и уничтожались,о чем так же и упоминает в своем фильме М.Задорнов.Что рукописи немецкими историками изымались и уничтожались целыми возами.Отсюда и поговорка возникла-Иван родства не помнящий!
    А вот и легенда которую слыхал в чехии и нашёл в тырнете.
    http://www.ruistor.ru/slavyane_rus_gos004.html
        Чех, Лех и Рус — одна из наиболее известных и распространённых легенд о трёх славянских братьях, основателях, соответственно Чехии, Польши и Руси. По одной из версий, три брата охотились вместе, но каждый из них решил пойти по своему направлению. Рус пошёл на восток. Чех продвинулся на запад на гору Ржип, недалеко от Богемии, тогда как Лех пошёл на север, до тех пор, пока не встретил огромного белого орла, охраняющего своё гнездо. Он основал поселение Гнезно и выбрал белого орла в качестве своего герба.
          В "Чешской хронике" Козьмы Пражского (начало XII века) рассказывается о прибытии в Богемию славянского племени во главе с "праотцом Чехом". Затем в чешском варианте легенды появился и Лех, а в польском варианте легенды также и Рус.
       

    Свернутый текст

       Легенда известна по "Великопольской хронике": "В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов... от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами."
          Именно в Великопольской хронике легенда появилась в законченном виде в XIV веке, так как в рукописи, написанной в 1295—1296 гг. (из библиотеки Яна Годийовского), отсутствует фрагмент о братьях. Предполагают, что автор версии о трёх братьях добавил Руса к легенде о лехе по имени Чех из хорватской земли, известной по чешской стихотворной хронике Далимила Мезиржицкого (Dalimil Meziricsky), созданной в 1308—1314 гг. Чех и Лех фигурируют в чешской "Хронике" Яна Пшибика из Пулкавы (XIV век), все три брата у польского историка Яна Длугоша (XV век).
          Эпический родоначальник русского народа Рус известен также по персидскому "Собранию историй" в начале XII века.

          Поиски библейских "первопредков" всего славянства в целом оставляли в стороне вопросы, связанные с происхождением отдельных славянских народов. Это дало толчок поискам - уже на ином уровне, разумеется, - их родоначальников. Сама идея казалась вполне логичной: ведь если предположить, что вообще все народы происходят от одного библейского первопредка, то, следовательно, своих родоначальников может иметь и каждый славянский народ.
          Большинство подобных представлений восходили к архаическому фольклору - либо же являлись плодом личного творчества хронистов. Со временем они все больше и больше проникали на страницы летописей, обрастая новыми подробностями. Естественно, что при этом персонажи преданий, связанные с периферийными (прежде всего, в политическом и экономическом отношениях) славянскими центрами, получали лишь временную значимость и часто забывались впоследствии. Напротив, действующие лица легенд о главных центрах славянства оказывались в гораздо более предпочтительном положении.
          Одна из наиболее известных и распространенных мифологем такого рода - легенда о трех славянских братьях Чехе, Лехе и Русе, имена которых явно возникли от названий этнических общностей, "основателями" которых три брата якобы и являлись.
          Истоки легенды восходят к "Чешской хронике" Козьмы Пражского (начало XII века), в которой, в частности, сообщается о прибытии в Богемию славянского племени во главе с "праотцом Чехом". С ним непосредственно связывался и мудрый Крок: в одних текстах его называли потомком, в других - спутником и близким другом Чеха. Дочь Крока - вещая Либуше - была мифической правительницей целой страны, а избранный ею в мужья пахарь Пшемысл положил начало чешской династии. (По другой, более поздней версии, Крок был сыном "поляка" Леха. Именно он, победив дракона, основал на холме Вавель славный город Краков, в течение пяти веков являвшийся столицей Польского государства). В написанном же в XVIII веке, то есть шесть столетий спустя после "Чешской хроники", "Большом универсальном лексиконе" немецкого исследователя И. Цедлера говорится о том, что по своему происхождению Чех был склавонским принцем и жил в хорватском замке Крапина до тех пор, пока не лишил жизни римского префекта по имени Авреол. После совершенного злодеяния Чех вынужден был покинуть замок и отправиться царствовать в Богемию (либо по приглашению славян, либо из побуждений личного характера - поселиться и стать государем в обезлюдевшей из-за войн и эпидемий земле). Такими же пришельцами из далеких и незнакомых земель были Лех в Польше и Рус в Московском государстве.
          Эволюция легенды налицо: добавляются новые персонажи (братья Лех и Рус) и в основу мифа, таким образом, ложится верная в своей основе идея языковой и суперэтнической общности славянства при разделении ее на несколько родственных ветвей. Сам же костяк легенды складывается примерно к рубежу XIV-XV веков: интересно, что в одном из анонимных сочинений некоего краковского автора, написанном в это время, у Руса появляется альтернативное имя - Мех. Оно могло возникнуть либо как переосмысление имени уже упоминавшегося библейского персонажа Мосох/Мешех, либо же было связано с польским именем нарицательным mech (мох), по аналогии: как Чехия и Чех - от чащ, а Польша - от полей, так Мех - от мшистой и болотистой местности.
          С течением времени фабула легенды все более и более разрабатывалась. Основные же различия в многочисленных версиях этой легенды сводились к следующим. Были ли ее главные действующие лица потомками библейских персонажей - или нет? К примеру, в сочинениях жившего в X веке арабского путешественника Ибн-Фадлана упоминается легенда о происхождении русских от "Руса, сына Иафета и внука Ноя"... Сколько было братьев - один (Чех, по версии Козьмы Пражского), двое (Чех и Лех, упоминаемые в чешском изводе легенды), трое (Чех, Лех и Рус, в соответствии с польским изводом) или даже больше? В датируемой XIV веком Далимиловой хронике, например, говорится о выходе из Хорватии вместе с Чехом шести его братьев - таким образом, в легенде появляется сакральное число семь, древняя индоевропейская символика которого явственно проявлялась в мифологии и ритуалах... Кого из славянских братьев - Чеха или Леха - следует все же считать старшим? Откуда братья были родом (из Хорватии, Славонии, Иллирии, Македонии)? Наконец, можно ли в принципе считать легендарные события подлинными - или нет? Интересно, что тенденция считать легендарные события и персонажей реально существовавшими сохраняла силу в течение довольно долгого времени. Осмысление же каждой из версий мифологемы (их приятие - или же, напротив, отторжение) практически постоянно менялось. К примеру, Михаил Васильевич Ломоносов не сомневался в реальности событий, описываемых легендой. Повествование о Чехе, Лехе и Русе было знакомо ему по сочинениям польских авторов, и в "Древней Российской истории" он писал о том, что "в половине шестого веку" Чех и Лех правили многочисленным славянским народом. Правда, персонаж по имени Рус вызывал у ученого недоверие, и он считал его вымышленным. В то же время в "Истории Российской" В.Н. Татищева напрямую говорится о вымысле: "Чехи и поляки вымыслили трех братьев: Чеха, Леха и Руса..." По мнению ученого, данная легенда представляла собой не более чем миф, затруднявший реальное восприятие исторических процессов.
          Окончательно же вера в историчность трех легендарных братьев-славян иссякла благодаря самому процессу развития исторической мысли, приведшему к демифологизации картины происхождения как славянства в целом, так и отдельных его ветвей.

    +1


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Philosophia. » Русь. Начало.