Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



    Комментарии.

    Сообщений 121 страница 127 из 127

    121

    Это место «Алексиады» неоднократно цитировалось исследователями в доказательство существования пронии в Византии этого времени (см., например, Ostrogorsky, Pour I'histoire de la feodalite..., p. 26). Но, как справедливо замечают П. Лемерль (Lemerle, Recherches sur le régime agraire..., p. 278, n. 70) и А. Каждан («Формы условной собственности...», {619} стр. 4), слово πρόνοια в данном контексте, конечно, не является terminus technicus.
    1545 Без всяких оговорок Б. Лейб переводит однозначное по смыслу предложение
    следующим образом: «Во главе этого многолюдного города находился человек..., по
    названию орфанотроф». Попечитель (φροντιστής), которого упоминает Анна, видимо, и
    есть орфанотроф (чиновник, ведающий делами сирот), но в тексте он прямо так не назван.
    1546 Богоугодными заведениями в Византии распоряжался так называемый секрет
    монастырской экономии (Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр.
    177).
    1547 Трудно с уверенностью сказать, кого именно подразумевает в данном случае
    Анна. В Византии было много чиновников, ведавших делами благотворительности и
    призрения бедных, в числе которых мы находим и чин πτωχοτρόφος (т. е.
    «распоряжающийся бедняками»). См. Koukoulès, Vie et civilisation, 11. р. 171 sq.
    1648 Dölger, Regesten..., 1270 (1116 г.).
    1649 Т. е. грузинским.
    1650 Β Эфиопии нет никакой Лисимахии. Дж. Баклер (Buckler, Anna Сотпепа..., р.
    208) предлагает читать κατ' Α ιlτωλίαν («в Этолии») вм. κατ' Α ιlθιοπίαν («в Эфиопии»).
    1551 Анна и в других случаях говорит о восстановлении старых и строительстве
    новых городов при Алексее (см. Ал., VI, 10, стр. 197; XI, 10, стр. 315; XIV, 9, стр. 398).
    Чаще всего император, видимо, преследовал стратегические цели (см. Glykatzi-Ahrweiler,
    Les fortresses...). Тем не менее данные «Алексиады» нельзя не учитывать в цепи других
    свидетельств о подъеме провинциальных городов при Комниных (см. Kirsten, Die
    byzantinische Stadt..., S. 19 sq.).
    1552 О гуманитарном образовании (περi λογικη ν παίδευσιν ). Основное внимание в
    грамматических школах уделялось обучению классическому греческому языку
    (орфографии, морфологии, синтаксису). Одним из методов обучения была так называемая
    схедография. На табличках писали отдельные слова или отрывки текста, которые ученики
    должны были анализировать. Иногда они делали элементарный грамматический анализ,
    иногда выполняли более сложные задания. Византийские авторы сообщают о трудностях,
    которые схедография доставляла ученикам (см.: Koukoulès, Vie et civilisation, I, p. 108 sq.;
    Fuchs, Die höheren Schulen..., Ss. 44, 49).
    1553 Из упомянутых Анной лиц с большей или меньшей уверенностью можно
    идентифицировать лишь Лонгиварда. Это имя носил италийский грамматик XI в. — автор
    дошедшей до {620} нас хрестоматии по схедографии (см.: Krumbacher, Geschichte..., S.
    591; Festa, Note preliminari..., pp. 431—435). Η. Феста (Festa, Longibardos, p. 110)
    высказывает также предположение, что Анна употребляет выражение του ς λεγομένους
    Λογγιβάρδους, потому что имеет в виду не самого Лонгиварда, а его школу. Этот же
    ученый (ibid., р. 18, 102, п. 1) полагает, что под στιλιάνους подразумеваются учителя из г.
    Стило в Калабрии. Таким образом, Феста отказывается понимать названные Анной имена
    как личные (прибавим, что α ττικούς тоже можно понимать как «греки», «афиняне»).
    Следует, однако, отметить, что, как уже говорилось (см. прим. 304), Анна часто
    употребляет множественное число имен собственных вместо единственного, а λεγόμενος
    (или καλούμενος) перед именем собственным — не более как обычный façon de parler
    писательницы. Возможно, Анна пишет о каких-то неизвестных нам грамматиках
    Стилиане и Аттике.

    0

    122

    1554 πεττεία δ ε` τ ο` σπούδασμα κα`ι αˆλλα τ α` εˆργα α’θεμιτα Б. Лейб переводит:
    «Единственное занятие — это забавы, а все остальное запрещено». О шашках, весьма
    распространенной игре в Византии, см. Koukoulès, Vie et civilisation, I, p. 192.
    Нарисованная Анной картина упадка образования после смерти Алексея, конечно,
    тенденциозна и преувеличена (см. Leib, Quelques aspects..., р. 44).
    1555 Б. Лейб вслед за Пуссином отмечает лакуну. Таким образом, время расправы
    Алексея с богомилами, о которой Анна повествует в настоящей главе, остается
    неизвестным. Рассказ о богомилах содержится в ряду событий 1116—1117 гг., однако
    относить эпизод к этому времени нельзя из-за упоминания Николая Грамматика,
    занимавшего патриарший престол до 1111 г. Видимо, Анна сама не знает даты этого
    события, так же как она не знает, например, когда возникла ересь Нила (см. прим. 926).
    Наверное, поэтому Анна оставляет лакуну там, где должна стоять дата (см. Предисл., стр.
    28). В. Грюмель (Grumel, Les Regestes..., № 988) датирует расправу с Василием около 1110
    г. Д. Оболенский (Obolensky, The Bogomils..., р. 275 sq.) — между 1109—1111 гг.
    Ошибается Златарский («История...», II, стр. 364), который считает, что Василий был
    схвачен в 1111 г. и казнен в 1114. По словам Анны, патриарх Николай был среди
    приговоривших Василия к сожжению (см. ниже, гл. 10, стр. 443), и, таким образом, казнь
    еретика тоже должна была произойти до 1111 г.
    Следует, однако, отметить, что при датировке до сих пор не учитывали одной важной детали в рассказе Анны: в разбирательстве дела Василия участвовал севастократор Исаак, {621} который умер, по всей видимости, до ноября 1104 г.! (см. Papachrysantou, La date de la mort..., p. 252 sq.) Приходится признать, что данные «Алексиады» не дают оснований для надежной датировки расправы над богомилом Василием.
    Следующий ниже рассказ о казни Василия — один из наиболее ярких и интересных в «Алексиаде» (см.: Предисл., стр. 41; Любарский, Расправа..., стр. 310 и сл.).
    1556 См. прим. 598.
    1557 Мессалианами сначала называли членов различных нехристианских или
    еретических сект, возникших в Малой Азии в IV в. Первым проповедником
    мессалианства был Адельфий. Учение мессалиан носило гностический и дуалистический
    характер. Согласно их представлениям, человек уже рождается во власти злого духа.
    Единственный способ его изгнать — усердная и продолжительная молитва (отсюда и
    греческое название мессалиан — евхиты, т. е. «молящиеся»). Мессалиане не признавали
    духовенства и его посредничества между богом и людьми и проповедовали строго
    аскетическую мораль. Естественно, что они подвергались гонениям официальной церкви.
    Начиная с V в. мессалианство распространяется по многим районам Византийской
    империи, а в IX в. появляется и в Болгарии, где оно оказывает влияние на богомильство
    (см.: Obolensky, The Bogomils..., р. 48 sq.; Ангелов, Богомилството..., стр. 80—83).
    1558 Мнение о том, что богомильство образовалось от слияния манихейства (т. е.
    павликианства) и мессалианства, высказывалось и другими византийскими, а также и
    болгарскими авторами. Прямо об этом говорится в «Синодике царя Борила» 1211 г. (см.
    Попруженко, Синодик царя Борила, стр. 31). Евфимий Зигавин называет богомильство
    отраслью мессалианской ереси (Zygab., XXVII, praef.) и в то же время отмечает у
    богомилов заимствования из учения павликиан (ibid., XXVII, 1). В этих трех ересях, как
    известно, действительно было немало общего; в учении они исходили из дуалистических
    представлений о природе мира, в социальном отношении они одинаково были опасны для
    ортодоксальной церкви и государства (см. Липшиц, Павликианское движение..., стр. 63—
    64). Непосредственная зависимость богомильства от мессалианства и павликианства
    безусловна, тем более что первое развивалось в непосредственной географической
    близости от последних. Во Фракии было много павликиан (см. прим. 1469), там же весьма

    0

    123

    активно действовала секта мессалиан или евхитов (Psellos, De operatione daemonum, р. 3 sq.). О связи между этими ересями см. Ангелов, Влияния на чужди ереси... {622}
    1559 Богомильство возникло в Болгарии в царствование Петра I (927—967), т. е.
    примерно за полтора века до вступления на престол Алексея Комнина. Основателем
    секты источники называют попа Богомила (см. Попруженко: Святого Козмы пресвитера
    слово..., стр. 2; Синодик царя Борила, стр. 32. Ср. Ангелов, Богомилството, стр. 84—86).
    Византийские источники прямо не упоминают о богомилах Χ—XI вв., сама Анна лишь делает предположение, что богомильство появилось до воцарения ее отца. Это объясняется плохой осведомленностью византийских авторов, которые не видят различия между еретическими сектами. В действительности же в многочисленных еретических и антивизантийских движениях, особенно конца XI в., наряду с другими еретиками принимали участие и богомилы (см.: Литаврин, Болгария и Византия, стр. 416—417; Ангелов, Богомилството, стр. 202, 226).
    1560 По словам Зигавина (Zygab., XXVII, 24), «богомилы одеваются, как монахи».
    Секта богомилов не была монашеской, но безусловно носила аскетический характер.
    1561 ε ν λόγοις διδακτικοΐς του ς περ i λόγον ε σπουδακότας ε νίκα . Эти слова можно
    понимать и так: «В наставительных речах превосходил профессиональных ораторов».
    1562 Зонара (Zon., XVIII, 23) говорит, что Василий носил монашеское платье, но по
    ремеслу он — врач. Об этом же сообщает и большинство источников.
    О происхождении Василия нам ничего неизвестно. По мнению некоторых исследователей, он болгарин, но это не более как вероятное предположение. По словам Зигавина (Zygab., XXVII, 52), Василий в течение 15 лет изучал богомильскую ересь и 40 лет ее проповедовал. По утверждению Зонары (Zon., XVIII, 23), Василий 15 лет изучал и 52 года проповедовал. Успенский («Образование второго болгарского царства», стр. 32, прим. 3, стр. 52, прим. 2) считает, что именно Василия имеет в виду Феофилакт Болгарский под «сбросившим рясу монахом», который подстрекал население против Феофилакта (см. «Письмо к Иоанну, сыну севастократора», — PG, 126, col. 516; ср. Литаврин, Болгария и Византия..., стр. 425).
    1563 Пресвитер Козьма с возмущением говорит о том, что у богомилов «еретики
    сами совершают исповедь, не только мужчины делают это, но и женщины, что достойно
    порицания» (Попруженко, Святого Козмы пресвитера слово..., стр. 46). По свидетельству
    Зигавина (Zygab., XXVII, 16), женщины участвовали в некоторых таинствах богомилов,
    например, при посвящении неофитов. Утверждения Анны о безнравственности {623}
    учениц Василия очень типичны для нападок ортодоксальных писателей на еретиков.
    1564 О широком распространении ереси Василия свидетельствует также Зонара
    (Zon., XVIII, 23): «Василий весь мир заразил своей скверной, а затем явился в
    царственный город...».
    По словам Зигавина (Zygab., XXVII, 16), «Василий увлек в пучину гибели тысячи учеников».
    1565 Сатанаил, по учению богомилов, — старший сын бога и брат Христа.
    Возгордясь, он замыслил измену отцу и увлек за собой ангелов. Христос заключил
    Сатанаила в Тартар и отнял от его имени слог «ил», характерный для имен ангелов.
    Интересно, что местопребыванием Сатанаила после разрушения Иерусалимского храма богомилы считали церковь св. Софии в Константинополе, т. е. главную православную церковь в Византии!
    1566 Так же как и Анна, Зонара (Zon., XVIII, 23) сообщает, что Алексей притворился
    учеником Василия и, таким образом, заставил его «изрыгнуть» свою нечисть.
    Об этом же рассказывает и Зигавин, который, как и Анна, восхищается ловкостью императора.

    0

    124

    1567 Взгляды, которые излагает у Анны Василий, полностью соответствуют тому,
    что нам известно о воззрениях богомилов из других источников. Так же как и члены
    многих иных еретических сект, богомилы не почитали храмы, в которых, по их мнению,
    обитают бесы. В церквах, утверждали они, нет ничего священного, ибо они — творения
    не божественных, а человеческих рук; а молиться следует по евангельской заповеди в
    своих домах. Не признавали богомилы и святого причастия, считая, что хлеб и вино,
    используемые для причастия, — обыкновенная пища, которая не превращается, как учит
    христианская церковь, в плоть и кровь Христа (подробно об учении богомилов см.
    Ангелов, Богомилството..., стр. 98 и ел.).
    Ортодоксальные авторы резко нападают на учение богомилов (см. Благоев, Правни и социальны възгледи..., стр. 62—64), ибо в нем (особенно в отрицании духовенства и церкви) ярко проявилась демократическая антифеодальная сущность богомильского движения.
    1568 Ср. Zygab., XXVII, 22: «Богомилы утверждают, что такие люди не умирают, а
    переселяются как бы во сне из этого мира, безболезненно сбрасывая свою грязную
    телесную оболочку и облачаясь в бессмертное божественное платье Христа, и становятся
    с ним единотелесными и единообразными».
    1569 Анна, по-видимому, имеет в виду известное стихотворение Алкея, обращенное
    к Сапфо (Edmonds, Lyra Graeca, {624} fr. 124). Как установил Г. Моравчик (Moravcsik,
    Die Spuren..., нам известно по аннотации в BZ, 38, 1938, S. 202), Анна была знакома со
    стихами Сапфо по цитатам, содержащимся в «Риторике» Аристотеля.
    1570 Полное заглавие неоднократно цитированного нами сочинения Евфимия
    Зигавина — Uavonkia 8оудат1кт| щс, брбобб^ои жютеос, fjxoi 6л;Хо0г|кг| Soyuaxcov —
    «Догматическое всеоружие православной веры, или арсенал догматов». Это произведение
    состоит из 28 глав (тотХог), из которых первые семь излагают христианские догматы, а
    остальные опровергают различные ереси. Трактат о богомилах составляет 27 главу
    «Паноплия». Анна, конечно, была хорошо знакома с этим трудом и немало сведений
    (главным образом об учении богомилов) из него заимствовала. Под именем Зигавина до
    нас дошли и другие (поныне неизданные) сочинения догматического содержания. О
    жизни Зигавина почти никаких сведений не сохранилось. См. Jugie, La vie et les ouvres...
    1571 Под назиреями Анна Комнина, как и многие другие византийские авторы,
    имеет в виду монахов.
    1572 А
    лексеи, придумывая испытание, знал, что ни один еретик, притворно отрекшийся от богомильства, никогда не решился бы приблизиться к кресту, ибо богомилы решительно отвергали почитание креста (см.: Успенский, Синодик..., стр. 20; Попруженко, Святого Козмы пресвитера слово..., стр. 8).
    1573
    Циканистр — ипподром в Большом дворце для игры в мяч.
    1574 См. Даниил, III, 19.
    1575 Псалт., ХС, 7—8.
    1576 Имеется в виду обелиск Феодосия (Janin, Constantinople byzantine, pp. 183—
    185).
    1577 Даниил, III, 19.
    1578 О тюрьмах, находившихся при константинопольских дворцах, см. Koukoulès,
    Vie et civilisation, III, p. 228 sq;
    1579 Имеется в виду поход Романа IV Диогена против турок, закончившийся в 1071
    г. поражением при Манцикерт.
    1580 'Ev тотЗток; ol u£v S7I;OTVIO5VTO scp’ oi<; S7taoxov 7tp6<; Перогба U7tay6u£voi, oi 6' STI
    7tspi6vT£<;, si лог) TIVS<; ХОХС, £Ю[Ш1КО'1<; бргок; sva7tsu£ivav, |3i)0iov OTSVOVTS<; 6 u£v utov, 6 8s
    Guyaxspa. Все переводчики Анны передают начало этой фразы следующим образом:
    «Одни из них оплакивали в молитвах страдания уведенных в Персию, другие...» В этом

    0

    125

    случае неясно противопоставление: «одни... другие...». Наш перевод сделан с некоторым насилием над {625} синтаксисом греческой фразы, но зато понятен в контексте.
    1581 Анна имеет в виду Иоанна I Цимисхий (969—976) и Василия II (976—1025).
    Картина бедствий Ромейского государства до воцарения Алексея, как и всегда у Анны,
    гиперболична.
    1582 С давних пор (εˆκτοτε). О значении этого слова у Анны см. Buckler, Anna
    Comnena..., р. 355, n. 4.
    1583 Николай Калликл — знаменитый врач и поэт, адресат писем Феофилакта
    Болгарского, предположительно автор известной сатиры XII в. «Тимарион» (см.:
    Шестаков, Три поэта..., стр. 1—36; «Византийская сатира „Тимарион“», стр. 364— 365).
    1584 Михаил Пантехн — придворный врач, один из адресатов писем Феофилакта
    Болгарского. Сохранилась также анонимная монодия на его смерть (см. Krumbacher,
    Geschichte..., S. 476).
    1585 Подробное и реалистическое описание болезни Алексея свидетельствует не
    только о наблюдательности и искусстве писательницы, но и о ее великолепной памяти:
    ведь Анна рассказывает о недугах отца через 30 лет после его смерти. Описание болезни
    позволяет установить характер заболевания Алексея. Этому вопросу посвящена
    специальная статья К. Александридеса, по мнению которого речь должна идти не об
    одной болезни, а о трех взаимосвязанных: подагре, сердечной недостаточности и
    инфаркте (см. Alexandrides, Über die Krankheiten..., Ss. 66—75).
    1586 Здесь начинаются листы рукописи с испорченным текстом. В переводе мы
    основывались в подавляющем большинстве случаев на дополнениях, принятых Б.
    Лейбом.
    1587 1118 г.
    1588 Евдокия — жена Константина Ясита (см. прим. 582). Разведясь с мужем,
    удалилась в монастырь. Сохранилась эпиграмма Калликла, адресованная Евдокии (см.
    Chalandon, Les Comnène, р. 2, n. 5).
    1589 Имеется в виду Мария, сестра Лазаря, который, согласно евангельской легенде
    (Иоанн, XI, 1 и сл.), был воскрешен из мертвых Иисусом Христом.
    1590 Псалт., XVII, 5.
    1591 Имеется в виду брат Анны, Иоанн. Этот интересный эпизод намного подробнее
    описан другими византийскими авторами. Приведем полностью сообщения Зонары и
    Никиты Хониата, ибо они проливают свет на события, связанные с вопросом
    наследования власти Алексея (см. Предисл., стр. 16). {626}
    «... Сына императора ставят в известность, что его отец испускает дух. Он является в дом, где лежит умирающий, не с целью оплакать отходящего, а с целью лично убедиться в том, что он умирает. Удостоверившись в этом, он сразу же вышел, вскочил на коня и со своей свитой выехал из Манган. Многие ушли вместе с ним. У самой ограды Манган его встретили авасги (предки современных абхазцев. — Я. Л.) — они были присланы из Авасгии вместе с девушкой, обрученной со старшим сыном кесаря. Увидев его, они подняли крик и преклонили колена. Императрица же, как рассказывают, с горечью сообщила умирающему императору об уходе сына. В ответ император не издал ни звука, или потому что не хотел, или потому что не мог. Он лишь поднял руку — не знаю, в знак благословения сына или проклятия. Другие рассказывают, что умирающий и руки не поднял, ибо, находясь при последнем издыхании, не был способен на это, а императрица несколько раз громко повторила: „Твой сын ушел, чтобы похитить у тебя, еще живого, императорскую власть“. На это император слабо улыбнулся, может быть, смеясь над словами жены — неужели она думает, что он заботится об императорской власти, находясь при последнем издыхании, — а может быть, выражая так свое отношение к происходящему. Ведь сам порфирородный самодержец (Иоанн. — Я. Л.) и

    0

    126

    другие люди утверждали, что он явился во дворец не без согласия отца и ушел он по отцовскому разрешению, в знак чего получил у него перстень. Это произошло без ведома и во время отсутствия императрицы» (Zon., XVIII, 28).
    «У императора Алексея было три сына и четыре дочери. Из мальчиков раньше всех родился Иоанн, но первым ребенком была дочь Анна, сочетавшаяся впоследствии браком с Никифором Вриеннием и получившая титул кесариссы. Их родитель император Алексей из всех детей более всего был расположен к Иоанну. Он назначил его наследником императорской власти, обул в красные сандалии и провозгласил императором. Напротив, мать Иоанна, императрица Ирина, благоволила к дочери Анне и постоянно клеветала супругу на Иоанна. Она называла его человеком увлекающимся, порицала его за изнеженный образ жизни и изменчивый нрав, в котором якобы не было ни одной хорошей черты, и изо всех сил старалась заставить Алексея изменить свое мнение об Иоанне. Иногда под разными предлогами она заговаривала о Вриеннии и очень хвалила его как человека искусного не только в речах, но и в делах, знакомого со свободными науками, которые улучшают нравы людей и подготовляют к беспорочному царствованию {627} тех, кто собирается наследовать власть. Алексей, слушая это и зная о ее материнской любви, иногда делал вид, что занят срочными делами и не обращает внимания на ее слова, а иногда уверял Ирину, что подумает и не пренебрежет ее просьбой. Но порой, вспылив, он говорил: „О жена, делящая со мной ложе и царскую власть, перестань настраивать меня в пользу дочери, ведь ты разрушаешь этим похвальный порядок. Уж не сошла ли ты с ума? Опомнись. Подумай-ка, знаешь ли ты, чтобы кто-нибудь из прежних императоров, имея сына, вполне достойного власти, предпочел зятя и оставил ему скипетр? А если мы и встретимся с таким редким случаем, то сочтем деяние незаконным. Все ромеи стали бы громко надо мной смеяться и сочли бы меня выжившим из ума, если бы я, взявший власть с помощью отнюдь не похвальных средств, проливший кровь соотечественников и нарушивший христианские установления, выбирая наследника, отказал своему родному сыну и приблизил к себе этого македонца“ (так он называл Вриенния, который был родом из Орестиады, одного из наиболее славных и могущественных городов Македонии). Так он гневно отвечал императрице Ирине, а затем вновь начинал притворяться, что вовсе не отказывает ей в просьбе. Так он тянул с ответом жене и делал вид, что постоянно находится в раздумьях. Ведь этот муж был необыкновенно скрытен, считал, что мудрость заключена в постоянном притворстве, и почти никогда не раскрывал своих намерений.
    Приближаясь к концу жизни, он лежал в роскошных палатах Манганского монастыря, испуская последние вздохи. В это время его сын Иоанн, видя, что близка кончина отца, и зная о нелюбви к себе матери, которая прочит императорскую власть его сестре, поделился своими замыслами с некоторыми родственниками, которые были к нему расположены — самым могущественным из них был его брат Исаак. Иоанн тайно от матери зашел в отцовскую комнату, как будто в слезах бросился на пол и потихоньку снял с руки отца перстень с печатью. Некоторые говорят, что он сделал это с согласия отца, и это подтверждают дальнейшие события. И вот Иоанн тотчас собрал сообщников, поведал им о своем поступке, сел на коня, взял оружие и отправился в Большой дворец. В самом Манганском монастыре и на улицах города его провозглашали самодержавным императором расположенный к нему народ и те, которые собрались, услышав о происходящем. Императрица же Ирина, мать Иоанна, устрашенная происходящим, призвала к себе сына и стала уговаривать его воздержаться от осуществления своих намерений. Иоанн, однако, {628} с головой был погружен в свои замыслы и не обратил никакого внимания на слова матери, поэтому она стала побуждать Вриенния с ее помощью взять власть. Ирина, видя, что события развиваются вопреки ее воле, подошла к Алексею, покоившемуся на ложе (отрывистое дыхание выдавало в нем еще живого),

    0

    127

    приникла к мужу и как „темноводный источник“, испуская потоки слез, стала громко обвинять сына, будто тот у еще живого отца похитил царство и замыслил мятеж. Но Алексей ничего не ответил на это, ибо его мысли были заняты более серьезными вещами, перед концом жизни он, как и подобает, думал о своем скором переселении в другой мир и вперял свой взор в ангелов — проводников душ.
    Императрица же, не в силах перенести действия сына, стала еще настойчивее, и Алексей с усилием на короткое мгновение улыбнулся и вознес руки к небу, как будто выражая радость по поводу услышанного и благодаря бога...
    Ирина ясно поняла, что мужа обрадовало ее сообщение, что она в своих надеждах обманулась, а его обещания были напрасны. И тогда с глубоким вздохом она сказала: „О муж, и живой ты отличался коварством, речь твоя была двусмысленной и исполненной хитрости, и вот теперь, прощаясь с жизнью, ты держишься своих старых привычек“. Это об Ирине.
    Иоанн же, явившись к Большому дворцу, не смог сразу туда войти, так как стражи не удовлетворились лицезрением перстня, а потребовали еще какого-нибудь доказательства того, что Иоанн явился по отцовскому приказу. Но вот двери дворца, усаженные с обеих сторон широкими медными брусками, отворяются, и Иоанн входит вместе с воинами и родственниками во дворец. Хлынула туда и сопровождающая его чернь, которая стала хватать все, что подвернется под руку. Ворота снова закрыли, приток толпы извне прекратился, а тем, кто был внутри, запретили выходить, и они несколько дней провели вместе с императором. Это произошло 15 августа. На следующую ночь умер император Алексей, процарствовав 37 лет и четыре с половиной месяца» (Nic. Chon., p. 8).
    1592 Имеется в виду Феодора, в дальнейшем жена Константина Ангела (Chalandon,
    Les Comnène, р. 217). Ни Анна, ни другие авторы, насколько нам известно, ничего не
    сообщают о первом замужестве и вдовстве Феодоры.
    1593 Алексей скончался в ночь с 15 на 16 августа 1118 г. О погребении тела
    императора рассказывает Никита Хониат (Nic. Ghon., р. 11 sq.).
    1594 Еврипид, Орест, 2.
    1595 Сведения источников о времени смерти Ирины противо-{629}речивы. По
    данным типика монастыря Космосотира (Petit, Typikon du Monastére de la Kosmosotira..., p.
    65), Ирина умерла 19 февраля 1-го индикта, т. е. 1123 или 1138 г. Однако обе даты
    неудовлетворительны, ибо по другим источникам (см. Chalandon, Les Comnène, р. 15, n. 2)
    Ирины уже не было в числе живых в 1136 г., но она была еще жива около 1130 г. Из
    сообщения Анны, думается, можно сделать лишь вывод, что Ирина умерла раньше
    Никифора Вриенния, т. е. до 1137 г., ибо писательница рассказывает о смерти мужа после
    упоминания о кончине матери. Ф. Шаландон (Chalandon, Essai..., р. 15, n. 2) предполагает
    ошибку в типике: 1-й индикт вместо 11-го индикта, и таким образом датирует смерть
    Ирины 19 февраля 1133 г.
    1596 Ниоба, согласно греческим мифам, — жена фиванского царя Амфиона. Имея
    14 детей, она насмехалась над богиней Латоной — матерью лишь двух детей: Аполлона и
    Артемиды. Разгневанные Аполлон и Артемида поразили стрелами Ниобу и ее детей, и
    они превратились в скалы. {630}

    0