Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Древняя Греция. » Государственный строй Афин и народонаселение.


    Государственный строй Афин и народонаселение.

    Сообщений 121 страница 133 из 133

    121

    Ещё немного о греческих изгнанниках и их количестве:
    "...большая опасность заключалась в многочисленности изгнанников. За исключением Спарты, не было почти ни одного греческого государства, которое в период от начала Пелопоннесской войны до Александра не было бы потрясено внутренними переворотами; между тем почти каждая такая революция завершалась изгнанием побежденной партии, и часто в изгнание уходили целые сотни людей. При этом имущество изгнанных постоянно конфисковалось и продавалось в пользу государственной казны или делилось между победителями. А где не доходило до политического переворота, там политические процессы давали господствующей партии средство изгонять из отечества ее противников, причем суд неизменно постановлял конфисковать их имущество; большею частью целью служила именно конфискация имущества, а обвинение в государственной измене или утайке общественных денег являлось лишь поводом к ней. Таким образом, Греция наполнилась бездомными беглецами, — большею частью образованными людьми, которые некогда жили в богатстве или по крайней мере в довольстве, а теперь терпели крайнюю нужду или ели хлеб гостеприимцев. Все они жили надеждою на возвращение в отечество и на восстановление своих имущественных прав; но осуществление этих надежд законным путем было почти невозможно, потому что если бы даже отечественное правительство охотно согласилось даровать им амнистию, то возвращение конфискованного имущества прежним собственникам представляло неодолимые трудности. Поэтому изгнанники постоянно и всеми средствами старались вызвать насильственный переворот, хотя бы для этого пришлось выдать отечество врагу. Если им удавалось вернуться, они, конечно, расплачивались со своими противниками тою же монетою; теперь последние уходили в изгнание, и хотя роли переменились, но суть дела оставалась та же. Когда Александр на Олимпийских играх 324 г. обнародовал указ, предоставлявший всем политическим беглецам во всей Греции право вернуться на родину, то на это празднество собралось, по преданию, 20 000 изгнанников; пусть это показание преувеличено, но их могло бы собраться еще большее число, если бы все они съехались в Олимпию..."
    К.Ю. Белох. "Греческая история".

    0

    122

    Кра$ин написал(а):

    Поэтому изгнанники постоянно и всеми средствами старались вызвать насильственный переворот, хотя бы для этого пришлось выдать отечество врагу.

    Березовские какие-то… Марат, по-моему, утверждал, что если сразу после революции, для исключения саботажа, надо убить 1000 человек, лучше это сделать, а то через десять лет убивать продеться 1000 000.  :mybb:

    0

    123

    Кра$ин написал(а):

    то на это празднество собралось, по преданию, 20 000 изгнанников; пусть это показание преувеличено, но их могло бы собраться еще большее число, если бы все они съехались в Олимпию...

    Характеризует степень нетерпимости в греческом обществе. Ну, и конечно, алчность победившей партии, реквизировавшей имущество изгнанников.

    0

    124

    Зелёный написал(а):

    Марат, по-моему, утверждал, что если сразу после революции, для исключения саботажа,
    надо убить 1000 человек, лучше это сделать, а то через десять лет убивать придется 1000 000

    Он бы и сам попал под гильотину, если бы его не зарезали чуть раньше.

    0

    125

    В оправдание грекам нужно сказать, что изгнание было не вечным и нам известны множественные примеры триумфального возвращения эллинов, подвергнутых как процедуре "остракизма", так и массовому изгнанию.

    0

    126

    Геннадий Бордуков написал(а):

    В оправдание грекам нужно сказать, что изгнание было не вечным и нам известны множественные примеры триумфального возвращения эллинов, подвергнутых как процедуре "остракизма", так и массовому изгнанию.

    И известны примеры переселения проигравших «всем гуртом» за море. К варварам поближе. Чтоб ерундой там не занимались, а выжить попытались. :flag:

    0

    127

    А более выигрышный вариант-податься в наёмники, и заработать можно, чтобы вернуть конфискованное.  :hobo:

    0

    128

    Можно ли считать Спарту тоталитарным государством, с казарменным социализмом?

    0

    129

    optio написал(а):

    Можно ли считать Спарту тоталитарным государством, с казарменным социализмом?

    Мне кажется (ИМХО), что с современными нам терминами подходить к определению Спарты, или Афин, времен до Пелопонесской войны – некорректно…
    Афины вот, преследовали полукровок – хороша демократия…. Кто демос, тому и кратия, а кто нет, тому ни какой кратии… В чём тоталитаризм Спарты? В коллегии эфоров?? Ликург строил не социализм (он не был знаком с «Немецкой философией» К. Маркса и Ф. Энгельса), он создавал систему управления полисом (теми самыми пятью объединившимися деревнями) в конкретных условиях, Пелопоннеса после дорийского захвата земель. Дорийцев-то было на пару порядков меньше чем илотов! Если бы не система Ликурга, их (спартанцев) стёрли бы с лица земли…. :dontknow:

    0

    130

    Зелёный написал(а):

    В чём тоталитаризм Спарты? В коллегии эфоров??

    В определённой степени-да!
    Вот давайте подробно рассмотрим государственное устройство Спарты: высшим органом государственной власти было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов, назывался этот орган апелла.. Вроде бы, полномочий у Народного собрания было много: оноутверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. 
    На первый взгляд-довольно широкие полномочия. Но вся беда в том, что участники Народного собрания могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их.. Ха, вот это номер-напоминает свадебных генералов. А кто же дёргает за ниточки и является настоящим кукловодов?
    Давайте рассмотрим и этот вопрос: окказывается, правом вносить законопроекты пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры.
    Вот кто играл решающую роль в Спарте-Совет геронтов, или геруссия. В ее состав входили 30 членов. 28 были лица старше 60 лет. Кроме 28 геронтов в геруссию входили два спартанских царя.
    Немного о правах и обязанностях: геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. Она существовала наряду с Народным собранием, но не была ему подотчетна. Более того, геруссия имела право отменять решения Народного собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. Как полновластный орган государственной власти, геруссия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно и руководила всеми делами, включая военные, финансовые, судебные, Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских царей, входивших в ее состав. Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.
    И нельзя не упомянуть об ещё одном государственном органе, возможно, наиболее могущественном-это коллегия из пяти эфоров ("надзирателей"). Вот здесь уж была вся полнота власти, перечень просто поражает, это уже какое-то "античное Политбюро", не зря Аристотель сравнивает власть спартанских эфоров с властью тиранов, единоличных правителей греческих полисов в IV в. до н. э. По имени старшего эфора назывался год в Спарте. Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю за деятельностью спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Согласно спартанским законам, эфоры раз в месяц принимали клятву царей соблюдать существующие законы. Два эфора обязаны были сопровождать царей во время военных походов, они стремились вызвать разногласия между царями, полагая, что взаимная подозрительность и вражда заставят царей контролировать друг друга. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, могли вести переговоры с послами других государств, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания - основы жизни и поведения спартиатов. Если они находили какие-либо отступления, то привлекали к судебной ответственности как должностных лиц, так и отдельных граждан.
    В общем, в отношении "казарменного социализма" термин, возможно, менее удачен, чем определение "тоталитарное государство" для древней Спарты.

    Отредактировано Кра$ин (2012-09-27 04:19:16)

    +1

    131

    Строго говоря, все античные государства были тоталитарными - т.е. основанными на подавлении и полном контроле общества со стороны властей... :glasses:

    ...а еще - расистскими и в той или иной степени националистическими (Рим, например, в меньшей, а вот Афины - в большей).

    Отредактировано AVL (2012-09-27 12:51:24)

    +1

    132

    AVL написал(а):

    расистскими и в той

    Полностью согласен: обязательно существовала какая-либо группа населения (обычно-довольно многочисленная), законодательно пораженная в правах.

    0

    133

    Сколько насчитывалось населения в Греции в различные эпохи? В таком виде на этот вопрос обыкновенно вообще не дается ответа. Пытаются исчислить население одной только Аттики приблизительно в IV ст. (в эпоху расцвета). Бек определяет его в 500 тысяч, из них 135 тыс. свободных и 365 тыс. рабов. Исходят из сообщений древних авторов о количестве полноправных граждан; оно колеблется между 20 и 30 тыс. Так, при распределении хлеба в 445 г., по Филокору, оказалось 14.240 афинян и 4.760 неправильно себя показавших таковыми. Во время Пелопонесской войны число их, очевидно, увеличилось, ибо по Фукидиду, имелось 13 тыс. гоплитов и сверх того в запасе 16 тыс. граждан и неполноправных. В первой речи против Аристогитона, приписываемой Демосфену, также указано около 20 тыс. граждан. При делении имущества Дифила, равнявшегося 160 талантам, на долю каждого гражданина пришлось 50 драхм, так что получается 19.200 граждан. Наконец, в 309 году при Дмитрии Фалернском был произведен подсчет населения и оказалось, по словам Ктесикла, приводимым в сборнике Афинея (других сведений об этом нет), 21 тыс. граждан, 10 тыс. неполноправных и 400 тыс. рабов. Считая число взрослых граждан и неполноправных за четвертую часть населения, получаем 84 тыс. граждан обоего пола и всех возрастов и 40 тысяч неполноправных. Что же касается рабов, то при таком подсчете оказалось бы их целых 1? миллиона. Этого чересчур много даже для тех, кто считает Аттику не менее населённой, чем современные западноевропейские страны. Но так как какую-нибудь цифру все же надо взять, то исходят из того ни на чем не основанного предположения, что здесь указано общее их количество, а не только число отцов семейств. Таким образом, получается общая цифра населения Аттики в 524 тыс. (Валлон ее определяет в 580 тыс., Сен-Кроа в 640 тыс.), Бек считает достаточным и 500 тысяч человек. Из этих 500 тыс. 240 тыс. Бек относит на город Афины и 260 тыс. на прочие местности Аттики.

    Кулишер И. М.
    "Очерк экономической истории Древней Греции".

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Древняя Греция. » Государственный строй Афин и народонаселение.