Форум Геннадия Бордукова

    Античная история и нумизматика.

    Информация о пользователе

    Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Древняя Греция. » Государственный строй Афин и народонаселение.


    Государственный строй Афин и народонаселение.

    Сообщений 61 страница 80 из 133

    61

    Зелёный написал(а):

    чего же всё-таки народ получил в его первое правление

    В первое правление, конечно, мало что было осуществлено. Но в дальнейшем шаги правильные были сделаны: и суды разьездные были организованы, и кредиты сельскохозяйственные выдавались, вообщем, правил и не вредил, что уже не плохо.

    0

    62

    Зелёный написал(а):

    Мегакл и Ликург

    Если бы они не перессорились между собой, то у Писистрата не было бы никаких шансов на возвращение после первого изгнания. Мегакл сам привёл его в власти, обеспечив поддержку Писистрата в обмен на то, что тот жениться на его дочери. Наивный.  :crazy:

    Зелёный написал(а):

    Я, кстати, ни когда и не натыкался в литературе на список, чего же всё-таки народ получил в его первое правление

    Поддержку Писистрату обеспечили 3 группы населения: сельские жители из горных областей (вечно обижаемые другими группами населения), группа разорившихся граждан из-за отмены долгов (а Солон предвидел это, но тем не менее провёл реформу) и последняя группа-это те, кто лишь недавно получил гражданство по закону Солона. Я думаю, что они испытывали "зуд" от внезапно свалившихся на них возможностей участвовать в политической жизни государства, вот и лезли во всякие авантюры.

    0

    63

    Ещё информация об афинских архонтах:
    Затем по инициативе Ифита из Элиды начались Олимпийские игры, наиболее прославленное и наиболее действенное изо всех состязаний в развитии физической и духовной доблести. Он учредил эти игры и торжественный сбор за восемьсот двадцать три года до твоего, М. Виниций, консульства(30 год н.э.).  Передают, что священнодействие на том же месте установил Атрей около тысячи двухсот пятидесяти лет назад, когда проводил погребальные игры в честь отца своего Пелопса, и что на этом игрище Геркулес был победителем во всех видах состязаний. Тогда же в Афинах архонты перестали пользоваться пожизненной властью — последним из них был Алкмеон — и начали избираться на десять лет. Этот порядок удерживался семьдесят лет, после чего утвердилось ежегодное правление государственных должностных лиц. Из тех, кто управлял десять лет, первым был Харопс, последним Эриксиас, — из годичных первым Креон.
    Веллей Патеркул "Римская история", книга I.

    0

    64

    Геннадий Бордуков написал(а):

    , после чего утвердилось ежегодное правление государственных должностных лиц

    И римляне свою государственную систему выстроили аналогично.

    0

    65

    Кра$ин написал(а):

    Я думаю, что они испытывали "зуд" от внезапно свалившихся на них возможностей участвовать в политической жизни государства, вот и лезли во всякие авантюры.

    Пожалуй соглашусь… :flag:

    Кра$ин написал(а):

    Мегакл сам привёл его в власти, обеспечив поддержку Писистрата в обмен на то, что тот жениться на его дочери. Наивный.

    Вы в серьёз верите этой романтической версии? Скорее союз демократов и умеренных произошёл из-за «неуёмности» аристократов (аналогия – Бурбоны, после отречения Наполеона «они ни чего не забыли и не чему не научились», (с) Тайлеран, по-моему), а свадьба – наглядный (для всего полиса) показатель союза. Потом, сначала разрыв политический, потом – жену обратно тестю.

    0

    66

    Зелёный написал(а):

    Вы в серьёз верите этой романтической версии

    Со стороны Писистрата это наверняка была военная хитрость, не будем забывать что он отличился в войне с Мегарой и был избран полемархом. Ну а если вспомнить известную байку о мнимом нападении на него со стороны политических противников, позволившем ему обзавестись телохранителями-то становится очевидно, что для достижения своей цели Писистрат не погнушается никакими методами.

    +1

    67

    Троянский_Свин написал(а):

    А есть где-то информация о том, что родовая месть поддерживалась религиозными требованиями?

    Да, согласно законам Драконта, в случае отсутствия прямых родственников убитого право преследования по закону получали члены его фратрии. Религия (и происхождение от общего бога) была цементирующим фактором фратрии. Отсюда, прямая взаимосвязь-если ты член религиозного обьединения (фратрии), то кровная месть касается тебя непосредственно (другими словами-между тобой и убитым членом твоей фратрии кровное родство).

    0

    68

    Добрый вечер!

    Кра$ин написал(а):

    Религия (и происхождение от общего бога) была цементирующим фактором фратрии. Отсюда, прямая взаимосвязь-если ты член религиозного обьединения (фратрии)

    Ни когда не рассматривал фратрию, как религиозное объединение. Часть филы – да. То есть, род. Нам известно о филобасилеях, как о местных царях руководивших филами до синойкисма, но кто управлял фратрией? Где-то читал, совершенно не помню где, что фратрия управлялась старейшинами.  :flag: Следовательно, это всё же род, т.е. большая семья, где все, хоть и дальние зачастую, но родственники. Отсюда и кровная месть за члена рода…. http://yapro.ru/javascript/jquery.lebnik.Comments/smiles/31.gif
    Хотя, без сомнения, каждая фратрия наверняка имела своего бога-покравителя, и, безусловно, вела свою родословную от него… У нас до сих пор прослеживаются отголоски язычества, хотя уже больше тысячи лет прошло, так стоит ли удивляться, что в Греции 2500 лет назад прослеживались частички родового тотемизма? :idea:

    0

    69

    Причем, при политеизме это делать довольно легко.

    0

    70

    Зелёный написал(а):

    Следовательно, это всё же род, т.е. большая семья, где все, хоть и дальние зачастую, но родственники. Отсюда и кровная месть за члена рода….

    У Латышева очень хорошо об этом написано:
    В фратриях... велись списки, в которые отцы с согласия фраторов записывали своих законных детей; принятием во фратрию удостоверялась законность происхождения ребенка и, стало быть, его гражданские права, так что фраторы были блюстителями чистоты происхождения граждан. Затем фраторы, вслед за родичами, обязаны были мстить за убитых сочленов и имели право наследства в тех случаях, когда умерший был последним представителем своего рода.

    0

    71

    Пора, пожалуй, обратиться к реформам Клисфена, которые проводились с 508 по 500 г. до н. э. и положили конец родовому укладу жизни Аттики. Об этом подробно и без излишнего заумства написано в "Истории Древней Греции (под ред. В.И. Кузищина)":
    Клисфен выступил с программой реформ, которые должны были выкорчевать последние остатки родовых отношений и завершить оформление полисного строя в его демократическом варианте. Важное значение имело введение нового административного деления Аттики.  Дело в том, что сила родовой знати, ее наиболее глубокие корни находились в системе традиционного разделения Аттики на родовые филы, фратрии и роды. В этих подразделениях были родовые поместья, родовые культы знати, вокруг которых собирались зависимые от нее бедняки- сородичи. Клисфен сделал попытку эти корни выкорчевать. Территория всей Аттики была разделена на 10 областей, каждая из которых состояла из трех районов, а район включал несколько демов, низших административных единиц. Каждая из 10 областей (фил) представляла собой не сплошную территорию, а состояла из трех районов (триттий), расположенных в разных местах Аттики (один район — в городской черте Афин, другой — в приморской полосе, третий — во внутренней части Аттики). Прежние родовые коллективы оказались разбросанными по разным демам, триттиям и филам. Тем самым они фактически были расформированы и потеряли политическое значение.

    :dontknow:

    0

    72

    Реформы Клисфена, коснувшиеся непосредственно Афин:
    В конце VI в. до н. э. Афины превратились в крупный и многонаселенный городской центр. Здесь жил разнообразный люд, связанный с ремесленными производствами и торговлей, — от владельцев крупных рабских мастерских и кораблей до простых матросов и гребцов. В этом крупном центре обретали постоянное место жительства и выходцы из других греческих городов — Милета, Самоса, Сигея, Коринфа, Мегар и др. Эти чужаки составили сословие метеков, они отличались от коренных афинян тем, что не имели гражданских прав (например, права участвовать в Народном собрании), земельных участков, но могли открыть мастерскую или купить корабль.
    Стремясь противопоставить городской демос старой аристократии и усилить его политическое значение, Клисфен использовал благоприятную ситуацию, сложившуюся в связи с общей реорганизацией афинского управления, созданием новых фил, и включил в состав полноправных граждан значительное число метеков и вольноотпущенников.

    Как видим, капиталам метеков в Афинах рады, но гражданских прав им не дают.  :nope:

    0

    73

    И естественно-аграрный вопрос, как его решил Клисфен:
    Как и во времена Солона, довольно острой была в Афинах конца VI в. до н. э. аграрная проблема из-за наличия массы малоземельных граждан, с трудом сводящих концы с концами. К тому же Клисфен включил метеков и отпущенников в число тех, кто имел право владеть землей. Для того чтобы наделить малоземельных или безземельных граждан участками, Клисфену надо было решиться на такую радикальную меру, как общий передел земли в Аттике. Им был найден другой выход. В 506 г. до н. э. Афины разгромили напавших на них халкидян с соседнего острова Эвбеи и захватили часть территории города Халкиды. На конфискованной в пользу Афин территории были поселены 4 тыс. бедных афинян (поселенцев-клерухов), получивших земельные участки, которые обеспечили им приличный доход афинского зевгита. Эта важная акция не только на время сгладила остроту аграрного вопроса в Афинах, но и способствовала укреплению слоя средних земледельцев — зевгитов.

    По-моему, немного напоминает ситуацию с выводом колоний римлянами и наделением землями поселенцев и военных ветеранов.

    0

    74

    И нужно упомянуть о реорганизакции органов власти:
    Установив новый, территориальный принцип деления, Клисфен привел в соответствие с ним всю структуру полисных органов власти. Теперь все органы управления в Афинах комплектовались в строгом соответствии с новым представительством. Совет 400, состоящий из представителей старых родовых фил, был упразднен. Вместо него учрежден Совет 500, в который входили 50 человек от каждой новой филы, внутри филы кандидаты в члены Совета 500 избирались по демам и триттиям. На выборные должности также назначали, учитывая число территориальных фил, по 10 членов от каждой. Были введены новые должности аподектов (сборщиков различных взносов; их было 10) и стратегов (10 военных командиров).
    Компетенции нового Совета 500 были расширены, он должен был заседать регулярно и не только готовил дела для Народных собраний, но и занимался текущим управлением. Функции аристократического Ареопага ограничивались, и он постепенно превратился в судебную инстанцию, его политическое значение упало.


    Как видим, политические реформы были проведены таким образом, чтобы обеспечить участие в управлении широким кругам гражданского населения.  ;)

    0

    75

    Ещё одно важное и знаковое нововведение:
    Для охраны установленного порядка, предотвращения возможности захвата власти со стороны какого-либо могущественного лица был введен так называемый остракизм (т. е. голосование на черепках). Остракизм — специальное голосование в Народном собрании по вопросу, есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку. Участники Народного собрания писали имя такого человека на черепках амфор и других сосудов. Если на 6 тыс. черепков оказывалось одно и то же имя (или большинство из общего числа-по другой версии), этот человек изгонялся из Афин на 10 лет.


    Как видим, законы Клисфена завершили формирование общества и государства в Аттике в виде демократического полиса, которое началось в VIII в. до н. э. В принципе, правовое становление греческого общества и государства заняло приблизительно столько же времени, как и формирование республиканских институтов в Древнем Риме (имхо).  :idea:

    0

    76

    Кра$ин написал(а):

    этот человек изгонялся из Афин на 10 лет.

    Есть примеры, когда изгнанного досрочно возвращали в Афины. Например, так было с Кимоном. Но всегда причиной этого были форс-мажорные обстоятельства и перед лицом очередной грозящей опасности афиняне вспоминали об изгнанных лидерах.

    0

    77

    Кра$ин написал(а):

    Остракизм — специальное голосование в Народном собрании по вопросу, есть ли в государстве человек, угрожающий существующему порядку. Участники Народного собрания писали имя такого человека на черепках амфор и других сосудов.

    Выбирали из определенного списка с несколькими
    кандидатами, или каждый голосовал произвольно?

    0

    78

    Лодочник написал(а):

    собрания писали имя такого человека на черепках амфор и других сосудов.Выбирали из определенного списка с несколькими
    кандидатами, или каждый голосовал произвольно?

    Обычно было противостояние двух лидеров-официального и "теневого". В принципе, каждый из 6 тысяч голосующих мог вписать на черепке любое имя. Следуя из этого, мы должны признать за действенную ту систему, при которой изгонялся афинянин, набравший бОльшее количество голосов "против".
    Ещё одна обсуждавшаяся система процедуры остракизма, при которой изгонялся афинянин, получивший против себя все 6 тысяч голосов, вряд ли была жизнеспособной. При коррупции в Афинах не трудно было перекупить пару-тройку нужных голосов.

    0

    79

    Геннадий Бордуков написал(а):

    система процедуры остракизма, при которой изгонялся афинянин, получивший против себя все 6 тысяч голосов, вряд ли была жизнеспособной.

    Все голоса - это нереально, конечно.

    Все-же действительно, наверное, простым большинством
    голосов из 2-3 кандидатур.  :yep:

    0

    80

    Добрый вечер!

    Лодочник написал(а):

    Все-же действительно, наверное, простым большинствомголосов из 2-3 кандидатур

    Я могу ошибаться, но мне встречалась информация, что изгонялся тот человек, имя которого было вписано чаще других. Просто чаще. А сама процедура остракизма проводилась два раза в год в определённое время. То есть, чисто теоретически, могли пошутить, и изгнать любого гражданина :cool: . Ни чего объяснять или доказывать было не надо. :dontknow:

    0


    Вы здесь » Античная история и нумизматика. » Древняя Греция. » Государственный строй Афин и народонаселение.